Главная Случайная страница


Полезное:

Как сделать разговор полезным и приятным Как сделать объемную звезду своими руками Как сделать то, что делать не хочется? Как сделать погремушку Как сделать так чтобы женщины сами знакомились с вами Как сделать идею коммерческой Как сделать хорошую растяжку ног? Как сделать наш разум здоровым? Как сделать, чтобы люди обманывали меньше Вопрос 4. Как сделать так, чтобы вас уважали и ценили? Как сделать лучше себе и другим людям Как сделать свидание интересным?


Категории:

АрхитектураАстрономияБиологияГеографияГеологияИнформатикаИскусствоИсторияКулинарияКультураМаркетингМатематикаМедицинаМенеджментОхрана трудаПравоПроизводствоПсихологияРелигияСоциологияСпортТехникаФизикаФилософияХимияЭкологияЭкономикаЭлектроника






Модели группообразования в отечественной психологии





Рассматривая феноменологию процесса порождения и развития малой группы, прежде всего, необходимо указать причины, лежащие в его основе. Их можно условно разделить на социологические и психологические. В случае формальных групп причины их возникновения лежат вне самих групп и определяются более широкой социальной системой. К социологическим факторам можно отнести, например, престижность профессии.

Психологические детерминанты возникновения малой группы включают потребности: в общении, в чувстве принадлежности, во взаимопомощи, во взаимной защите и др.

Неформальная группа возникает спонтанно. Появление же организованной малой группы необходимо рассматривать как двухступенчатый процесс, включающий:

1) объявление ее как элемента общей системы;

2) наполнение группы конкретными индивидами, способными реализовать ее цели и задачи.

Второй этап не только обусловлен активностью внешних организационных структур, но и зависит от личных побуждений, входящих в группу индивидов.

В отечественной социальной психологии разработано несколько моделей группообразования. Одну из таких моделей предложил А.В. Петровский в рамках стратометрической концепции. По его мнению, процесс группообразования можно представить как формирование определенной иерархии уровней – страт. При этом внутригрупповая активность является многоуровневой системой, а развитие группы – это процесс возникновения и формирования все более глубинных уровней указанной активности. Этот процесс протекает от формирования активности, обусловленной индивидуально-психологическими различиями, до формирования активности, опосредованной самой совместной деятельностью. На психическом уровне развитие группы проявляется в возрастании сходства структуры, содержания и взаимосвязей личностных смыслов участников группы относительно объектов, значимых для совместной деятельности.

Таким образом, по представлениям А.В. Петровского, в группе наблюдается четыре страты (рассматриваются по мере формирования) см. рис. 4.

 

А Б В Г

 

 

Рис. 4. Стратометрическая модель группообразования

Г начальная страта в группообразовании, когда межличностные отношения в группе эмоционально окрашены исходя из индивидуально-психологических различий участников группы (интересов, вкусов, привычек).

В страта, когда локализуются характеристики межличностных отношений, опосредованных содержанием внутригрупповой деятельности. Отношения зависят от характеристик совместной деятельности участников.

Б страта, где фиксируются отношения каждого участника группы к групповой деятельности, ее целям, задачам, формируется общая мотивация деятельности.

А центральная страта, которую образует сама групповая деятельность, ее содержательная и общественно-экономическая характеристика.

Другая модель реализована в параметрическом подходе к исследованию группы, предложенном Л.И. Уманским. В основу его схемы положено представление о социально-психологических параметрах группы, являющихся своеобразными критериями, отличительными признаками развития группы как коллектива. К числу таких параметров относятся:

1) содержание нравственной направленности группы – интегративное единство ее целей, мотивов, ценностных ориентаций;

2) организационное единство группы – групповая подготовленность в сфере той или иной деятельности;

3) психологическое единство – интеллектуальная, эмоциональная, волевая коммуникативность, характеризующая соответственно процесс межличностного познания и взаимопонимания в группе, межличностные контакты эмоционального характера, стрессоустойчивость и надежность группы в экстремальных ситуациях.

Date: 2016-05-18; view: 496; Нарушение авторских прав; Помощь в написании работы --> СЮДА...



mydocx.ru - 2015-2024 year. (0.006 sec.) Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав - Пожаловаться на публикацию