Главная Случайная страница


Полезное:

Как сделать разговор полезным и приятным Как сделать объемную звезду своими руками Как сделать то, что делать не хочется? Как сделать погремушку Как сделать так чтобы женщины сами знакомились с вами Как сделать идею коммерческой Как сделать хорошую растяжку ног? Как сделать наш разум здоровым? Как сделать, чтобы люди обманывали меньше Вопрос 4. Как сделать так, чтобы вас уважали и ценили? Как сделать лучше себе и другим людям Как сделать свидание интересным?


Категории:

АрхитектураАстрономияБиологияГеографияГеологияИнформатикаИскусствоИсторияКулинарияКультураМаркетингМатематикаМедицинаМенеджментОхрана трудаПравоПроизводствоПсихологияРелигияСоциологияСпортТехникаФизикаФилософияХимияЭкологияЭкономикаЭлектроника






Ступень четырнадцатая. Научись любить





Принуждение в любой форме, как и подавление, создает только конфликт.

Кришнамурти

Относись к людям как к тем, кем они могут быть и они станут тем, кем они могли бы стать.

Гете

Основная проблема не лежит в том, что общество живет по мужским ценностям.

Основная проблема заключается в том, что мужские ценности в обществе поняты ложно — они идеализируют угрожающую силу Ножа, они обучают и мужчин, и женщин проявлениям власти и насилия и рассматривают мужчин, не соответствующих этим понятиям, как лишенных исконно мужских качеств.

Райэн Эйслер, «Чаша и Нож»

 

Многие религиозные и эзотерические источники утверждают, что в давние времена наше сознание было едино с Божественным, а чудеса были для нас обычным явлением. В какой-то момент связь с Богом и сопутствующие ей способности были утрачены, а внутренняя целостность нашего сознания была нарушена. Выразилось это нарушение в том, что несколько десятков тысячелетий назад человек перестал использовать одно из своих начал, погрузив большую часть клеток своего мозга в незадействованное, спящее состояние.

Когда это произошло, люди утратили Божественные способности, а сказания о своих давних подвигах стали воспринимать, как сказки. Среднестатистическое сознание обычного человека перестало охватывать все грани действительности и перестроилось на её восприятие в усечённом, упрощённом варианте.

Внешняя же деградация человека выразилась в утрате умения сотрудничать — и взаимоотношения, основанные на власти и насилии надолго подменили в нашем сознании идею равноправия и сотрудничества. В наши дни уже никто не удивляется тому, что принуждение силой закона и оружия лежит в основе большинства аспектов современного общества.

Между тем, попытка решать проблемы применением власти — чисто мужской подход. Женщина бы пыталась сотрудничать, то есть — договориться.

Все проблемы современного общества и человека берут начало из одного истока, который в двух словах можно описать так: ущемление женского начала.

Наступила Новая Эра, время Света и Любви — и пробуждение сознания человечества началось. Любовь — это та чудесная сила, с помощью которой можно решить все проблемы и востребовать все способности; и если человечество до сих пор не научилось пользоваться этой силой в полной мере, то лишь потому, что за всю свою историю предпочитало смотреть на мир в основном через призму конкуренции и борьбы — ценностей, присущим мужчинам. А силой чудотворной любви, равно как и другими своими чувствами, лучше владеют женщины — ведь женщины больше умеют доверять и открываться и потому не случайно большинство приведенных в этой книге примеров связано с ними.

Современные психологи утверждают, что если бы люди были более открыты к развитию в себе качеств противоположного пола, их жизнь протекала бы более гармонично. В каком-то смысле, даже стремление к созданию семьи можно объяснить комплексом неполноценности: вместо того, чтобы развивать в себе качества другого пола (сила и независимость для женщин; умение сопереживать и сотрудничать для мужчин), мы учимся подавлять их, одновременно развивая в себе потребность в дополняющей психической структуре. Однако подавление любого из начал само по себе является скорее мужским, чем женским способом решения проблемы. И это заключение подталкивает нас к выводу о том, что во взаимоотношениях мужского и женского начал внутри современного человека и общества имеются определенные пережитки, которые мы сейчас преодолеваем.

Я вынес в эпиграф этой Ступени цитаты из известной большинству американских интеллектуалов книги Райэн Эйслер «Чаша и Нож». Название книги об истории культуры нашей цивилизации состоит из двух символов. Символом Культуры Власти, как всего мужского, властного, иерархического, умственного, логического, проникающего, овладевающего, подавляющего, сопоставляющего, распределяющего, анализирующего и разделяющего является

Нож. Символом творческой Культуры Сотрудничества, как всего женского, равноправного, сотрудничающего, чувствительного, воспринимающего, интуитивного, вмещающего, приспосабливающего, воспринимающего, поддерживающего, дающего, питающего и объединяющего является Чаша.

В символах Чаши и Ножа усматриваются архетипы мужских и женских половых органов. И если развить эту аналогию, можно сказать, что на протяжении предыдущей человеческой истории взаимодействие мужского и женского начал нашей цивилизации осуществлялось далеко не способом сотрудничества — т. е., насильственным и не ведущим к рождению чего-то нового путём.

Реанимировав древние учения о мужской и женской сторонах бытия, не являющаяся приверженцем феминизма Эйслер попыталась взглянуть на историю цивилизации через призму ценностей, присущих женщине. И пришла к неутешительному для мужчин выводу: хорошо изученная наукой и известная нам по школе история последних тридцати тысяч лет — история кровопролитной борьбы государств и организованных религий, нескончаемых войн и насилия, уничтожения природы и беспощадной эксплуатации народов их правительствами — следствие пребывания у власти в основном, представителей мужского пола — или, выражаясь не столь категорично, лиц, исповедующих ложно понятые ценности «истинной мужественности» — конкуренции, завоевания, покорения, накопления и подавления.

Впрочем, еще до Эйслер многие мыслители констатировали: со времен патриархата борьба за власть и за право подавлять других на всех уровнях общества надолго подменила идею сотрудничества и ворвалась даже в новую историю, как главная форма человеческих отношений.

Уже Гераклит написал: «Война является отцом (!) всех вещей.»

Морис Дави в своей книге «Эволюция войны» утверждал:

«Война привычна планете… Она затрагивала каждый участок поверхности Земли, где мужчины входили в контакт или столкновение.»

Американский психоаналитик Джером Бернштейн в своей книге «Сила и Политика» пишет, что только в период с 1496 г. до нашей эры до 1861 года нашей эры на нашей планете было 3130 лет войн и только 227 лет мира — по 13 лет войны на каждый год мирного существования. За это же время мужчинами-политиками было заключено более восьми тысяч мирных договоров, причем каждый подразумевал «мир во веки веков».

Каждый из этих договоров просуществовал в среднем два года.

В эпоху тридцати последних веков кровопролитной человеческой истории, эпоху войн и насилия, ценность женщины, как хранительницы и воспитательницы была очень мала — множество женщин с детьми не стоили одного воина, могущего защитить, завоевать или добыть пропитание в трудное время. Хочется верить, что в наше время большие войны из-за различий в политических и религиозных идеологиях ушли, но «настоящие мужчины» у власти по-прежнему пытаются «подчинить» себе природу и космос, ведут валютные и экономические войны, ущемляют общественные организации, нестандартных людей и неформальные движения.

И даже боги, как и религиозные иерархи, которые заставляют нас им поклоняться — мужчины.

Война, развязанная мужчинами за покорение природы под лозунгами технического прогресса, особенно гибельна — и потому нет ничего удивительного, что в наши дни человечество получает ответные удары. Перемены климата, природные катаклизмы, загрязнение атмосферы, нехватка продовольствия из-за истощения пахотных земель и воды из-за нерационального её использования — следствие мужского подхода к действительности, от которой ножом ума отрезается то, что тебе нужно, а остальное за ненадобностью отбрасывается.

Учения йогов и тибетских лам, Поля Брегга, Порфирия Иванова и героини романов Владимира Мегрэ Анастасии даже в наше время демонстрируют силу человека женского, внутреннего пути, живущего в согласии с природой и не пытающегося завоевать ее. Многие древние учения утверждают, что человек, идущий внутренним, женским путём, мог бы развить в себе все способности, отсутствие которых сегодня он пытается компенсировать созданием дорогостоящих искусственных машин и механизмов ценой уничтожения и разграбления огромных природных ресурсов.

Специфика ума — главной мужской части человека — основанный на приоритетном анализе внешнего мира сопоставительный, соревновательный взгляд на действительность, что само по себе не является ложной ценностью. Ложной ценностью является превращение соревнования и борьбы в единственную форму человеческих отношений, а власти и накопления — в единственные критерии личного развития.

История борьбы за власть развращенного ложно понятыми мужскими ценностями человечества берет истоки в глубокой древности. Вначале эта борьба во многом сводилась к соревнованию полов с присущими им верованиями и культами, что само по себе не было проблемой. Проблемы начались тогда, когда мужчинам в таком соревновании удалось навязать женщинам свою манеру борьбы, где победивший объявлялся правым и получал над проигравшим власть и его ресурсы, а проигравший осуждался обществом и должен был подчиняться выигравшему.

С тех пор, когда преобладали ценности одного пола, ценности другого уходили в подполье, замаскировывались тайными обществами и лишь изредка проповедывались узкому кругу доверенных лиц. Когда возобладали ценности другого, первый стремился укрыться от сокрушительного реванша, оберегая осколки своих культов в оторванных от цивилизации популяциях.

Так, например, Орфея и его последователей преследовали жрицы-вакханки. Инквизиция, состоящая исключительно из мужчин, топила ведьм.

Мы мало что знаем о достоинствах древних цивилизаций, отделенных от нас многовековой историей. Знаем только, что женские ценности равноправия, сотрудничества и взаимопомощи на каком-то этапе развития ушли в тень, поскольку были оптимальны лишь для женского эмоционально — интуитивного психологического уклада, оберегающего Семью, Детей и Домашний очаг, но являлись обременительно сдерживающими для мужского ума и тела, стремящегося не растить, а меряться силой; не воспитывать, а соревноваться; не давать, а конкурировать; не уживаться, а расширяться и завоевывать.

Семья, дом и дети заняли слишком большое место в человеческом сознании, притупив инстинкты охотников, добытчиков и первооткрывателей и особенно остро это стали ощущать мужчины.

И тогда мужчины вышли из семей, где единолично властвовали женщины и собрались вместе, чтобы образовать Общество. Как только они образовали Общество, большинство из них захотело Власти. Как только они включились в борьбу за Власть, они образовали Вертикаль Управления. Как только Вертикаль Управления получила право карать тех, кто не подчинялся утвержденным ей законам, семья и личность по отношению к обществу, женщина по отношению к семье, а женские ценности по отношению к мужским заняли подчиненную позицию.

Маятник истории качнулся в сторону патриархата.

И если в начале своего движения, когда этот маятник был еще не слишком далек от своего центра (условной точки гармонии и баланса мужского и женского начал в обществе), мужские ценности имели для общества почти однозначно благотворный и прогрессивный характер, то чем дальше мужчины (а кое-где уже и женщины, зараженные несвойственными им, но современными мужскими ценностями) опьянялись властью и распределением, единым порядком и репрессиями против его нарушителей, а то и искоренением препятствующих введению Единого Порядка инакомыслящих, тем дальше Общество входило в опасный крен, где все или почти все женские ценности забывались, выхолащивались, либо подменялись мужскими.

Двадцатый век явил последний триумф и начавшийся закат Общества Власти. Именно в нем оно достигло высшей степени совершенства и продемонстрировало миру как свои несомненные достоинства, так и неспособные к разрешению в его недрах противоречия, увлекающие Человечество, живущее повсеместно скорее мужскими, чем женскими ценностями от торжества патриархальных ценностей к их вырождению. Сегодня, как никогда, важно, чтобы женские и мужские аспекты общества и человека объединились, вместо того, чтобы преследовать и отвергать друг друга. Однако мир еще во многом продолжает жить исключительно мужскими, властными, чуждыми отношениям сотрудничества категориями развития.

Простой метод анализа может показать, что в современном обществе, пока еще во многом являющемся Патриархальным, мужское начало зачастую подавляет женское и сдерживает его развитие, вместо того, чтобы с ним сотрудничать. Именно это и определяет суть Культуры Власти.

Суть метода заключается в том, чтобы объявить женскую часть анализируемой диады, в соответствии со своей природой, пассивной, воспринимающей и направляемой, а мужскую — активной и ведущей и посмотреть, по справедливости ли распределяются между ними жизненные блага, общественные права, или источники энергии.

Возьмем для начала Общество и Личность. Вопреки грамматике, Общество здесь олицетворяет мужское, а Личность, уже в соответствии с грамматикой, — женское начало. Но нет между ними равенства — в любом типе общества у личности ограничиваются те или иные права, если и не властью закона, то, как минимум, властью общественного осуждения.

Семья и Личность. В этой диаде семья приобретает качества женского, а личность — мужского рода. Многие семьи распадаются из-за неумения делать общее дело — личность ставит себя над интересами семьи и видит в семье лишь структуру, обслуживающую ее интересы.

Руководители и Исполнители. Как и в предыдущих примерах, мужская, деятельная и активная часть присваивает себе львиную долю власти, ресурсов и жизненных благ, хотя закон декларирует их равенство. Однако, хотя даже концепции современного менеджмента провозглашают одинаковую ценность для фирмы работника и начальника, никто еще не знает случая, чтобы директор уволился после конфликта с рабочим.

Земля и Человечество. По отношению к планете, Человечество выполняет работу мужской, проникающей и насильственной части. Никто не спрашивает согласия планеты на бесконтрольное и непомерное использование ее тела путём разрушения озонового слоя, вырубки тропических лесов, обескровливания плодородных земель.

Родители и Дети. Несмотря на подвижки в законодательстве последних лет в сторону расширения прав детей, из-за закрытости семейной жизни для общественных учреждений, дети, по существу, остаются заложниками прихотей своих родителей в любой семье, где взрослые не хотят обеспечить их равными с собой правами в сфере обеспечения таких жизненно важных интересов, как питания, сна, свободного выражения эмоций и безопасности от физического и сексуального насилия.

Преподаватели (Воспитатели) и Студенты (Школьники). Используя зависимое положение последних в системе мирового образования, ориентированной не столько на сотрудничество, сколько на управление, преподаватели вводят принудительную систему посещений, оценочный контроль знаний и кастовую, корпоративную систему круговой поруки, где они сами же аттестуют и проверяют друг друга. Опросы же студенчества и советы самоуправления пока ещё не имеют достаточного веса для изменения основ этой системы.

Работающие и Социально незащищенные (пенсионеры, инвалиды, сироты). Хотя Государство и Предприятие не стесняется использовать трудовые ресурсы здоровых и молодых, признавая их право на полноценные отпускные раз в году, они не спешат обеспечивать их достойными и достаточными для выживания ресурсами, отправляя в бессрочный отпуск.

Мужчина и Женщина. Они остаются носителями своих исконных качеств на плане общественных взаимодействий, но меняются ролями в лоне семьи. По-прежнему в Обществе, формально отошедшем от патриархальных ценностей, женщина получает за ту же работу меньшее вознаграждение, занимает ключевые и руководящие посты реже, а приходя домой после работы выполняет домашней работы больше, чем мужчина. По существу, женщина во многих странах, как и раньше, принимает меньшее участие в принятии важных для общества и государства решений — ее энергия используется руководителями-мужчинами.

Однако в семье женщина становится носителем мужского начала. Она берет реванш за общественное неустройство и узурпирует права домоправительницы, используя инфантилизм и пассивность современных мужчин во всем, что касается семьи и быта. Несмотря на то, что мужчина меньше занят по хозяйству, он все равно ощущает свою подчиненность, выполняя отдельные поручения — это делается возможным, потому что женщина, чувствуя себя хозяйкой дома, работает на себя, в то время, как мужчина, вовлекаясь в домашние дела даже эпизодически, работает на нее.

И, наконец, сам Человек, вмещающий в себе, независимо от того, мужчина он или женщина — и женское, и мужское начала. Мужское начало личности — анализирующий логический ум, вечно направленный на достижение господства и преуспеяния и использующий для этого выработанные в ходе своего и чужого прошлого опыта стереотипы. Женское же начало личности выражает себя в чувствах, вершиной развитости которых является интуиция — т. е. в чем-то алогичном, основывающемся на внезапных спонтанных прозрениях, полных доверия к манящему своей неизвестностью будущему; женское начало человека направлено на развитие взаимоотношений и раскрытие внутреннего потенциала.

Нетрудно заметить, что большинство людей нашего времени хотя уже не отрицают ценностей интуиции и сотрудничества, однако ещё не умеют в полной мере ими пользоваться и потому по старинке предпочитают во внутренней жизни пользоваться логикой, а в отношениях — инструментами власти и давления.

Сегодня все эти явления имеют место из-за дефицита в обществе исконно женских ценностей и повсеместной подмены их мужскими. Даже пресловутая женская эмансипация сводится к тому, что женщины начинают принимать равное с мужчинами участие в общественной жизни — но стали ли мужчины принимать с женщинами равное участие в жизни домашней, и главное, научились ли они мыслить женскими категориями?

Пробуждая внутренний, женский аспект своего «я», человек пробуждает интуицию и стремление к сотрудничеству с миром вокруг себя, которые с древности называют «гласом божьим», или душой. Этот голос не потребует от вас принадлежности к какойлибо вере, методике или традиции. И когда человек в основном завершил свое психологическое развитие и внутренне готов услышать этот голос, толчком для этого может быть любая духовная практика, любое упражнение, любой тренинг.

В свое время Райэн Эйслер в уже упоминавшейся мной книге

«Чаша и Нож» написала: «Чаша символизирует не только женщину, но и мужчину, готового давать и растить».

Символ Чаши не случаен. Чаша есть универсальный символ женского пути, то есть пути внутреннего, духовного. Чаша — это и женское лоно, способное дать жизнь, вместить и принять; и грудь, питающая, развивающая и дающая; и купол храма, вмещающий все чаяния и надежды.

Главным же значением символа Чаши является Сердце. А Нож — это ум, вечно готовый сравнивать и сопоставлять, анализировать и подавлять, разделять и властвовать.

Чаша и нож в аспекте внешнего, общественного развития — это противоположение современного Государства с его атрибутами власти и насилия Семье, или Группе духовно развитых людей с ее ценностями любви и взаимоподдержки. В аспекте же развития внутреннего это противоположение ума, жадного до почестей и материальных средств сердцу и его эманациям — чувствам, центрирующимся не на внешних атрибутах успеха, а прежде всего на качестве нашего внутреннего состояния и связанной с этим системы построенных нами человеческих отношений. Именно поэтому многие духовные учения связывают личный рост с пробуждением сердца.

В психологических терминах пробуждение женского аспекта личности может быть передано, как подчинение аналитического способа проникновения в действительность тотальному, всеохватывающему ее восприятию, а в эзотерических — как умиротворение и балансировка разрушающей силы Ножа умиротворяющей

Чашей. Человек с пробужденным сердцем непостижимым для человека ума образом чувствует вещи, не поддающиеся никакому моделированию или расчету с помощью умственных механизмов.

Многие учения от древних эзотерических течений до Агни-Йоги отождествляют умение жить по интуиции с раскрытием сердца, или, говоря эзотерическими терминами, Пробуждением Чаши. Но только вот умение это дается не раньше, чем человек уже очистил свои центры от энергий низших чувств и приобрел умение любить.

В нашей повседневности первое спонтанное пробуждение

Сердца чаще всего происходит, когда мы влюбляемся или наслаждаемся моментом единства с природой, произведением искусства, созданным Любящим или держим на руках маленького ребенка.

Иногда это происходит при сопереживании ситуации книги, кинофильма или стихотворения. Это ощущение возможно вызвать и при целенаправленной работе (характерно, что при попытке проанализировать или высказать свое состояние, это ощущение может быстро исчезнуть).

В языках разных народов и слоев общества есть разные слова, определяющие это состояние. На Востоке это называют Сатори, или минутным просветлением; у православных и католиков в ходе служб или молитв «снисходит благодать», а психотерапевты именуют это гештальтом, инсайтом или «получением Этого».

Сегодняшняя наука уже доказала то, что было известно древним учениям: сердце умеет хранить информацию, а значит — и думать. Физиолог Пол Пирсолл из госпиталя «Синай» в Детройте в своей книге «Код сердца» описывает случаи, когда после пересадки сердца реципиент наследовал привычки, характер и темперамент умершего донора., Так, 52-летний пациент с сердцем 17-летнего донора неожиданно пристрастился к рокмузыке; 36-летней женщине с сердцем 20-летней девушки, погибшей накануне свадьбы часто снятся встречи с любимым молодым человеком, а 47-летняя женщина с сердцем гомосексуалиста переживает после операции странные сексуальные фантазии.

Профессор Центра молекулярной поведенческой нейробиологии университета Рутгерса Кендис Перт подтвердила правоту физиолога. Она обнаружила, что сердце общается через кончики нервных волокон посредством вибраций определенной частоты со всеми клетками человеческого тела. Это означает, что любые эмоции, пережитые человеком, с помощью сердца тут же воплощаются в определенные поведенческие действия.

Пробуждение Сердца — единственное приобретение, которое свидетельствует о реальной духовности человека, как высшей фазе его личного развития — независимо от традиций, в рамках которых это пробуждение произошло. Формы же, в каких происходит пробуждение Сердца через практики или образ жизни тела физического (воздержание, парный брак, групповой секс, многомужество или многоженство; сыроедение, голодание, вегетарианство или мясоедение и приём психоделических средств; сидячие медитации или крайнее напряжение в физических упражнениях; молитвы или аффирмации) для каждого человека и для каждого этапа развития индивидуальны и не являются раз и навсегда установленными на всю жизнь. Присутствие же в мировых религиях конкретных рекомендаций по регламентации деятельности физического тела объясняется ограниченной особенностью восприятия человека, а не откровением сверхсознания, и обуславливается культурноисторическими, климатическими или клановыми традициями.

Сердце находится в центре человека, и говоря об осознании, или о центрировании сознания, многие духовные практики имеют в виду помещение сознания в сердечный центр.

К сожалению, многие современные люди всё ещё децентрированы. У децентрированного человека одна часть сознания находится в вечно занятом и озабоченном уме, а другая — в низших центрах тела, отвечающих за удовлетворение искусственно созданных и инстинктивных потребностей. Поэтому для людей, далеких от своего сердца, единственно доступное наслаждение сводится либо к сексу, либо к обладанию вещами или властью над кем-либо — ибо их ум не способен самостоятельно (то есть, без прилагаемых по отношению к нему усилий того, кто почувствовал себя его хозяином) идти внутрь, но всегда нуждается во внешнем для подтверждения собственной реальности и значимости.

Единственной моделью общества, которую способны воспроизвести такие люди, получив власть, является модель конкуренции и борьбы, при которой лишь немногие достигают благополучия за счет ущемления прав всех остальных.

Впрочем, тотальное господство ложно понятой мужественности «рыцарей ума» было верно лишь для вчерашнего дня.

Развитие в Новом веке означает сотрудничество женских и мужских ценностей, а не торжество одних из них над другими.

Однако, поскольку маятник истории слишком долго находился на мужской стороне, неизбежен период активации и пробуждения женских аспектов сознания — иногда за счет мужских и вопреки им, задолжавших женской части и могущих при ее приближении потесниться.

Многие пророки объявляли ХХI век веком женщины, и, судя по всему, они были правы. Человечество сегодняшнего дня как никогда раньше осознало необходимость возврата к женским ценностям, центрированным не столько на взгляде наружу, сколько внутрь. Люди Новой Эры стремятся не столько к получению профессиональных навыков, сколько к расширению своего сознания; не столько к карьере, сколько к поиску себя; не столько к работе на абстрактное благо абстрактного общества, сколько к конкретной любви и заботе в своей семье; не столько к завоеванию и освоению, сколько к развитию уже достигнутого и новых подходах к нему; не столько к совершенному образованию своих детей, сколько к их совершенному воспитанию.

Гармонично развивающийся человек уже сегодня ищет возможности для совмещения Принципов Управления с Интересами Сотрудников, Законов Государства с Потребностями Людей,

Форм Семьи с Интересами Личности, Профессионального Развития с Личностным Ростом, Тренировку Ума с Раскрепощением Интуиции, Поиска Телесных Наслаждений с Искренностью Чувств, Зарабатывания Денег с Возможностью Заниматься Любимым Делом.

Свидетельством активации женского начала становятся тренинги личного роста вместо профессионального обучения; семьи нетрадиционных форм вместо привившихся отношений взаимного порабощения; уход от норм жизни процветающих государств в духовные практики малых народностей; замена религиозных догм ростом личной осознанности; создание партнерских предприятий вместо традиционных форм управления и контроля; передача прав общественным организациям вместо государственного управления; культивация интересов личного развития вместо растраты жизненных сил на реализацию карьеры. И людей, которые мыслят категориями Новой Эры — то есть, осмысленного, гармоничного развития человека и общества изо дня в день становится все больше и больше.

Сегодня нужно обладать воистину женским чувством развития и роста, перспективы и общего блага, синтезирующего мышления, базирующегося не столько на анализе конкретных фактов, сколько на мгновенном интуитивном охвате ситуации в целом, соизмеримости принимаемых мер и поиске новых решений.

Объединение мужского и женского начал в рамках проекта «Человек» уже началось внутри каждого из нас. Алхимическая реакция просветления человечества произойдёт тогда, когда мужское начало каждого отдельного человека начнёт сотрудничать с его женским началом, а его Разум с Сердцем. И ты, мой читатель, вполне можешь быть в числе первых, кто запустит цепную реакцию преображения для всего остального человечества.

Попробуем? Тогда давайте на минутку забудем про дефицит любви и сотрудничества у людей прошлого, сосредоточенных на конкуренции и борьбе и сосредоточимся на том, чтобы вырастить любовь в достаточном количестве хотя бы внутри себя.

Итак, Цель Качества Сотрудничества — создание вокруг себя системы взаимоотношений, способной сформировать команду, которая придет к коллективному успеху. Членами этой команды могут стать ваши домочадцы и родственники; друзья и знакомые и даже ваши сослуживцы. Именно они первыми почувствуют на себе ваше умение любить.

Однако, внимание: люди вкладывают в понятие любви тот смысл, который соответствует их личному развитию. И потому далеко не каждый вид любви приносит им радость.

Ошо как-то говорил, что любовь может быть трех видов — детская, взрослая и совершенная. Детская — люблю за то, что ты делаешь для меня или даешь мне. Взрослая — люблю за то, что имею возможность делать для тебя или давать тебе. Совершенная — люблю за то, что ты есть — безотносительно к тому, что ты мне даешь или я тебе даю; что ты для меня делаешь или я для тебя делаю.

Только совершенная любовь укоренена в «быть». Только совершенная любовь является постоянным источником радости.

Детская и взрослая любовь должны быть привязаны к «иметь» или «делать» и потому таким источником не обладают.

Детская любовь — «если я люблю тебя, то ты должен». Это любовь потребителя — не обязательно исключительно в лице ребенка.

Если любишь — купи игрушку. Если любишь — учись хорошо.

Если любишь — спи только со мной. Если любишь — не расстраивай меня.

Взрослая любовь — «если я люблю тебя, то я должен». Это любовь инвестора.

Хоть ты и плох, но не выгонять же тебя на улицу — ведь ты мой ребенок. Хоть мы и мучаемся вместе с женой — но прожили долго и бросать ее жалко. Хоть ты и бестолковый работник — но выгонять тебя не хочется, потому что ты долго учился за наш счет.

Детская и взрослая любовь очень насильственны. По существу, они представляют собой маятник, который качается от радости к печали, от приятия («ну можешь же как нормальный человек, молодец!») к неприятию («…а иногда такой гад — ну убил(а) бы»), от любви к гневу и насилию.

Очень часто люди, обращающиеся за психологической помощью, уверены, что они страдают от любви. Они заблуждаются!

Просто их любовь незрела и потому не умеет доставлять им радость. Если человек не научился радоваться сам, как кто-то другой может дать ему эту радость почувствовать?

Как видно из рисунка, прежде чем достичь во всей полноте другого человека или дела, которому мы служим, Поле Любви должно вначале полностью закрыть нашу собственную жизненную территорию.

Любовь нерадостного типа ущербна, потому что отрицает чужую (или свою) свободу. И в этом отрицании она должна либо зайти настолько далеко, чтобы отрицать саму себя, либо вырасти в любовь совершенную, в тотальное приятие себя и другого человека без желания его исправлять или переделывать; оценивать или критиковать; ублажать или контролировать. Любовь же к себе выражается в том, что понимая сущность другого и принимая его таким, какой он есть, мы придерживаемся грани, за которой мы не позволяем ему нанести себе вред.

Эту грань лучше всех ощущает умеющий любить совершенно, то есть — радостно и творчески. Если ваша любовь не заряжена Радостью ежеминутного Творчества, в ней поселится энергия, противоположная Любви — Страх, порождающий Качество Зависимости и ведущий к постепенному вырождению любви через попытки властвовать друг над другом, создавая стереотипные, ранящие друг друга отношения.

Истинная любовь глубока — она идет до самых корней нашего бытия. Истинная любовь укореняется в «быть», а быть правильно в радости; поскольку бытие само по себе и есть — радость. В минуту, когда мы перестаем ощущать свое радостное бытие, мы чувствуем себя отделенными и очень несчастными. Если вы способны прикасаться к своей внутренней радости постоянно, вы не будете насильственно вторгаться в бытие другого человека — вы будете черпать счастье в собственном бытие, а не в обладании чьим-то телом, временем или пространством. И тогда вам достаточно будет просто быть рядом с ним — хотя бы мысленно, если возможно — слышать, видеть, говорить, касаться — и уважать его собственное бытие, без желания властвовать над ним или изменять его.

Как говорит древнерусская пословица: «Не по хорошу мил, а по милу хорош». То есть не потому мне мил, что такой хороший — и домой вовремя придешь, и по дому поможешь, — а хороший в любом случае, придешь или нет, поможешь или не поможешь, — потому, что мил моему сердцу.

Итак, Качество Сотрудничества измеряется в основном способностью любить совершенно.

Чем больше мы думаем о других людях, тем больше мы привыкаем мыслить категорией сотрудничества. Первым актом любящего является стремление сотрудничать. Вы не обязаны жить всю жизнь интересами другого, но вы можете показать ему, как может быть прекрасна жизнь, если он тоже последует вашему примеру.

Способный понять неизбежно пойдет за вами. А о неспособных — стоит ли жалеть?

Однако, если другая сторона не способна усвоить этот пример и хотя бы начать пытаться следовать ему, любящий без обид и претензий расторгает отношения — или увеличивает дистанцию, давая шанс уже другому сократить расстояние между ними за счет личного устремления.

Участник одной из групп личного роста как-то признался, что мало ценил свою жену — как он смог увидеть по прошествии определенного времени, большую часть своих помыслов и своего времени она уделяла исключительно его интересам, хотя он вовсе не спешил отвечать ей тем же. В один прекрасный день она просто ушла от него.

Некоторым утешением для него послужило то, что обзаведясь новым другом, она не поставила между ним и собой непреодолимую стену — он по-прежнему мог общаться с ней или разговаривать по телефону; отношения стали приобретать очертания дружеских, и уже в этих новых отношениях он стремился показать себя с лучшей стороны.

Через некоторое время они съехались снова.

Ключом к обретению Качества Сотрудничества является цитата из Кришнамурти, взятая эпиграфом к этой главе. Иной пыжится, дует щеки — смотрите, дескать, каков я, бойтесь меня и слушайтесь. Но вот ситуация поменялась, рычаги для давления на окружающих исчезли и вчерашнего угнетателя не узнать — стал эдакой аморфной массой тише воды, ниже травы. Его тут же забывают и, не здороваясь, обходят стороной — ведь власти у него больше нет, а вне ее он так и не научился что-либо из себя представлять.

Мы знаем людей, которые всецело стали маской, которую они на себя надели. Являясь, например, министром, такой человек будет всегда ходить как министр, говорить как министр, кушать как министр. Ему будет очень трудно сбросить с себя эту маску, чтобы стать, наконец, человеком. Отличие же продвинутого руководителя заключается в том, что он вначале проявляет себя, как сотрудник — а рычаги власти применяет лишь там, где другие возможности очевидно исчерпаны. Тот же, кто не умеет воздействовать на людей иначе, чем с помощью власти, обречен на неудачу.

В одной из организаций, где правил бал очень склочный, жадный и придирчивый к своим подчиненным предприниматель, моя знакомая проработала около двух лет. Все это время он приводил ее в пример другим сотрудницам, которые жаловались то на противоречивые требования, то на большую загрузку, то на низкую зарплату.

Когда я спросил ее, как ей удалось так долго там продержаться, она ответила так: «Мне все равно некуда было пойти, не имея ни опыта в этой работе, ни соответствующего образования. Я старалась выполнять все, что от меня требовалось прежде всего для того, чтобы стать специалистом в своем деле и почувствовать себя уверенней. Когда мне это удалось и я получила другие предложения, я поставила ему условие о повышении зарплаты, а когда он не согласился — уволилась.

Недавно я его встретила — он жаловался, что всех хороших сотрудников растерял, остались лишь те, кто боятся что-то новое пробовать — оттого и у него сидят. Дела сейчас у него в упадке.»

В данном примере создание отношений сотрудничества не получилось из-за того, что обладающий властью использовал зависимость окружающих, манипулируя ими — неудивительно, что он растерял тех людей, которые в свое время переросли его. Проблема многих современных руководителей заключается в том, что даже овладев самыми изощренными технологиями управления, они так и не поняли главной ценности человеческих отношений — ценности сотрудничества. Ни один диплом не поможет такому человеку прочувствовать людей, которые его окружают; ни одна книга не сможет застраховать его от ошибок.

Между тем, истина сотрудничества достаточно проста: вкладывайте в человека авансом. Чем больше ты доверяешь человеку и чем больше уделяешь ему собственных усилий, средств и времени, тем в большей степени это возвращается к тебе потом. Главная ценность сотрудничества как раз и заключается в том, что такое отношение встречается нечасто — многие норовят получить больше, чем отдать, а если и отдают, то только после того, как смогут убедиться, что человек смог быть для них полезен. Однако если вы сможете подняться над такой практикой, разглядев за ролями, которые эти люди играют в вашей жизни, самих людей — вы победитель.

После корпоративных тренингов личного развития сослуживцы зачастую переходят на «ты» без различия чинов и званий, становятся более открытыми друг с другом, более обязательными и одновременно более раскрепощенными в работе. Однако их сближение вовсе не ухудшает качества того, что они делают. Напротив, относясь к вчерашним начальникам, как к членам своей команды, они преодолевают дистанцию в общении и снабжают их более качественной информацией и услугами — разумеется, если начальник сам сможет преодолеть страх перед таким сближением.

Во всех новых делах опасны перекосы. И потому для тех, кто только начинает нарабатывать Качество Сотрудничества, необходимо запомнить: сотрудничать — вовсе не означает идти на поводу у кого бы то ни было или ставить его интересы впереди своих собственных. Сотрудничать — означает быть открытым к интересам другого человека, хотеть помочь ему, понимать, что в будущем это неизбежно к тебе вернется — но сотрудничать при этом и со своим собственным женским началом в лице собственных стремлений и чувств — ведь нельзя стать сотрудником для другого за счет себя самого. Поэтому иногда вовремя использованное право быть плохим для того, чтобы остаться при этом сотрудником себе самому может сослужить хорошую службу.

Один из моих клиентов постоянно подвергался манипуляциям со стороны жены, попрекавшей его за то, что она, дескать, и готовит ему, и стирает, и ухаживает за ним, а он мало денег в дом приносит. После консультации он пожертвовал частью своих подработок в нерабочее время, но научился все делать для себя сам, преодолев свою зависимость от жены в бытовых вопросах. На претензии типа«и так денег мало, а ты еще халтурить бросил!«он отвечал: «Я не могу успевать все. Раз тебе тяжело сделать для нас двоих домашнюю работу, я вынужден выполнять ее сам.»

Через некоторое время жена сама предложила ему вернуться к подработкам, пообещав ему полностью обслуживать его и не критиковать больше величину его заработка. Сейчас у них полное взаимопонимание — каждый делает для другого лишь то, что хочет — а пробудившееся вместе с осознанием своей свободы чувство ответственности подталкивает их к тому, чтобы хотеть делать друг для друга все больше и больше. Однако сегодня для них это не обязанность, а радость.

Элемент сотрудничества начинает превалировать над элементом манипуляций в человеческих отношениях лишь тогда, когда мы стремимся сделать свою часть общего дела хорошо не столько из ожидания, что партнер сделает нечто для нас взамен, сколько из желания сделать это хорошо для себя.

Следует помнить, что отношения сотрудничества вытесняют манипуляции лишь там и тогда, где перестают искать власти над поведением или желаниями другого человека. Любое управление является насилием в том случае, если простирается на чужую жизненную территорию (случаи, когда некто подряжается под вашим руководством сделать для вас работу в обмен на средства или ресурсы, которые вы предоставляете ему со своей жизненной территории, к насилию не относятся).

В ходе моих тренингов на предприятиях, люди, занимающие низшие ступени в управленческой иерархии, часто задают мне такой вопрос:

«Вы говорите, что отношения сотрудничества подразумевают уважение к желаниям друг друга. Иногда я не хочу делать то, что мне приказывает мой начальник. Как поступать в этом случае — ведь если я не выполню его требований, он меня накажет?»

«Прежде, чем вы будете уважать желания других людей, научитесь уважать свои», — обычно отвечаю я. «Ведь вы сами захотели попасть на эту работу, и вас предупреждали, что за эту зарплату вам придется выполнять определенные действия и слушать определенных людей — так уважайте же, прежде всего, с в о й выбор! Ну, а если вы перестали его уважать — предпринимайте шаги, которые покажутся вам достойными вас сегодня — например, подыскивайте лучшую работу или через обучение повышайте свою ценность».

Качество сотрудничества подразумевает желание строить свои отношения с людьми на основе равноправия. Независимо от степени зависимости от своего окружения или от наличия рычагов влияния на него на данный момент (начальник или подчиненный; родитель или ребенок; зарабатывающий средства к существованию или обеспечивающий домашний уют), сотрудник всегда стремится быть для другого если не другом, то хотя бы надежным товарищем — разумеется, если он хочет процветания для общего дела. Он стремится выстроить свою работу так, чтобы сохранить с окружающими отношения доверия и уверенности друг в друге независимо от того, кто имеет более прочное или более высокое положение в жизни на настоящий момент. Иногда такое стремление может привести к высшему акту доверия по отношению к окружающим — отказу от единоличного управления жизненно важными ресурсами в пользу принятия решений на коллективной основе.

Рассказывает знакомый бизнесмен, некогда заказывавший мои тренинги для персонала своей фирмы, а ныне сам посещающий постоянную группу личного роста:

«Недавно я принял решение акционировать свое предприятие между наиболее ответственными работниками. Конечно, водители, охранники остались на зарплате, да и пару менеджеров тоже — их подгонять надо, не доросли они еще до отношений сотрудничества. Но большая часть людей теперь имеет со мной долю в бизнесе.»

— Ты же потерял в деньгах, — сказал я ему. — И не жалко?»

— Жалко, конечно. Но это я наверстать смогу. А вот не сохранив команду — не смог бы.

Конечно, на момент принятия решения я многое передумал.

Теперь я не смогу давить на них, орать, как раньше. Однако у меня уже меньше поводов для этого — сами вроде стали хозяева — хочешь, работай, хочешь — продавай свою долю и уходи.

Но кто продаст-то, если работая, можно получать столько же каждые два месяца? Да, в деньгах для меня — потеря. Но насколько меньше стало головной боли! Во-первых, сейчас я все больше уверяюсь в том, что поступил правильно — некоторые мои нынешние компаньоны уже переросли свои должности и собирались, как я недавно узнал, переходить со своими клиентами под крышу конкурирующей фирмы. Тогда они хотели уйти — а сегодня им уже не до этого, потому что они связаны со мной! Во-вторых, у меня высвободилось огромное количество времени для стратегического развития своего бизнеса. Я много думаю о планах и перспективах его развития — сегодня я знаю о том, что буду делать, например, через год. Раньше я не мог себе этого позволить — все уходило на текучку проклятущую, за всеми надо было уследить, всех проконтролировать! В третьих, а это связано с «во-вторых», моя работа стала более творческой и я стал получать от нее массу удовольствия — это любых денег стоит. И, наконец, в-четвертых — наша фирма стала работать более слаженно, более динамично развиваться — твои тренинги на нашем предприятии были неплохим толчком для этого — и я уже сейчас знаю, когда смогу выйти на прежний уровень дохода. Да и рычаги воздействия все равно остались — контрольный-то пакет акций у меня. Но говорить теперь с ними, конечно, приходится по-другому — теперь я не приказываю, а подыскиваю аргументы, свидетельствующие об общей пользе».

Бизнесмены, как никто другой, понимают взаимосвязь между человеческими качествами и тем, что человек получает от жизни — хотя это не всегда сводится к возможности заработка, выплачиваемого работодателем. В данном примере бизнесмену удалось вовремя подтолкнуть развитие своих самых лучших сотрудников и всей фирмы, поставив интересы сотрудничества выше узко понятых личных интересов. От его поступка выиграли все — ведь его выигрыш выразился в том, что он разгрузил себя за счет уменьшения самой неприятной части работы — контроля за подчиненными и предотвратил незаметно назревающий кризис.

Чтобы пойти на это, нужно было достигнуть достаточно высокой ступени личного развития — жадный человек просто не смог бы позволить себе такого; с другой стороны, человек щедрый, но не разбирающийся в людях, мог бы взять в акционеры вовсе не тех, кто принес бы ему в будущем еще большие дивиденды. Ведь выбирая свой способ сотрудничества, мы можем опираться только на интуицию — кто знает, к чему может это привести в будущем.

Через некоторое время к нему пришел один из его сотрудников-акционеров, чтобы… покаяться в воровстве.

«Я не хочу больше с этим жить», — сказал он. «Я раньше оправдывал себя тем, что ты мало мне платишь за мою работу.

А сейчас я сам вижу, как даются деньги и не хочу брать лишнего!»

Затем он подробно нарисовал финансовую схему воровства, в которой бизнесмен увидел слабое место разработанной им отчетности. Взяв калькулятор, он увидел, что за последний год он потерял из-за несовершенства отчетных форм несколько десятков тысяч долларов — и терял бы их и впредь, если бы пришедший к нему сотрудник не раскрыл ему на это глаза. Еще раз подсчитав все на калькуляторе, он пришел к выводу, что сделанный им шаг по акционированию был правилен еще и в финансовом смысле — до того, как ключевые сотрудники стали его акционерами, у них в любом случае было много возможностей обманывать его. Теперь же этим никто не хотел заниматься — не обкрадывать же самих себя!

— В один момент откровений этого жулика меня заело, — рассказывал мне он. — Я его возьми и спроси: «А ты не думал о том, чтобы сэкономленные деньги на фирму принести?

Может, я б их тебе через премию вернул!» Отгадай, что он мне ответил? «Нет, говорит, не вернул бы. Я тебя знаю!» И ведь он прав. До того, как я стал ходить к тебе на тренинги, я видел только деньги. Теперь же я вижу людей, а деньги идут ко мне сами собой.»

Пример из рассказа бизнесмена гораздо глубже, чем может показаться на первый взгляд. По сути дела он показывает, насколько прочно развитие экономики завязано на психологической зрелости каждого из нас. И именно внутренняя зрелость тех, кто дорос до понимания сотрудничества, позволяет всем рано или поздно дотянуться до более высокого уровня.

Через некоторое время бизнесмен опять позвонил мне и со смехом рассказал, как еще один акционер (из тех, кто ранее тоже пользовался прорехами в отчетности, но не был достаточно смел для того, чтобы признаться в этом) заплатил по счетам фирмы из своего кармана и отказался получить в бухгалтерии то, что предприятие было должно ему вернуть.

— Я-то вижу, как он глаза прячет, — рассказывал мне мой знакомый. — Знаю, воровал раньше — но не буду же я ему об этом говорить, все равно ничего не докажешь! А его, видишь, совесть теперь заела — свои деньги сам на фирму несет. Думаю, через некоторое время он тоже придет с повинной.

Так и вышло. Более того, за разговором по душам последовало ценное предложение, которое мой приятель использовал для дальнейшего развития своего бизнеса.

В приведенном примере бизнесмену удалось построить взаимоотношения со своим коллективом, как только он дал им возможность проявить себя. В семье или на работе, с друзьями или знакомыми, клиентами или теми, кто предлагает нам свои услуги — принципы отношений сотрудничества остаются незыблемыми.

Первым принципом является радость от принятого тобой решения. Вторым — уважение к праву выбора другого человека.

Третьим — доверие и желание помочь ему там, где он чувствует себя уязвимым. Четвертым — терпимость к его проявлениям.

Такое отношение не забывается — оно всегда воздается сторицей.

Еще одна знакомая, когда я восхитился прочностью ее семейных отношений и редкой атмосферой любви, понимания и доверия, которое царило у них в доме, поведала мне следующую историю:

«Так было не всегда — у нас тоже были разные времена. Одно время у меня опускались руки — даже делать ничего не хотелось по дому… Когда муж изменял мне, я прошла и через боль ревности, и через обиды, и через унижения — пока не поняла, что источник всех проблем — во мне самой. Я попыталась понять — и простила его.

У меня сразу появились силы — как бы он не вел себя сейчас, но он мой муж, добытчик, он содержит меня и моих детей! Да, он уходит из дому к другой, но возвращается-то ко мне! А значит, мне ему и помогать.

Эта мысль придала мне силы и я вернулась к своим домашним обязанностям.

Позднее в ходе брака мне тоже пришлось пережить влюбленность, которая закончилась для меня тяжелым абортом, после которого я две недели провела в постели с температурой.

Муж знал обо всем — но не сказал ни слова, ни когда на руках нес меня из больницы, ни когда поднимал на девятый этаж, ни когда таскал для меня с рынка дорогущие продукты, а затем, приходя с работы, делал все по дому.

Сегодня никто из нас не выдвигает другому требований — как жить и что делать. Мы просто стараемся делать друг для друга и для детей все, что в наших силах — и мы счастливы.»

Практика Качества Сотрудничества проста: принимайте других людей такими, какие они есть, не пытаясь изменить их, но и не поддаваясь на их манипуляции — и вы всегда сможете найти к ним партнерский подход. И эта практика вовсе не нова. Кажется, еще Дейл Карнеги предлагал любить людей, для того, чтобы они полюбили вас и проложили дорогу для вашего собственного успеха — впрочем, он стеснялся этого слова и ограничивался рекомендацией выражать людям свою радость и интерес. Истинное же значение его рекомендаций открылось, когда недоброжелатели стали упрекать его в обучении лицемерию, в ответ на что он сказал, что не призывает улыбаться против своей воли — он предлагает своим последователям действительно пережить то состояние, в котором им захочется кому-либо улыбнуться.

Знакомого бизнесмена одолел чиновничий рэкет — проверяющие толпами ходили к нему, требуя новых подношений. Он обратился ко мне за советом, ругая их последними словами и кляня государство, погрязшее в коррупции.

— Ты недостаточно реализуешь свою внутреннюю свободу и оттого у тебя все неприятности, — сказал ему я.

— Какая еще свобода!? Думаешь, если я их пошлю на фиг, они отстанут!?

— Дело не в этом. Ты сам понимаешь, ситуация такова — хочешь или нет — плати. Но ты свободен выбирать, как платить.

— И как же?

— Сейчас ты платишь, презирая их.

— Еще бы их не презирать! Сами неспособны ничего заработать — живут за мой счет благодаря нашим правителям и их порядкам!

— Я не говорю, что это не так. Но ты постарайся проникнуться и их интересами: у них нет возможности и талантов делать бизнес, они родились здесь, а не в Германии или Штатах, зарплаты у них маленькие — что же им, с голоду пухнуть? И раз уж ты все равно им даешь денег, попробуй сделать это по-другому.

— Это как, с поцелуями, что ли?

— Можно и с поцелуями. Но для начала хотя бы с приятием ситуации, без внутреннего протеста или недовольства. Так получается, пойми — виноватых здесь нет.

— Они тогда совсем на шею сядут.

— А что, сейчас не сидят? Ты и так уже по уши завяз. Но ты ведь любишь свое дело и не собираешься из-за них сворачивать его — попробуй пройти и через это. И потом, подавляя свои чувства, ты провоцируешь классический вариант манипуляции — думаешь, они не знают твоего отношения к ним или оно их удивляет? К ним все так относятся, они уже привыкли. Раз уж ты не в силах выразить свой гнев в этой ситуации, попробуй его трансформировать — если не в любовь совершенную, то хотя бы в приятие. Если ты чем-то их и удивишь, то только этим.

Он задумался.

— Хорошо, попробую.

Через некоторое время бизнесмен смирился с поборами и завязал с бюрократами почти дружеские отношения. Несколько раз он даже вручал им взятки в ресторане, пил с проверяющими водку и беседовал за жизнь. Затем осмелел и попробовал иногда отказывать — сошло. В итоге, по собственному признанию, он стал платить даже меньше других предпринимателей — местное начальство кое-что готово было ему спустить за то, что он «свой парень».

Если мы уже доказали свою способность к сотрудничеству, нам не к лицу беспокоится о том, как нас воспримут другие люди. Если мы честно принимаем их такими, какие они есть, мы вправе рассчитывать и на встречное отношение. Но если мы его не получаем, не лучше ли нам испытать готовность к сотрудничеству другого человека на практике, доверяясь процессу жизни и неотъемлемому от него качеству риска непредвиденных потерь и находок?

Обладающий Качеством Сотрудничества всегда способен прочувствовать золотую середину — пожертвовав ли своими интересами во имя любимых, став ли плохим для других во имя себя.

Эту историю, происшедшую в реальной жизни с хорошо знакомыми мне людьми я часто привожу в пример на своих лекциях.

Одна примерная мать, жена и домохозяйка при живом муже влюбилась в кого-то из своих друзей и сошлась с ним, но мужа оставлять не захотела.

— Я ведь его тоже люблю, — объясняла она своему избраннику, — он отец моих детей, мы по жизни уже пятнадцать лет вместе, как же я без него?

К чести избранника, он понял и решил довольствоваться семьей «по выходным» — благо, дома находились рядом. Однако, в силу частых отлучек, пришла пора сказать правду и мужу. Муж, как сторона однозначно теряющая, тут же вступил в борьбу («где это видано, да при здоровом муже, как не стыдно»), но женщина оставалась непоколебимой («я же и его, и тебя люблю, что же мне, разорваться, что ли?»). Натиск возрос, когда стало очевидным, что женщина не только не чувствует вины за содеянное, но и собирается продолжать в том же духе. Видя, что жена не желает оставлять ни его, ни детей, муж решил использовать свой последний шанс, сыграв на этом. Он собрал вещи жены и поставил их перед дверью — «выбирай, или он, или я». Женщина колебалась недолго: «Ты сам решил» — взяла вещи и пошла к выходу. Муж тут же полетел за ней вдогонку:

«Куда?!!» — и вернул назад. С тех пор муж смирился — иногда избранник женщины даже за ней домой к ним заходит. Так и жила эта необычная семья, с одной женой на двоих — без цинизма группового брака, но и без ханжества людей, убивающих свою любовь — в старом ли браке за счет новой связи, в новой ли связи, за счет старой. Вспомним, что писал Сергей Лазарев: «Самый большой грех — убийство любви». Да и разве не богаче человек, любящий двоих, чем тот, кто любит только одного? Если, конечно, это любовь, а не поиски приключений.

Людей, способных любить и сотрудничать, становится все больше и больше. Они предлагают миру новые варианты решения проблем, которые за всю историю человеческой цивилизации так и не смог решить властолюбивый мужской ум воинственно-технократической направленности.

Новое время уже пришло. Имя этому времени — Великий

Путь Сердца. Мы часто страдаем, отрезая ножом своего Ума от жизни то, что не можем вместить в чашу своего Сердца — стремящийся же вместить радостно должен наполнить свой путь определенным внутренним качеством радости и наслаждения. Путь Сердца всегда был путем внутреннего развития, развития личных качеств — ведь только тогда можно перейти к мужским качествам внешнего преуспеяния, не опасаясь получить от жизни больше, чем ты заслуживаешь, чтобы потом заплатить за это сполна страданием потерь и падений.

Присущий ложно понятой мужественности взгляд на мир, как на место, от которого нужно что-то отрезать, чтобы унести с собой, никогда не был способен привести нас в мир чудес — потому что чудеса могут только наполнить.

Подставьте же миру Чашу своего сердца — и он наполнит её значительными событиями, чудесными совпадениями и невероятными происшествиями, потому что Жизнь сродни потоку, а не камню.

Оглянитесь вокруг. Любящих — видно! Они есть среди ваших знакомых, соседей, друзей. Их в первую очередь зовут в гости; на них обращают внимание на улице. Если они попадают на страницы газет или экраны телевизоров, мы обращаем внимание не столько на то, что они говорят, сколько на то, как они могут это сказать. Они всегда находят слово поддержки для тех, кто обратился к ним. Никто не видел их пребывающими в длительном унынии.

В сочетании с другими перечисленными в этой книге качествами, любящие быстро приходят к успеху, но в отличие от тех, кто не обладает умением любить, наслаждаются его плодами не в пример дольше.

Однако не забудем, что лучшие проявления Качества Сотрудничества несовместимы с теми, кто не научился двигаться к своим собственным целям — ведь в этом случае ваши добрые дела пропадут даром.

И потому следующая Ступень о том, как Привносить Мечту в реальность.

А пока поупражняемся в умении любить.

Date: 2016-05-16; view: 267; Нарушение авторских прав; Помощь в написании работы --> СЮДА...



mydocx.ru - 2015-2024 year. (0.007 sec.) Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав - Пожаловаться на публикацию