Главная Случайная страница


Полезное:

Как сделать разговор полезным и приятным Как сделать объемную звезду своими руками Как сделать то, что делать не хочется? Как сделать погремушку Как сделать неотразимый комплимент Как противостоять манипуляциям мужчин? Как сделать так чтобы женщины сами знакомились с вами Как сделать идею коммерческой Как сделать хорошую растяжку ног? Как сделать наш разум здоровым? Как сделать, чтобы люди обманывали меньше Вопрос 4. Как сделать так, чтобы вас уважали и ценили? Как сделать лучше себе и другим людям Как сделать свидание интересным?







Научные революции как перестройка оснований Н



Этапы развит Н, связанные с перестройкой исследовательских стратегий, наз НР. Перестройка оснований , сопров-ся НР, м/т явиться, 1) результатом внутридисциплинарного развития, в ходе кот возн проблемы, неразреш в рамках данной науч дисциплины; 2) НР возможны благодаря междисцип-ым взаимодействиям, основанным на переносе идеалов и норм исс-ия из одной науч дисц-ы в др, что приводит к откр яв-ий и законной, кот до этого не попадали в сферу науч-го поиска.

Различ 2 НР: 1) идеалы и нормы научи с-ия остаются неизм-ми, а картина мира пересматривается; 2) одноврем-о с картиной мира радикально меняются не ! идеалы и нормы Н, но и её ф-фские основания.

Гл услов появлен идеи НР явилось признание историчности разума, => историчности научного знания и соответствующего ему типа рациональности. Ф-фия 17-18в рассм разум как неисторич, самотождественную способность Ч. Принципы и нормы разумных рассуждений, с помощью кот добывается истинное знание, признавались постоянными для " исторического t.

! в 19в – историчность разума, с пом кот осущ познание. В рез-те истина стала опред-ся как историческая, т.е. имеющая привязку к опред-му историч-му t. В естествозн тезис об историчности разума признали ! в 60х гг.

НР – крупные преобразования в Н. НР→смена главенствующей парадигмы, новая расстановка проблем, становление терминологии, появл новых Н направлений. Движущие силы НР - комплекс факторов: открытие новых фактов, изобретение новых инструментов, мировоззренч-е сдвиги.

Открытые вопросы: сколько явных рев следует различать в истории; критерии Н революционности.

- революционность новой теории – в появлении сущ-но новых элементов, имеющих значит расхождение с сущесв-ми. Выходит за рамки одной дисциплины, иногда влияет на мировоззрения (Н.Коперник, Лобачевский).

НР мб частноН и общеН. По степени их масштабности):- крупные (глобальные), формирующие совершенно новый взгляд на мир.- средние (в отд фундамент-х Н), преобразующие их основы - малые (микрореволюции), создание новой теории.

В науке осущ-ся постоянный обмен м\у Н обл и м\у самостоят-ми блоками внутри дисциплины.=>2 вида НР:

1. Р, в кот доминируют процессы внутридисциплинарного развития знаний.

2. -//- междисциплинарные связи. Они сосуществуют.

2 типа НР в зависимости от обширности преобразований:

1. Р, связанные с изменениями дисциплинарной онтологии, без сущ-го изменения идеалов и норм иссл-я. (переход от механист к электродинамич картине мира).

2. более радикальные, кот х-ся сменой идеалов и норм, а также Ф-х оснований Н. (переход от классич к неклассич Н). Смена типов рациональности.

На НР влияют не только внутренние Н, но и социоК факторы.

Т.Кун: продвижение Н состоит из накопления малых успехов и изменений. Термин микрореволюция – неб изменение образцов Н деят-сти.

Приверженцы эволюционистской концепции (Дж.Сартон) – отрицание НР – понимались как убыстренное эволюционное развитие\ переход от лжи к истине, от доН представлений к Н.

К.Поппер (истоирикоН концепция) – перманентный х-р НР. История Н – непрерывная цепь революций.

Подлинно фундамент, глобальные – лишь 2 революции:

-Р17в; НТР 20в (созд-е теории отн, квантовой механики).

Разрушительная функция НР под ? (возникновение нового знания на основе разрушения старого). Сейчас – созидат функция (возникновение нового знания без разрушения старого).

3 вида НР, кот тесно связаны др с др.

1. новые теор фундамент теории (концепции). Напр, Коперник, Дарвин, Ньютон, Эйнштейн, Дарвин

2. новые методы исследования. Изобретение микроскопа =>микробиология

3. открытие новых миров. Великие геогр открытия (мир микроорганизмов, вирусов, мир атомов и молекул). Открытие др галактик.


59,61. Типология НР. Типы научной рациональности: класс, некласс, постнекласс.

Становление проблемы НР в ФН. В 60-70г 20в – дискуссия по проблеме НР м\у представителями «большой 4». (проблема НР) – парадокс – т.к Н знание считается образцом рацион мышления.

Т.Кун – интерес как действительно ведут себя ученые, а не как должны. Изучение Н сообщества. Развитие социологии Н => дискриптивн подход => не на разработке норм Н деят-сти, а на описание действит поведения сообщества. Т.о, Кун опровергает сведение Р-сти к сумме однозначных правил и признание нерац х-ра Н => подход – идея мягкой регуляции Н деят-сти.

К.Поппер. Н- непрерывная революция. Термин «роста Н знания». Утверждал традиц универсалистский Р-м. Сущностное качество Рац мышления – его критичность. Рационализм есть критицизм.

И.Локатос – синтез позиций Куна и Поппера. Метод рац-х конструкций.

П.Фейерабенд – радик антинормативизм. Отрицание любых канонов и регулятивов Н деят-сти. Принцип вседозволенности (anything goes). Опровергает идею единства метода, стандарты Рац-сти. Принцип плюрализма теор знания.

Историч типы НР

Глоб Н Рев → 3 крит стадии историч развития Н = 3 истор типа НР:

-Классич Р (соотв классич Н в ее 2-х состояниях: - додисциплинар

- дисциплинарно орг

-Неклассич Р (некласс Н)

- Постнекласс Р ( постнекласс Н)

Каждый этап х-ся особым состоянием Н деят-сти, направл на рост объективно-истинного знания. Если представить эту деят-сть как отношения «субъект – средства – объект», то описанные этапы революции Н, выступающие в качестве разных типов НР, х-ся разл глубиной рефлексии по отн к самой Н деят-сти.

Класс тип НР (монотеоретизм) – центр внимание на О. Отбрасывает все, что отн к S и средствам, чтобы получить объективно-истинное знание о мире.

Некласс тип НР – учитывает связи м\у знаниями об О и средствами => объективно-истинное описание и объяснение мира. Политеоретизм

Постнекласс тип НР – расширяет поле рефлексии над деят-стью. Учитывает: связь м\у знаниями об О, средства и ценностно-целевыми структурами.

Преемственность м\у ними.

Критерии рациональности:

1. разумность

2. логичность – рац-но то, что подчиняется универс нормам логики.

3. критичность

4. согласованность

5. прогресс

6. истинность 7.значение соц контекста.








Date: 2016-06-09; view: 200; Нарушение авторских прав

mydocx.ru - 2015-2017 year. (0.007 sec.)