Полезное:
Как сделать разговор полезным и приятным
Как сделать объемную звезду своими руками
Как сделать то, что делать не хочется?
Как сделать погремушку
Как сделать так чтобы женщины сами знакомились с вами
Как сделать идею коммерческой
Как сделать хорошую растяжку ног?
Как сделать наш разум здоровым?
Как сделать, чтобы люди обманывали меньше
Вопрос 4. Как сделать так, чтобы вас уважали и ценили?
Как сделать лучше себе и другим людям
Как сделать свидание интересным?
Категории:
АрхитектураАстрономияБиологияГеографияГеологияИнформатикаИскусствоИсторияКулинарияКультураМаркетингМатематикаМедицинаМенеджментОхрана трудаПравоПроизводствоПсихологияРелигияСоциологияСпортТехникаФизикаФилософияХимияЭкологияЭкономикаЭлектроника
|
ТЕМА 3. Культура 1920-х – 1930-х годовПолитический поворот конца 20-х гг. сказался и на художественной жизни общества. В литературной политике партии на первый план были выдвинуты задачи «консолидации сил», «активизации борьбы против враждебной идеологии в литературе и искусстве», «усиления партийного влияния в организациях писателей и художников». Литература и искусство, как и все сферы общественной жизни, должны были быть подчинены «задачам социалистического строительства». Социальный заказ стал более жестким. Художник должен был отображать развитие общества в марксистском понимании и ориентироваться на актуальные политические и идеологические установки партии. Для сбора материала и жизненных впечатлений творческая интеллигенция отправлялась в командировки на стройки пятилеток и в районы колхозного строительства. Крылатыми стали сталинские слова о писателях как об «инженерах человеческих душ», выражавшие направленную педагогическую функцию литературы в советском обществе. Уровень подготовленности и эстетические вкусы массового читателя, зрителя и слушателя оказывали все большее влияние на художественное творчество. Тяга к культуре в народе была очень высока. Но в рабоче-крестьянской аудитории превалировал интерес к информационной стороне искусства, подавляющий понимание его эстетической сущности. Зритель отдавал предпочтение произведениям, несущим знания и одновременно несложным для понимания. Искусство пошло навстречу потребностям широкой аудитории. Это привело к утрате многих художественных достижений предшествующего времени. Приобщение масс к искусству через его примитивные, но понятные формы стало основой эстетического образования и просвещения. К концу 20-х гг. в целом по стране (включая союзные республики) насчитывалось около 40 различных литературно-художественных объединений. Новые задачи, возложенные на художественную культуру, можно было осуществить только путем централизации управления литературой и искусством. Тенденции к централизации наблюдались как сверху, так и снизу. В 1928 г. в составе Наркомпроса был создан новый орган — Главискусство (через год преобразован в Совет по делам художественной литературы и искусства), на который было возложено идеологическое и организационное руководство этими сферами культуры. Материальная самостоятельность художественных организаций уменьшилась, средства концентрировались в Наркомпросе и стали использоваться для поощрения определенного направления искусства. Главискусство занималось организацией государственных конкурсов, премиальных фондов, закупками, заказами, выставками. В конце 1926 г. на учредительном собрании литературных организаций была создана Федерация объединений советских писателей, в которую вошли РАПП, ВОКП, ЛЕФ, «Перевал», «Кузница», ЛЦК, а также некоторые писатели и общественные деятели, находившиеся вне групп. Федерация ставила перед собой цель улучшить правовое и материальное положение писателей и способствовать вовлечению их в социалистическое строительство. При сохранении автономности каждой группы Федерация стремилась к созданию общей идеологической платформы. Однако борьба внутри группировок и между ними за влияние не прекратилась. Наиболее активны были пролетарские художественные организации. Первый Всесоюзный съезд пролетарских писателей в 1928 г. объявил себя «отрядом пролетарской культурной революции», который осуществляет задачи, поставленные партией. Политическая активность компенсировала недостаток творческих успехов, поскольку больших художественных достижений пролетарская литература и искусство не имели. Идейно-эстетические позиции руководителей РАПП были близки пролеткультовским и «напостовским». Они крайне нетерпимо относились к писателям, которых считали непролетарскими, и переносили в художественную жизнь формы и методы внутрипартийной борьбы тех лет. Чтобы «подчинить литературное производство общим темпам социалистического строительства» и «потребностям повседневной классовой борьбы», РАПП выдвинула целую серию кратких лозунгов. Среди них был лозунг «одемьянивания» поэзии (от имени поэта Демьяна Бедного), призывавший к «созданию большевистской, правдивой, актуальной литературы, которая мысли и чувства миллионов рабочих (и крестьян) умеет выразить в понятной для этих миллионов форме». По инициативе РАПП возникло движение ударников в литературе. Известный лозунг первой пятилетки, перенесенный в область литературы, звучал так: «Догнать и перегнать классиков буржуазной литературы». Был и «разоблачительный» лозунг, призывавший к беспощадному искоренению всех неполадок в стране и ошибок отдельных личностей. Лозунг «Не попутчик, а союзник или враг» еще больше обострил ситуацию в литературе. В 1929 г. началась целенаправленная кампания против «попутчиков вообще» и против Б. Пильняка и Е. Замятина в частности. Этих писателей критиковали и раньше, но теперь травля достигла своего апогея. Пильняка подвергли жесткой критике за роман «Красное дерево», содержащий якобы контрреволюционную оценку советской действительности, а Замятина — за роман «Мы», где писатель изобразил утопическое сверхтоталитарное государство будущего. Затем развернулись кампании против группы «Перевал», против литературных критиков и литературоведов. Для лидеров пролетарского движения в литературе не существовало авторитетов. Когда М. Горький пытался использовать свс влияние для защиты писателей от несправедливых обвинений, он сам был подвергнут такой суровой критике и нападкам, что ЦК1 партии был вынужден принять специальную резолюцию в его защиту «О выступлении части сибирских литераторов и литературных организаций против Максима Горького». Несмотря на отдельные разногласия, в целом партия поддерживала РАПП. В редакционной статье от 19 апреля 1931 г. «Правда» назвала РАПП «основным ведущим объединением пролетарской литературы, проводящим линию партии». К 1931 г. этой ассоциации удалось включить в свою структуру многие литературные группировки. Это достигалось, как правило, путем раскола группировки, привлечения на свою сторону членов партии и организации нажима на остальных. Объединение литературных сил вокруг РАППа не привело ни к подъему литературы, ни к преодолению разногласий между группировками. В печати и в письмах в ЦК нарастала волна протестов против нетерпимости и чванства рапповцев. Чтобы стабилизировать ситуацию в литературе и дистанцироваться от РАПП, 23 апреля 1932 г. ЦК партии принял постановление «О перестройке литературно-художественных организаций». Было решено ликвидировать Ассоциацию пролетарских писателей и «объединить всех писателей, поддерживающих платформу советской власти и стремящихся участвовать в социалистическом строительстве, в единый союз советских писателей с коммунистической фракцией в нем..,». Такие же союзы предполагалось создать и в других видах искусства. Хотя в постановлении говорилось о ликвидации только пролетарских организаций, фактически это касалось всех литературно-художественных объединений. Большинство художественной интеллигенции положительно восприняло партийное постановление, поскольку оно положило конец монополии РАПП. Исключением были рапповцы и деятели других пролетарских группировок. Союз писателей был создан на Первом Всесоюзном съезде со Формирование Союза советских художников началось снизу. В местные организации вступали члены почти всех существовавших в 1932 г. творческих объединений — АХРР, ОСТ, «Четыре искусства», ОМХ, «Октябрь», «Маковец» и др. Большинство составляли представители АХРР и РАПХ, выступавшие за введение жесткой регламентации творчества и подчинение искусства политическим задачам. Художники бывших авангардных течений пытались сопротивляться унификации искусства. Групповая борьба, продолжавшаяся в закамуфлированном виде, задержала процесс оформления Союза советских художников в масштабах всей страны. Оргкомитет по созыву Всесоюзного съезда художников был учрежден в 1939 г. после того, как была проведена чистка среди деятелей изобразительного искусства. До войны только архитекторам удалось провести свой съезд, на котором был организован Союз советских архитекторов и принят его устав. Также медленно шел процесс объединения композиторов. В 30-е гг. в Москве, Ленинграде, столицах союзных республик и некоторых областных центрах были созданы оргкомитеты будущего союза. Но решение о создании оргкомитета на уровне СССР, созыве съезда и образовании музыкального фонда было принято только в 1939 г. В конце 20-х — начале 30-х гг. широко обсуждался вопрос о новом художественном методе. Предполагалось, что в основе литературы и искусства советского общества, строящего социализм, должен лежать какой-то особый метод. Наиболее активно разрабатывали его рапповцы. Они предложили диалектико-материалистический метод, суть которого состояла в механическом перенесении категорий марксистской диалектики на художественное творчество. Художник, по их мнению, должен был показывать единство и борьбу противоположностей в сознании и поступках своих героев. Попытки механического внедрения марксизма привели к появлению вульгарно-социологических теорий в литературоведении и искусствознании. Искусство выводилось непосредственно из классового бытия художника. В соответствии с таким подходом Пушкин считался «дворянским поэтом», а Достоевский — «дворянским писателем реакционного мещанства». Хотя эти теории были осуждены, их влияние сохранялось. В области изобразительного искусства новый метод наиболее активно разрабатывался и пропагандировался Ассоциацией художников революционной России (АХРР). Ахрровцы начали с бытового реализма, правдивого изображения событий революции и текущей жизни, а затем ввели понятие героического реализма, увязывая его с социалистическим строительством. В результате двухлетней дискуссии было найдено название новому художественному методу — социалистический реализм (соцреализм). В уставе Союза писателей 1934 г. он был провозглашен ведущим в советской литературе. Решающее значение придавалось идейному содержанию художественного произведения. От писателя требовалось «правдиво и исторически конкретно изображать действительность в ее революционном развитии. При этом правдивость и историческая конкретность художественного изображения действительности должны сочетаться с задачей идейной переделки и воспитания трудящихся в духе социализма». Провозглашение соцреализма ведущим методом художественного творчества еще не означало его повсеместного внедрения. Для установления тотального контроля над художественной культурой по инициативе и под руководством ЦК партии в 1936— 1938 гг. была развернута кампания борьбы против формализма и натурализма. Начало ей положила публикация в «Правде» 28 января 1936 г. редакционной статьи «Сумбур вместо музыки», содержащей уничижительную критику оперы Д. Шостаковича «Леди Макбет Мценского уезда». За этой статьей в «Правде» последовали другие. В статье «Балетная фальшь» Шостаковича обвиняли в том, что музыка его балета «Светлый ручей» не учитывает духовных потребностей народа, и поэтому она вредна и политически опасна. Следующий удар обрушился на изобразительное искусство. В статье «О художниках-пачкунах» иллюстраторы детских книг В. Лебедев, В. Конашевич, П. Розенфельд были названы формалистами, наносящими моральный ущерб детской литературе. Формализм объявлялся «главным фронтом борьбы против буржуазной реакции». Публикации в «Правде» были восприняты как команда сверху. Во всех творческих союзах прошли дискуссии о вреде формализма. Началась критическая кампания в печати. Несмотря на большое количество публикаций и выступлений о вреде формализма и его классово враждебной сущности, четкого определения этого понятия, приемлемого для всех видов искусства, не существовало. Борьба с формализмом по существу сводилась к травле талантливых художников, композиторов, деятелей кино и театра. Обвинения в «формалистических вывертах» предъявлялись кинорежиссерам С. Эйзенштейну и А. Довженко. Как формалисты осуждались режиссеры Вс. Мейерхольд и А. Таиров. В 1938 г. Театр имени Мейерхольда был закрыт, а его режиссер был репрессирован. В разное время к числу формалистов причисляли В. Татлина, В. Фаворского, А. Тышлера, А. Лентулова. П. Кончаловского, А. Родченко, С. Герасимова, Ю. Пименова и др. Теоретически метод соцреализма не исключал стилевого и жанрового многообразия художественного творчества. Но на практике утверждались определенные нормативные каноны, на которые должны были ориентироваться все художники, работавшие в той или иной сфере искусства. В выборе образцов для подражания большую роль играли личные вкусы партийных лидеров. В изобразительном искусстве были возведены в догму традиции передвижников. В архитектуру механически переносились классические формы, что привело к появлению эклектичного сталинского ампира. В музыке в качестве образцов были выбраны М. Глинка и П. Чайковский Эталоном в театральном искусстве был объявлен МХАТ. Советское искусство, лишенное возможности поисков новых способов выражения и эксперимента с формой, переместилось в арьергард мирового художественного процесса. Достижения русского авангарда начала XX века, признанные во всем мире, были преданы забвению на родине. Не были востребованы и конструктивистские опыты архитекторов 20-х гг. Классиками литературы зачастую становились не только благодаря таланту и художественным достижениям, но и по конъюнктурным политическим мотивам. Так, особое место в иерархии советской литературы занял М. Горький. Сталин сделал все возможное, чтобы вернуть писателя на родину после его затянувшегося пребывания за границей и приблизить к себе. Горький лучше всех остальных подходил на роль патриарха новой литературы, так как действительно был крупным писателем с мировой известностью и авторитетной фигурой в литературном мире и, что немаловажно, в свое время был близок к Ленину. Однако в собрания его сочинений включали только те произведения, которые соответствовали образу советского классика, а сам? М. Горький в последние годы жизни оказался в положении узника в золотой клетке. Волей Сталина «лучшим и талантливейшим поэтом эпохи» был объявлен В. Маяковский, творчество которого было далеко от канонов социалистического реализма. По словам Б. Пастернака, «Маяковского стали вводить принудительно, как картофель при Екатерине. Это было его второй смертью». Утверждение социалистического реализма в качестве господствующего метода обедняло советскую литературу и искусство. В художественных произведениях 30-х гг. жизнь выглядела проще, чем она была на самом деле. Широкое распространение получали примитивные конъюнктурные работы, написанные на политически актуальные темы и идеологически выдержанные. Отчетливо проявилась тенденция к бесконфликтности, выросшая из ложной идеи об отсутствии противоречий при социализме. Некоторые критики утверждали, что социалистическая действительность избавлена от антагонистических противоречий, соответственно художественные произведения, отображающие ее, могут базироваться лишь на конфликтах между хорошим и лучшим. В центре каждого из них должен обязательно стоять положительный герой, активный преобразователь жизни. Эта теория оказала особенно негативное влияние на послевоенную литературу и искусство. В 30-е гг. ведущей стала тема революции и социалистического строительства. В классику советской литературы вошли романы М. Горького «Жизнь Клима Самгина», М. Шолохова «Тихий Дон», Н. Островского «Как закалялась сталь». Современность получила отражение главным образом в «производственных романах» с характерными для тех лет названиями: «Гидроцентраль» (М. Шагинян), «Энергия» (Ф. Гладков), «Время, вперед!» (В. Катаев), «Большой конвейер» (Я. Ильин), «Тракторстрой» (Н. Забила). Значительное место в литературе заняли произведения на исторические темы: «Петр Первый» А. Толстого, «Смерть Вазир-Мухтара» Ю. Тынянова, драмы М. Булгакова «Кабала святош» и «Александр Пушкин». Блестящими образцами поэтического творчества стали стихотворения и поэмы А. Ахматовой, О. Мандельштама, Б. Пастернака. В жанре сатиры успешно работали М. Зощенко, И. Ильф и Е. Петров. Была создана советская детская литература, не одно поколение детей воспитывалось на произведениях С. Маршака, А. Гайдара, К. Чуковского, Б. Житкова, написанных в эти годы. С конца 20-х гг. на театральной сцене утвердилась советская пьеса. Среди премьер 30-х гг. в историю советского театра вошли «Оптимистическая трагедия» В, Вишневского, поставленная в Камерном театре под руководством А. Я. Таирова, «Анна Каренина» — постановка В. И. Немировича-Данченко и В. Г. Сахновского (МХАГ), пьесы Горького на сцене Театра имени Евг. Вахтангова, спектакли Ленинградского театра комедии, поставленные Н, П. Акимовым, «Ромео и Джульетта» в постановке А. Д. Попова в Театре революции и др. Новым явлением в культурной жизни страны было открытие детских театров. К концу 30-х гг. их насчитывалось более 70 по всей стране. Значительные шаги в своем развитии сделала советская кинематография, Уже к концу 20-х гг. отечественные фильмы постепенно вытеснили с экрана зарубежные. За годы первой пятилетки в этой сфере произошла настоящая техническая революция — был налажен выпуск отечественной пленки, началось производство отечественной киноаппаратуры, открылись новые киностудии. Росту популярности кино способствовало появление звуковых фильмов, первыми из которых были: «Путевка в жизнь» Н. Экка, «Одна» Г. Козинцева и Л. Трауберга, «Златые горы» С. Юткевича. Лучшие советские киноленты 30-х гг. рассказывали о современниках («Семеро смелых», «Комсомольск» С. Герасимова), о событиях революции я Гражданской войны («Чапаев» братьев Васильевых, «Мы из Кронштадта» Е. Дзигана, «Депутат Балтики» И. Хейфица и А. Зархи, трилогия о Максиме Г. Козинцева и Л. Трауберга). К этому же времени относятся музыкальные комедии Г. Александрова («Веселые ребята», «Цирк»). Во второй половине 30-х гг. появились исторические фильмы, повествующие о героических событиях прошлого России: «Петр Первый» В. Петрова, «Александр Невский» С. Эйзенштейна. «Богдан Хмельницкий» В. Пудовкина и «Суворов» М. Доллера. С начала 30-х гг. стали проводиться всесоюзные выставки изобразительного искусства, обычно посвященные юбилейным датам. Характерной в этом отношении была выставка 1932 г. «Художники РСФСР за 15 лет», которая ставила задачу показать в произведениях живописи различные периоды истории советского государства. Очевидно, что произведения авангардистов не могли служить иллюстрацией исторических событий и явлений современности, и преимущество реалистической живописи по силе агитационного воздействия на массы было налицо. Из работ этого периода на революционные темы особенно выделялись полотна К. Петрова-Водкина «Смерть комиссара», A. Дейнеки «Оборона Петрограда», М. Грекова «Трубачи Первой B. Мухиной «Рабочий и колхозница» (1937). В конце 30-х гг. по Музыкальная жизнь страны в те годы связана с именами C. Прокофьева, Д. Шостаковича, А. Хачатуряна, Т. Хренникова, Метод социалистического реализма, разумеется, не охватывал всех явлений художественной жизни страны в 30-е гг., тем более что он трактовался односторонне упрощенно и на практике использовался для политического контроля за творческим процессом. Помимо официального советского искусства, настойчиво внедряемого властью, продолжался реальный художественный процесс. Работы, которые не имели ярко выраженной политической тенденциозности в духе предъявляемых требований, зачастую рассматривались как идеологически сомнительные. Многие выдающиеся произведения, созданные в те годы, были утрачены, другие не сразу дошли до читателя и зрителя. Только в 1966 г. был издан роман М. А. Булгакова «Мастер и Маргарита» (и то с купюрами), лишь в годы перестройки увидели свет «Ювенильное море», «Котлован» и «Чевенгур» А. П. Платонова, «Реквием» А. А. Ахматовой. До недавнего времени не выставлялись работы П. Н. Филонова, К. С. Малевича, других мастеров русского авангарда. Замалчивалось творчество репрессированных В. Э. Мейерхольда, Б. А. Пильняка, О. Э. Мандельштама, И. Э. Бабеля. Неоконченной осталась картина П. Д. Корина «Русь уходящая», о величии замысла которой можно судить по эскизам. Были запрещены съемки фильма «Бежин луг» о коллективизации (С. Эйзенштейн), а отснятые эпизоды подлежали уничтожению. Только за 1937 г. было снято с репертуара и запрещено к постановке из-за «неблагонадежности» авторов 56 пьес. Жесткий идеологический контроль распространялся также на литературу и искусство прошлых лет. Вычеркивались имена и целые историко-культурные пласты, которые не вписывались в создаваемые схемы. Практически недоступным стало русское искусство начала века, изымались из библиотек произведения русских философов-идеалистов, писателей, оказавшихся в эмиграции. Особенно пострадали памятники архитектуры.
|