Полезное:
Как сделать разговор полезным и приятным
Как сделать объемную звезду своими руками
Как сделать то, что делать не хочется?
Как сделать погремушку
Как сделать так чтобы женщины сами знакомились с вами
Как сделать идею коммерческой
Как сделать хорошую растяжку ног?
Как сделать наш разум здоровым?
Как сделать, чтобы люди обманывали меньше
Вопрос 4. Как сделать так, чтобы вас уважали и ценили?
Как сделать лучше себе и другим людям
Как сделать свидание интересным?
Категории:
АрхитектураАстрономияБиологияГеографияГеологияИнформатикаИскусствоИсторияКулинарияКультураМаркетингМатематикаМедицинаМенеджментОхрана трудаПравоПроизводствоПсихологияРелигияСоциологияСпортТехникаФизикаФилософияХимияЭкологияЭкономикаЭлектроника
|
ТЕМА 5. Культура в послевоенное время (1945 – 1953 гг.)Теоретические основы и общая направленность политики партии в области художественной культуры оставались неизменными. Литература и искусство по-прежнему рассматривались как средства воспитания масс. Большинство интеллигенции надеялось, что после победы в войне политический и идеологический контроль над художественным творчеством будет смягчен. Ожидание перемен подогревалось некоторыми признаками потепления, как оказалось иллюзорными. Весной 1946 г. был отправлен в отставку секретарь Союза писателей Д. Поликарпов, известный своими диктаторскими замашками. Это решение было принято в ЦК партии в ответ на жалобы писателей на самодурство и грубость Поликарпова. (В 1955 г. он вновь был направлен ЦК на работу в Союз писателей, а затем был назначен заведующим Отделом культуры ЦК.) Было отменено постановление секретариата ЦК «О контроле над литературно-художественными журналами». Органы госбезопасности, осведомленные по донесениям агентов о настроениях в писательской среде, сообщали в ЦК партии, что «писатели ждали большего». Ответом на эти настроения стали постановления ЦК ВКП(б) 1946 г.: «О журналах «Звезда» и «Ленинград» (14 августа), «О репертуаре драматических театров и мерах по его улучшению» (26 августа) и «О кинофильме «Большая жизнь» (4 сентября). В 1948 г. за ними последовало постановление «Об опере «Великая дружба» В. Мурадели». Журнал «Звезда» был подвергнут критике за публикацию рассказа М. Зощенко «Приключения обезьяны», который расценивался как «злостно хулиганское изображение» советской действительности (нелепость обвинений заключалась в том, что этот детский рассказ об убежавшей из зоопарка обезьяне неоднократно публиковался ранее), а также за популяризацию стихов А. Ахматовой, «пропитанных духом пессимизма и упадничества». Журнал «Ленинград» критиковали за произведения, «проникнутые духом низкопоклонства по отношению ко всему иностранному». По всей стране прошли писательские собрания, которые единодушно поддержали решение ЦК. В Ленинграде такое собрание проводил лично А. А. Жданов. Это постановление было связано с политической борьбой в ближайшем окружении Сталина, в частности, с попытками бросить тень на руководство ленинградской парторганизации, в том числе на Жданова. Рассматривая этот документ в историко-культурном контексте, стоит отметить, что он сыграл роль предупреждающего удара хлыстом для интеллигенции. Выбор объектов для критики в значительной степени был случаен. На месте Зощенко и Ахматовой могли оказаться и другие литераторы. Партийное руководство не ставило задачу наказать конкретных лиц за их ошибки. Зощенко и Ахматову исключили из Союза писателей, но уже в 1951 г. Ахматова была восстановлена, а рассказы Зощенко продолжали печататься в журналах. Главной целью было дать понять писателям, что ни талант, ни признание в литературе не дают права на аполитичность, что партия прочно держит в своих руках бразды правления и не допустит никаких идеологических послаблений. Постановление Оргбюро ЦК партии «О репертуаре драматических театров и мерах по его улучшению» не содержало резкой персональной критики. В нем говорилось о неправильной линии Комитета по делам искусств, ослабившего контроль над театральным репертуаром, в результате чего на сцене преобладали драмы на исторические темы и произведения зарубежных авторов. ЦК рекомендовал театрам ставить ежегодно не менее двух-трех пьес о сов- ременной советской действительности. Постановление предусматривало изменение сложной системы прохождения пьес через различные инстанции и повышение уровня театральной критики. Постановление Оргбюро ЦК «О кинофильме «Большая жизнь» обвиняло его создателей (режиссер Л. Луков, автор сценария П. Нилин) в искаженном изображении советских рабочих и инженеров, работающих на восстановлении Донбасса (речь шла о второй серии фильма, в то время как первая была удостоена Сталинской премии). Критике были подвергнуты также режиссеры С. Эйзенштейн — за вторую серию «Ивана Грозного», В. Пудовкин — за фильм «Нахимов», Г. Козинцев и Л. Трауберг — за фильм «Простые люди». Постановление Политбюро ЦК ВКП(б) от 10 февраля 1948 г. было посвящено музыке. Опера В. Мурадели «Великая дружба», поставленная Большим театром к 30-й годовщине Октябрьской революции, объявлялась порочной как в музыкальном, так и в сюжетном отношении. Партийные руководители сочли музыку оперы «невыразительной и бедной». По их мнению, сюжет оперы, рассказывающий о событиях Гражданской войны на Северном Кавказе, создавал неверное представление, будто грузины и осетины находились в те годы во враждебных отношениях с русским народом. В постановлении также назывались имена Д. Шостаковича, С. Прокофьева. В. Шебалина, которых обвиняли в формалистических извращениях. Вновь актуальной стала борьба с формализмом. В постановлении Политбюро ЦК прямо говорилось о значении статьи 1936 г. «Сумбур вместо музыки» как программного политического и идеологического документа. А. А. Жданов, выступая на музыкальном совещании в Москве в январе 1948 г., сравнил «ошибки» Шостаковича с «ошибками» в опере Мурадели и обильно цитировал статью двенадцатилетней давности. В 1948 г. состоялись Первый Всесоюзный съезд советских композиторов и трехдневное совещание деятелей советской музыки в ЦК партии. На них проявилось стремление искусственно разделить композиторов на реалистов и формалистов. Музыкальные произведения оценивались преимущественно с точки зрения доступности для массового слушателя. Постановления 1946—1948 гг. сыграли свою роль в рассеянии надежд интеллигенции на потепление идеологического климата. Как вспоминал об этом времени театральный критик К. Рудницкий, «сочинять, ставить, играть — все равно, что гулять по заминированному полю — шаг вправо — взрыв и гибель, шаг влево — взрыв и гибель». Предъявляя жесткие идеологические и эстетические требования к творческой деятельности художественной интеллигенции и требуя их беспрекословного выполнения, власть щедро поощряла послушание. Ни в одной стране писатели, художники, композиторы не пользовались такой материальной поддержкой, как в СССР. В отличие от своих западных коллег, члены советских творческих союзов могли зарабатывать на жизнь творческим трудом. Исключительными привилегиями (высокие гонорары, премии, государственные квартиры, дачи, мастерские, поездки за границу) пользовались руководящие работники творческих организаций и коллективов, художественная элита. Победа в войне дала мощный импульс творчеству. В литературу вступило поколение фронтовиков, новый жизненный опыт которых нуждался в осмыслении. Одним из первых попытался сказать правду о прошедшей войне В. Некрасов в повести «В окопах Сталинграда». Классикой тех лет считался роман А. Фадеева «Молодая гвардия». Но тема войны была объявлена исчерпанной, она отвлекала читателя от актуальных задач, навевала тяжелые воспоминания. «Нам нужна праздничная литература, поднимающая человека над мелочами и случайностями», — требовала официальная критика. Известные произведения тех лет — «Русский лес» Л.Леонова, «Первые радости» и «Необыкновенное лето» К. Федина, «Времена года» В. Пановой, «Открытая книга» В. Каверина — отражают общее состояние литературного процесса, в котором отсутствовал новаторский поиск, довлела идеологическая схема, не было жанрового и стилистического многообразия. В условиях жесткого идеологического контроля легко проходили цензурные преграды бесконфликтные произведения, такие, как романы С. Бабаевского «Кавалер Золотой Звезды» и «Свет над землей», Е. Мальцева «От всего сердца». Характерно, что все они были посвящены послевоенной деревне. Из одного произведения в другое переходили сюжеты о конфликте новатора с консерватором, о превращении отсталого колхоза в передовой. Подобная литература отражала уровень понимания общественных проблем того времени. Вина за недостатки возлагалась на зазнавшегося директора или председателя колхоза. Выход из трудностей всегда связывался с приходом нового руководителя или перевоспитанием старого. была сделана «установка на шедевры». Считалось, что страна, идущая в авангарде мирового прогресса, должна превосходить всех и в художественной культуре. Музеи должны были экспонировать лишь высочайшие образцы отечественного искусства. Все, что не соответствовало официальному представлению о магистральном направлении русского реалистического искусства, отправлялось в запасники. Данная политика вела к мелочной опеке над художниками, драматургами, кинорежиссерами. Вводилась практика жесткой регламентации и контроля над всеми стадиями создания фильмов и спектаклей. Каждое произведение принималось и обсуждалось по частям, авторы бесконечно переделывали свои работы в соответствии с рекомендациями вышестоящих инстанций. В кино подобная политика привела к резкому сокращению числа новых фильмов. Если в 1945 г. было выпущено 45 полнометражных художественных фильмов, то в 1951 г. — всего 9, причем часть из них — снятые на пленку спектакли. Установка на «мало-картинье» была принята решением Совета Министров СССР в 1948 г. Министерству кинематографии вменялось в обязанность рассматривать и утверждать все стадии кинопроизводства от литературного сценария и проб актеров до готового фильма, включая эскизы декораций и костюмов, музыкальные партитуры и генеральные репетиции с актерами. Бесконечные замечания, поправки, доработки затягивали производство картин. Съемки доверяли только маститым режиссерам, большинство из которых, несомненно, были профессионалами высокого уровня. «Малокартинье» имело негативные последствия для развития советской кинематографии. Прекратился приток новых кадров в режиссуру. Отечественные фильмы оказались вытесненными с экрана трофейными и довоенными кинолентами. Заметное место на экране заняли историко-биографические фильмы, схематичные и помпезные, — «Пирогов» Г. Козинцева, «Жуковский» и «Адмирал Нахимов» В. Пудовкина, «Академик Иван Павлов» Г. Рошаля. Самое выдающееся кинопроизведение в историческом жанре — фильм С. Эйзенштейна «Иван Грозный», законченный в 1945 г., был запрещен. Идея трагической расплаты за коварство и жестокость царя Ивана в борьбе за единовластие наводила на аналогию с современностью. (Запрет относился ко второй серии, первая успела выйти на экраны и получить Сталинскую премию.) Событиям войны был посвящен фильм «Падение Берлина» М. Чиаурели, фальсифицирующий историю и прославляющий Сталина. Среди премьер того времени были кинофильмы, полюбившиеся зрителям, — «Подвиг разведчика» Б. Барнета, «Сельская учительница» М. Донского, «Молодая гвардия» С. Герасимова, «Кубанские казаки» И. Пырьева. В сложном положении оказались театры. Аншлаги военных лет сменились полупустыми залами. Задача ставить в сезон по крайней мере две-три пьесы на современную тему, как это требовало постановление ЦК партии 1946 г., оказалась непосильной. Из-за многоступенчатой системы приема лишь небольшое число новых драматических произведений проходило все цензурные инстанции. Одни и те же спектакли шли по всей стране. Рекорд поставили пьесы Б. Лавренева «Разлом» и «За тех, кто в море!», которые шли более чем в 100 театрах в сезон 1947/48 года. Театры создавались и закрывались решениями сверху. Так, в 1949 г. был отстранен от занимаемой должности главный режиссер Камерного театра А. Таиров, а сам театр объединен с другим. В том же году с должности художественного руководителя Ленинградского театра комедии был смещен Н. Акимов. Эталоном театрального искусства продолжал оставаться МХАТ, который пользовался особой любовью Сталина еще с довоенных времен. В подражание МХАТу в большинстве коллективов на сцене возобладал бытовой реализм. На общем сером фоне театральной жизни исключением выглядели постановки М. Лобанова в Московском театре имени Ермоловой «Старые друзья» (пьеса Л. Малюгина) и «Спутники» (пьеса В. Пановой), пользовавшиеся большим успехом у зрителей. Основные требования, которые предъявлялись к изобразительное искусству, — правдоподобие, следование традициям русских передвижников, понятность массам, наличие положительного идеала, мажорный оптимизм — сковывали творческий поиск. Сложился набор апробированных тем, сюжетов, композиционных и колористических решений. Ведущее место на ежегодных художественных выставках занимали сложные многофигурные композиции, изображавшие Ленина или Сталина в решающие моменты их революционной и государственной деятельности. Названия этих полотен говорят сами за себя: «Ленин провозглашает советскую власть» (В. Серов), «Выступление И. В. Сталина на торжественном собрании, посвященном 24-й годовщине Великой Октябрьской социалистической революции» (И. Тоидзе), «В Кремлевском дворце 24 мая 1945 года» (Д. Налбандян). Официальной критикой было провозглашено, что образ Сталина является самым убедительным свидетельством идейно-творческой зрелости искусства. В день семидесятилетия вождя в 1949 г. в Третьяковской галерее была открыта выставка «И. В. Сталин в изобразительном искусстве», а в залах Музея изобразительных искусств имени А. С. Пушкина разместилась выставка подарков Сталину, которая заняла место полотен импрессионистов. Вместе с тем изобразительное искусство тех лет не исчерпывалось официозом. Об этом свидетельствуют пейзажи С. Герасимова, М. Сарьяна, работы П. Корина, А. Пластова и др. Созданная в 1947 г. Академия художеств СССР (первый президент А. М. Герасимов) с первых лет своего существования активно включилась в борьбу с «формализмом». На практике это означало травлю талантливых мастеров, навешивание идеологических ярлыков, фальсификацию искусства прошлого. Наступление на формализм исключило из художественной жизни А. Осмеркина, Р. Фалька, А. Шевченко, оставило тяжелый след в творческой судьбе С. Герасимова, П. Корина, М. Сарьяна. Положение дел в сфере художественной культуры вызывало беспокойство творческой интеллигенции. Генеральный секретарь Союза писателей А. Фадеев признавал, что «общая неудовлетворенность уровнем литературы и искусства существует в народе» и мучительно переживается лучшими представителями самой литературы. Б. Пастернак в частном письме выразился еще более определенно: «литературы сейчас не существует». Кризисное состояние художественной культуры осознавалось и сталинским руководством, В апреле 1952 г. в передовой статье «Правды» «Преодолеть отставание драматургии» была осуждена теория бесконфликтности. Ответственность за положение дел в театре газета возложила на драматургов. В печати началась критика административных методов руководства и чрезмерной бюрократизации системы управления литературой и искусством. Новые установки прозвучали в докладе Г. М. Маленкова на XIX партийном съезде в октябре 1952 г.: «Наша советская литература и искусство должны смело показывать жизненные противоречия и конфликты». Было принято решение об увеличении производства кинофильмов. Однако борьба с бесконфликтностью превратилась в очередную конъюнктурную кампанию, которая вызвала поток произведений, изображающих «сор жизни» — ревизии, семейные драмы, разбор персональных дел партийными комитетами. В уже готовые пьесы включались отрицательные персонажи — жулики, бюрократы, карьеристы. Кризис художественной культуры был частью системного кризиса сталинизма, его преодоление требовало глубокого обновления общественно-политической жизни страны.
|