Полезное:
Как сделать разговор полезным и приятным
Как сделать объемную звезду своими руками
Как сделать то, что делать не хочется?
Как сделать погремушку
Как сделать так чтобы женщины сами знакомились с вами
Как сделать идею коммерческой
Как сделать хорошую растяжку ног?
Как сделать наш разум здоровым?
Как сделать, чтобы люди обманывали меньше
Вопрос 4. Как сделать так, чтобы вас уважали и ценили?
Как сделать лучше себе и другим людям
Как сделать свидание интересным?
Категории:
АрхитектураАстрономияБиологияГеографияГеологияИнформатикаИскусствоИсторияКулинарияКультураМаркетингМатематикаМедицинаМенеджментОхрана трудаПравоПроизводствоПсихологияРелигияСоциологияСпортТехникаФизикаФилософияХимияЭкологияЭкономикаЭлектроника
|
ТЕМА 2. Формирование советской культурыПосле 1917 г. относительная замкнутость художественной культуры стала разрушаться, усиливалась ее зависимость от социального заказа. Революция, выдвинувшая лозунг «искусство — народу», открыла широкие возможности для приобщения к искусству и занятий творческой деятельностью. Потребности и вкусы массовой аудитории не могли не влиять на художественную культуру. Правящая партия рассматривала литературу и искусство как средства идеологического воздействия на массы и стремилась установить контроль над художественным творчеством. Осенью 1918 г. немногие деятели литературы и искусства откликнулись на обращение Наркомпроса с призывом о сотрудничестве. Судьбы многих деятелей культуры складывались в переломную революционную эпоху непросто. Трагическое ощущение времени передал О. Э. Мандельштам в стихотворении «Век» (1922): Век мой, зверь мой, кто сумеет Заглянуть в твои зрачки И своею кровью склеит Двух столетий позвонки? Кровь-строительница хлещет Горлом из земных вещей, Захребетник лишь трепещет На пороге новых дней. Современникам трудно было оценить пророческий смысл этих строк, но многие из них воспринимали происходящее в России как катастрофу, гибельную для страны и ее культуры. Значительная часть художественной интеллигенции не могла понять и принять новую революционную Россию и предпочла эмиграцию. Художественные силы республики в первое послереволюционное десятилетие значительно обновились. Массовой школой подготовки пролетарских писателей, художников и артистов стали студии Пролеткульта. Особенно велика была их роль в годы Гражданской войны, когда новая система профессионального художественного образования еще не сложилась. В этих студиях начинали свою творческую деятельность известные кинорежиссеры, драматурги, актеры: С. М. Эйзенштейн, И. А. Пырьев, Г. В. Александров, А, Н. Афиногенов, А. Д. Попов, М. М. Штраух, А. Н. Арбузов, Э. II, Гарин. Возникало множество новых театральных коллективов, как правило, недолговечных, потому что они создавались исключительно на энтузиазме и не имели материальной базы. Большую роль в становлении советского театрального искусства сыграли основанные в те годы театры — Большой драматический в Ленинграде, первым художественным руководителем которого был А. А. Блок, Театр имени Вс. Мейерхольда (1920—1938), Театр имени Евг. Вахтангова (1926 — по настоящее время), Театр имени МГСПС (1923, с 1938 г. Театр имени Моссовета). К этому времени относится открытие первого профессионального театра для детей (1921, ныне — Центральный детский театр), у истоков которою стояла Н. И. Сан. Некоторые коллективы, возникшие как самодеятельные, впоследствии переросли в профессиональные. До середины 30~х гг. самодеятельным был Русский народный хор имени М. Е. Пятницкого (с 1910 г, по настоящее время), на основе самодеятельности был создан б 1928 г. Ансамбль песни и пляски Красной Армии (ныне — Ансамбль песни и пляски Российской Армии имени А. В. Александрова). Талантливая молодежь, прошедшая Гражданскую войну, приходила в литературу. Только с 1920 по 1926 г впервые выступили в печати более 150 писателей, среди них В. А. Каверин, Н. С, Тихонов, Н. Н. Асеев, Л. Н Сейфуллина, А, А, Жаров, Л. М. Леонов, М. А. Шолохов, А. А. Фадеев. Известными фигурами в художественной жизни тех лет были литераторы и художники, творческая деятельность которых началась и была признана еще до революции, такие, как В. Я. Брюсов, В. В. Маяковский, С. А. Есенин, Д. Бедный, М, Горький, А. С. Серафимович, К. С. Станиславский, Вс. Э. Мейерхольд, А. Я. Таиров, К, С. Петров-Водкин, Б. М. Кустодиев, С. 1. Коненков. Эти имена олицетворяли собой преемственность в развитии русской художественной культуры, ее богатство, многообразие стилей и направлений. Первые попытки художественного осмысления свершившейся революции относятся к ее первым месяцам и годам. Это стихи В. В, Маяковского, поэма А. А. Блока «Двенадцать». Восприятие революции с другой стороны баррикад отразилось в дневнике Ик А. Бунина «Окаянные дни». В живописи навеянные революцией образы воплотились в картинах А. А. Рылова «В голубом просторе», К. Ф. Юона «Новая планета», К. С. Петрова-Водкина «1918 год в Петрограде». Символом нового направления в искусстве стал проект «Башни III Интернационала» В. Е. Татлина. Первым советским спектаклем стала «Мистерия-буфф» — пьеса В. В. Маяковского в постановке Вс. Мейерхольда с оформлением К. Малевича (состоялось всего три представления). Широкое распространение в советском революционном искусстве получили агитационно-массовые формы. Для произведений этого жанра были характерны аллегории, условный отказ от изображения личности, злободневная тематика. Заметным явлением культурной жизни стали массовые театрализованные праздники. Подготовка к ним объединяла усилия поэтов, актеров, художников, режиссеров, музыкантов, а действие предполагало участие нескольких тысяч человек. Первый такой праздник под названием «Мистерия освобожденного труда» состоялся 1 мая 1920 г: на ступенях Фондовой биржи в Петрограде. Весной 1918 г. был принят декрет Совнаркома «О памятниках республики», который предусматривал снятие памятников, воздвигнутых «в честь царей и их слуг», и создание новых — в честь революции. В соответствии с принятым планом монументальной пропаганды в течение трех лет были заложены и открыты десятки новых памятников: в Москве — Марксу и Энгельсу, Робеспьеру, Марату, Дантону, Разину, обелиск Советской Конституции, в Петрограде — Марксу, Лассалю, Гейне и др. Открытие каждого из них проходило торжественно, с участием партийных руководителей. Другим важным условием проведения плана монументальной пропаганды было всенародное обсуждение памятников. Они сооружались из непрочных материалов, поэтому большинство из них не сохранилось до наших дней. В Москве сохранились памятники Герцену и Огареву (около старого здания МГУ), До-стсевскому (ул. Достоевского). Обелиск Советской Конституции был установлен на месте памятника герою русско-турецкой войны генералу Скобелеву напротив здания Московского совета. Сейчас на этом месте находится памятник Юрию Долгорукому. Художественная жизнь первого послереволюционного десятилетия была чрезвычайно пестра. Появлялись новые литературно-художественные группировки, заявлявшие о себе широковещательными манифестами. Многие из них быстро исчезали, не оставив и следа. Среди наиболее заметных групп были «Кузница» (1920), «Серапионовь: братья» (1921), «Октябрь» (1922), Московская ассоциация пролетарских писателей -- МАПП (1923), «Ле-вый фронт искусств» — ЛЕФ (1922), «Перевал» (1923), Российская ассоциация пролетарских писателей — РАПП (1925), Всесоюзная ассоциация пролетарских писателей — ВАПП (1923), Литературный центр конструктивистов — ЛЦК, Всесоюзное объединение крестьянских писателей — ВОКП (1926). Художественная практика не вписывалась в эстетические декларации и была сложнее их. Шли напряженные поиски новых средств художественного воплощения революционной действительности. Условно можно выделить два основных течения: одно вело поиски в русле традиционного реалистического искусства, другое, так называемый левый фланг искусства, искало новые формы. Каждое из этих направлений было неоднородным и выдвигало разные эстетические концепции. Партийное вмешательство в дела литературы и искусства первоначально ограничивалось лишь политической цензурой. До появления специальных органов (Главлита и Главреперткома) функции цензоров возлагались на работников руководящих партийных органов. Эстетическим спорам был дан полный простор. Нарком А. В. Луначарский писал в 1924 г. в статье с программным названием «Художественная политика Советского государства»: «Нельзя провозглашать государственной ни школу реализма, ни школу футуризма. Нельзя объявлять без воли самого пролетариата, пока не могущего произнести своего приговора, истинно пролетарским ни какой-либо с иголочки новенький и еще сумбурный конструктивизм, ни равным образом, требующий всяческого присмотра, хотя бы народнический реализм». При отсутствии четкой партийной линии в области художественной культуры организаторы пролетарского литературного движения сформулировали свою программу создания новой литературы силами писателей-пролетариев. Активными борцами за ее претворение в жизнь стали журнал «На посту» (создан в 1923 г. как орган МАПП) и ассоциации пролетарских писателей (ВАПП, МАПП, РАПП). По мнению их руководителей, литературно-художественные силы тех лет делились на три лагеря: пролетарские писатели, крестьянские и «попутчики». Слово «попутчики» по отношению к писателям впервые употребил Л. Д. Троцкий в 1923 г., и оно широко вошло в практику. К ним относили писателей непролетарского происхождения, которые принимали советскую власть, сотрудничали с ней, но заявляли о своем политическом нейтралитете. Напостовцы оценивали произведения искусства с точки зрения их идейного содержания, отводя второстепен- ную роль профессиональному мастерству и эстетической зрелости. Они негативно относились к творчеству «попутчиков». Противоположную позицию занимал журнал «Красная новь», который публиковал наиболее яркие и талантливые произведения вне зависимости от политических убеждений и социального происхождения авторов. Поводом для обострения разногласий и начала полемики между журналами «На посту» и «Красная новь» послужила публикация в сентябре 1923 г. в «Правде» статей Троцкого о пролетарской культуре и партийной политике в области литературы (эти статьи вошли в его книгу «Литература и революция», опубликованную в том же году). Автор считал, что надо работать над созданием социалистической литературы, а не пролетарской, поскольку при переходе к социализму классы исчезнут. Дискуссии по вопросам партийной политики в области художественной литературы на совещании в ЦК в мае 1924 г., а затем на Всесоюзной конференции пролетарских писателей в январе 1925 г. усилили поляризацию позиций. Главный редактор «Красной нови» А. К. Воронский выступал за главенство эстетических критериев над политическими. По его мнению, пролетарское литературное течение являлось равноправным среди других и не должно было пользоваться никакими привилегиями. Напостовец И. Вар-дин заявлял о необходимости диктатуры партии в области литературы, считая ВАПП орудием этой диктатуры и выразителем воли партии. Напостовцы не стеснялись в выражениях, выдвигая политические обвинения против многих писателей, поэтов и критиков. В частности, разгромной критике подверглись В. Маяковский и М. Горький, впоследствии признанные корифеями советской литературы. Резолюция ЦК ВКП(б) «О политике партии в области художественной литературы», принятая 18 июня 1925 г., подвела черту под двухлетней полемикой. Она носила компромиссный характер. С одной стороны, крайности «напостовской» линии были осуждены, с другой — высказывалась безусловная поддержка пролетарским литературно-художественным силам. Авторы резолюции рассматривали художественную жизнь с точки зрения классовой борьбы пролетариата за идейную гегемонию, но считали, что эта борьба должна была вестись в мирных организационных формах. Выдвигался лозунг «бережного отношения к «попутчикам», что должно было помочь им перейти на позиции коммунистической идеологии. В эстетической сфере объявлялось свободное соревнование различных течений и группировок. Партийное вмешательство на время усмирило страсти, кипевшие вокруг «попутчиков», и успокоило самих писателей. Ультралевые руководители — С. А. Родов, Г. Лелевич, И. В. Вардин были вытеснены из ВАППа более умеренными. Но коренных изменений в позиции «неистовых ревнителей» пролетарской чистоты не произошло. Театры оказались одним из наиболее устойчивых элементов культурной жизни. Г. Уэллс, посетивший Советскую Россию в 1920 г., был поражен, что «русское драматическое и оперное искусство прошло невредимым сквозь все бури и потрясения и живо по сей день». В Петрограде в это время ежедневно давалось более 40 представлений. Ставилась преимущественно классика. Новых пьес было мало, успехом, как это было с «Мистерией-буфф», они не пользовались. В театры пришел неискушенный зритель, которого, по словам К. С. Станиславского, надо было учить сидеть во время спектакля тихо, не курить, не грызть орехов и снимать шляпу. Но демократичная зрительская аудитория оказалась чрезвычайно отзывчивой и благодарной, что вдохновляло актеров. В 1920 г. Вс. Мейерхольд, который в то время возглавлял театральный отдел Наркомпроса, выдвинул лозунг «Театрального Октября». Его программа была направлена на революционное преобразование театра. Великий режиссер считал, что новый театр должен быть тенденциозным, политическим, агитационным и обязательно массовым, чтобы зрители становились участниками спектакля. Академические театры (как их тогда называли «аки») не поддержали «Театральный Октябрь», и само их существование оказалось под вопросом. Надежды на обновление театрального искусства связывались со студиями, которые в большом количестве возникали при академических театрах. Новаторские поиски Мейерхольда не были понятны и интересны массовому'зрителю. А именно на такого зрителя рассчитывали левые реформаторы. В 1923 г. театры повернули «назад к Островскому», т. е. к традициям отечественного театрального искусства. Грань между «левыми» и «аками» стала постепенно стираться. В середине 20-х гг. появились первые советские пьесы, написанные в реалистической традиции. Крупными событиями театральных сезонов 1925—1927 гг. стали «Шторм» В. Билль-Белоцер-ковского в Театре имени МГСПС, «Любовь Яровая» К. Тренева в Малом театре, «Разлом» Б. Лавренева в Театре имени Евг Вахтангова и Большом драматическом, «Бронепоезд 14-69» Вс. Иванова во МХАТе. Прочное место в репертуаре занимала классика. Попытки ее нового прочтения делали как «аки» («Горячее сердце» А. Островского во МХАТе), так и «левые» («Лес» А. Островского и «Ревизор» Н. Гоголя в Театре имени Вс. Мейерхольда) Если драматические театры к концу первого советского десятилетия перестроили свой репертуар, то главное место в репертуаре оперных и балетных коллективов по-прежнему занимала классика. Единственным удачным спектаклем на современную тему ста ла постановка балета Р. Глиэра «Красный мак» («Красный цветок») в Большом театре в 1927 г. Ведущее место в изобразительном искусстве сразу после революции заняли левые течения, представители которых первыми откликнулись на призыв власти к сотрудничеству и встали во главе отдела изобразительных искусств Наркомпроса. Как говорилось в обращении этого отдела, «революционеры художественных форм протянули руку революционерам жизни». Однако произведения авангардного искусства были непонятны массам, поэтому руководство Наркомпроса переориентировалось на традиционное искусство. Значительной поддержкой власти пользовалась группа АХРР (Ассоциация художников революционной России), ядро которой сложилось из бывших участников Товарищества передвижных ху.тожественных выставок. Входившие в ассоциацию художники стремились к отражению современной действительности в формах, доступных восприятию широкой публики. Примерами ахр-ровских работ могут служить портрет Дмитрия Фурманова, написанный С. Малютиным, «Делегатка» Г. Рижского, «Заседание сельячейки» Е. Чепцова, знаменитая «Тачанка» М. Грекова Группа ОСТ (Общество станковистов), включавшая молодежь первого советского художественного вуза ВХУТЕМАС (Высшие художественно-технические мастерские, основаны в 1920 г.), ставила своей задачей воплощение в образах взаимоотношений человека и современного производства. Новаторство остовцев наиболее ярко выразилось в таких картинах, как «Оборона Петрограда» А. Дейнеки, «Тяжелая индустрия» Ю. Пименова, «Шар улетел» С. Лучишкина. Группа «Четыре искусства» и ОМХ (Общество московских художников), объединявшие мастеров старшего поколения, были близки в программном требовании «величайшей действенности и выразительности формальных сторон творчества, образующих неразрывное единство с идеологической...». Художники! отличались друг от друга по своей творческой манере. Среди членов группы «Четыре искусства» были К. Петров-Водкин, П. Кузнецов, М. Сарьян, В. Фаворский. Наиболее активные художники ОМХа — П. Кончаловский, И. Машков, А. Лентулов, А. Куприн, Р. Фальк — до революции входили в объединение «Бубновый валет». Процесс демократизации захватил музыкальную жизнь страны. После революции во многих городах — Харькове, Севастополе, Витебске, Минске и других — были открыты народные консерватории, подобные той, которая была создана в Москве в 1906 г. Общедоступные симфонические и хоровые концерты, часто сопровождаемые просветительскими лекциями, собирали полные залы. Российская ассоциация пролетарских музыкантов (РАПМ), возникшая в 1923 г., ставила своей задачей распространить гегемонию пролетариата на музыкальную область. Ее творческие усилия были направлены главным образом на создание массовой революционной песни. К ней была близка организация молодых музыкантов Московской консерватории «Производственный коллектив» (Проколл), созданная в 1925 г. и впоследствии влившаяся в РАПМ. Проколл пытался внедрить практику коллективного сочинения музыки, преимущественно хоровой. Стремление к коллективизму привело к появлению в 1922 г. уникального оркестра без дирижера — Первого симфонического ансамбля (Персимфанс, существовал до 1932 г.). Ансамбль внес большой вклад в популяризацию симфонической музыки, давая концерты в рабочих клубах и красноармейских казармах. Судя по тому, что с ним выступали такие выдающиеся исполнители, как В. Горовиц, М. Юдина, В. Софроницкий, А. Нежданова, Н. Обухова, ансамбль высоко оценивался в профессиональных кругах. Другая тенденция в развитии музыкального искусства была воплощена в деятельности Ассоциации современной музыки (АСМ), возникшей в 1924 г. и занимавшейся распространением новой русской и иностранной музыки. В нее входили Н. Мясковский, Б. Асафьев, Ю. Шапорин, Д. Шостакович, В. Шебалин и др. АСМ устраивала концерты, выставки нот и книг, приглашала на гастроли выдающихся зарубежных музыкантов. Были организованы выступления П. Хиндемита, Д. Мийо, А. Онеггера и др. Известная фраза Ленина «из всех искусств для нас важнейшим является кино» определила то громадное внимание, которое партийные и государственные органы уделяли кино как действенному средству пропагандистской и культурной работы в массах. Первые шаги в этой области были направлены на то, чтобы сохранить кинопроизводство в стране. Большинство кинофабрикантов, режиссеров и актеров бежали за границу или в регионы, не контролируемые большевистским правительством, увозя с собой кинотехнику. Оставшаяся часть кинопромышленности была национализирована и передана в ведение Наркомпроса. Выпуск фильмов и их прокат были поставлены под контроль специальных кинокомитетов. Раннее советское кино ориентировалось на документальные фильмы, наиболее простые и доступные формы. В этой области был совершен кардинальный переворот: появились новые жанры (киноплакат, историко-революционный монтаж). Авангардное движение кинохроникеров, «киноков», возглавил Дзига Вертов, открывший новое направление, в основе которого было художественное истолкование документальных фактов. В историю мирового кинематографа вошли фильмы С. Эйзенштейна 20-х гг. — «Броненосец Потемкин» и «Октябрь», положившие начало освоению революционной темы в кино.
|