Главная Случайная страница


Полезное:

Как сделать разговор полезным и приятным Как сделать объемную звезду своими руками Как сделать то, что делать не хочется? Как сделать погремушку Как сделать так чтобы женщины сами знакомились с вами Как сделать идею коммерческой Как сделать хорошую растяжку ног? Как сделать наш разум здоровым? Как сделать, чтобы люди обманывали меньше Вопрос 4. Как сделать так, чтобы вас уважали и ценили? Как сделать лучше себе и другим людям Как сделать свидание интересным?


Категории:

АрхитектураАстрономияБиологияГеографияГеологияИнформатикаИскусствоИсторияКулинарияКультураМаркетингМатематикаМедицинаМенеджментОхрана трудаПравоПроизводствоПсихологияРелигияСоциологияСпортТехникаФизикаФилософияХимияЭкологияЭкономикаЭлектроника






Изобразительное искусство и архитектура





К началу XX в. фактически заканчивается история крупных стилевых движений, классических для XIX в. Даже реалистические произведения обращаются к условным формам и фантазийным образам (Р. Гуттузо, К. Кольвиц). Уже в первые десятилетия века многие мастера порвали со сложившимися художественными традициями, встав под знамя модернизма. Под «модернизмом» принято понимать совокупность течений и направлений в искусстве конца XIX – середины ХХ вв., порвавших с традициями реализма.

Хронологически первым модернистским направлением явился кубизм (парижская выставка 1908 г.). Кубисты исходили в своем творчестве из того, что все предметы и явления действительного мира, включая человека, могут быть изображены в виде суммы геометрических фигур. Художественное сознание выдвинуло на первый план конструирование объемного изображения на плоскости путем выявления геометрических форм. Создателями кубизма принято считать Пикассо и Брака, которые радикально переосмыслили взаимоотношения формы и пространства и повлияли на ход развития западноевропейского искусства ХХ века. Пабло Пикассо можно назвать, пожалуй, самой яркой фигурой авангарда. Он создал произведения, покорившие мир («Герника», «Голубь мира», «Плачущая женщина») и сделавшие его классиком при жизни. Как направление кубизм отчетливо проявился также в творчестве Гриса, Лорансена, Леже и Делоне.

Другим не менее интересным направлением был фовизм (от франц. «fauve» - «дикие»). Это название закрепилось после того, как на Осеннем салоне 1905 г. в Париже были представлены работы А. Матисса, А. Дерена, Ж. Руо и др. Фовисты решительно порывали с ранее установленными художественными законами, представляя на суд зрителей эмоциональную, выразительную, интенсивную живопись. Яркая цветовая палитра, острый ритм, упрощенность форм отличают творчество представителей данного направления. Лидером фовизма признан Анри Матисс, в живописи которого нет смешения цвета, светотени и мелких деталей, зато присутствует точная выразительная линия, декоративность и изысканная простота, доверительность и удивление чудом жизни («Зеленая полоса (портрет жены художника)», «Радость жизни», «Танец», «Музыка», «Красные рыбки»).

На рубеже XIX-XX веков в немецкой философии (Г. Риккерт и Э. Гуссерль) получила широкое распространение «теория вчувствования». Под ее влиянием в немецкой культуре складывается особый взгляд на личность художника, творящего произведение искусства посредством чувственного интуитивизма, что позволяло придавать собственные эмоции и черты изображаемым предметам и явлениям. Так появилось новое направление, получившее название экспрессионизм (с лат. «expressio» - выражение). Возникли объединения «Мост» в Дрездене, «Синий всадник» в Мюнхене. Художники-экспрессионисты Нольде, Марк, Клее, Дикс, Кубин, Кокошка, Кандинский искали новые художественные методы для передачи напряженных чувств, нараставших в обществе по мере вероятного приближения войны. Экспрессионизм являл собой попытку обнажения внутреннего мира человека и его переживаний в моменты предельных духовных напряжений. Грубая выразительность, искажение формы и цвета, отказ от светотени и передачи пространства, конфликтность и экспрессия – его характерные черты. Молодые художники искали новые приемы не ради формальных экспериментов, а ради выражения своего миропонимания, в котором большое место отводилось человеку с его чувствами и эмоциями. Экспрессионизм нашел проявление не только в живописи, но и в драматургии, литературе. В 1933 году нацисты, пришедшие к власти в Германии, объявили экспрессионизм вне закона и уничтожили многие произведения экспрессионистов, других представителей авангарда.

Одним из наиболее смелых авангардистских направлений в европейской художественной культуре, в основе которого находилось стремление освободить творчество от «оков прошлого», являлся футуризм. Само название (от лат. «futurum» - будущий) говорило о намерении создавать искусство будущего, свободное от традиций и ждущее перемен. Основателем движения является Ф. Т. Маринетти, итальянский поэт, опубликовавший первый манифест футуризма в 1909 году на страницах парижского журнала «Фигаро». Для футуристов главенствующей идеей являлась идея движения, динамических перемен, связанных с развитием индустриализации и машинными технологиями. Футуристы, изображая движение, размещают все его фазы одновременно или же используют прием наложения друг на друга разных положений одного и того же двигающегося объекта. Родившись сначала теоретически, футуризм явился первым откровенно враждебным реализму направлением. Деконструктивность, алогичность, дисгармония – главные черты футуризма, которые воплотили в своем творчестве такие итальянские художники, как Д. Балла, У. Боччони, К. Карра, Д. Северини. К 20-м годам футуризм исчерпал себя, растворившись в других художественных течениях: метафизической живописи, неопластицизме, дадаизме.

Дадаизм является самым хаотичным, пестрым, странным выступлением авангардистов. Основателем дадаизма стал Тристиан Тцара, французский теоретик искусства, поэт, румын по происхождению. Родилось движение в Швейцарии в годы Первой мировой войны. Вселенская катастрофа опрокинула все представления о миропорядке, ценности человеческой жизни и здравом смысле. Ужас происходящего порождал протест против эстетики культуры модернизма. Однако, отрицая общепринятые ценности, дадаисты «играли» сознанием людей, не предлагая ничего взамен.Так, на коллажах дадаистов появлялись разнообразные предметы – опилки, окурки, газеты, пустые ящики, оберточная бумага и т.п. Полное отрицание всего и вся, утверждение произвола, безудержный нигилизм вскоре привели к расколу движения, в недрах которого зародилось новое мощное художественное направление ХХ века - сюрреализм.

Сюрреализм (от франц. «сверхреальность») - направление в литературе и искусстве ХХ века, провозгласившее источником творческой деятельности сферу подсознательного, а методом - разрыв логических связей, заменяемых свободными ассоциациями. Начало этого направления связывают с «Манифестом сюрреализма», опубликованным французским поэтом Андре Бретоном в 1924 году. Сюрреалистическое направление в искусстве оформляется как философия «потерянного поколения», чья молодость совпала с катастрофой Первой мировой войны. Понимая, что дадаизм бессилен выразить чувства и мысли творческой молодежи, сюрреалисты взяли на вооружение теорию австрийского психиатра Зигмунда Фрейда о бессознательном как важнейшей сфере человеческой психики, привлекли философию идеализма Вильгельма Дильтея и философию интуитивизма Анри Бергсона. Рождение творческих образов связывалось со свободными ассоциациями, которые появляются из сновидений, случайных слов или встреч, а также с «психологическим автоматизмом», понимаемым как записи мыслей, приходящих в голову без всякого разбору. Методом графического автоматизма пользовались в основном поэты, причем характерным для них является модель коллективного творчества. Приведем несколько строк из поэмы А. Бретона и Ф. Супо «Магнитные поля»:

… Ночь страны гнева

Финансы морская соль

Осталась прекрасного лета ладонь

Сигареты умирающих.

Этим же методом руководствовались и некоторые художники, например французский живописец Андре Массон, творчество которого представляет пересечение случайно возникающих линий, пятен, капель, воспроизводящих знаковые изображения людей, птиц, растений. Практиковались и другие новоизобретенные техники: фроттаж (от франц. «натирание»), фюмаж (от франц. «копчение»), прием «обман зрения» и другие, всего около тридцати. Сверхреальность, по мнению сюрреалистов, воплощает подлинную природу человека, свободную от рассудка и морали. Причудливость ассоциаций, галлюцинаторный мир подсознания, присутствие фантастических образов свойственны художественной манере М. Эрнста, Ж. Миро, Р. Магритта, И. Танги и, конечно же, С. Дали. Имя Сальвадора Дали – удивительного испанского художника, скульптора, писателя, поэта, сценариста – занимает уникальное место в культуре ХХ века. Он страстно увлекался сначала импрессионизмом, затем кубизмом, футуризмом, почитая при этом классиков и не собираясь никого ниспровергать. Но уже начиная с 1928 года его имя стало олицетворением сюрреализма. Каждая его картина становилась интеллектуальным ребусом, в котором сочетались самые бредовые фантазии и обнаженная реальность окружающего мира. К таким произведениям можно отнести «Постоянство памяти», «Частичная галлюцинация: шесть портретов Ленина на фортепьяно», «Пылающий жираф», «Сон, вызванный полетом пчелы вокруг граната, за секунду до пробуждения».

Наиболее крайней школой модернизма, сложившейся как направление в 60-х гг. нашего века является абстракционизм. Основоположником и теоретиком абстрактного искусства принято считать В. Кандинского – русского художника, жившего подолгу за границей, а с 1921 г. окончательно покинувшего Россию. Почва для появления абстракционизма была уже подготовлена кубистами, фовистами и футуристами, нарушавшими принцип соответствия содержания и формы художественного произведения предметам и явлениям действительной жизни. Абстракционисты отказались от показа предметного мира, создавая «беспредметные» произведения, в которых бесформенные яркие пятна пересекаются извилистыми и кривыми линиями. Таковы картины В. Кандинского «Композиция № 6», «Беспредметное», П. Мондриана «Композиция А», «Композиция с красным, желтым и голубым», Тео ван Дусбюрга «Арифметическая композиция», Ф. Купки «Собор», «Два синих». Одно из направлений абстракционизма, так называемый супрематизм, представляющий собой систему из перекрывающих друг друга форм чистого цвета, создающий ощущение глубины и пространства, был создан также русским художником К. Малевичем. Супрематизм подвел своеобразную черту целому этапу в развитии искусства ХХ века и стал итогом экспериментов европейских и русских мастеров эпохи модернизма. С приходом к власти фашистов центр абстракционизма перемещается в Нью-Йорк, где возникают такие его формы, как абстрактный экспрессионизм, ташизм, оп-арт.

Модернизм проявил себя не только в живописи, но и в других сферах культуры: архитектуре, скульптуре, литературе. Стихийный рост городов, увеличение численности населения, связанные с индустриальным развитием Европы, привели к несоответствию темпам и формам жилищного строительства. Представители модерна в архитектуре отказываются от ордерных канонов, крупных сложившихся стилей и создают необычные произведения, резко отличающиеся от традиционных. Появляются принципиально новые образы зданий, примерами которых могут служить произведения А. Месселя в Германии, О. Вагнера в Австрии, А. Гауди в Испании (дворец Гуэль, собор Ла Саграда Фимилиа) и другие.

После Первой мировой войны в Германии и Нидерландах возникает функционализм – направление в архитектуре, требующее соответствия зданий и сооружений протекающим в них производственным и бытовым процессам. Особая роль в его развитии принадлежит Ле Корбюзье – крупнейшему французскому архитектору ХХ века, разработки которого до сих пор используются в современном строительстве: дом на столбах, сад на плоской крыше, свободная планировка интерьера, горизонтально-протяженные окна, нетрадиционная композиция фасада. Функционалисты признавали только пользу и целесообразность, искали экономичные способы возведения зданий, упрощали форму построек (коробки). Известными функционалистами своего времени были В. Гропиус и Б. Тауд в Германии, Э. Торрохе и Х. С. Маури в Испании, Б. Зерфюсс во Франции.

В 20-е гг. в европейской архитектуре складываются два противоположных направления: урбанизм и дезурбанизм. Сторонники первого считали неизбежным и необходимым создание гигантских городов с огромными многоэтажными зданиями. У истоков этого направления стоял Ле Корбюзье, предложивший план города на три миллиона жителей, а затем «План Вуазен» по реконструкции Парижа с постройкой небоскребов и сетью транспортных артерий. Тогда никто и не подозревал, что именно так будут выглядеть многие европейские города и почти все американские в конце ХХ – начале ХХI века. Идеи дезурбанистов опирались на теорию английского архитектора Э. Хоуарда по созданию небольших городов-садов со свободной планировкой улиц и населением не выше 60 тысяч жителей. Примером «ситэ-жарден» может служить комплекс Ла Мюетт в Дранси под Парижем (архитекторы Э. Бодуэн и М. Лодса). В практике реального строительства оба указанных направления сочетаются между собой, заимствуя друг у друга некоторые идеи и принципы.

Динамика стилевых движений на стадии зрелого модерна затронула и искусство скульптуры, хотя именно в нем наиболее прочно сохранились классические традиции. Так, французские скульпторы Э. Бурдель и А. Майоль, как сторонники неоклассицизма, создавали произведения на основе искусства античности. На стыке классической традиции и авангарда находится скульптура экспрессионизма (немецкий мастер Э. Барлах и швейцарский скульптор А. Джакометти). Одно из ответвлений абстракционизма, так называемый витализм (от лат. «виталис» - жизненный), объединил в своих рядах скульпторов, предпочитающих в абстрактных формах передавать красоту и поэзию жизни (англичанин Т. Мур и румын Н. Брынкуши – ученик О. Родена).

Во 2 пол. века модернизм вступил в новый этап своего развития, чему способствовали качественные перемены, произошедшие в Западной Европе после Второй мировой войны. В кругу независимых английских художников в сер. 50-х гг. родился поп-арт (от англ. рop-art, сокращ. от popular art - популярное, общедоступное искусство) - искусство, не знающее, что оно искусство. Искусством здесь становится все: мусорное ведро, недоеденный бутерброд, этикетка, консервная банка. Поп-арт получил распространение за океаном и в 70-х гг. стал символом американского искусства, надежно обосновавшись в образцах рекламной продукции различных СМИ. Влияние поп-арта до сих пор ощущается в массовой культуре. В рамках поп-арта зародился хэппенинг (от англ. happening – происходящее), своеобразная игра, в которую стараются вовлечь зрителей. Это абсурдное действие, разыгрываемое на публике без определенного сценария (человек, бьющий живой курицей по струнам рояля, или девушка-модель, с которой срезают кусочки одежды). В 70-е гг. это направление преобразовалось в перформанс (от англ. рerformance – выступление), в рамках которого представление режиссировалось.

На излете поп-арта в Англии и США возникает концептуализм (от лат. conceptus – мысль), который довольно быстро стал ведущим направлением в искусстве ХХ века. Концептуализм претендовал на создание философии искусства, новой эстетики и занимался исключительно интеллектуальной интерпретацией объектов культуры. Художники полагали, что важно не само изображение, а его значение, поэтому акцент переносился с произведения искусства на его восприятие. Поскольку в концептуализме важен только смысл изображения, то иногда художники вовсе отказывались от создания произведения, ограничиваясь рассказом о его идее. Концептуализм стер грань между искусством и реальностью, сведя роль творца к минимуму.

Еще одним оригинальным проявлением духовной жизни Запада является так называемое кинетическое искусство (от греч. «кинетикос»- приводящий в движение). Кинетизм зародился в 20-х гг., но бурное развитие получил в 50-60-х гг., в связи с появлением компьютерной техники. Движущиеся механизмы или их графические изображения стали составлять предмет творчества кинетиков (Г. Юкер и Ж. Тенгели).

В 70-х гг. сначала в Америке, а затем и в Европе возникает такое направление как гиперреализм (от англ. hyperrealism – сверхреализм), или фотореализм. Гиперреалисты диапроектировали на холсты фотоизображения, полагая, что их творчество более доступно пониманию масс, так как фотографии есть в каждом доме. При созерцании холодной, детально достоверную, «гиперреальной» картины ничто не затронет чувства зрителей, ведь мир гиперреалистов лишен радостей и печалей, надежд и тревог.

В начале 80-х гг. в изобразительном искусстве появляется новое направление – трансавангард (букв. – сквозь авангард), отмеченное итальянским историком искусства А. Б. Оливой. сторонники трансавангарда подвергают постмодернистской стилизации все наследие мирового искусства, от первобытного орнамента до европейского реализма. Реальное здесь переплетается с фантастическим, а прошлое – с будущим. Это настоящий карнавал эклектизма, какого еще не знало изобразительное искусство.

В отличие от искусства периода модернизма, в постмодернизме не существует четко различимых, преобладающих школ и стилей, которые смогли бы подчинить себе крупные области художественного творчества. Наблюдаемое разрушение границ между направлениями является одной из главных характеристик Постмодерна, а принцип эклектичности становится основополагающим в любом виде художественного творчества.

Главным направлением в развитии архитектуры постмодернизма стало градостроительство. Послевоенные разрушения, когда многие города были буквально стерты с лица земли, дали возможность воплотить в жизнь новый тип города. Строительная техника переживала невиданную революцию, использовались новые материалы: алюминий, пластмассы, синтетические волокна. Причудливо сочетались разные формы и стили, новаторские и консервативные тенденции. В Германии, Франции объединяются принципы функционализма и экспрессионизма при использовании возможностей органической архитектуры. В 70-80 -е гг. появились космополитические веяния в застройке европейских городов, с которыми пытаются бороться национальные архитектурные школы, стараясь сохранить неповторимый облик местных архитектурных ансамблей.

Литература. Кино

Человек и его мир оставались главной темой произведений литературы ХХ века. Поиски смысла жизни и новых ценностных представлений, предпринятые выдающимися писателями этого времени, отражают сложность социокультурной ситуации. Тем не менее литература, в отличие от живописи, сохраняет тесную связь с классическим реализмом (Т. Манн, Г. Манн, Б. Брехт, Д. Голсуорси, Р.М. дю Гар, А. Барбю, Г. Гессе, Д. Апдайк, Д. Фаулзс) и романтизмом ХIХ в. (Э.-М. Ремарк, Э. Хемингуэй, Р. Олдингтон, А. де Сент-Экзюпери); устойчиво закрепилась традиция многотомного романа, особенно в творчестве французских писателей А. Франса, Р. Роллана, А. Моруа. В то же время литература также испытала воздействие новых идейно-художественных движений. Под влиянием эстетики модернизма создают свои романы Д. Джойс («Улисс»), Ф. Кафка («Процесс»), М. Пруст (эпопея «В поисках утраченного времени»), У. Голдинг («Повелитель мух»). Экзистенциализм во французской литературе породил два варианта романа: романтический – А. Камю и атеистический – Ж. П. Сартра, которые получили свое дальнейшее развитие в эпоху Постмодерна.

XX в. стал временем расцвета научно-фантастической литературы, которая стремится предупредить человечество о негативных последствиях бездумного поклонения техническим достижениям (А. Азимов, Р. Бредбери, А. Кларк, С. Лем, Р. Шекли). Д.Р.Р. Толкиен своей философской эпопеей «Повелитель колец» положил начало развитию популярнейшего ныне жанра «фэнтези». Глубиной содержания и неординарностью художественной мысли отмечены произведения Р. Желязны, М. Муркока, У. Ле Гуин и др. авторов этого жанра. Широко распространяется жанр детектива (А. Кристи, Ж. Сименон, Д. Френсис, Р. Чандлер и др .).

Вместе с тем литература частично утрачивает связь с европейской традицией гуманистического искусства и, преследуя коммерческие интересы, стремится завоевать внимание массового читателя, для чего создаются развлекательные, идейно не нагруженные произведения неглубокого содержания: любовные романы, триллеры, боевики, детективы.

Особого внимания заслуживает мощное развитие европейского кинематографа ХХ века. Кино завоевало огромную популярность и стало, пожалуй, самым демократичным видом искусства в новом столетии. Уже в эпоху «великого немого» были сделаны впечатляющие творческие открытия, превратившие кинематограф из балаганного зрелища в серьезный вид искусства (Д.У. Гриффит, Д. Форд, Ч. Чаплин). С развитием технических возможностей кино смогло значительно расширить свой художественный диапазон. Выдающиеся режиссеры Л. Висконти, Ф. Феллини, И. Бергман, Л. Бунюэль, А. Хичкок и др. раскрывали перед миром динамичный и противоречивый характер «героя нашего времени», отражали пульсирующий характер эпохи. Имена прославленных актеров Европы знает весь мир: Г. Гарбо, М. Дитрих, М. Мастрояни, Луи де Финес, С. Лорен, Д. Мазина, А. Жирардо, И. Монтан Ж. Депардье и другие.

 

Западноевропейская культура XX в., завершив модернизацию и пережив жесточайший духовный кризис и две мировые войны, находится сегодня на пороге дальнейших перемен. Опыт Запада необходим не только современным европейцам – он должен послужить хорошим наглядным пособием для всего человечества.

 

Date: 2016-06-08; view: 427; Нарушение авторских прав; Помощь в написании работы --> СЮДА...



mydocx.ru - 2015-2024 year. (0.007 sec.) Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав - Пожаловаться на публикацию