Главная Случайная страница


Полезное:

Как сделать разговор полезным и приятным Как сделать объемную звезду своими руками Как сделать то, что делать не хочется? Как сделать погремушку Как сделать так чтобы женщины сами знакомились с вами Как сделать идею коммерческой Как сделать хорошую растяжку ног? Как сделать наш разум здоровым? Как сделать, чтобы люди обманывали меньше Вопрос 4. Как сделать так, чтобы вас уважали и ценили? Как сделать лучше себе и другим людям Как сделать свидание интересным?


Категории:

АрхитектураАстрономияБиологияГеографияГеологияИнформатикаИскусствоИсторияКулинарияКультураМаркетингМатематикаМедицинаМенеджментОхрана трудаПравоПроизводствоПсихологияРелигияСоциологияСпортТехникаФизикаФилософияХимияЭкологияЭкономикаЭлектроника






Методические рекомендации. Работа над многопроблемным произведением, вобравшим сложнейший исторический материал, потребует осознания авторской концепции истории и человека





Работа над многопроблемным произведением, вобравшим сложнейший исторический материал, потребует осознания авторской концепции истории и человека. Поэтому, прежде чем начинать изучение романа-эпопеи «Тихий Дон», надо обратиться к «Донским рассказам» Шолохова, в которых выкристаллизовывался авторский взгляд на трагическую сущность Гражданской войны, разрушающей все человеческие связи, все общепринятые нормы народного бытия.

Нужно прочитать рассказы «Шибалково семя», «Алешкино сердце», «Продкомиссар», «Родинка» и др., чтобы понять всю сложность неразрешимых противоречий, рожденных временем, вихрем истории.

Приступая к изучению «Тихого Дона», следует обратиться к такому жанровому определению, как роман-эпопея, установить типологические признаки большой эпической формы, соединившей элементы семейно-бытовой хроники и конкретно-исторического, эпохального содержания. Важно также проследить новаторское развитие тех классических традиций, которые восходят к роману-эпопее Толстого «Война и мир».

Выделите основные сюжетные звенья романа, проследите развитие психологической линии Григорий и Аксинья. Можно остановиться на другом жизненном конфликте, связанном с судьбой Натальи, или обратиться к жизненному пути Михаила Кошевого, друга, а потом врага Мелехова.

Подумайте над тем, как работает в романе прием антитезы, охватывающий все сферы шолоховского текста; какое значение имеет образ Дома, семейного Очага, сохраняющего традиции, родственные связи, жестоко разрушаемые неумолимым бегом истории. Особое внимание обратите на шолоховские картины природы, приобретающие часто философское звучание, на образ Дороги как неизбежного жизненного пути. Определите общую тональность авторского повествования, заданного эпиграфом, и то, как она меняется на протяжении четырех томов. В этой связи выделите авторские отступления-рассуждения, часто звуча­щие у Шолохова в лирическом ключе.

Ведущим принципом при анализе текста четырехтомного романа-эпопеи «Тихий Дон» должен быть принцип отбора того конкретного материала, которым можно подтвердить, обосновать то или иное поло­жение, сформулированное в предложенном к семинарскому занятию плане. Вопросы плана можно конкретизировать более «частными» фор­мулировками, предложенными самими студентами. Так, для понимания жизненной позиции Григория Мелехова важны внутренние монологи героя, создающие определенный психологический рисунок характера, портретные характеристики, поступки и действия.

Очень важно понять, в чем мастерство Шолохова-художника, почему «Тихий Дон» всегда читается с неослабевающим интересом и читательская заинтересованность сохраняется до последней финальной сцены.

Надо задуматься и над тем, почему «Тихий Дон» (особенно последняя, четвертая книга) вызывал разноречивые суждения в научной литературе о Шолохове. Можно ли говорить о писательском «компромиссе» в связи с финалом романа или он раскрывает шолоховское понимание концепции бытия и тех общечеловеческих ценностей, которыми в конечном итоге должно измеряться все в нашем сложном мире.

Интересно сопоставить в этой связи роман «Белая гвардия» М. Булгакова и роман-эпопею М. Шолохова «Тихий Дон».

 

 

Практическое занятие № 15. Рассказ А. Солженицына "Матренин двор": художественный образ, изобразительно-выразительные средства языка

1.Определите идейно-тематическое содержание рассказа и его
место в контексте творчества писателя. Какова творческая судьба
рассказа?

2. В чем своеобразие композиции рассказа? Как выражен публицистический характер экспозиции? Какова роль публицистического начала рассказа?

3.Опишите образ автора-рассказчика. Как вы определите тип
повествования? Какова роль автора-рассказчика (Игнатьича)?

4.Какова система образов в рассказе? Раскройте содержание и функцию образов. Какие чувства вызывают образы Матрены Васильевны, Фаддея Мироновича, сестер Матрены, председателя колхоза, его жены? Какова семантическая нагрузка художественной детали в рассказе, изобразительно-выразительных средств языка в создании образа Матрены, в идейно-эмоциональной оценке автором изображаемых характеров? Авторские приемы создания образов. Дайте подробную характеристику образа Матрены Васильевны.

5. Можно ли трактовать образ Матрены Васильевны как символический, олицетворяющий живую народную душу, совесть народа? Как вы понимаете заключительную фразу рассказа, что «... есть она тот самый праведник, без которого, по пословице, не стоит село. Ни город. Ни вся земля наша»?

 

Темы для курсовых работ, рефератов, докладов, сообщений

 

1. Рецензия на рассказ А.И. Солженицына «Случай на станции Кочетовка».

2. Проблематика, поэтика рассказов А.И. Солженицына (по материалам рассказов «Один день Ивана Денисовича», «Матренин двор»).

3.«Не стоит село без праведника». Рассказ «Матренин двор» в контексте «деревенской» прозы (В. Белов. «Привычное дело»; Ф. Абрамов. «Пелагея», «Деревянные кони»).

4.Противостояние людей и «паразитов несочувственных» в рассказе А. Солженицына «Матренин двор» и в романе «В круге первом».

5. Рецензия на один из «двухчастных» рассказов А. Солженицына («Молодняк», «Настенька», «Абрикосовое варенье», «Желябугские выселки»).

 

Литература

 

1. Архангельский А. Поэзия и правда //Русские писатели - лауреаты Нобелевской премии. Александр Солженицын. - М., 1991.

2. Добин Е. Искусство детали. Наблюдения и анализ. - Л., 1975.

3. Немзер А.С. Рождество и Воскресение //Литературное обозрение. - 1990. - № 6.

4. Нива Ж. Александр Солженицын. - М., 1992.

5. Павлович Н.В. Язык образов. - М., 1995.

6. Паламарчук А. Александр Солженицын: Путеводитель. - М., 1991.

7.Скиба В.А., Чернец Л.В. Образ художественный. //Введение в литературоведение /под ред. Л.В. Чернец. - М., 2000. - С. 209-220.

8. Спиваковский П.Е. Феномен А.И.Солженицына: новый взгляд. - М., 1998.

9.Спиваковский П.Е. Феномен Солженицына (подборка материалов) //Литературное обозрение. - 1999. - № 1.

10.Чалмаев В. Александр Солженицын. Жизнь и творчество. - М., 1994.

 

Методические рекомендации

 

Уясните значение таких понятий, как художественный образ, худо­жественная деталь, категория пространства и времени в художественном тексте. Художественный образ - это ответ художника на интересующие его вопросы. Художественный образ экспрессивен, он обращен не толь­ко к уму, но и к чувствам читателя, выражает идейно-эмоциональное отношение автора. Обратите внимание на формы выражения авторской оценки, роль изобразительно-выразительных средств языка: сравнений, метафор, олицетворения, аллегории, символа, метонимии, иронии и сарказма. С какой целью они употребляются и каково их назначение?

Л.Н. Толстому принадлежит определение искусства как «бесконечного лабиринта сцеплений». Выясните, каково назначение художественной детали в прозе Солженицына.

Для анализа произведения важно определить заполненность, насыщенность пространства и времени, так как этот показатель во многом определяет стиль писателя. В рассказе «Один день Ивана Денисовича» интенсивность художественного времени выражается в его насыщенности событиями. Проследите, каким образом это удается автору. Постарайтесь уяснить, какова категория пространства и времени в анализируемых произведениях Солженицына.

 

 

Date: 2015-12-13; view: 725; Нарушение авторских прав; Помощь в написании работы --> СЮДА...



mydocx.ru - 2015-2024 year. (0.006 sec.) Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав - Пожаловаться на публикацию