Полезное:
Как сделать разговор полезным и приятным
Как сделать объемную звезду своими руками
Как сделать то, что делать не хочется?
Как сделать погремушку
Как сделать так чтобы женщины сами знакомились с вами
Как сделать идею коммерческой
Как сделать хорошую растяжку ног?
Как сделать наш разум здоровым?
Как сделать, чтобы люди обманывали меньше
Вопрос 4. Как сделать так, чтобы вас уважали и ценили?
Как сделать лучше себе и другим людям
Как сделать свидание интересным?
Категории:
АрхитектураАстрономияБиологияГеографияГеологияИнформатикаИскусствоИсторияКулинарияКультураМаркетингМатематикаМедицинаМенеджментОхрана трудаПравоПроизводствоПсихологияРелигияСоциологияСпортТехникаФизикаФилософияХимияЭкологияЭкономикаЭлектроника
|
Субъектная организация художественного произведения1. Понятие о субъектной организации произведения. Автор и субъект речи в произведении. Субъект речи и субъект сознания. 2. Основные типы субъектной организации (формы выражения авторского сознания в произведении): повествователь, рассказчик, герой, автор-герой, герой ролевой лирики. 3. Художественные особенности субъектных форм. 4. Специфика личного (персонифицированного) повествования. Эстетические возможности личного повествования в раскрытии психологического мира субъекта речи. 5. Различия между позицией субъекта речи и авторским взглядом. 6. Основные формы воплощения персонификации. 7. Рассказчик. Роль рассказчика в произведении. 8. Специфика неперсонифицированного повествования в эпическом произведении. 9.Автор. Проблема автора. Концепции автора в ХХ веке.
Ключевые термины: субъект речи, субъект сознания, персонифицированный повествователь, неперсонифицированный повествователь, рассказчик, несобственно прямая речь, психологизм, автор, герой. Задание для выполнения к семинарскому занятию: анализ рассказа Тэффи «Катенька» по плану: 1. Основные типы субъектной организации произведения, их эстетические возможности. 2. Система персонажей. Обратить внимание на взаимодействие и взаимовлияние «субъектных зон» в произведении. 3. Проанализировать речь героя. Проследить за движением «партии» каждого из субъектов сознания. Выделить голос повествователя. 4. Определить тип субъекта речи. Каким образом соотносятся «зона повествователя» и «зоны героев» в произведениях? 5. Предметно-вещный мир и субъектная организация. Проиллюстрировать способы взаимодействия предметных деталей различной эмоциональной значимости. 6. Ирония как художественный прием. 7. Сделать общий вывод об эстетической концепции рассказа.
1. Барт Р. Смерть автора // Барт Р. Избранные работы: Семиотика. Поэтика. М., 1994. С. 384-391. 2. Бахтин М.М. Автор и герой в эстетической деятельности / Бахтин М.М. Эстетика словесного творчества. М., 1979. С. 7-22; 161-180; 189-192. 3. Бахтин М.М. Автор и герой в эстетической деятельности / Бахтин М.М. Работы 20-х годов. Киев, 1994. С. 90-104; 238-255. 4. Бахтин М.М. Слово в романе // Бахтин М.М. Вопросы литературы и эстетики. М. 1975. С. 126-134. 5. Введение в литературоведение: Учебное пособие / Под ред. Г.Н. Поспелова. М., 1988. С. 233-240. 6. Есин А.Б. Принципы и приемы анализа литературного произведения: Учебное пособие. М., 2000. С. 16-17; 18-20; 59-60; 119-125. 7. Корман Б.О. Изучение текста художественного произведения. М., 1972. С. 8-19. 8. Корман Б.О. Практикум по изучению художественных произведений. Ижевск, 1977. С. 56-60. 9. Лейдерман Н.Л., Барковская Н.В. Теория литературы (вводный курс): Учебно-методическое пособие. Екатеринбург, 2000. С. 35-37. 10. Тамарченко Н.Д. Повествование // Введение в литературоведение. Литературное произведение: Основные понятия и термины. М., 2000. С. 279-295. 11. Хализев В.Е. Автор и его присутствие в произведении / Хализев В.Е. Теория литературы. М., 2000. С. 54-68. 12. Прозоров В.В. Автор // Введение в литературоведение: Учебное пособие. Под ред. Л.В. Чернец. М., 2004. С. 68-81. 13. Тамарченко Н.Д. Акт рассказывания: повествователь, рассказчик, образ автора // Там же. С.300-309. 14. Автор // Краткая литературная энциклопедия. Т.9. С. 28-34. 15. Образ автора // Литературный энциклопедический словарь. М., 1987. С. 13. 1. Бахтин М.М. Проблема речевых жанров // Бахтин М.М. Эстетика словесного творчества. М., 1979. 2. Бонецкая Н.К. «Образ автора» как эстетическая категория // Контекст – 1985. М., 1986. 3. Виноградов В.В. О теории художественной прозы. Избранные труды. М., 1980. 4. Виноградов В.В. Проблема авторства и теория стилей. М., 1961. 5. Кожевникова Н.А. Типы повествования в русской литературе XIX-XX вв. М., 1994. 6. Корман Б.О. Литературоведческие термины по проблеме автора. Ижевск, 1982. 7. Корман Б.О. Целостность литературного произведения и экспериментальный словарь литературоведческих терминов // Корман Б.О. Избранные труды по теории и истории литературы. Ижевск, 1992. 8. Манн Ю.В. Автор и повествование // Историческая поэтика. Литературные эпохи и типы художественного сознания. М., 1994. 9. Рымарь Н.Т., Скобелев В.П. Теория автора и проблема художественной деятельности. Воронеж, 1994. 10. Успенский Б.А. Поэтика композиции // Успенский Б.А. Семиотика искусства. М., 1995.
|