Полезное:
Как сделать разговор полезным и приятным
Как сделать объемную звезду своими руками
Как сделать то, что делать не хочется?
Как сделать погремушку
Как сделать так чтобы женщины сами знакомились с вами
Как сделать идею коммерческой
Как сделать хорошую растяжку ног?
Как сделать наш разум здоровым?
Как сделать, чтобы люди обманывали меньше
Вопрос 4. Как сделать так, чтобы вас уважали и ценили?
Как сделать лучше себе и другим людям
Как сделать свидание интересным?
Категории:
АрхитектураАстрономияБиологияГеографияГеологияИнформатикаИскусствоИсторияКулинарияКультураМаркетингМатематикаМедицинаМенеджментОхрана трудаПравоПроизводствоПсихологияРелигияСоциологияСпортТехникаФизикаФилософияХимияЭкологияЭкономикаЭлектроника
|
Практическое занятие № 19. Анализ лирического произведения1. Лирика как род литературы. Предмет и содержание лирики. 2. Лирический образ. 3. Лирическая медитация. 4. Лирический субъект. 5. Ритмико-мелодическая организация лирического произведения. 6. Художественное мышление и поэтическая речь. 7. Эстетическая функция выразительных средств художественной речи в лирике. 8. Экспрессивность речи в лирике. 9. Образ лирического героя. Автор и лирический герой.
Задание для выполнения на занятии: Б.Л. Пастернак «Сон» (текст по любому изданию) План анализа: 1. Анализ ритмического рисунка лирического текста. 2. Исследование звуковой организации стихотворения. 3. Определить темп в тексте, отметить специфику строфики стихотворения, обозначить наличие композиционного членения. Каким образом темп соотносится с ритмом и интонацией стихотворения? 4. Роль ритмико-мелодической организации стихотворения в создании лирического образа-переживания. 5. Значение ритмико-мелодической структуры лирического текста. Идейно-эстетическая концепция стихотворения. 6. Построение текста. Ассоциативные ряды. 7. Строфическая композиция, сцепление отдельных слов, стихов, строф. 8. Паузы в стихотворном тексте. 9. Мотивная организация стихотворения. Семантика и эмоциональная окраска мотивов. Трансформация ключевого мотива в стихотворении. 10. Специальные выразительные средства языка (тропы), раскрывающие характер переживаний лирического героя. Особая роль метафоры в стихотворении. Метафорические сопоставления в тексте. Специфика наглядно-зримых образов. 11. Охарактеризовать лексический состав стихотворения. 12. Рассмотреть звуковую организацию и цветовой фон произведения. 13. Образно-ассоциативный мир лирического произведения и поэтическая интонация. 14. Авторская концепция действительности и идея произведения. План анализа:
Литература
1. Белинский В.Г. Разделение поэзии на роды и виды // Белинский В.Г. Полн. собр. соч. В 13 т. М., 1954. Т.5. 2. Бройтман С.И. Лирический субъект // Введение в литературоведение. Литературное произведение: Основные понятия и термины: Учебное пособие. М., 2000. С. 141-153. 3. Введение в литературоведение / Под ред. Г.Н. Поспелова. М., 1988. С. 257-271. 4.Гаспаров М.Л. Очерк истории русского стиха. М., 2000. С.287-296. 5. Гаспаров М.Л. Русский стих начала ХХ века в комментариях. М., 2001. С. 70-80. 6. Гачев Г. Содержательность художественных форм. Эпос. Лирика. Театр. М., 1963. С. 144-203. 7. Гинзбург Л.Я. О лирике. Л., 1974. С. 5-18. 8. Есин А.Б. Принципы и приемы анализа литературного произведения. Учебное пособие. М., 2000. С. 112-114, 213-221. 9. Жирмунский В.М. Метафора в поэтике русских символистов // Жирмунский В.М. Поэтика русской поэзии. СПб., 2001. С. 162-197. 10. Клинг. О.А. Поэтический словарь. Тропы // Введение в литературоведение: Учеб. пособие. Под ред. Л.В. Чернец. М., 2004. С. 389-416. 11. Лейдерман Н.Л., Барковская Н.В. Теория литературы (вводный курс) / Учебно-методическое пособие. Екатеринбург, 2002. С. 25-31. 12. Лирика. Лирический субъект. Язык поэтический. // Введение в литературоведение. Литературное произведение: Основные понятия и термины: Учебное пособие. М., 2000. С. 133-153; 512-527. 13. Лотман Ю.М. Анализ поэтического текста / Лотман Ю.М. О поэтах и поэзии. СПб., 2001. С. 91-101. 14. Поспелов Г.Н. Введение в литературоведение. М., 1998. С. 294-328. 15. Стих. Поэтический синтаксис. Фигуры. Фоника. Поэтическая графика // Введение в литературоведение: Учебное пособие. Под ред. Л.В. Чернец. М., 2004. С. 416-434; 442-477. 16. Томашевский Б.В. Теория литературы. Поэтика: Учебное пособие. М., 2001. С. 51-67. 17. Эсалнек А.Я. Основы литературоведения. Анализ художественного произведения: Учебное пособие. М., 2001. С. 47-70. Дополнительная литература 1. Веселовский А.Н. Три главы из исторической поэтики //Веселовский А.Н. Историческая поэтика. М., 1989. 2.Гаспаров М.Л. Метр и смысл. М., 2000. 3.Гаспаров М.Л. О русской поэзии. СПб., 2001. 4.Гиршман М.М. Литературное произведение. Теория и практика анализа: Учебное пособие. М., 1991. С. 105-119. 5. Жирмунский В.М. Композиция лирических стихотворений // Жирмунский В.М. Теория стиха. Л., 1975. 6. Илюшин А.А. Русское стихосложение: Учебное пособие для филол. спец. вузов. М., 2004. С.77-114. 7. Казарин Ю.В. Поэтический текст как система. Екатеринбург, 1999. 8. Каплан И.Е. Анализ произведений русской классики. Брянск – М., 2001. С. 5-39. 9. Корман Б.О. Образцы изучения лирики. Ижевск, 1997. 10. Корман Б.О. Практикум по изучению художественного произведения. Лирическая система. Ижевск, 1978. 11. Поспелов Г.Н. Специфические свойства лирики // Поспелов Г.Н. Лирика среди литературных родов. М., 1976. 12. Смирнов И.П. Б.Пастернак // Поэтический строй русской лирики. Л., 1973. С. 236-353. 13. Федотов О.И. Основы русского стихосложения. Теория и история русского стиха: В 2 кн. Кн.1. Метрика и ритмика. М., 2002. С. 212-219. 14. Фоменко И.В. Лирический цикл: Становление жанра, поэтика. Тверь, 1992. 15. Холшевников В.Е. Русское стихосложение: Учебное пособие. СПб., 2004. С.83-111. 16. Эйхенбаум Б. Мелодика лирического стиха // Эйхенбаум Б. Поэзия. М., 1969. 17.Эткинд Е.Г. Проза о стихах. СПб., 2001. С. 181-231.
Практическое занятие № 20. Н. Рубцов как представитель "тихой лирики". Традиции и новаторство в творчестве поэта
1. Дайте общую характеристику творчества Н. Рубцова. Каково его место в истории русской поэзии 60-70-х годов XX в.? 2. Расскажите об особенностях ранней лирики Н. Рубцова. Охарактеризуйте тематику, проблематику, ее основные образы и приемы на примере стихотворений «Деревенские ночи», «В океане», «Не пришла». 3. Как проявилась эволюция стиля Н. Рубцова в зрелый период творчества? Сопоставьте стихотворения 1962 - 1971 годов с ранней лирикой. Проанализируйте стихотворения «Журавли», «В горнице», «Звезда полей», «Зеленые цветы», «В минуты музыки», «Улетели листья» по плану: а) жанровое своеобразие; б) ведущая тема; в) эмоциональная окраска чувств; г) сопоставление и развитие основных образов (по сходству, по контрасту, по принципу ассоциации); д) основные изобразительные средства (эпитеты, метафоры, сравнения); особенности ритмики и рифмы. 4. Проведите сопоставительный анализ стихотворений Н. Рубцова и С. Есенина по одному на выбор. 5. Каковы особенности сюжета, основные образы, проблематика, художественные особенности лесной сказки «Разбойник Ляля»? 6. Расскажите о религиозных мотивах в лирике Н. Рубцова. 7. Какое развитие получила рубцовская традиция в современной русской поэзии?
Литература
1. Бараков В.Н. Лирика Николая Рубцова. - Вологда, 1993. 2. Бараков В.Н. Отчизна и воля. Книга о поэзии Николая Рубцова. - Вологда, 2005. 3. Белков В.С. Жизнь Рубцова. - Вологда, 1993. 4. Белков В.С. Рубцов сегодня. - Вологда, 2003. 5. Бушмин А.С. Преемственность в развитии литературы. - Л., 1975. 6. Выходцев П.С. Новаторство. Традиции. Мастерство. - Л., 1973. 7. Гончаров Б.П. Звуковая организация стиха и проблемы рифмы. - М., 1983. 8. Зайцев В.А. Николай Рубцов. - М., 2002. 9. Иванова Е.В. «Мне не найти зеленые цветы...» (Размышления о поэзии Н.М. Рубцова). - М., 1997. 10. Кожинов В.В. Николай Рубцов. Заметки о жизни и творчестве поэта. - М., 1976. 11. Коняев Н. Николай Рубцов. - М., 2006. 12. Оботуров В.А. Искреннее слово. - М., 1984. 13. Поэзия Николая Рубцова: Материалы по поэтике. - Вологда, 1997. 14. Суров М.В. Рубцов: Материалы уголовного дела, неизвестные фотографии, новые свидетельства. - Вологда, 2006.
Методические рекомендации
Традиции и новаторство сосуществуют в литературе, образуя диалектическое единство. Творчество Н. Рубцова представляет собой факт поэзии подчеркнуто традиционалистской и является благодатной почвой для исследования тютчевской и есенинской традиций в плане их творческого развития. Поэтическое новаторство Н. Рубцова в содержательном аспекте состоит в том, что он наиболее ярко воплотил в творчестве проблемы русской деревни современной ему эпохи, а также наполнил сокровищницу русской пейзажной лирики новыми уникальными образцами. В плане художественной формы поэтическое новаторство связано прежде всего со звуковой организацией стиха, опорой на звукосмысловые связи, созданием многочисленных ассонансов, аллитераций и других звуковых повторов.
|