Главная Случайная страница


Полезное:

Как сделать разговор полезным и приятным Как сделать объемную звезду своими руками Как сделать то, что делать не хочется? Как сделать погремушку Как сделать так чтобы женщины сами знакомились с вами Как сделать идею коммерческой Как сделать хорошую растяжку ног? Как сделать наш разум здоровым? Как сделать, чтобы люди обманывали меньше Вопрос 4. Как сделать так, чтобы вас уважали и ценили? Как сделать лучше себе и другим людям Как сделать свидание интересным?


Категории:

АрхитектураАстрономияБиологияГеографияГеологияИнформатикаИскусствоИсторияКулинарияКультураМаркетингМатематикаМедицинаМенеджментОхрана трудаПравоПроизводствоПсихологияРелигияСоциологияСпортТехникаФизикаФилософияХимияЭкологияЭкономикаЭлектроника






Практическое занятие № 19. Анализ лирического произведения





1. Лирика как род литературы. Предмет и содержание лирики.

2. Лирический образ.

3. Лирическая медитация.

4. Лирический субъект.

5. Ритмико-мелодическая организация лирического произведения.

6. Художественное мышление и поэтическая речь.

7. Эстетическая функция выразительных средств художественной речи в лирике.

8. Экспрессивность речи в лирике.

9. Образ лирического героя. Автор и лирический герой.


Ключевые термины: стопа, ритм, метр, рифма, клаузула, цезура, строфа, рифмовка, тропы, лирический субъект, лирический герой, лирический образ-переживание, поэтический мир, мотив, ассоциативный фон, художественное пространство, художественное время.

Задание для выполнения на занятии:

Б.Л. Пастернак «Сон» (текст по любому изданию)

План анализа:

1. Анализ ритмического рисунка лирического текста.
•Сделать графическую запись стихотворения, отметить ударные и безударные слоги.
•Подсчитать число стоп в стихах, определить метр (размер) и его интонационные возможности.
•Установить расположение пиррихиев, определить их интонационную роль.
•Проанализировать интонационную роль внутренних и концевых пауз, переносов.
•Определить тип и способ рифмовки в стихотворении.
•Проследить изменение характера клаузул, указать их интонационную роль.

2. Исследование звуковой организации стихотворения.
•Выявить особенности поэтического синтаксиса (инверсии, восклицания, обращения, риторические вопросы, синтаксический параллелизм, повторы).
•Проанализировать состав сильных звуков, выделить аллитерации и ассонансы.
•Сделать вывод о мелодике стихотворения.

3. Определить темп в тексте, отметить специфику строфики стихотворения, обозначить наличие композиционного членения. Каким образом темп соотносится с ритмом и интонацией стихотворения?

4. Роль ритмико-мелодической организации стихотворения в создании лирического образа-переживания.

5. Значение ритмико-мелодической структуры лирического текста. Идейно-эстетическая концепция стихотворения.

6. Построение текста. Ассоциативные ряды.

7. Строфическая композиция, сцепление отдельных слов, стихов, строф.

8. Паузы в стихотворном тексте.

9. Мотивная организация стихотворения. Семантика и эмоциональная окраска мотивов. Трансформация ключевого мотива в стихотворении.

10. Специальные выразительные средства языка (тропы), раскрывающие характер переживаний лирического героя. Особая роль метафоры в стихотворении. Метафорические сопоставления в тексте. Специфика наглядно-зримых образов.

11. Охарактеризовать лексический состав стихотворения.

12. Рассмотреть звуковую организацию и цветовой фон произведения.

13. Образно-ассоциативный мир лирического произведения и поэтическая интонация.

14. Авторская концепция действительности и идея произведения.
Образ лирического героя.

План анализа:
1. Рассмотреть этапы движения переживания лирического героя. Последовательно проследить за развитием художественной идеи произведения через анализ настроения лирического героя.


•Каково настроение лирического героя в начале стихотворения? Каким образом оно выражается?
•Определить роль пейзажа в выражении состояния лирического героя (эмоциональное наполнение пейзажа; взаимосвязь между настроением лирического героя и образами природы).
• Как влияет воспоминание о возлюбленной на душевный настрой лирического героя?
•Определить кульминацию в развитии образа-переживания.
• Какова роль финала произведения в раскрытии образа лирического героя?
2. Охарактеризовать своеобразие «голоса», интонации лирического героя в стихотворении.
3. Основная идея произведения.

Литература

 

1. Белинский В.Г. Разделение поэзии на роды и виды // Белинский В.Г. Полн. собр. соч. В 13 т. М., 1954. Т.5.

2. Бройтман С.И. Лирический субъект // Введение в литературоведение. Литературное произведение: Основные понятия и термины: Учебное пособие. М., 2000. С. 141-153.

3. Введение в литературоведение / Под ред. Г.Н. Поспелова. М., 1988. С. 257-271.

4.Гаспаров М.Л. Очерк истории русского стиха. М., 2000. С.287-296.

5. Гаспаров М.Л. Русский стих начала ХХ века в комментариях. М., 2001. С. 70-80.

6. Гачев Г. Содержательность художественных форм. Эпос. Лирика. Театр. М., 1963. С. 144-203.

7. Гинзбург Л.Я. О лирике. Л., 1974. С. 5-18.

8. Есин А.Б. Принципы и приемы анализа литературного произведения. Учебное пособие. М., 2000. С. 112-114, 213-221.

9. Жирмунский В.М. Метафора в поэтике русских символистов // Жирмунский В.М. Поэтика русской поэзии. СПб., 2001. С. 162-197.

10. Клинг. О.А. Поэтический словарь. Тропы // Введение в литературоведение: Учеб. пособие. Под ред. Л.В. Чернец. М., 2004. С. 389-416.

11. Лейдерман Н.Л., Барковская Н.В. Теория литературы (вводный курс) / Учебно-методическое пособие. Екатеринбург, 2002. С. 25-31.

12. Лирика. Лирический субъект. Язык поэтический. // Введение в литературоведение. Литературное произведение: Основные понятия и термины: Учебное пособие. М., 2000. С. 133-153; 512-527.

13. Лотман Ю.М. Анализ поэтического текста / Лотман Ю.М. О поэтах и поэзии. СПб., 2001. С. 91-101.

14. Поспелов Г.Н. Введение в литературоведение. М., 1998. С. 294-328.

15. Стих. Поэтический синтаксис. Фигуры. Фоника. Поэтическая графика // Введение в литературоведение: Учебное пособие. Под ред. Л.В. Чернец. М., 2004. С. 416-434; 442-477.

16. Томашевский Б.В. Теория литературы. Поэтика: Учебное пособие. М., 2001. С. 51-67.

17. Эсалнек А.Я. Основы литературоведения. Анализ художественного произведения: Учебное пособие. М., 2001. С. 47-70.

Дополнительная литература

1. Веселовский А.Н. Три главы из исторической поэтики //Веселовский А.Н. Историческая поэтика. М., 1989.

2.Гаспаров М.Л. Метр и смысл. М., 2000.

3.Гаспаров М.Л. О русской поэзии. СПб., 2001.

4.Гиршман М.М. Литературное произведение. Теория и практика анализа: Учебное пособие. М., 1991. С. 105-119.

5. Жирмунский В.М. Композиция лирических стихотворений // Жирмунский В.М. Теория стиха. Л., 1975.

6. Илюшин А.А. Русское стихосложение: Учебное пособие для филол. спец. вузов. М., 2004. С.77-114.

7. Казарин Ю.В. Поэтический текст как система. Екатеринбург, 1999.

8. Каплан И.Е. Анализ произведений русской классики. Брянск – М., 2001. С. 5-39.

9. Корман Б.О. Образцы изучения лирики. Ижевск, 1997.

10. Корман Б.О. Практикум по изучению художественного произведения. Лирическая система. Ижевск, 1978.

11. Поспелов Г.Н. Специфические свойства лирики // Поспелов Г.Н. Лирика среди литературных родов. М., 1976.

12. Смирнов И.П. Б.Пастернак // Поэтический строй русской лирики. Л., 1973. С. 236-353.

13. Федотов О.И. Основы русского стихосложения. Теория и история русского стиха: В 2 кн. Кн.1. Метрика и ритмика. М., 2002. С. 212-219.

14. Фоменко И.В. Лирический цикл: Становление жанра, поэтика. Тверь, 1992.

15. Холшевников В.Е. Русское стихосложение: Учебное пособие. СПб., 2004. С.83-111.

16. Эйхенбаум Б. Мелодика лирического стиха // Эйхенбаум Б. Поэзия. М., 1969.

17.Эткинд Е.Г. Проза о стихах. СПб., 2001. С. 181-231.

 

Практическое занятие № 20. Н. Рубцов как представитель "тихой лирики". Традиции и новаторство в творчестве поэта

 

1. Дайте общую характеристику творчества Н. Рубцова. Каково его место в истории русской поэзии 60-70-х годов XX в.?

2. Расскажите об особенностях ранней лирики Н. Рубцова. Охарактеризуйте тематику, проблематику, ее основные образы и приемы на примере стихотворений «Деревенские ночи», «В океане», «Не пришла».

3. Как проявилась эволюция стиля Н. Рубцова в зрелый период творчества? Сопоставьте стихотворения 1962 - 1971 годов с ранней лирикой. Проанализируйте стихотворения «Журавли», «В горнице», «Звезда полей», «Зеленые цветы», «В минуты музыки», «Улетели листья» по плану:

а) жанровое своеобразие;

б) ведущая тема;

в) эмоциональная окраска чувств;

г) сопоставление и развитие основных образов (по сходству, по контрасту, по принципу ассоциации);

д) основные изобразительные средства (эпитеты, метафоры, сравнения); особенности ритмики и рифмы.

4. Проведите сопоставительный анализ стихотворений Н. Рубцова и С. Есенина по одному на выбор.

5. Каковы особенности сюжета, основные образы, проблематика, ху­дожественные особенности лесной сказки «Разбойник Ляля»?

6. Расскажите о религиозных мотивах в лирике Н. Рубцова.

7. Какое развитие получила рубцовская традиция в современной рус­ской поэзии?

 

Литература

 

1. Бараков В.Н. Лирика Николая Рубцова. - Вологда, 1993.

2. Бараков В.Н. Отчизна и воля. Книга о поэзии Николая Рубцова. - Вологда, 2005.

3. Белков В.С. Жизнь Рубцова. - Вологда, 1993.

4. Белков В.С. Рубцов сегодня. - Вологда, 2003.

5. Бушмин А.С. Преемственность в развитии литературы. - Л., 1975.

6. Выходцев П.С. Новаторство. Традиции. Мастерство. - Л., 1973.

7. Гончаров Б.П. Звуковая организация стиха и проблемы рифмы. - М., 1983.

8. Зайцев В.А. Николай Рубцов. - М., 2002.

9. Иванова Е.В. «Мне не найти зеленые цветы...» (Размышления о поэзии Н.М. Рубцова). - М., 1997.

10. Кожинов В.В. Николай Рубцов. Заметки о жизни и творчестве поэта. - М., 1976.

11. Коняев Н. Николай Рубцов. - М., 2006.

12. Оботуров В.А. Искреннее слово. - М., 1984.

13. Поэзия Николая Рубцова: Материалы по поэтике. - Вологда, 1997.

14. Суров М.В. Рубцов: Материалы уголовного дела, неизвестные фотографии, новые свидетельства. - Вологда, 2006.

 

Методические рекомендации

 

Традиции и новаторство сосуществуют в литературе, образуя диалектическое единство. Творчество Н. Рубцова представляет собой факт поэзии подчеркнуто традиционалистской и является благодатной почвой для исследования тютчевской и есенинской традиций в плане их творческого развития. Поэтическое новаторство Н. Рубцова в содержательном аспекте состоит в том, что он наиболее ярко воплотил в творчестве проблемы русской деревни современной ему эпохи, а также наполнил сокровищницу русской пейзажной лирики новыми уникальными образцами. В плане художественной формы поэтическое новаторство связано прежде всего со звуковой организацией стиха, опорой на звукосмысловые связи, созданием многочисленных ассонансов, аллитераций и других звуковых повторов.

Date: 2015-12-13; view: 1802; Нарушение авторских прав; Помощь в написании работы --> СЮДА...



mydocx.ru - 2015-2024 year. (0.005 sec.) Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав - Пожаловаться на публикацию