Главная Случайная страница


Полезное:

Как сделать разговор полезным и приятным Как сделать объемную звезду своими руками Как сделать то, что делать не хочется? Как сделать погремушку Как сделать так чтобы женщины сами знакомились с вами Как сделать идею коммерческой Как сделать хорошую растяжку ног? Как сделать наш разум здоровым? Как сделать, чтобы люди обманывали меньше Вопрос 4. Как сделать так, чтобы вас уважали и ценили? Как сделать лучше себе и другим людям Как сделать свидание интересным?


Категории:

АрхитектураАстрономияБиологияГеографияГеологияИнформатикаИскусствоИсторияКулинарияКультураМаркетингМатематикаМедицинаМенеджментОхрана трудаПравоПроизводствоПсихологияРелигияСоциологияСпортТехникаФизикаФилософияХимияЭкологияЭкономикаЭлектроника






Методические рекомендации. Практическое занятие № 8





ПЛАНЫ К ПРАКТИЧЕСКИМ ЗАНЯТИЯМ

Практическое занятие № 8. Своеобразие любовной лирики М. Цветаевой.

1. Объясните терминологическую сущность выражения «лирическая героиня». Какую эволюцию проходит образ лирической героини М. Цве­таевой?

2. Проанализируйте разнообразные поиски лирической героиней своего положительного идеала:

•ветреный поэт («Чародею», «Бывшему чародею», «Комедьянт»);

• исключительно талантливая, поэтически одаренная личность (стихи, посвященные О. Мандельштаму, А. Блоку);

• мужественный воин, рыцарь, защитник, у которого исключительно высоко развито чувство гражданского и человеческого долга (стихи, посвященные С. Эфрону, в том числе «Генералам двенадцатого года»);

• удалой атаман, царь-самозванец («Стенька Разин», «Кабы нас с тобой - да судьба свела»).

3. В чем своеобразие лирического сюжета в произведениях М. Цветаевой? Прочитайте наизусть и проанализируйте два-три стихотворения («Чародею», «Генералам двенадцатого года», «Психея», «Две песни», «Пригвождена...», «Писала я на аспидной доске...»).

4. В чем своеобразие любовного конфликта в цикле «Стенька Разин»?

5. Определите художественные особенности цветаевской любовной лирики, подтвердите свою точку зрения примерами из текстов.

6. Проследите творческое развитие цветаевской традиции в русской поэзии второй половины XX в.

 

Литература

1. Зубова Л.В. Поэзия Марины Цветаевой: Лингвистический аспект. - Л., 1989.

2. Лосская В. Марина Цветаева в жизни: Неизданные воспоминания современников. - М., 1992.

3. Лотман Ю.М. О поэтах и поэзии. - СПб., 1996.

4. Павловский А. Куст рябины. О поэзии Марины Цветаевой. - Л.,1989.

5. Саакянц А.А. Жизнь Цветаевой. Бессмертная птица - феникс. - М., 2000.

6.Тимофеев Л.И. Основы теории литературы. - М., 1966.

7.Труайя А. Марина Цветаева. - М., 2003.

8. Федотов О.И. Основы русского стихосложения. Метрика и ритми­ка. - М., 1997.

9. Швейцер В. Быт и бытие Марины Цветаевой. - М., 1992.

10.Школьный словарь литературоведческих терминов: Иносказатель­ность в художественной речи. Тропы. Стиховедение /Л.В. Чернец, В.Б. Семенов, В.А. Скиба. - М., 2002.

11.Цветаева А.И. Воспоминания. - М., 1983.

12.Эфрон А. О Марине Цветаевой: Воспоминания дочери. - М., 1989.

Методические рекомендации

При изучении темы необходимо остановиться на уточнении понятия «лирическая героиня». В ходе знакомства со стихотворениями следует обратить внимание на совершенствование навыка анализа стихотворного текста, рассмотреть не только проблематику, основные образы и изобразительно-выразительные средства, но и композиционные и ритмические особенности произведений. При анализе цикла «Стенька Разин» нужно указать учащимся на мощные фольклорные традиции в цветаевском творчестве.

 

Практическое занятие № 9. С. Есенин как представитель новокрестьянской поэзии. Поэтическое творчество С. Есенина

 

1. Расскажите об основных направлениях в русской поэзии начала XX в. Каковы особенности новокрестьянской поэзии какнаправления? Перечислите основных представителей этого направления, дайте общуюхарактеристику их творчества.

2. В чем своеобразие творчества С. Есенина после Октября? Каково отношение поэта к революции? Подтвердите свои рассуждения примерами из стихотворений.

3.Основные темы и мотивы поэзии С. Есенина и их эволюция.

4. Религиозные мотивы в лирике С. Есенина, их место и особенности.

5. Поэма «Анна Снегина»: история создания, проблематика, художественное своеобразие.

6. Поэма «Черный человек»: ее проблематика и художественное своеобразие.

7.Расскажите о развитии есенинской традиции в поэзии ХХ в.

 

Литература

 

1. В мире Есенина: Сборник статей. - М., 1986.

2. Есенин С.А. в воспоминаниях современников: в 2 т. - М., 1986.

3. Занковская Л.В. «Большое видится на расстояньи...» - М., 2005.

4. Марченко А. Поэтический мир Есенина. - 2-е изд. - М., 1989.

5. Михайлов А.И. Пути развития новокрестьянской поэзии. - Л., 1990.

6. Наумов Е. Сергей Есенин. Личность. Творчество. Эпоха. - Л., 1973.

7. Харчевников В.И. Поэтический стиль Сергея Есенина (1910 - 1916 гг.): пособие по спецкурсу. - Ставрополь, 1975.

8.Шилова К.А. Традиции Есенина в современной советской поэзии. - Вологда, 1984.

9.Юдкевич Л.Г. Лирический герой Есенина. - Казань, 1971.

 

Методические рекомендации

 

При изучении творчества С. Есенина необходимо представить тот богатейший поэтический контекст эпохи, на фоне которого развивался и блистал есенинский талант художника слова. Для этого целесообразно кратко охарактеризовать основные направления в русской лирике начала ХХ века. Полезно провести сопоставительный анализ отдельных стихотворений С.А. Есенина и произведений других современных ему поэтов (например, Н. Клюева или А. Блока). Целесообразно остановиться на проблеме поэтических традиций в литературе XX в. Исследуя есенинскую традицию, логично обратиться к современной поэзии. Рассматривая своеобразие поэтического стиля С. Есенина, нельзя обойти вниманием особенности цветописи и звукописи.

 

Date: 2015-12-13; view: 1417; Нарушение авторских прав; Помощь в написании работы --> СЮДА...



mydocx.ru - 2015-2024 year. (0.007 sec.) Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав - Пожаловаться на публикацию