Главная Случайная страница


Полезное:

Как сделать разговор полезным и приятным Как сделать объемную звезду своими руками Как сделать то, что делать не хочется? Как сделать погремушку Как сделать так чтобы женщины сами знакомились с вами Как сделать идею коммерческой Как сделать хорошую растяжку ног? Как сделать наш разум здоровым? Как сделать, чтобы люди обманывали меньше Вопрос 4. Как сделать так, чтобы вас уважали и ценили? Как сделать лучше себе и другим людям Как сделать свидание интересным?


Категории:

АрхитектураАстрономияБиологияГеографияГеологияИнформатикаИскусствоИсторияКулинарияКультураМаркетингМатематикаМедицинаМенеджментОхрана трудаПравоПроизводствоПсихологияРелигияСоциологияСпортТехникаФизикаФилософияХимияЭкологияЭкономикаЭлектроника






Практическое занятие № 10





Повесть "Собачье сердце" М. Булгакова. Проблематика, композиция, сюжет; художественные приемы сатирической изобразительности

 

1. Почему повесть названа «Собачье сердце» (первоначальное название - «Чудовищная история»)? Какое название вам кажется более удачным?

2. Какова нравственная и социальная проблематика повести? Дайте определения таких понятий, как тема, проблема, идея, идейное содержание произведения.

3. Выделите сюжетные звенья повести. Дайте определение сюжета. В повести девять глав и эпилог. Определите значение эпилога. Прокомментируйте «Дневник доктора Борменталя».

4. Сравните «раздумья» Шарика с рассуждениями и мыслями Полиграфа Полиграфовича Шарикова. Какой можно сделать вывод?

5. Почему Шариков воспринимает только худшие черты своего донора, пьяницы и хулигана, пролетария Клима Чугункина?

6. Роль художественной детали в описании посетителей профессора Преображенского (Швондера и его команды и Полиграфа Полиграфовича Шарикова). Что такое художественная деталь? Ее разновидности: деталь портретная, речевая, психологическая, деталь интерьера.

7. В чем общественная и социальная опасность поведения таких людей, как Шариков?

8. Докажите, что Швондер - олицетворение низшего уровня формирующейся социальной системы власти и что он не менее опасен, чем Шариков. Обоснуйте свои рассуждения примерами из текста повести.

9.Как отразилось в повести время, связанное с революционным
«экспериментом» 1917 г.? Подтвердите свои мысли конкретными примерами из текста повести.

10.Что такое «сатира»? Какие виды сатирического изображения жизни вы знаете? Каковы особенности сатиры Булгакова? Против чего и кого она направлена?

11.Оправдан ли научный эксперимент профессора Преображенского
с точки зрения этической, моральной? Как решается в повести проблема нравственной ответственности ученого?

12.Как входят в повествование евангельские мотивы?

13.Какова судьба публикации повести «Собачье сердце»?

14.Сопоставьте фильм «Собачье сердце? («Ленфильм», 1988, режиссер В. Бортко) с повестью Булгакова. Считаете ли вы удачной эту экранизацию?

 

Литература

 

1. Боборыкин В.Г. Михаил Булгаков. - М., 1991.

2. Введение в литературоведение. Литературное произведение: Основные понятия и термины /под ред. Л.В. Чернец. - М., 2000.

3. Квятковский А. Поэтический словарь. - М., 1976.

4. Новиков В.В. М. Булгаков-художник. - М., 1996.

5. Словарь литературоведческих терминов /Ред.-сост. Л.Тимофеев, С.А. Тураев. - М., 1974.

6. Соколов Б. Булгаковская энциклопедия. - М., 2000.

7. Хализев В.Б. Теория литературы. - М., 2000.

8. Чудакова М. Жизнеописание М.Булгакова. - М., 1983.

 

Методические рекомендации

 

Анализ художественного текста должен прежде всего обнаружить единство всех компонентов произведения, содержательных и формальных. Тему, идею, проблему, идейное содержание произведения следует рассматривать через систему образов и те приемы изображения и выражения, которыми располагает художник (композиция, сюжет, портретные и речевые характеристики, детали интерьера, диалоги и монологи и т.д.).

При работе над текстом повести следует обратить внимание на то, как соединяются в ней реальное и фантастическое, подумать, не противоречит ли одно другому.

Очень важно связать содержание повести с теми конкретными явлениями русской жизни, которые обозначились после революции 1917 г.

Методика анализа художественного текста потребует творческого подхода к нему, умения частное связать с общим, а из общего сделать выводы историко-культурного и нравственного содержания.

 

Date: 2015-12-13; view: 895; Нарушение авторских прав; Помощь в написании работы --> СЮДА...



mydocx.ru - 2015-2024 year. (0.005 sec.) Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав - Пожаловаться на публикацию