Полезное:
Как сделать разговор полезным и приятным
Как сделать объемную звезду своими руками
Как сделать то, что делать не хочется?
Как сделать погремушку
Как сделать так чтобы женщины сами знакомились с вами
Как сделать идею коммерческой
Как сделать хорошую растяжку ног?
Как сделать наш разум здоровым?
Как сделать, чтобы люди обманывали меньше
Вопрос 4. Как сделать так, чтобы вас уважали и ценили?
Как сделать лучше себе и другим людям
Как сделать свидание интересным?
Категории:
АрхитектураАстрономияБиологияГеографияГеологияИнформатикаИскусствоИсторияКулинарияКультураМаркетингМатематикаМедицинаМенеджментОхрана трудаПравоПроизводствоПсихологияРелигияСоциологияСпортТехникаФизикаФилософияХимияЭкологияЭкономикаЭлектроника
|
ЗАКЛЮЧЕНИЕ. В каком направлении будет осуществляться совершенствование и модернизация концепции урока в современной школе?⇐ ПредыдущаяСтр 36 из 36 (Взгляд в будущее)
В каком направлении будет осуществляться совершенствование и модернизация концепции урока в современной школе? Если мысленно перенестись в недалекое будущее, чтобы сделать предварительный (частичный) прогноз, то можно предположить, что концепция урока (его методика и технология) неизменно будет получать свое дальнейшее развитие, при этом именно в тех аспектах, которые будут определяться развитием общества, с одной стороны, а с другой, – развитием перспективных направлений в педагогической науке и достижений в теории и практике обучения русскому языку. Урок будет нацелен на реализацию все возрастающих требований к выпускнику школы и к процессу обучения в целом, девиз которого состоит в том, что творческая личность формируется прежде всего на творческом уроке, в творческой атмосфере. Дальнейшее развитие урока (как и методики обучения русскому языку в целом) будет зависеть от того, насколько удастся обогатить и расширить возможности для развития познавательных и творческих способностей учащихся средствами изучаемого предмета на основе адекватных этой цели средств и методов обучения. Среди них по-прежнему особое место займут: – крупноблочная подача учебного материала, в том числе и ориентированная на обобщенное (одновременное и опережающее) изучение взаимосвязанных тем, что потребует создания нового поколения учебников и учебных пособий, с одной стороны, а с другой, – повышения ответственности ученика за самоорганизацию изучения предмета как на уроке, так и дома; – более широкое применение компьютерной техники; – обращение к личности ученика, к проблемам гуманизации и демократизации обучения; – отказ от командного, авторитарного стиля работы учителя с учащимися, повышение культуры общения на всех уровнях; – системный подход к построению обучения предмету, исходной клеточкой которого является не один урок, а тема, включающая несколько уроков; – острая направленность на главное, наиболее существенное в изучаемом материале; – установка на усвоение системных знаний и обобщенных способов деятельности; – применение и совершенствование средств наглядности и моделирования; – усиление обобщающей функции структурных элементов урока; – структурирование и систематизация учебного материала не только учителем, но и самими учащимися; – индивидуализация и дифференциация обучения, обеспечивающие оптимальное развитие каждого ученика; – ориентация на вариативность средств, методов и форм обучения; – направленность на экономию времени на уроке, привлечение к этой работе учащихся, технических средств обучения; – многоуровневый подход к преподаванию учебных предметов с ориентацией на большую целенаправленность обучения; – усиление психосберегающих аспектов в системе новых и традиционных технологий обучения, создание на уроке благоприятного эмоционального фона, психологического комфорта и ситуации успеха для каждого ученика как личности, как субъекта процесса обучения.
[1]Давать подробную характеристику типологии уроков в дидактике (в разные периоды ее развития) в данном методическом пособии мы не считаем возможным.
[2]См.: Махмутов М. И. Современный урок. – М., 1985. – С. 36.
[3]Методика проведения таких уроков подробно описана во II (практической) части данного пособия.
[4]Нецелесообразно писать так: III скл., П. пад., – ок. и. Это громоздкая и невыпуклая запись. Слова: склонение, падеж и окончание подразумеваются учеником и без их обозначения, на это указывает уже сама по себе грамматическая категория существительного.
[5]Значок → употребляется вместо слова следовательно. В данном случае стрелки направляются не к орфограмме, а к дифференцирующему признаку, который влияет на ее написание. Вопросы (как? каком у?) делают описание более полным.
[6]Искомая орфограмма во всех случаях подчеркивается одной черточкой.
[7]В данном случае может быть и другой порядок анализа слова (об этом будет сказано ниже).
[8]«Частично» потому, что правила не указывают на такие операции, как: вычленить корень, уяснить его значение.
[9]Ладыженская Т. А., Баранов М.Т., Григорян Л. Т. и др. Русский язык: Учебное пособие для 5 класса. – М., 1970.
[10]Ладыженская Т.А., Баранов М.Т., Тростенцова Л. А. и др. Русский язык: Учеб. для 5 кл. общеобразоват. учреждений. – М., 1999.
[11]Если же задачи того или иного типа не имеют единого метода решения, то они называются неалгоритмическими задачами, что является свидетельством качественного многообразия материала.
[12]Процесс обучения в советской школе. – М., 19б0. – С. 22.
[13]Повышение успеваемости учащихся начальной школы. – М., 1955. – С. 52.
[14]Инструкция «дерево» характерна тем, что ответ на каждый поставленный вопрос дается в форме «да» или «нет», после чего либо дается окончательный вывод, либо ставится следующий вопрос на дальнейшее выяснение необходимых признаков грамматического явления.
[15]Связь по принципу: (а + в) = (в + а).
[16]Ушинский К. Д. Человек как предмет воспитания. – Собр. соч. Т. 2. – М.; Л., 1950. – С. 258.
[17]Там же. – С. 330–332.
[18]Там же. – С. 455.
[19]См.: Самарин Ю. А. Очерки психологии ума. – М., 1962.
[20]Учительская газета. 1963. – 3 августа.
[21]Здесь под понятием «обобщенные знания» подразумеваются (в широком смысле) и обобщенные способы деятельности.
[22]Рождественский Н. С. Обучение орфографии в начальной школе. – М., 1960. – С. 3.
[23]В пособии даются различные формы представления сценариев (конспектов) уроков.
[24]См.: Бадмаев Б. Ц., Xозиев Б. И. Методика ускоренного обучения русскому языку. – М., 2001. – С. 84.
[25]См.: Б а д м а е в Б. Ц., X о з и е в Б. И. Методика ускоренного обучения русскому языку. – М. 2001. – С. 77.
[26]В данном варианте мы отсекаем (для удобства обобщения) родительный падеж первого склонения (1-я группа) и отрабатываем отдельно, имея в виду то обстоятельство, что буквы и(ы) определяются в нем мягкостью-твердостью основы и что главное здесь – предупредить его смешение с дательным падежом. Именно такой вариант неизменно дает гораздо лучшие результаты: упрощается работа с построением модельных обобщений, снижается неоправданная нагрузка на оперативную память и т. д.
[27]В процессе графического обоснования орфограмм для удобства использовались стрелки (->) как знак «следовательно» (вместо слова «то»).
[28]При использовании сокращенных моделей алгоритмов мотивировка орфограмм осуществляется, как правило, после записи соответствующих слов.
[29]Здесь дается краткое описание отдельных фрагментов урока.
|