Полезное:
Как сделать разговор полезным и приятным
Как сделать объемную звезду своими руками
Как сделать то, что делать не хочется?
Как сделать погремушку
Как сделать так чтобы женщины сами знакомились с вами
Как сделать идею коммерческой
Как сделать хорошую растяжку ног?
Как сделать наш разум здоровым?
Как сделать, чтобы люди обманывали меньше
Вопрос 4. Как сделать так, чтобы вас уважали и ценили?
Как сделать лучше себе и другим людям
Как сделать свидание интересным?
Категории:
АрхитектураАстрономияБиологияГеографияГеологияИнформатикаИскусствоИсторияКулинарияКультураМаркетингМатематикаМедицинаМенеджментОхрана трудаПравоПроизводствоПсихологияРелигияСоциологияСпортТехникаФизикаФилософияХимияЭкологияЭкономикаЭлектроника
|
Ход урокаОбъяснение нового материала. Основная цель – выведение обобщенного правила и построение образцов устного и письменного обоснования орфограмм. Основное средство – модель «чистой» («слепой») таблицы, которая будет заполняться поэтапно в процессе эвристической беседы. Модель таблицы вычерчивается на доске до начала урока. Первый этап – воспроизведение знаний о частях речи и словообразовательной структуре слова, полученных в начальной школе и в начале учебного года в 5 классе, с целью актуализации опорных знаний, необходимых для усвоения нового материала. Данный этап целесообразно начать с создания проблемной ситуации. Вопрос для беседы: – Одинаково или по-разному следует писать слова грош. выи и деш. выи? Докажите свою точку зрения. Вероятно, дети скажут, что одинаково, потому что в обоих словах буква стоит под ударением и после одной и той же шипящей. Но могут у кого-то возникнуть и сомнения хотя бы потому, что задан такой вопрос. Какая бы точка зрения ни была высказана, необходимо подвести детей к тому, что в данном случае не ударение является главным условием выбора буквы. А что же именно? (Ведь слышатся они одинаково.) – В чем же тут дело? Вы верно заметили – в обоих словах интересующая нас буква находится под ударением, но только ли это главное? Давайте попробуем разобрать эти слова по составу. Вспомним вначале, что значит разобрать слово по составу и в каком порядке выполняется такой разбор. (Разобрать слово по составу – значит определить все части слова; вначале выделяется окончание, затем основа, в которой вычленяется корень, приставка, суффикс.) Разбираются слова: грош. выи, деш. выи. – Итак, структурный состав этих слов, как видите, разный. В одном случае искомая буква находится в корне, в другом – в суффиксе. Именно это и будет влиять на выбор написания. Каким образом, мы узнаем позднее. – А к какой части речи мы отнесем эти слова? (К прилагательным, они обозначают признак предмета и отвечают на вопрос к а к о й?) Приведите примеры других частей речи, в которых в ударном положении слышался бы такой же звук (флаж. к – существительное, хорош… – наречие, пош. л – глагол). – Одинаковы ли здесь условия выбора написаний? (Проблема поставлена, но учащиеся еще не могут дать точного ответа на этот вопрос.) Представление о структуре этой обобщенной темы дают две таблицы (первая составлена в соответствии с расположением материала в учебнике, вторая – после логической обработки материала). – Чтобы ответить на этот сложный вопрос, рассмотрим вначале ряд примеров и зафиксируем кратко все правила в нашей таблице. При этом учитель особо подчеркивает, что данная таблица объединяет все случаи написания букв о—ё(е) после шипящих как в ударном, так и в безударном положении. Она объединяет (условно) два блока правил. Первые сведения фиксируются соответственно по горизонтали и вертикали, и таблица приобретает следующий вид: – После глагола оставляем пустую ячейку, к этой части таблицы мы обратимся позже. (Имеется в виду графа «Причастие».) На первом уроке работа ведется с существительным, прилагательным, наречием. Эти три части речи условно можно объединить в один блок, где из 12 частных правил 11 правил совпадают. При этом правила о правописании о—ё(е) в существительных и прилагательных совпадают полностью. Неполное совпадение правил в наречиях объясняется тем, что у них нет окончаний. Это дает основание для обобщенного изучения материала. Во второй блок входят правила, относящиеся к глаголу и причастию. Здесь тоже наблюдается совпадение ряда правил и закономерностей. Структурная таблица дает четкое представление об этих особенностях орфографических правил. Второй этап урока – формулирование правил. Вначале работа идет на материале имени существительного, с тем чтобы на основе использования приема переноса учащиеся самостоятельно сформулировали основные правила первого блока – применительно к имени прилагательному и наречию. Работа со словами. Выясняются части слова, в которых встречаются гласные после шипящих (они встречаются в суффиксах и окончаниях): нож. м, врач. м, фла-ж. к, суч..к. Затем записываются слова: ш. лк, ч. лка, ш. рох. Учащиеся выясняют, что в этих словах гласные после шипящих находятся в корнях слов. – Как видим, в словах рассмотренных частей речи буквы о—ё(ё) встречаются во всех морфемах. Наша задача – четко определить условия выбора этих написаний. Давайте работать вместе. Посмотрите на слово нож. м? Как вы думаете, какую букву следует писать в этом слове? (Видимо, о, потому что она стоит после твердой согласной ж.) – Верно. А как надо писать слово врач..м. Какую букву пишем в окончании? (Тоже о, потому что эта буква находится в той же части слова (в окончании) под ударением.) – А слова флаж. к, суч. к? В какой части слова находится здесь буква после шипящих? (В суффиксах, на которые падает ударение.) – Как мы поступим в этом случае? (Выясняется, что и в суффиксах, если гласные после шипящих находятся под ударением, надо писать о.) – Какой мы уже можем сделать вывод? (В суффиксах и окончаниях существительных под ударением пишется о.) – Теперь попробуйте подобрать такие слова, где гласные после шипящих в суффиксах или окончаниях стоят в безударном положении (дач. м, горош. к). – Какую букву будем писать в этих словах? (В безударном положении в суффиксах и окончаниях существительных пишется ё.) – А теперь обратите внимание на слова, в которых гласные после шипящих находятся под ударением в корне (ш. лк, ч. лка, ш. рох). Эти случаи подчиняются особому правилу. Попробуйте изменить (или подобрать однокоренные) слова так, чтобы буквы после шипящих оказались в безударном положении (ш. лк – шелковистый, ч. лка – чёло, ш. рох – подобрать нельзя). – Это слово является исключением из общего правила. Исключения мы запишем отдельно. Ну, а что же произошло с гласными в словах ш. лк, ч. лка? Какую особенность вы здесь заметили? (Произошло чередование в корне: звук [о], обозначенный буквой о или ё (пока еще неизвестно), чередуется со звуком [иэ].) – Действительно, такие корни имеют интересную особенность, в них ударные гласные проверяются гласными в безударном положении. Буква ё пишется, если можно подобрать однокоренное слово с безударным гласным, обозначенным буквой е. – Итак, мы с вами рассмотрели все правила на материале имени существительного. Теперь давайте сформулируем обобщающее правило. В суффиксах и окончаниях имен существительных под ударением после шипящих пишется о, без ударения – е; в корне – под ударением пишется ё (без ударения – е). (Учитель называет слова-исключения: шорох, шов, капюшон, крыжовник, шофер, шоколад, жокей. Заполняются соответствующие графы таблицы.) Далее учитель, опираясь на знания учащихся о правописании гласных после шипящих в именах существительных, организует работу по переносу этих знаний в другие условия – на изучение аналогичных правил применительно к имени прилагательному и наречию. Вначале анализируются слова болъш. м, чуж..й. Вопросы: – В какой части слова находятся гласные после шипящих? (В окончании.) – Определите место ударения и постарайтесь сделать вывод о правописании этих слов. (Волъш…й – окончание под ударением, основа оканчивается на шипящий, значит, следует писать о. Чуж. й – окончание под ударением, после шипящего следует писать о.) – А в суффиксе? Например, в словах еж. вый, парч о вый, торц. вый? (Тоже о.) – Итак, давайте сформулируем общий вывод. (В окончаниях и суффиксах прилагательных, как и у существительных, после шипящих под ударением пишется о.) – А в безударном положении, в частности, в таких словах, как хорош е го, лиц. вой, вещ. вой? (В безударном положении в этих частях слова пишется е.) – Теперь давайте обратимся к гласным в корнях слов. Приведите примеры слов, где гласные после шипящих в корне стоят под ударением (ш. лковый, ж. лтый). – Какой способ проверки подойдет к ударным гласным после шипящих в корнях слов? (Проверка безударными гласными. Например: шёлковый – шелковистый, жёлтый – желтетъ; здесь происходит чередование ё—е, значит, под ударением надо писать ё.) – А в безударном? (е). – Сформулируйте теперь полностью обобщенное правило для обеих частей речи – существительных и прилагательных. (В корнях имен прилагательных, как и у существительных, после шипящих под ударением пишется ё, без ударения – е.) Заполняются соответствующие графы структурной таблицы. При переходе к наречию учитель создает проблемную ситуацию: – А теперь обратите внимание на таблицу. В первом блоке правил у нас осталось еще наречие. Можно ли предположить, что и здесь будут полностью действовать все те же правила, которые мы с вами рассмотрели? (Выясняется, что оно будет распространяться лишь на правописание корня и суффикса, так как наречие окончаний не имеет.) – Какой же вывод мы можем сделать из всего сказанного? (Гласные после шипящих у существительных, прилагательных и наречий в целом подчиняются одному общему правилу правописания букв о—ё(е) под ударением и без ударения. Это правило можно сформулировать так. В корнях имен существительных, прилагательных и наречий после шипящих под ударением пишется ё, без ударения – е. (Кроме слов-исключений.) В окончаниях и суффиксах существительных и прилагательных, а также в суффиксах наречий после шипящих под ударением пишется о, без ударения – е (исключение: ещё).) К концу урока таблица приобретает следующий вид: На этом завершается заполнение первого блока таблицы. Третий этап урока – применение правил. Задача данного этапа урока состоит в усвоении алгоритмического хода рассуждения, который будет фиксироваться с помощью графических средств. Схему алгоритмического предписания и в этом случае мы не даем, так как характер орфографического материала позволяет зафиксировать графически все правила и использовать эти модели для построения образцов рассуждения (устного и письменного). Таким образом, последовательность действий в процессе мотивировки написаний усваивается одновременно формулами правил, которые затем используются как база для построения способов их применения. В сущности, графические средства уже сами по себе обеспечивают практическое усвоение следующих умственных действий, составляющих содержание алгоритмического предписания. Вот как выглядели в нашем варианте образцы устного и письменного обоснования орфограмм: 1) Устно: ш…лк – существительное, гласная после шипящего в корне, под ударением, следовательно, пишем ё. Графически: ш… лк – ё. 2) Устно: ш́…рох – существительное, гласная после шипящего находится в корне, под ударением, слово-исключение, следовательно, пишем о. Графически: ш́…рох – исключение – о. 3) Устно: щ… ка́ – существительное, гласная в корне, без ударения, пишем е. Графически: щ…ка́ – > е. 4) Устно: больш́.й – прилагательное, гласная в окончании, под ударением, пишем о. Графически: больш́.й – о. В этом фрагменте урока мы показали лишь этап ввода обобщенных правил и способов их применения. В дальнейшем эта часть материала закрепляется в соответствии с изложенной ранее системой формирования обобщенных знаний. Покажем далее, как строилась работа по изучению второго блока теоретического материала по данной теме.
УРОК 2
Буквы о—е(ё) в глаголах и причастиях Цели урока: – расширение и углубление обобщенных знаний об употреблении о —е(ё) после шипящих в разных частях речи (включая глагол и причастие); – усвоение алгоритмических образцов рассуждения; – графическая фиксация правил и способов их применения. На второй урок выносится второй блок правил – это глагол, причастие как особая форма глагола, а также слова, входящие в так называемую «глагольную группу», т. е. отглагольные прилагательные, существительные и наречия, имеющие глагольный суффикс – ён-, – ен– и оттенок действия (слова типа: копчёный, ночёвка и др.). Разделение правил на блоки (существительные, прилагательные, наречия– первый блок) объясняется наличием сходных правил. Блокировка материала дает возможность выйти и на более высокий уровень обобщения, когда выбор написания о или ё в ударном положении можно связывать впоследствии лишь с тем, относится или нет слово по своему происхождению (образованию) к глаголу: не от глагола – значит, в суффиксе и окончании пишется под ударением о, от глагола – в тех же частях слова пишем ё. К этому выводу и нужно привести учащихся в ходе второго урока. На этом уроке необходимо дать детям хотя бы поверхностное представление о причастии как об особой форме глагола, ибо случай употребления ё в суффиксах страдательных причастий также должен быть учтен. Учащиеся 5 класса еще не знакомы с этой формой глагола. Практически можно определить причастия как слова, очень похожие на прилагательные, но это особая форма глагола. Следует также обратить внимание на то, что в данный блок входят и слова отглагольного образования. Эти слова можно объяснить на примерах.
|