Главная Случайная страница


Полезное:

Как сделать разговор полезным и приятным Как сделать объемную звезду своими руками Как сделать то, что делать не хочется? Как сделать погремушку Как сделать так чтобы женщины сами знакомились с вами Как сделать идею коммерческой Как сделать хорошую растяжку ног? Как сделать наш разум здоровым? Как сделать, чтобы люди обманывали меньше Вопрос 4. Как сделать так, чтобы вас уважали и ценили? Как сделать лучше себе и другим людям Как сделать свидание интересным?


Категории:

АрхитектураАстрономияБиологияГеографияГеологияИнформатикаИскусствоИсторияКулинарияКультураМаркетингМатематикаМедицинаМенеджментОхрана трудаПравоПроизводствоПсихологияРелигияСоциологияСпортТехникаФизикаФилософияХимияЭкологияЭкономикаЭлектроника






Повторительно-обобщающие уроки





 

Мягкий знак после шипящих в различных частях речи

 

Таблица

Подведение итогов повторения

 

Подведение итогов. Прежде чем сформулировать обобщенное правило, учащиеся (под руководством учителя) записывают его графическую схему.

 

Слитное и раздельное написание не с различными частями речи

 

УРОК 1

 

Слитное и раздельное написание не с именами существительными

На первом уроке учащиеся вначале должны усвоить опорную тему «НЕ с существительными» как основу для переноса знаний на другой, сходный материал. Остальные темы вводятся на базе блоковой организации учебного материала.

Покажем вначале фрагмент первого урока.

Основная задача урока – изучить и закрепить все пункты обобщенного орфографического правила о написании не с существительными. На отработку этой темы отводится весь урок. Основное средство – структурная модель так называемой «чистой» таблицы, которая, как отмечалось, будет поэтапно заполняться по мере изучения и обобщения сходного материала.

«Сетка» таблицы на данном этапе представляет из себя лишь структурную модель того обобщения, к которому учащиеся подойдут к концу изучения всего материала. Порядок работы в этой части урока может быть следующим: сообщив тему и задачи урока, учитель вычерчивает «чистую» модель таблицы, рассчитанной на изучение всех шести тем о слитном и раздельном написании не с частями речи и формами глагола (существительным, прилагательным, наречием – 1-й блок, глаголом и деепричастием – 2-й блок и причастием – 3-й блок).

Такие же «сетки» табличек учащиеся вычерчивают и в своих тетрадях. Основной метод работы – эвристическая беседа в сочетании с заполнением таблицы (первая графа по вертикали). Таким образом, общий вид таблицы к концу 1этапа будет представлять: по горизонтали– фиксацию части речи (существительное), а по вертикали – краткую формулировку условий выбора написаний.

Вид таблицы к концу изучения базовой темы будет таким:

Первый этап работы – усвоение первого пункта правила о слитном написании не с существительными. Записываются слова – неряха, нелепость, небрежность. После анализа структуры и смыслового значения слов учащиеся легко приходят к выводу, что эти слова без не не употребляются. При этом учителю здесь же необходимо разъяснить, что значит «слово не употребляется без не», т. е. показать, что без не слово теряет свое самостоятельное лексическое значение. Например, в слове неряха – если отнять не – получится ряха. Такого слова в русском литературном языке, как известно, нет, поэтому мы и говорим: слово неряха не употребляется без не. Закрепляется первый вывод: не с существительными пишется слитно тогда, когда слово без не употребить невозможно. Заполняется первая графа таблицы по вертикали (первое правило) и записывается пример в графе «Существительное» неряха.

Для закрепления этого правила можно предложить следующее задание: из записанных на доске слов выбрать только те, которые не могут употребляться без не (негодование, незнакомка, ненависть, недомогание, несчастье, невнимание, неграмотность, невидимка, недоверие, незабудка, независимость).

Можно дать и такое задание: подобрать существительные, которые без не не употребляются, объяснить их значение. (Например, невежа – малообразованный человек.)

Второе правило (слитное написание не с существительными, в которых приставка не образует новое слово) можно ввести с помощью этого же лексического материала, а именно – из записанных на доске слов учитель предлагает выбрать только те слова, которые могут быть заменены синонимом без не, и сформулировать второе правило (если существительное с не может быть заменено синонимом либо близким по значению выражением, то не является приставкой и пишется слитно). Вновь заполняется таблица. В первую графу по вертикали записывается краткая формулировка правила (можно заменить синонимом без не), а рядом, в графе «Существительное», – пример (неправда). Для закрепления этого пункта правила учащимся можно предложить следующие упражнения:

1) Подобрать к данным словам с не синонимы или близкие по значению выражения:

невнимание – рассеянность

неграмотность – безграмотность

недоверие – отсутствие доверия, подозрительность

несчастье – горе

независимость – свобода

2) К словам – рабство, отсутствие, противник подобрать синонимы с приставкой не. (Для справок: неявка, неприятель, неволя.)

Третье правило – раздельное написание не с существительными при противопоставлении с союзом а. Вначале учитель объясняет смысл слова «противопоставление» (слово обозначает процесс или результат процесса, при котором чему-то одному противопоставляется что-то другое) и обращает внимание учащихся на чисто внешнее выражение противопоставления – наличие противительного слова а: не приятель, а враг, не правда, а ложь и др.

В результате анализа примеров выводится правило и записывается краткая его формулировка в таблицу (есть противопоставление с союзом а). Рядом записывается пример (не правда, а ложь). Для закрепления учащимся предлагается закончить данные примеры таким образом, чтобы в них содержалось противопоставление:

Не погода помешала уборке урожая, а …

Не счастье помогло исследователям, а …

Не приятель обратился ко мне с просьбой, …

Четвертое правило – раздельное написание не с существительными при наличии усиливающих отрицание слов: отнюдь, вовсе, ничуть, совсем, нисколько, далеко. (Он вовсе не приятель мне.)

Данный пункт завершает усвоение дифференцирующих признаков, влияющих на написание не с существительными, и занимает в структурной таблице четвертое место (по вертикали).

Хотя в учебнике этого правила нет, мы его вводим именно при изучении базовой темы, что очень важно для дальнейшего обобщения материала.

Закрепление: Объяснить правописание слов с не:

неправда – совсем не правда,

несчастье – далеко не счастье,

неравенство – вовсе не равенство и др.

Подведение итогов: учащиеся отвечают на вопросы, подтверждают ответы примерами, делают выводы и обобщения.

 

УРОК 2

 

Date: 2015-12-13; view: 465; Нарушение авторских прав; Помощь в написании работы --> СЮДА...



mydocx.ru - 2015-2024 year. (0.006 sec.) Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав - Пожаловаться на публикацию