Главная Случайная страница


Полезное:

Как сделать разговор полезным и приятным Как сделать объемную звезду своими руками Как сделать то, что делать не хочется? Как сделать погремушку Как сделать неотразимый комплимент Как противостоять манипуляциям мужчин? Как сделать так чтобы женщины сами знакомились с вами Как сделать идею коммерческой Как сделать хорошую растяжку ног? Как сделать наш разум здоровым? Как сделать, чтобы люди обманывали меньше Вопрос 4. Как сделать так, чтобы вас уважали и ценили? Как сделать лучше себе и другим людям Как сделать свидание интересным?

Категории:

АрхитектураАстрономияБиологияГеографияГеологияИнформатикаИскусствоИсторияКулинарияКультураМаркетингМатематикаМедицинаМенеджментОхрана трудаПравоПроизводствоПсихологияРелигияСоциологияСпортТехникаФизикаФилософияХимияЭкологияЭкономикаЭлектроника






Коноваленко В.В., Коноваленко СВ



К 64 Фронтальные логопедические занятия в подготовительной группе для детей с фонетико-фонематическим недоразвитием. I период.Пособие для логопедов. - 2-е изд. - М.: «Издательство ГНОМ и Д», 2000. - 48 а (В помощь логопеду).

15ВМ 5-296-00080-3 15ВЫ 5-296-00079-Х

В пособии представлен подробный календарный план коррекционной работы и планы фронтальных занятий на I период в подготовительной группе для детей с фонетико-фонематическим недоразвитием. В работе использу­ются как учебные, так и игровые формы и методы работы, наглядные средст­ва обучения.

Предлагаемая система упражнений, кроме закрепления произношения правильно произносимых звуков, способствует развитию внимательного от­ношения к слову, к русской речи. Обогащает словарный запас, формирует у детей мышление, развивает внимание и память.

Материал данного пособия может быть гибко, выборочно использован в подготовительных логопедических группах для детей с общим недоразвити­ем речи, а также для детей с задержкой психического развития.

ББК 74.3

Издатель - А. Казаков

Ответственный за выпуск - М. Вишневская

Редактор - Е. Алифанова,Е. Телышева

Оригинал-макет - Е. Капнулина

Обложка - В. Воскресенский

ООО «Издательство ГНОМ и Д»

103045, г. Москва, ул. Садовая-Спасская,д. 4, стр. 1.

Тел/факс: (095) 207-13-96,151-74-91,280-02-07

Лицензия ИД № 00619 от 22.12.1999 г. Сдано в набор 05.05.99 г. Подписано в печать 05.07.2000 г. Формат 60x90/16. Объем - 3 п.л. Тираж 20000 (1-й завод 5000) экз. Заказ № 1046. Отпечатано в ДПК. г. Домодедово, Каширское шоссе, д. 4, корп. 1.

13ВМ 5-296-00080-3

15ВМ 5-296-00079-Х © Коноваленко В.В.,Коноваленко СВ., 1998

© Оформление. ООО "Издательство Гном и Д", 2000


ВВЕДЕНИЕ

Пособие, состоящее из 3 частей (I, II, III периоды) адресовано начинающим логопедам и воспитателям, работающим в подготови­тельных логопедических группах для детей с недоразвитием фонети­ческого строя речи (фонетико-фонематическим недоразвитием) с эле­ментами лексико-грамматического недоразвития, а зачастую и с за­держкой темпа психического развития.



В нем представлены перспективный план коррекционной рабо­ты, а также планы фронтальных логопедических занятий на учеб­ный год.

Основополагающими документами, используемыми в данной ра­боте являются:

— Программа обучения детей с недоразвитием фонетического
строя речи (в подготовительной к школе группе). — М.: Просвеще­
ние, 1978.

— Проект программы воспитания и обучения детей с фонети­
ко-фонематическим недоразвитием речи (7-й год жизни). — М.: Про­
свещение, 1986.

— Программа обучения и воспитания детей с фонетико-фоне­
матическим недоразвитием (старшая группа детского сада). Фили-
чева Т.Б., Чиркина Г.В.
— М, 1993.

Особенности детей данной группы, а именно: усугубляющиеся отклонения в

* нервно-психической сфере;

* познавательной деятельности;

* поведении детей;

* развитии общей и артикуляционной моторики;

* развитии лексики, формировании грамматического строя, зву-
ко-слоговой структуры наряду с грубым нарушением звуко-
произношения, с недоразвитием фонематического слуха —

привели к необходимости логопедизации всего педагогического про­цесса, всей жизни и деятельности детей, а также к некоторому сме­щению акцентов в коррекционно-воспитательной работе.

Прежде всего усилена работа по физическому развитию и укреп­лению здоровья детей. Это ежедневная физкультура и закаливание, утренняя гимнастика, самомассаж, корригирующая гимнастика пос­ле дневного сна, артикуляционная и пальчиковая гимнастика не ме­нее трех раз в день.

Увеличились роль и место медицинских мероприятий (наблюде­ние психоневролога, медикаментозное лечение, лечебный массаж, кислородный коктейль).


Внесены изменения в режим дня и сетку занятий:

а) увеличен дневной сон;

б) сняты все фронтальные занятия со второй половины дня;

в) уменьшено общее количество фронтальных занятий (как вос­
питательских, так и логопедических) за счет увеличения удельно­
го веса, количества и качества индивидуальных и подгрупповых;

г) фронтальных логопедических занятий оставлено только два
(три) в неделю, по периодам они распределяются следующим об­
разом:

I период(сентябрь, октябрь) — 16 занятий вместо 30 по про-

грамме;

II период(ноябрь, декабрь, январь, февраль) — 33 занятия вме-

сто 80;

III период(март, апрель, май, июнь) — 25 занятий вместо 60.

Все это требует большей эффективности занятий, более тща­тельного и экономного отбора материала, более серьезной и вдум­чивой отработки методов и приемов коррекционной работы, не­которого изменения структуры и характера занятий (преобладаю­щими стали комбинированные занятия).

Мы придерживаемся существующих в современной логопедии тре­бований к фронтальным логопедическим занятиям по произноше­нию и считаем, что эти требования полностью распространяются на все фронтальные и подгрупповые занятия в логогруппе:

1. Цель и тема занятия пронизывают все его этапы, все виды
работы.

2. Максимальная насыщенность изучаемым звуком, лексичес­
ким и грамматическим материалом.



3. Сочетание учебных и игровых форм.

4. Наглядность в зависимости от возраста детей, этапа работы,
содержания материала.

5. Систематическая работа по развитию внимания, памяти, мыш­
ления.

6. Постоянный звуко-слоговой анализ и синтез.

7. Повседневное закрепление навыков письма и чтения.

8. Развитие связной речи по нарастающей сложности.

9. Недопустимость использования дефектных звуков.

В качестве наглядного материала в занятиях максимально использо­валось пособие Т. Б. Филичевой, Г.А. Каше «Дидактический материал по исправлению недостатков произношения у детей дошкольного воз­раста». — М.: Просвещение, 1989, а также «Приложение» к пособию В.В. Коноваленко, СВ. Коноваленко «Фронтальные логопедические занятия в старшей группе для детей с ОНР». — М.: Гном-Пресс, 1999.


СЕТКА ЗАНЯТИЙ '

В ПОДГОТОВИТЕЛЬНОЙ ЛОГОПЕДИЧЕСКОЙ ГРУППЕ ДЛЯ ДЕТЕЙ С ФФН

 

 

Дни недели I половина дня II половина дня
Занятия логопеда и воспитателя Занятия воспитателя Индивидуально-под-групповая работа воспитателя по программе д/с Работа по заданию логопеда
Поне­дельник 1. Развитие речи, российская словесность 2.ФК Коррегирую-щая гимнас­тика Развитие графичес­ких навыков, подготовка к письму 30 мин.
Втор­ник 1 .Логопедическое 2. Музыкальное ФК/ритмика Развитие логичес­кого мышления, математика 30 мин.
Среда 1. Математика, развитие логичес­кого мышления 2. Экскурсия, спортивные развлечения Корригирую­щая гимнас­тика Развитие речи, российская словесность 30 мин.
Четверг 1 .Логопедическое 2. Музыкальное ФК/ритмика Изобразительная деятельность 30 мин.
Пятни­ца 1. Изобразитель­ная деятельность 2.ФК Коррегирую-щая гимнас­тика Эстетическое разви­тие: драматизации, театрализованная деятельность 30 мин.

Общее количество фронтальных занятий:

Логопедические — 2 (3)

ФК -5

Музыкальные - 2

Развитие речи — 1

Математика - 1

Изодеятельность — 1


 
 


РЕЖИМ ДНЯ

В ПОДГОТОВИТЕЛЬНОЙ ЛОГОПВДИЧЕСКОЙ ГРУППЕ ДЛЯ ДЕТЕЙ С ФФН

 

1. Прием детей, наблюдение 7.00-8.10
2. Утренняя гигиеническая, дыхательная, артикуляционная и пальчиковая гимнастика 8.10-8.30
3. Завтрак 8.35-8.55
4. Занятия  
  I 9.00-9.30
  II 9.40-10.10
5. Артикуляционная, дыхательная, пальчиковая гимнастика 10.10-10.20
6. Прогулка 10.30-12.30
7. Артикуляционная и пальчиковая гимнастика 12.30-12.40
8. Обед 12.45-13.10
9. Сон 13.10-15.20
10. Корригирующая гимнастика, закаливание, физкультура 15.00-15.45
11. Индивидуально-подгрупповая работа воспитателя по программе д/с 15.50-16.20
12. Полдник 16.20-16.30
13. Индивидуальная работа воспитателя по заданию логопеда (закрепление произношения) 16.30-17.00
14. Прогулка, игры, развлечения 17.00-19.00

Не­дели Звуки, буквы Звуко-слоговой анализ, грамота Грамматический строй Лексика активная Лексика пассивная, темы Связная речь
IV И П-1Г Анализ звуко­вого ряда из трех гласных Выделение по­следнего глухого согласного. Зву­ковой анализ и синтез обратно­го слога типа ап Именительный падеж множественного числа су­ществительных на -и, -а Составление предложе­ний по сюжетным кар­тинкам по образцу. Согла­сование глаголов настоя­щего времени с сущест­вительными Ива, Иван, Инна, индюк, Илья, липа, лифт, лилия, малина, калина, бинт, нит­ки, книга, будильник, иней Пион, подвода, павлин, панама, пеликан, петух, пальто, пулемет, паук, по­пугай, пять, поляна, липа, пень, подкова, плита, пе­тунья Семья. Дом  
Октябрь
I Т П-Т Звуковой ана­лиз обратного слога типа ут. Воспроизведе­ние слоговых рядов (обратные слоги) Выделение по­следнего глухо­го согласного в слове. Звуковой анализ и синтез обратного слога Составление предложе­ний по сюжетным кар­тинкам с помощью воп­росов. Согласование ко­личественных числи­тельных 1, 2, 5 и суще­ствительных Притяжательные при­лагательные на -ий-. Согласование количе­ственных числительных 1,2,5 и существительных Танк, туфли, вата, утка, дом, дым, кит, кот, бинт, бант, каток, пулемет, охот­ник, хобот, петух, тыква, тапки, калитка, кофта, лифт, билет, конфета, батон См. занятия 5, 6 Детские игруш­ки (экскурсия в магазин) Рассказ по сюжетной картинке "Тома и Толя"

 

Не­дели Звуки, буквы Звуко-слоговой анализ, грамота Грамматический строй Лексика активная Лексика пассивная, темы Связная речь
II К-К7 П-Т-КО Преобразование обратных слогов в прямые. Вос­произведение слоговых рядов (обратные и пря­мые слоги) Воспроизведение слоговых рядов типа па-та-ка.Звуковой анализ прямого слога Воспроизведе­ние слоговых рядов (прямые слоги). Выделе­ние ударного гласного после согласного Родительный падеж единственного числа существительных. Составление рассказа с помощью вопросов Предлоги на, под Родительный падеж множественного числа существительных. Составление предложе­ний со словом много Конь, кот, коньки, кни­га, танк, индюк, мак, маяк, венок, кухня, охот­ник, кубики, клюква, ко­пейка, юбка, ботинки, конфета, будильник, паук См. занятия 5, 6, 8 Конь, кот, дом, ком, ли­мон, каток, окна, пальто, вагон, венок, бидон, батон, хобот, альбом, двойка, ноги, мох, охотник, пион, удод, мойка, подкова Ранняя осень Цветы (экскур­сии в парк) Рассказ по сюжетной картинке "Котенок" Рассказ по сюжетной картинке "Каток"
III Й-Л' Воспроизведе­ние слоговых ря­дов (обратные и прямые слоги). Мягкие соглас­ные. Звуковой анализ и синтез обратного слога. Относительные прилага­тельные (от деревьев). Глаголы множественно­го числа прошедшего времени. Приставочные глаголы (от лить). Род существительных (соот­несение с местоимения­ми мой, моя, мое) Лимон, лев, лента, олень, лифт, тюлень, липа, аль­бом, клюв, клюква, кали­на, клетка, поляна, ле­бедь, павлин, пеликан, вафли, пальто, валенки, львенок, малина, олене­нок, копейка, юбка, яхта, ягоды, кофейник, майка, двойка, попугай, баян Ранняя осень. Деревья. Грибы Рассказ-по сюжетной картинке "Дети по­могают маме"

Не­дели Звуки, буквы Звуко-слоговой анализ, грамота Грамматический строй Лексика активная Лексика пассивная, темы Связная речь
  Х-Х? К-Х Мягкие соглас­ные. Выделение начального сог­ласного перед гласным. Звуко­вой анализ и синтез прямого слога Звуковой анализ и синтез слов типа пух, кот Согласование количе­ственных числительных 1, 2, 5, 9 и существи­тельных Согласование количе­ственных числительных и существительных Хек, мухи, петухи, кухня, хлеб, петух, охотник, хобот, ухо, яхта, мох, хоккей, муха См. занятия 8, 12    
IV Ы Ы-И м Выделение удар­ного гласного после согласного Звуковой анализ слов типа кит, пыль Выделение на­чального соглас­ного. Звуковой анализ слов типа мак, Тима Именительный падеж множественного числа существительных на -ы. Притяжательные прилагательные на -ин-. Именительный падеж множественного числа существительных на -ы, -и, -а Деформированная фраза. Большая буква (имена людей) Дым, дыня, тыква, ягоды, тюльпаны, панамы; сущест­вительные на во множе­ственном числе См. занятия 4, 14. Дополни­тельно — существительные на -и, -а во множественном числе Мак, мох, майка, комната, муха, альбом, малина, мой­ка, маяк, лимон, атомоход, автомат, панама, дом, дым, мебель, медведь, пулемет Животные домаш­ние и дикие (экс­курсия на стан­цию юннатов) Рассказ по сюжетной картинке "Тут будет сад"








Date: 2015-05-19; view: 916; Нарушение авторских прав

mydocx.ru - 2015-2018 year. (0.039 sec.) - Пожаловаться на публикацию