Главная Случайная страница


Полезное:

Как сделать разговор полезным и приятным Как сделать объемную звезду своими руками Как сделать то, что делать не хочется? Как сделать погремушку Как сделать так чтобы женщины сами знакомились с вами Как сделать идею коммерческой Как сделать хорошую растяжку ног? Как сделать наш разум здоровым? Как сделать, чтобы люди обманывали меньше Вопрос 4. Как сделать так, чтобы вас уважали и ценили? Как сделать лучше себе и другим людям Как сделать свидание интересным?


Категории:

АрхитектураАстрономияБиологияГеографияГеологияИнформатикаИскусствоИсторияКулинарияКультураМаркетингМатематикаМедицинаМенеджментОхрана трудаПравоПроизводствоПсихологияРелигияСоциологияСпортТехникаФизикаФилософияХимияЭкологияЭкономикаЭлектроника






Струя голоса





Губы зубы язык воздушная участие

Предлагаем схему анализа артикуляции звука перенести на плотную бумагу и использовать в качестве закладки для учебного пособия. При знакомстве с новым звуком схема по­может ребенку самостоятельно проанализировать произнесе­ние звука и дать его характеристику. При изучении гласных звуков особое внимание уделяется положению губ. Оно изо­бражено в верхнем правом углу страницы альбома. Гласный звук обозначается красным квадратиком1: , в квадратике указывается положение губ:

После изучения гласных звуков дается понятие «слог». Ребенок знакомится со слогообразующей ролью гласных звуков, обучается составлению слоговых схем, в которые вводятся гласные звуки или буквы:

Слоговые схемы позволяют ощутить ритмический рисунок слова, который можно простучать, прохлопать, прошагать.

Позднее ребенок учится ставить ударение, определять ударный слог, выделять ударный гласный звук. Знакомство с согласными звуками начинается со звука [м]. Как и при изучении гласных звуков, после анализа артикуляции зву­ка по схеме (см. выше) делается вывод: звук [м] согласный, потому что воздушная струя выходит не свободно, преграду строят губы; звонкий, потому что произносится при уча­стии голоса. Через сравнение ребенок учится различать твердое и мягкое произнесение и звучание согласных зву­ков. Вводятся обозначения согласных звуков:

твердый звонкий согласный звук;

—мягкий звонкий согласный звук;

—твердый глухой согласный звук;

— мягкий глухой согласный звук.

________________________________________________

1 Здесь и далее: гласный звук обозначается квадратиком крас­ного (к) цвета; твердый согласный звук — синего (с); мягкий со­гласный звук — зеленого (з).

 

В пособии предлагаются упражнения для работы над просодической стороной речи: силой, высотой голоса, дли­тельностью, темпом.

Представлен и ряд упражнений по формированию фоне­матического восприятия. Первоначально изучаемый гласный звук выделяется из начала слова (звук [у]), затем - в начале слова и в конце (звук [а]), позднее — в начале слова, в середине и в конце (желательно в ударных позициях). Изучаемый звук, независимо от его местоположения, интонационно выделяется в слоге, протяжно произносится, усиливается голосом. Для работы по развитию фонематиче­ского слуха на каждой странице раздела «Звук» предлага­ется сюжетные картинки.

Параллельно с развитием фонематического слуха некоторые задания способствуют формированию элемен­тарных навыков звукового анализа. Звуковые схемы слогов и слов рисуются цветными карандашами или составляются с помощью цветных фишек.

После знакомства со звуком ребенок готовится к чтению обратных и прямых слогов. С опорой на артикуляцию зву­ков ребенок учится образовывать обратные слоги и прямые.

Например, на звук [м], [мь]: По указке взрослого он произносит:

 

ам, ум,...

ма, му,...

Ребенок также знакомится с образованием прямого слога с гласным звуком [и], когда согласный звук перед ним про­износится мягко. Для усвоения четкого произношения звука на страницах раздела «Звук» даются стихи, чистоговорки, скороговорки, пословицы.

В целях предупреждения смешения звуков (близких по способу и месту образования) в речи и букв при письме пред­лагаются специальные упражнения по их дифференциации.

Раздел «Буква» связан с формированием у детей произ­носительных навыков. Порядок изучения букв соответству­ет последовательности усвоения ребенком произношения звуков. Обучение ведется звуковым аналитико-синтетическим методом с опорой на артикуляцию. Для усвоения ха­рактеристики звуков и букв предлагаются «Домики букв». С введением буквы рекомендуется выполнять звуко-буквенный анализ слов (для этого используются кассы букв), что способствует формированию фонематического восприятия навыка письма.

На каждой странице раздела «Буква» даются образ бук­вы, печатное изображение буквы и способ ее конструирова­ния из пальцев рук. Для усвоения графического образа бук­вы предлагаются упражнения «Сколько букв», «Найди бу­кву», «Полубуковка».

Особо обращается внимание на буквы е, ё, ю, я: в начале слова или слога буквы читаются так, как называются. В прямом слоге они указывают на мягкость согласного. Звуко­вой анализ слов с йотированными гласными не проводится. В форме занимательных упражнений проводится чтение обратных и прямых слогов. Столбики слогов со стечением согласных, столбики слов и небольшие тексты для чтения даются с постепенным усложнением. В помощь детям для осознания прочитанного слова поставлено ударение. При­влекается внимание детей к некоторым правилам правопи­сания: парные звонкие и глухие согласные на конце слова; безударные гласные, правописание жи-ши, ча-ща, чу-щу, раздельное написание предлогов, большая буква в написа­нии собственных имен, обозначение мягкости согласных бу­квами и, е, ё, ю, я и буквой ь, правильной записи предложе­ний. Проводится устная подготовка к употреблению на письме разделительного ь и ъ знаков; При обучении ребенка чтению предусмотрены разнообразные виды упражнений:

— дополнить слог до целого слова;

—«собрать» слово из «рассыпанных» букв или слогов;

—вставить букву и назвать слово — «Буква заблудилась»;

—соотнести слова и картинки;

—исправить деформированные предложения;

— прочитать текст, выполнить задания по его содержанию: решить логическую задачу, пересказать текст, озагла­вить, продолжить;

—прочитать пиктографический текст;

—выполнить упражнение «Математическая грамота»;

—выучить стихи, пословицы, скороговорки;

—отгадать загадки, ребусы, решить кроссворды.

В результате такой работы ребенок научится слитному чте­нию слогов, сознательному плавному слоговому чтению слов, предложений и текстов, а также составлению из букв разрез­ной азбуки слов и предложений изученного звуко-слогового состава, написание которых не расходится с произношением.

В разделе «Говори правильно» предлагаются упражне­ния для развития лексико-грамматического строя речи. Материал этого раздела подобран в соответствии с изучае­мым звуком. Работая над лексико-грамматической темой, ребенок закрепляет в речи изучаемый звук.

Задачи раздела «Говори правильно»:

—развивать способность к наблюдению за языком;

—привлекать внимание к морфемному составу слов, к спо­собам словообразования, к составу предложений и связи слов в предложении;

—воспитывать навык практического использования лексико-грамматических категорий.

В разделе «Говори правильно» даны отдельные пример­ные виды работы по формированию лексико-грамматическо­го строя речи. Содержание этого раздела можно углубить или сократить в зависимости от уровня развития речи ребенка.

На всех этапах обучения предусматриваются упражнения для развития связной речи ребенка: составление предложе­ний различной конструкции, составление рассказов с изу­чаемым звуком по сюжетной картинке, по серии картинок, по опорным словам, рассказов с творческим продолжением.

В предложенной системе обучения предусмотрены спе­циальные упражнения для развития восприятия, внима­ния, памяти, мышления.

Задачи и содержание коррекционного обучения представ­лены по периодам в перспективном планировании, к которому предлагаются конспекты фронтальных логопеди­ческих занятий по формированию звукопроизношения, раз­витию лексико-грамматического строя речи и обучению гра­моте. Цель занятия определяет его структуру. Этапы заня­тия взаимосвязаны и предусматривают усложнение речевых и речемыслительных упражнений.

Для поддержания интереса детей и более эффективного обучения на занятиях вводятся различные побудительные ситуации. Это маленький пришелец из космоса Юпик, ко­торый, шагая от страницы к странице, изучает основы рус­ского языка вместе с детьми. Большинство занятий подчи­нены одному сказочному сюжету: «Вольной мышонок», «Герда отправилась на поиски Кая», «Крошечка-Хавро-шечка» и др. Некоторые занятия организованы в форме пу­тешествий, экскурсий, эстафет, сюжетно-дидактических игр.

Работа с пособием должна носить творческий характер и индивидуализироваться в соответствии с речевым дефектом ребенка.

Если ребенок еще не овладел правильным произношением всех звуков родного языка, то пособие «Учим ребенка говорить и читать» ему необходимо, так как в нем предусмотрен поря­док изучения звуков от простых к более сложным. С этой кни­гой ребенок попадет в удивительный мир родного языка. Она поможет зажечь в ребенке огонек любознательности, жажды новых открытий в овладении родной речью, увлечет его, разо­вьет вкус к занятиям и самостоятельному чтению.

Многолетний опыт работы с детьми 4-7-летнего возраста убеждает нас в том, что раннее обучение основам родного языка, когда у ребенка еще сохранно интуитивное «чувство языка», позволяет эффективно и осознанно освоить языко­вые и речевые умения, что впоследствии успешно скажется на обучении ребенка в школе, позволит ему комфортно ощу­щать себя в обществе.

 

Date: 2015-05-19; view: 550; Нарушение авторских прав; Помощь в написании работы --> СЮДА...



mydocx.ru - 2015-2024 year. (0.005 sec.) Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав - Пожаловаться на публикацию