Главная Случайная страница


Полезное:

Как сделать разговор полезным и приятным Как сделать объемную звезду своими руками Как сделать то, что делать не хочется? Как сделать погремушку Как сделать так чтобы женщины сами знакомились с вами Как сделать идею коммерческой Как сделать хорошую растяжку ног? Как сделать наш разум здоровым? Как сделать, чтобы люди обманывали меньше Вопрос 4. Как сделать так, чтобы вас уважали и ценили? Как сделать лучше себе и другим людям Как сделать свидание интересным?


Категории:

АрхитектураАстрономияБиологияГеографияГеологияИнформатикаИскусствоИсторияКулинарияКультураМаркетингМатематикаМедицинаМенеджментОхрана трудаПравоПроизводствоПсихологияРелигияСоциологияСпортТехникаФизикаФилософияХимияЭкологияЭкономикаЭлектроника






Предмет социологии





Состояние научного знания современной социологии выра­жается в ее предмете. У каждой науки своя область интересов, которая исследуется при помощи эмпирических методов (на­блюдения, эксперимента), а описывается при помощи теорети­ческих понятий. Физика отображает физическую реальность через понятия гравитации, электрического взаимодействия, инерции, атомарного строения вещества и т.д. Понятия, описывающие предмет данной науки, относятся к фундаментальным.

Предмет науки - логически взаимосвязанная и непротиворе­чивая система фундаментальных понятий, описывающих часть объективной реальности, на которую нацелены методы иссле­дования данной науки. Часть реальности, изучаемая эксперимен­том и описываемая физическими понятиями, называется физи­ческой реальностью. Часть реальности, изучаемая анкетным опросом (хотя не только им одним) и описываемая социологи­ческими понятиями, называется социальной реальностью.

Совокупность понятий, называемая предметом науки, упо­рядочивает и организует отдельные факты в регулярные, повто­ряющиеся события. Социолога интересует не исключительное или уникальное, а закономерное и типичное. Предмет науки - это кар­та местности, дающая общий вид, описывающая схему происхо­дящего.

Поэтому мы смело можем утверждать: предметом социологии выступает концептуальная (т.е. понятийная) схема социальной ре­альности, в которой ее главные черты и элементы приведены в сис­тему и логически выводятся друг из друга.

Предмет современной социологии - результат длительного исторического развития, плод усилий многих поколений уче­ных, каждое из которых прибавляло крупицы нового знания, пересматривало установившиеся представления, критиковало, дискутировало, открывало, проверяло и таким способом тща­тельно просеивало все, что сегодня попало в предметную об­ласть социологии.

Первокирпичиками предмета социологии выступают два поня­тия - статус и роль. Первое дает статистическое изображение предмета, а второе - динамическое.

 

Статусом называется позиция, положение человека в группе или обществе.

Быть лидером или аутсайдером в малой группе, например, в компании друзей, означает иметь неформальный, или лич­ный статус. Быть инженером, мужчиной, мужем, русским, православным, консерватором, бизнесменом значит зани­мать формальный (социальный) статус. Иными словами, за­нимать определенное место в системе общественного разделе­ния труда.

Статус реализуется через роль. Быть мужем означает иметь статус "муж" и выполнять роль мужа. Любой статус состоит из совокупности прав и обязанностей, которые по традиции.обще-ство закрепляет заданной позицией. Учитель обязан передавать знания ученикам, оценивать их успехи, следить за дисципли­ной, т.е. выполнять определенную роль. Правда, один человек ответственно подходит к своим обязанностям, а другой - нет, один применяет мягкие методы воспитания, а другой - жесткие, один доверителен с учениками, а другой держит их на расстоянии. Иначе говоря, люди ведут себя по-разному в од­ной и той же позиции, т.е. придерживаются разных моделей по­ведения (ролей).

Модель поведения в соответствии с формальными правами и обязанностями, закрепленными за данным статусом, называет­ся ролью.

Одни и те же обязанности можно выполнять по-разному, следовательно, у одного статуса может быть много ролей. Но человек, находясь в одном и том же статусе, как правило, при­держивается одной роли. Хотя тот же самый человек может об­ладать множеством статусов: мужчина, русский, православ­ный, военнообязанный, муж, студент и т.д. Итак, у одного человека множество статусов и столько же ролей. Роль - дина­мическая характеристика статуса. Статус может быть пустым, а роль нет.

Совокупность пустых, т.е. незаполненных людьми статусов, об­разует СОЦИАЛЬНУЮ СТРУКТУРУ ОБЩЕСТВА.

В примитивном обществе мало статусов: вождь, шаман, муж­чина, женщина, муж, жена, сын, дочь, охотник, собиратель, ребенок, взрослый, старик и т.д. - их можно пересчитать по пальцам. А в современном обществе одних только профессио-

нальных статусов около 40000, семейно-брачно-родственных от­ношений более 200 (деверь, сноха, кузина... продолжайте пере­чень сами), многие сотни политических, религиозных, эконо­мических. На нашей планете 3000 языков, за каждым из них стоит этническая группа - нация, народ, народность, племя. И это тоже статусы. Они входят в демографическую систему наряду с половозрастными.

Итак, сделаем первое обобщение: первокирпичики предмета социологии - статусы и роли. Первые дают статическую, а вто­рые динамическую картину общества. Совокупность незаполнен­ных статусов дает нам социальную структуру общества.

Ее можно уподобить пчелиным сотам в улье: множество пу­стых ячеек плотно подогнаны друг к другу. Социальные соты скреплены особо прочным фундаментом - социальными фун­кциями.

Это тоже очень простое понятие. В чем состоит функция учи­теля? Передавать свои знания, оценивать успехи, следить за дис­циплиной. Догадываетесь, о чем идет речь? Конечно, это знако­мые нам права и обязанности. Они относительны. Почему? Статус учителя относителен статуса ученика, но не работника гороно, родителя, офицера, русского и т.д. Относительность оз­начает функциональную взаимосвязь статусов. Вот почему соци­альная структура не просто совокупность, а функциональная взаимосвязь статусов. Слово "относительность" связано не толь­ко с функциями, но и с отношениями. Выполняя свои обязан­ности, учитель вступает в определенные отношения с учени­ком, а тот - с учителем, родителями, полицейским, ровесниками, продавцом, таксистом и т.д.

Мы можем смело утверждать, что социальные статусы связа­ны социальными отношениями, личные статусы связаны межлич­ностными отношениями. Общество опутано огромной сетью соци­альных отношений, под ней, этажом ниже, расположена другая сеть - межличностных отношений.

Для социологии важно не то, в какие личные отношения вступают люди, а то, как сквозь них проглядывает нечто более фундаментальное - социальные отношения. Начальник цеха может относиться к рабочему с большой симпатией. Личные отношения у них замечательные. Но если второй плохо справ­ляется со своей профессиональной ролью, не соответствует

 

статусу, первого уволят. Начальник и подчиненный - соци­альные роли.

Итак, наш второй вывод: статусы связаны между собой соци­альными функциями, которые проявляются через социальные. Функции и отношения, наподобие цемента и песка, создают прочный раствор, скрепляющий социальную структуру.

Присмотритесь, последняя у нас разрослась и стала много­слойной: статусы, права и обязанности, функции, социальные отношения. Что мы забыли? Конечно, роли. Как и договори­лись, роли, в отличие от статусов, дают динамическую картину общества. Так оно и есть. Роль без человека ничто. Роль требует своего актера.

Индивиды, выполняющие социальные роли, вступают между со­бой в социальное взаимодействие. Это регулярный, повторяющийся процесс.

Только регулярно повторяющиеся социальные взаимодействия
кристаллизуются в социальные отношения.
И снова - динамика и
статика. Если человек однажды научил чему-либо подростков, то
какой же он учитель? Учитель - постоянная функция (т.е. соци­
альная позиция в обществе), так же, как обучение, - регуляр­
ное взаимодействие. Только тогда оно становится социальным.
Взаимодействие, действие, поведение, роль - все это очень
близкие, даже родственные понятия. И мы об этом будем еще
говорить.

Анализировать социальную роль, не рассматривая, что такое человеческая личность, занятие праздное. Всю жизнь мы учимся правильно исполнять социальные роли, следовать предписан­ным нормам и обязанностям.

Этот трудный, продолжающийся всю жизнь процесс обучения называют социализацией.

Ее результат - социально зрелая личность. А какая же лич­ность без культуры?

Культура - совокупность традиций, обычаев, социальных норм, правил, регулирующих поведение тех, кто живет сейчас, и переда­ваемых тем, кто будет жить завтра.

Преемственность культуры достигается через социализацию. А надзирает за тем, правильно или неправильно проходит социа­лизация, особый механизм, или, как говорили в старину, уч­реждение. Оно называется социальным контролем. Он пронизывает

все общество, принимает множество форм и обличий (обще­ственное мнение, цензура, сыск и т.п.), но состоит всего из двух элементов - социальных норм (предписаний, что должно де­лать) и санкций (вознаграждений и наказаний, стимулирующих соблюдение предписаний).

Социальный контроль - механизм регуляции поведения индиви­дов и групп, включающий нормы и санкции.

Когда в обществе нет законов и норм, устанавливается бес­порядок, или аномия. А когда отдельный человек отклоняется от норм либо их нарушает, его поведение называют девиантным.

Итак, сделаем третий вывод: раствор, скрепляющий обще­ство, потому крепок, что он подвижен. Такое качество придает ему социальное взаимодействие огромных масс людей. Чтобы оно было упорядоченным процессом, общество выработало особый механизм регуляции поведения - социальный контроль. Он состоит из санкций и культурных норм, которым люди обу­чаются в процессе социализации.

Когда мы заполняем пустые ячейки - статусы людьми, то в каждой ячейке обнаруживаем по большой социальной группе: все пенсионеры, все русские, все учителя и т.д. Таким образом, за статусами стоят социальные группы.

Совокупность больших социальных групп (их иногда назьюают статистическими или социальными категориями) назьшается соци­альным СОСТАВОМ НАСЕЛЕНИЯ.

Им занимаются не только социологи, но и статистики.

У каждого человека есть потребности, которые он обязан удовлетворить: физиологические, социальные, духовные. Важ­нейшие, или фундаментальные, потребности у всех одинако­вы, а второстепенные различны. Первые универсальны, т.е. при­сущи всему населению, а стало быть, характеризуют общество в целом.

Учреждения, призванные удовлетворять фундаментальные по­требности общества, называются социальными институтами.

Семья, производство, религия, образование, государство - фундаментальные институты человеческого общества, воз­никшие в глубокой древности и существующие по сию пору. В своей зачаточной форме семья, по свидетельству антрополо­гов, появилась 500 тыс. лет назад. С тех пор она постоянно эволюционировала, принимая множество форм и разновид-

 

Рис. 1. Социальная структура общества

Она напоминает пчелиные соты, состоящие из взаимосвязанных, но пустых ячеек-статусов. Если мы заполним каждую ячейку людьми, как это сделано со статусом "ученик", то получим большие социальные груп­пы людей, совокупность которых дает социальный состав населения. Его изучает статистика.

ностей: полигамия, полиандрия, моногамия, сожительство, нуклеарная семья, расширенная семья, неполная семья и т.д. Государству 5-6 тысяч лет, столько же образованию, а религия имеет более почтенный возраст. Социальный инсти­тут - очень сложное учреждение, и самое главное - реально существующее. Ведь социальную структуру мы получаем, аб­страгируясь от чего-то. Да и статус можно представить только мысленно. Конечно, соединить в единое целое всех людей, все учреждения и организации, которые на протяжении ве­ков связаны с одной функцией - семьей, религией, образо­ванием, государством и производством, - и представить их как один из институтов, тоже непросто. И все же социальный институт реален.

Во-первых, в каждый данный момент времени один инсти­тут представлен совокупностью людей и социальных организа­ций. Совокупность школ, техникумов, вузов, различных кур­сов и т.п. плюс министерство образования и весь его аппарат, научно-исследовательские институты, редакции журналов и газет, типографии и многое другое, что связано с педагоги­кой, составляют социальный институт образования. Во-вто­рых, основные, или общие институты в свою очередь состоят

Рис. 2. Социальный состав населения - это заполненные тыся­чами и миллионами людей статусы.

из множества неосновных, или частных институтов. Их назы­вают социальными практиками. К примеру, в институт государ­ства входят институт президентства, институт парламентариз­ма, армия, суд, адвокатура, полиция, прокуратура, институт присяжных и т.д. Так же обстоит дело с религией (институты монашества, крещения, исповеди и т.д.), производством, се­мьей, образованием.

Совокупность социальных институтов называется социальной системой общества.

Она связана не только с институтами, но также с соци­альными организациями, социальным взаимодействием, соци­альными ролями. Одним словом, с тем, что движется, работает, действует.

Итак, сделаем четвертый вывод: статусы, роли, социальный контроль существуют не сами по себе. Они формируются в про­цессе удовлетворения фундаментальных потребностей обще­ства. Механизмами такого удовлетворения выступают соци­альные институты, подразделяющиеся на основные (их всего пять: семья, производство, государство, образование и рели­гия) и неосновные (их гораздо больше), называемые еще соци­альными практиками.

 

Вот мы и получили целостную картину общества, описанную при помощи социологических понятий. У этой картины две сторо­ны - статическая, описываемая структурой, и динамическая, описываемая системой. А исходные кирпичики здания - статус и роль. Они тоже двойственны. Для завершения картины не хвата­ет, пожалуй, еще двух важных понятий - социальной стратифи­кации и социальной мобильности.

Социальная стратификация - совокупность больших социальных групп, расположенных иерархически по критерию социального не­равенства и называемых стратами.

Это иная версия социальной структуры. Статусы расположе­ны не горизонтально, а вертикально. Только на вертикальной оси они могут соединяться в новые группы - страты, слои, классы, сословия, которые отличаются друг от друга по призна­ку неравенства. Бедные, зажиточные, богатые - общая модель стратификации. Чтобы от общего перейти к частному, верти­кальное пространство мы разделим на четыре "линейки": шкалу доходов (в рублях, долларах), шкалу образования (лет обуче­ния), шкалу власти (число подчиненных), шкалу профессио­нального престижа (в баллах экспертов). Место любого статуса легко найти на этих шкалах и тем самым определить общее место в системе стратификации.

Переход из одной страты в другую, неравную (скажем, из бед­ных в богатые), либо в равную (скажем, из водителей в тракторис­ты) описывается понятием социальной мобильности, которая быва­ет вертикальной и горизонтальной, восходящей и нисходящей.

Вот и все, что можно сказать о предмете социологии. По су­ществу мы рассказали обо всей социологии, но в самых общих чертах. Книга в целом посвящена тому, чтобы детальнее осве­тить то, что кратко изложено в этом параграфе.

Выделим ключевые понятия, составляющие предмет социо­логии:

СТАТУС СОЦИАЛЬНЫЙ ИНСТИТУТ

РОЛЬ СОЦИАЛЬНЫЙ КОНТРОЛЬ

СОЦИАЛЬНАЯ СТРУКТУРА СОЦИАЛИЗАЦИЯ

КУЛЬТУРА СОЦИАЛЬНОЕ ВЗАИМОДЕЙСТВИЕ

СОЦИАЛЬНАЯ ФУНКЦИЯ СОЦИАЛЬНЫЕ ОТНОШЕНИЯ

СОЦИАЛЬНАЯ СТРАТИФИКАЦИЯ СОЦИАЛЬНАЯ МОБИЛЬНОСТЬ

Date: 2015-05-08; view: 595; Нарушение авторских прав; Помощь в написании работы --> СЮДА...



mydocx.ru - 2015-2024 year. (0.006 sec.) Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав - Пожаловаться на публикацию