Главная Случайная страница


Полезное:

Как сделать разговор полезным и приятным Как сделать объемную звезду своими руками Как сделать то, что делать не хочется? Как сделать погремушку Как сделать так чтобы женщины сами знакомились с вами Как сделать идею коммерческой Как сделать хорошую растяжку ног? Как сделать наш разум здоровым? Как сделать, чтобы люди обманывали меньше Вопрос 4. Как сделать так, чтобы вас уважали и ценили? Как сделать лучше себе и другим людям Как сделать свидание интересным?


Категории:

АрхитектураАстрономияБиологияГеографияГеологияИнформатикаИскусствоИсторияКулинарияКультураМаркетингМатематикаМедицинаМенеджментОхрана трудаПравоПроизводствоПсихологияРелигияСоциологияСпортТехникаФизикаФилософияХимияЭкологияЭкономикаЭлектроника






Кравченко А.И





ПРЕДИСЛОВИЕ

 

Рецензент: д-р социологических наук проф. В.Г.Харчева

Кравченко А.И.

К 78 Социология: Учебник для вузов.- М.: Издательская корпо­рация «Логос», Екатеринбург: «Деловая книга», 2000.-382 с.

ISBN 5-88439-050-5 (Изд. корп. «Логос») ISBN 5-88687-082-2 («Деловая книга»)

В учебнике излагаются основные положения и краткая история социологии - науки об обществе. Приводятся описание предмета и методов социологии, сведе­ния о социальной структуре, стратификации, социальном неравенстве и мобиль­ности, социальном контроле и организациях, социализации личности и культу­ры, социальных группах и поведении. Рассматриваются конкретные примеры из общественной жизни, формулируются выводы и указываются ключевые опреде­ления по каждой теме.

Для студентов вузов. Представляет интерес также и для широкого круга читателей.

Книга выпущена при участии ЗАО «Академия-Центр»

ISBN 5-88439-050-5 («Логос»)

ISBN 5-88687-082-Z («Деловая книга»)

© Кравченко АИ., 2000 О «Логос», 2000 © «Деловая книга», 2000 © «Академический Проект», оригинал-макет, оформление, 2000

Эта книга посвящена основам социологии. Речь пойдет о мо­лодой науке, изучающей самый сложный объект - человеческое общество, его структуру, законы развития, поведение людей. Физики, химики, биологи, кажется, уже раскрыли все тайны Вселенной, атомарное строение вещества и генную структуру организма. А социологи продолжают спорить о том, что такое общество, которое постоянно меняется, принимая новые, нео­жиданные для нас формы, о том, какие законы управляют пове­дением людей и управляемо ли оно вообще, почему происходят разводы и межнациональные конфликты, по каким причинам одни общества процветают и уходят в своем развитии далеко впе­ред, а другие запаздывают.

Множество вопросов вот уже две с половиной тысячи лет задают себе лучшие умы человечества и не могут найти ответ, О классовом строении общества, принципах социальной спра­ведливости, правильном разделении труда писали в IV веках до нашей эры Платон и Аристотель. После них свои гипотезы пред­лагали Ибн Хальдун, Руссо, Вольтер, Кант, Маркс и Гегель.

Одним из первых решился поставить философские суждения на твердый фундамент эмпирических фактов французский мыслитель Опост Конт в начале XIX века. Он предложил метод, с помощью которого можно соединить абстрактную теорию общества и прове­ренные данные о поведении людей. О. Конт дал имя новой науке, поэтому его считают родоначальником социологии.

Однако, как часто бывает с первопроходцами, О. Конт на­много опередил свое время. Только в конце XIX века появляет­ся плеяда великих ученых (прежде всего это Макс Вебер, Гер­берт Спенсер, Эмиль Дюркгейм), воплотивших его замысел, в жизнь. Ведь Конт, будучи первооткрывателем социологии, не провел ни одного анкетного опроса, не построил ни одной ста­тистической таблицы, не проверил на практике ни одной науч­ной гипотезы. Хотя именно этим в массе своей занимаются сей­час социологи всего мира. Мало догадаться о том, как надо строить науку, необходимо показать на практике, как она ра­ботает и какова ее отдача.

В системе научного знания социологии отведено особое место. Она единственная из наук, изучающих общество в целом, по­добно тому как физика - единственная наука, описывающая природу в целом. Обе они составляют фундамент человеческого знания. И хотя физике более двух тысяч лет, а социологии не исполнилось и двухсот, она успела приобрести вид логически стройной и обоснованной системы достоверного знания. Опра­шивая немногих (выборочную совокупность), социолог выводит знание обо всех (генеральная совокупность), поскольку индиви­дуальные мнения он обязательно обобщает, группирует, строит типологии и классификации, применяя для усреднения данных методы математической статистики. Опрашивая людей (респон­дентов) по тщательно составленной программе, ученый делает вывод о массовых стереотипах, ценностных ориентациях, струк­турах поведения, расслоении населения, мотивах и образе жизни. Создавая социально-типическую картину общества, социология изучает людей как представителей больших социальных групп, т.е. носителей социальных статусов и исполнителей социальных ролей. Одним словом, ее интересует не внутренний мир индиви­да, как психологию, а внутренний мир общества и поведение больших масс людей.

Социология изучает поведение людей как представителей больших социальных групп, субъектов социального взаимодей­ствия, которое возникает, формируется и развивается в соци­альных организациях и социальных институтах общестга. Она представляет собой единство теоретического и эмпирического знания, которые социологи получают при помощи опроса, на­блюдения и анализа документов. Полученные таким образом данные социология группирует, классифицирует и обрабатывает на основе приемов математической статистики. В результате по­лучается социально-типическая картина поведения, ценностных ориентации и мнений людей.

Социология - логически стройная система достоверного знания - позволяет выводить закономерности и тенденции в протекании социальных процессом, прогнозировать будущие со­бытия. Она опирается на изучение не индивидуального поведения и внутреннего мира человека, а на знание о взаимодействии со­циальных общностей, классов и институтов, имеющих истори­чески устойчивый, инерционный характер. Поэтому социологии

удается делать глобальные обобщения, выводить макросоциаль-ные закономерности, опираясь на информацию, собранную на микросоциальном уровне. Преподавание и обучение основам со­циологических знаний призвано сформировать у учащихся соци­ологическое видение мира, умение критически смотреть на обы­денные суждения, социальные стереотипы и предрассудки, существующие в массовом сознании. Целостное системное соци­ологическое мышление поможет подрастающему поколению правильно подготовиться к взрослой жизни, занять в обществе активную социальную позицию.

Изложение учебного материала характеризуется систематич­ностью и строгой логикой. Таковы непременные требования к процессу обучения. Обычно изложение предмета начинается с его истории. История вопроса раскрывает то, каким образом шло накопление научных знаний из поколения в поколение. Зачатки идей об обществе прослеживаются вплоть до античности. Но подлинный расцвет они получают в XIX веке, когда усилиями О. Конта, К. Маркса, Э. Дюркгейма и М. Вебера был заложен фун­дамент научной социологии.

Фундаментальное знание социологии раскрывается в ее пред­мете, где основные понятия и категории связаны между собой логически непротиворечивым способом. Первая тема книги, та­ким образом, дает общий взгляд на социологию, показывая про­цесс ее становления и современное состояние научного знания.

Как только читатель получит систематическое и самое общее представление о социологии, он легко перейдет к процессу соци­ологического исследования. Иными словами, к тому, как созда­ется научная теория, операционализируются понятия, проверя­ются гипотезы и выводятся закономерности. Еще один шаг - и мы оказываемся в области эмпирических методов сбора данных. Мы вкратце рассмотрим анкетирование, интервью, наблюдение и эксперимент, остановимся на святая святых эмпирической со­циологии - принципах выборочного обследования.

Книга откроет вам загадочный мир человеческой личности. Социологи смотрят на нее как на проекцию определенного об­щества: каково оно, такова и личность. С проблемами становле­ния "социального Я" вы познакомитесь в нескольких главах пер­вого раздела. Ключевые среди них: социальное действие и поведение, социальное взаимодействие и социальные отноше-

ния, которые раскрываются через систему социальных статусов и ролей, социализации, которая в свою очередь тесно связана с темой культуры и социального контроля.

Четвертая глава вернет нас к первокирпичикам предмета со­циологии - статусам и ролям. Из них создается ткань социальных отношений, социальной структуры и социального взаимодей­ствия. Здесь общество предстанет в его статике и динамике, но на более конкретном уровне. А затем мы коснемся культуры. Это такое же общее понятие, как само общество, но выражающее иной его аспект, связанный нормами, обычаями, традициями и языком. А завершит тему "многообразие жизненного мира обще­ства", глава о социальных группах. Вы познакомитесь со всем их богатством, начиная с племени и классов, и кончая малыми общностями.

Три принципиально важные главы - о социальной стратифи­кации, социальной мобильности, бедности и неравенстве - объединены в единое тематическое поле. Они не только раскро­ют нам макрокартину человеческого общества, но и познако­мят с очень конкретными, можно даже сказать, злободневными проблемами российского (да и не только российского) общества. Здесь вы узнаете о том, что такое социальное неравенство и ос­новные признаки стратификации, познакомитесь с его истори­ческими типами (рабством, кастами, сословиями и классами), приоткроете для себя занавес над проблемами социальной мо­бильности и миграции, подробнее узнаете о видах, измерении и субкультуре бедности.

В заключительных главах вы узнаете о том, что такое соци­альные институты и человеческое общество, его признаки и ис­торические типы, что есть государство и гражданское общество, цивилизация, мировое сообщество. Глава о социальных организа­циях и управлении познакомит вас с базовыми понятиями ме­неджмента и социологии бюрократии. Вы узнаете, чем различа­ются западная и восточная ее модели, встретитесь с социальной структурой мафии и выясните, при каких обстоятельствах мафия и бюрократия идентифицируются.

Настоящий учебник соответствует требованиям государ­ственного образовательного стандарта высшего профессио­нального образования. Он раскрывает обязательный минимум содержания профессиональной образовательной программы по

дисциплине "Социология", установленный для массовых на­правлений и специальностей естественно-научного, инженер­но-технического, сельскохозяйственного и медицинского про­филя, а также специальностей культуры и искусства. В случае использования учебника для занятий по специальностям, тре­бующим углубленной социологической подготовки, автор ре­комендует обращаться к дополнительной литературе, освеща­ющей историю и методологию социологии, а также новейшие направления ее развития. В любой аудитории целесообразно привлечение материала, освещающего социальное развитие России.

 

Date: 2015-05-08; view: 777; Нарушение авторских прав; Помощь в написании работы --> СЮДА...



mydocx.ru - 2015-2024 year. (0.006 sec.) Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав - Пожаловаться на публикацию