Главная Случайная страница


Полезное:

Как сделать разговор полезным и приятным Как сделать объемную звезду своими руками Как сделать то, что делать не хочется? Как сделать погремушку Как сделать так чтобы женщины сами знакомились с вами Как сделать идею коммерческой Как сделать хорошую растяжку ног? Как сделать наш разум здоровым? Как сделать, чтобы люди обманывали меньше Вопрос 4. Как сделать так, чтобы вас уважали и ценили? Как сделать лучше себе и другим людям Как сделать свидание интересным?


Категории:

АрхитектураАстрономияБиологияГеографияГеологияИнформатикаИскусствоИсторияКулинарияКультураМаркетингМатематикаМедицинаМенеджментОхрана трудаПравоПроизводствоПсихологияРелигияСоциологияСпортТехникаФизикаФилософияХимияЭкологияЭкономикаЭлектроника






Мотивы и мотивация





Мотивом принято считать любую побудительную силу пове­дения, скрывающуюся внутри нас. На первый взгляд потребнос­ти, которые также относятся к внутренним побудительным си­лам поведения, можно отождествить с мотивами, т.е. сделать два понятия синонимами.

Не только в обыденном, но и в научном словоупотребле­нии мотив понимается расширительно - как выразитель по­требностей или побуждений организма. В первой половине XX века психологи уравнивали мотивы даже с инстинктами, но, осознав неплодотворность такого подхода, свели их к потреб-

ностям. Правда, разделили те и другие на две группы. У них получились первичные мотивы, соответствующие врожденным потребностям, и вторичные мотивы, соответствующие приоб­ретенным. В результате сложилась традиция расширительной трактовки мотивов в психологии. К ним относили потребнос­ти и инстинкты, влечения и эмоции, установки и идеалы, ко­роче, все, что побуждает.

Но и от этой точки зрения пришлось отказаться. И вот почему. Говоря о животных, мы применяем к ним, как и к человеку, слово "потребность": биологические потребности управляют их действиями. А применимо ли к ним понятие мотива? Нелепо зву­чит фраза "поведение кошки мотивировано поиском колбасы".

Почему?

Дело, видимо, в том, что мотив несет в себе какую-то осмыс­ленность. М. Вебер, к теории социального действия которого мы еще обратимся, выделил два обязательных условия, кото­рым должно отвечать социальное действие (т.е. человеческое поведение):

· субъективная мотивация,

· ориентация на других.

Если внутреннее или внешнее имеет субъективный смысл, т.е. цели и логика действия понимаются и осознаются человеком, то оно мотивировано. Например: пошел дождь, и все раскрыли зонтики. В этом действии нет субъективной причины. Другой пример: солнечная погода, но вы раскрыли зонтик с явным намерением либо выделиться, пооригинальничать, либо убе­речь лицо от солнца, либо вами руководят иные соображения и цели. Намерение выделиться свидетельствует о заранее постав­ленной цели, прогнозируемой реакции окружающих, свобод­ном выборе средства достижения цели. Эти моменты - осозна­ваемая цель, выбор средств, ориентация на других показывают, что мы имеем дело скорее с осмысленным, нежели мотивиро­ванным поведением.

Действительно, разбирая уголовное дело, следователь задает­ся вопросом: какие мотивы двигали преступником? Завладеть наследством, испортить имидж жертвы, свести с ним личные счеты? Он помнит заповедь: узнай мотивы, и ты установишь ви­новника, а следовательно, и причины преступления. В большин­стве своем преступления мотивированы, т.е. осмысленны, но бы-

 

 

Не имеет значения

Максимальное значение

Среднее значение

вают и немотивированные преступления: виновный не знает, почему он схватил нож и ударил. Следователь не находит у него разумных объяснений, т.е. мотивов.

В строгом смысле слова мотив и потребность - не одно и то же. Мотив - разумно объясненная причина поведения, осмысленное действие. Потребность - всего лишь ощущаемое, переживаемое состояние организма или психики, сопровождаемое дискомфортом и не имеющее субъективного смысла. Тоска по общению с близки­ми людьми (социальная потребность) или страх пройтись по ночным улицам (потребность в безопасности) суть психологи­ческие состояния, но не мотивы. Они непроизвольные, у них нет цели. Но вы превращаете потребности в мотивы, как только осознаете, в чем они состоят, на что направлены и как их мож­но удовлетворить. Мотив - это потребность, переведенная выше по иерархии.

Итак, мотивы - осознанные намерения, они формируются целями и появляются не в начале, а в конце действия или акта.

Date: 2015-05-08; view: 529; Нарушение авторских прав; Помощь в написании работы --> СЮДА...



mydocx.ru - 2015-2024 year. (0.006 sec.) Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав - Пожаловаться на публикацию