Главная Случайная страница


Полезное:

Как сделать разговор полезным и приятным Как сделать объемную звезду своими руками Как сделать то, что делать не хочется? Как сделать погремушку Как сделать так чтобы женщины сами знакомились с вами Как сделать идею коммерческой Как сделать хорошую растяжку ног? Как сделать наш разум здоровым? Как сделать, чтобы люди обманывали меньше Вопрос 4. Как сделать так, чтобы вас уважали и ценили? Как сделать лучше себе и другим людям Как сделать свидание интересным?


Категории:

АрхитектураАстрономияБиологияГеографияГеологияИнформатикаИскусствоИсторияКулинарияКультураМаркетингМатематикаМедицинаМенеджментОхрана трудаПравоПроизводствоПсихологияРелигияСоциологияСпортТехникаФизикаФилософияХимияЭкологияЭкономикаЭлектроника






От теории к инструменту





Итак, социологическое исследование начинается вовсе не с составления анкеты, как принято думать, а с проработки про­блемы, выдвижения целей и гипотез, построения теоретической модели. Лишь затем социолог переходит к разработке инструмен­тария (чаще всего это действительно анкета), затем сбору пер­вичных данных и их обработке. А на конечной стадии - снова теоретический анализ, ибо данные надо правильно, т.е. в соот­ветствии с выдвинутой теорией, интерпретировать и объяснить. Только после этого следуют практические рекомендации.

Представим себе, что надо изучить забастовку.

Вначале социолог составляет теоретическую схему явления. Она включает абстрактные понятия, которые логически увязаны друг с другом. Затем они переводятся в совокупность конкретных, наблю­даемых признаков. Подобную процедуру называют операционализа- цией.

К примеру, понятие "масштаб забастовки" можно свести к таким признакам, как число активных забастовщиков и сочув­ствующих им, размер нанесенного экономического ущерба, продолжительность забастовочной акции, реакция обществен­ности (публикации в прессе - центральной или только мест­ной, разговоры, слухи) и официальных органов (создание специальных комиссий, обращение в судебные инстанции, приме­нение санкций). Подобным образом операционализируются и другие понятия, включенные в теоретическую схему. Список абстрактных понятий еще не создает научную теорию. Для это­го между ними надо установить логические связи. Их-то глав­ным образом и проверяют в эмпирическом исследовании. До проверки они носят предположительный, или гипотетический, характер.

Научная гипотеза - это предположение о характере связи науч­ных понятий, а не о самих понятиях.

Гипотезы могут быть очень общими, если они касаются абст­рактных понятий. Например, вы можете предположить, что заба­стовки суть проявление отчуждения труда, и чем выше уровень последнего, тем чаще возникают первые. Но отчуждение труда слишком общее понятие. Правильнее манипулировать конкрет­ными понятиями и терминами.

К примеру, социолог предполагает, что с увеличением продолжительности забастовки число сочувствующих убывает. Или: с увеличением продолжительности забастовки растет ве­роятность заключения компромисса между враждующими сторонами.

Конкретную гипотезу легче проверить в наблюдении или оп­росе. Интуитивно мы догадываемся, что обе гипотезы верны. Ос­тается их проверить. Неподтвердившаяся гипотеза также полезна для науки, как и подтвержденная, но источником гипотез слу­жит наша интуиция. Каждый может поупражняться в этом, а за­тем проверить, ошибся он или нет.

Ну а как же все-таки проверяются гипотезы?

Конкретные признаки формулируются на языке социологи­ческого инструментария - анкеты, статистического документа и т.д. Так, число активных участников забастовки можно узнать в министерстве, городской мэрии, милиции, администрации предприятия. Если там нет информации, ее получают из опроса. Тогда в анкете формулируется соответствующий вопрос: отно­сите ли вы себя к активным участникам забастовки, к пассив­ным участникам, сочувствующим, нейтральным наблюдате­лям или к числу ее противников? Все конкретные признаки должны присутствовать в анкете. А откуда в таком случае берут­ся связи?

Обычно связь конкретных признаков, например продолжи­тельности забастовки и убывания числа сочувствующих, уста­навливается при математической обработке анкет. Но иногда ее выясняют непосредственно.

Респондента спрашивают: станете ли вы поддерживать басту­ющих, если акция продлится слишком долго (сколько именно)? На практике подобные сведения трудно получить из статистики. Необходим социологический опрос. Статистика или опрос дадут информацию о том, сколько человек принимали участие в орга­низации забастовки, в переговорных процессах на начальной и конечной стадиях, сколько активно выступали против ее прове­дения и сколько выражали сочувствие.

Сравнивая и дополняя субъективные и объективные данные, со­циолог получает полномасштабную картину. По результатам иссле­дования социолог выстраивает определенные тенденщи и устанав­ливает зависимости одного события от другого (скажем, числа сочувствующих от продолжительности забастовки).

Если первый признак уменьшается по мере того, как выявля­ется второй, то ученый делает вывод о подтверждении гипотезы. А если подтвердились и все другие предположения, то теория верна в целом. Правда, надежным инструментом познания она станет лишь после того, как его теорию, полностью или частич­но, подтвердят в других исследованиях. «Цементом» его построе­ния выступают закономерности - периодически повторяющие­ся тенденции: солнце каждый день встает на востоке, у бедных на питание тратится большая часть семейного дохода, чем у бо­гатых (обычно 2/3 дохода).

Гипотезы - стержень научной теории. Ради них она и создается. В гипотетической форме выражена причинно-следственная, или функциональная связь явлений. Все другие элементы социологичес­кого исследования - программа, рабочий план, инструмента­рий, выборка, сбор данных, их обработка и анализ - играют второстепенную, обслуживающую роль. Ведь сущность челове­ческого мышления выражается в установлении зависимости, тенденций, закономерности явлений.

Появление надежной теории - вещь чрезвычайно редкая. Многие годы и даже десятилетия уходят на ее создание и провер­ку. Эмпирических исследований множество, далеко не все они заканчиваются созданием теории. Большинство годится лишь для решения частных вопросов - управления персоналом в фирме, организации партийных выборов, оказания помощи пенсионе­рам или матерям-одиночкам.

КАКОЙ МЕТОД ПРИМЕНИТЬ?

При сборе ПЕрвичных дАнных используют четыре основных метода, каждый из которых имеет по две основных разновиднос­ти (они указаны в скобках):

«опрос (анкетирование и интервьюирование), «анализ документов (качественный и количественный [кон-тснт-анализ]),

«иаблюдение (невключенное и включенное), «эксперимент (контролируемый и неконтролируемый).

ЧТО ТАКОЕ ОПРОС?

Искусство опроса состоит в правильной формулировке и рас­положении вопросов. Вопросы задают не только социологи. Пер­вым задумался о научной постановке вопросов древнегреческий философ Сократ, который разгуливал по улицам Афин и ставил прохожих в тупик хитроумными парадоксами. Сегодня опросным методом пользуются кроме социологов также журналисты, вра­чи, следователи, учителя.

Чем же тогда отличается от них социологический опрос?

Первая отличительная черта - количество опрошенных. На­званные выше специалисты имеют дело, как правило, с одним человеком. Социолог же опрашивает сотни и тысячи людей и лишь затем, обобщив полученную информацию, делает выводы. Почему он так поступает? Когда опрашивают одного человека, то получают личное мнение. Для журналиста, интервьюирующе­го эстрадную звезду; врача, определяющего диагноз на основа­нии слов пациента; следователя, доискивающегося до причин гибели человека, большего и не надо. Им необходимо именно личное мнение опрашиваемого.

Напротив, социолог, опрашивающий множество людей, интересуется о^ес/мееммыл* л(«емиел(. Индивидуальные отклоне­ния, субъективные предубеждения, предрассудки, ошибочные суждения, намеренные искажения, если их обработать статис­тически - взаимопогашаются. В результате социолог получает усредненную картину реальности. Он опросил 100 инженеров,

СОЦИОЛСИ^РССКОЕ ЗНАНИЕ

но выявил среднетипичного представителя данной профессии. Вот почему в социологической анкете не требуют указывать свою фамилию, имя и отчество, адрес. Она анонимная. Итак, социолог, получая статистическую информацию, выявляет со-^ыдльмые /мимы ^и%мос/яы.

Вторая отличительная черта - достоверность и объективность. Она тесно связана с первой: опрашивая сотни и тысячи людей, социолог получает возможность обрабатывать данные математи­чески. Он усредняет разнообразные мнения и в результате полу­чает гораздо более достоверную информацию, нежели журна­лист. Ее можно назвать даже о^ек/яиемои, если строго соблюдены все научно-методические требования. Хотя получена она на основе субъективных мнений.

Третья отличительная черта - цель опроса. Врач, журналист или следователь вовсе не стремятся к обобщенной информации, они выясняют то, что отличает одного человека от другого. Ко^ нечно, все они стремятся к правде, добиваясь правды от опра­шиваемого: следователь в большей степени, журналист, которо­му заказали сенсационный материал, в меньшей. Но ни один из них не нацелен на расширение научного знания, обогащение науки, выяснение истины.

Полученные социологами данные о закономерностях связи труда инженеров с отношением к работе и формой досуга осво­бодят его коллег от необходимости еще раз проводить обследова­ние. Если подтвердилось, что разнообразный труд (инженер) влечет разнообразный досуг, а однообразный труд (рабочий на конвейере) связан с однообразным, бессодержательным вре­мяпрепровождением (выпивка, сон, просмотр телепередач), и такая связь теоретически доказана, то мы получим НАУЧНЫЙ ФАКТ. Он универсален и всеобщ.

Хотя журналиста или врача подобная универсальность мало удовлетворит. Им нужно раскрыть индивидуальные особенности и отклонения.

ГЛАВА 1

АнитировАниЕ. Это самый распространенный в социологии метод, ^мксдю - размноженный на машинке, компьютере или типографским способом документ, содержащий в среднем от 30 до 40 вопросов, адресованных выбранному множеству респон­дентов. Они рассматриваются в качестве объекта исследования.

Анкетой нельзя назвать любой перечень вопросов. Так, воп­росы журналиста не считаются анкетой, хотя в них налицо своя логика и последовательность. Анкетой называется лишь то, что обращено к множеству людей, которых опрашивают стандарт­ным образом. Именно потому к ним применим аппарат статис­тики. Кроме того, опрашиваемый обязан самостоятельно запол­нить анкету по правилам, изложенным в инструкции к ней.

Логика построения вопросов в анкете соответствует целям и^ следования и служит получению только такой информации, которая проверяет гипотезы.

Журналист, врач или следователь тоже придерживаются оп­ределенной программы и целей, но научных гипотез они не выд­вигают, хотя следователь проверяет определенную версию, жур­налист заранее строит план интервью.

Вопросы в анкете формулируются максимально конкретно и точ­но. Нельзя допускать неясностей и двусмысленности.

Виды вопросов. Все вопросы делятся на два основных типа - открытыЕ и ЗАКРЫТЫЕ. В мм^ымых после текста вопроса социолог оставляет место и просит респондента самого сформулировать свое мнение. Например:

Каков доход на одного человека в вашей семье? _______

В закрытых после текста вопроса социолог предлагает не­сколько альтернатив. Пример:

Каков доход на одного человека в вашей семье?

1. До 100 рублей

2. От 101 до 500 рублей

3. От 501 до 1 000 рублей

4. Свыше 1 000 рублей

Один и тот же вопрос можно сделать открытым и закрытым. Закрытые легче обрабатывать на компьютере, но они требуют от социологов исчерпывающего знания предмета. Открытые ис­пользуются там, где эти знания ограничены и исследование про­водится с разведывательной целью.

ВИДЫ ОПРОСА

В социологии различают Ддд лмилд днксмиоао о^росд - спдош-ирй и выборочный.

Разновидностью сплошного опроса выступает ПЕРЕПИСЬ, при которой опрашивается все население страны.

С начала XIX века переписи населения проводятся в европей­ских странах, а сегодня они используются повсеместно. Они дают бесценную информацию, но стоят безумно дорого. Даже богатые страны могут позволить себе подобную роскошь раз в 10 лет. Сплошной опрос по охвату исчерпывает всю совокупность респондентов, принадлежащих к какой-то общности или группе. Население страны - самая крупная из таких общностей. Но есть и более мелкие, например, персонал предприятия, все участни­ки афганской войны, все ветераны войны, все жители неболь­шого города. Если олрос лроеооитсл но тдкых о^гек/мдх, он /ядк.ж-е нозыадемся СЛЛ01ИНЫ.М. Эта разновидность используется на практи­ке чаще переписей. Именно к ней обычно применяют наимено­вание сплошного опроса, а перепись выделяют в самостоятель­ный вид.

Выборочное обследование. Оно является более экономичным и не менее надежным методом, хотя требует более изощренной методики и техники. Его основа - ды&^рочддя сможуямость. Что она из себя представляет? Она - уменьшенная копия генераль­ной совокупности.

ГЕНЕРАЛЬНОЙ совокупностью считают все население или ту сто чжсть, которую социолог намерен изучить.

ВЫБОРОЧНОЙ совокупностью называют множество людей, кото­рых социолог опрашивает.

В сплошном опросе они совпадают, в выборочном расходятся. Институт Гэллапа в США регулярно опрашивает 1,5-2 тысячи человек, получает достоверные данные обо всем населении. Ошибка не превышает нескольких процентов. Также ведут себя отечественные социологи. Самые авторитетные социологические фирмы в России ВЦИОМ и Voc populis.

Л^ого омноси/яь к генеральной собокуяности, оя^ж^е/мнмм 1(елы исслеооедныя, а кого еклю^дть е дыбо^о^ную содокуяноояь, ^имжмя лмм&идтшескые.ме/яооы.

Если социолог намеревается взглянуть на афганскую войну глазами ее участников, в генеральную совокупность войдут все 2

 

 

воины-афганцы, но опрашивать ему придется небольшую часть - выборочную совокупность. Для того чтобы выборка точ­но отражала генеральную совокупность, социолог придержива­ется ((ради/мс любой воин-афганец, независимо от места житель­ства, места работы, состояния здоровья и других обстоятельств, возможно, затрудняющих их поиск, должен иметь одинаковую вероятность попасть в выборочную совокупность.

Социолог не имеет права опрашивать специально подобран­ных, первых встречных или наиболее доступных респондентов. Право имеет вероятностный механизм отбора, специальные ма­тематические процедуры, обеспечивающие наибольшую объек­тивность. Считается, что случайный метод - наилучший способ отобрать типичных представителей генеральной совокупности.

Свойство выборки отражать характеристики изучаемой (гене­ральной) совокупности называется рЕПРЕЗЕНТАтивносгыо. Расхожде-ине между ними, отклонение одной от другой называется ошивкой

РЕПРЕЗЕНТАТИВНОСТИ.

За редким исключением социолог намеренно запускает ее, чаще она появляется из-за того, что ему плохо известна структу­ра генеральной совокупности распределения людей по возрасту, профессии, доходам и т.д.

ИНТЕРВЬЮ

Оно является вторым по популярности методом в социоло­гии. Если анкету респондент заполняет самостоятельно, то в ин­тервью вопросы зачитывает ему специалист. Его называют интер­вьюером

Когда формулировки вопросов и их порядок строго фиксиро­ваны и интервьюер не имеет права от них отклоняться, речь идет о стандартизированном интервью. Оно мало чем отличается от анкетирования, недорого и позволяет опросить массу людей. Рас­пространенный пример - телефонные интервью. Когда определе­на тема, план и выбраны ключевые вопросы, а все другое по ходу дела придумывает интервьюер, говорят о нестаддартизиро-ванном интервью. В нем почти все вопросы открытые, и напоми­нает оно журналистский опрос. Его результаты практически не поддаются статистической обработке. Да это и не требуется. Цель нестандартизированного интервью разведывательная: получение информации о незнакомом явлении, углубление проблемы, выяснение подробностей, не схваченных в стандартизированном интервью. Естественно, что оно - товар штучный, количество интервьюируемых невелико.

НАБЛЮДЕНИЕ

К нему социологи прибегают еще реже. Считается, что праро­диной и сферой, где оно до сих пор используется чаще всего, является антропология - наука о дописьменных культурах. Ант­ропологи наблюдают образ жизни, социальные отношения и взаимодействие, обычаи, нравы и традиции забытых и малочис­ленных народов, племен и общин. Из антропологии в социоло­гию пришла не только методология и методика наблюдений, но и их классификация.

Если социолог изучает поведение забастовщиков, уличной толпы, подростковой группировки или бригады рабочих со сто­роны (в специальном бланке регистрирует все типы действий, реакции, формы общения и т.д.), то он проводит невключенное наблюдение. Если же он встал в ряды забастовщиков, присоеди­нился к толпе, участвует в подростковой группировке или если устроился работать на предприятие (участие может быть ано­нимным или неанонимным), то он проводит включенное наблю­дение. Сфера охвата социологического наблюдения или совпада­ет, или уже выходит за сферы действия интервью.

ЭКСПЕРИМЕНТ

Его применение в социологии крайне ограничено. Зато в пси­хологии, физике и химии это главное средство познания. Методо­логия и методика эксперимента пришли в социологию из психо­логии. Когда поставлена цель исследования, например, изучить действие новой системы оплаты труда на рабочих, и подготовле­на программа, создают две группы - эксл^ил(емт(иьн}'ю и конт-/ммьмую. В экспериментальной трудятся по-новому, а в конт­рольной - по-старому. Для чего это нужно?

Новая система оплаты может и не влиять на повышение про­изводительности труда, даже если последняя выросла, то ученые сомневаются, вызвано это действием новой формы оплаты или чем-то другим. Контрольная группа служит эталоном сравнения.

 

 

Сопоставление двух групп выявляет разницу и позволяет судить о том, произошли ожидаемые изменения или нет. Количество уча­ствующих в эксперименте обычно невелико и редко превышает 10- 15 человек. ^

Тип дан­ных опрошенных Название применяемых методов
@ ^ '! Опрос ---,---^-------|-------  
      Структурн- 1 1 интервыо  
      '• Нсструктури-роюннос  
        инмрвью 1  
        |Не»ключснное |
@ J. it     ! наСякыхснис  
          Анализ документов
Степень Низкм Высокая
вовлеченности ^ ^
' социолога Количсспснныс данные Качественные данные

 

В заключение методического раздела выделим его юпочЕВЫЕ поняжя:

ЭКСПН^1М1ИГ

НАУЧНАЯ ТЕОРИЯ

НАУЧНЫЙ ФАКТ

ГИПОТЕЗА

ОПЕРАЦИОНАЛИЗАЦИЯ

ОПРОС

АНКЕТИРОВАНИЕ

ИНТЕРВЬЮ

НАБЛЮДЕНИЕ

ИНСТРУМЕНТАРИЙ

ВЫБОРОЧНОЕ ОБСЛЕДОВАНИЕ

СПЛОШНОЕ ОБСЛЕЦОВАНИЕ

ВЬПХ)РОЧНАЯ СОВОКУПНОСТЬ

ИНТЕРВЬЮЕР

ГЕНЕРАЛЬНАЯ ООМЖЯШОС1Ъ

РЕСПОНДЕНТ

СОЦИОЛОГИЧЕСКИЙ АНАЛИЗ ДОКУМШЮВ

1. ^og Д. Л. Социологическое исследование: Методология, про­грамма, методы. - М., 19о7.

2. Современная западная социология. Словарь. - М., 1990.

3. Д^лдмьскии ^. Элементарные понятия социологии. - М., 1969.

4. Cwe/uep Я. Социология. - М., 1994.

5. ^ммм С. С. Социология. - М., 1994.

6. Очерки по истории теоретической социологии XIX - нач. XX

. вв. - М., 1994.

7. Основы социологии. - М., 1993.

8. А^дечемкоЛ. J^. Введение в социологию. ^-М., 1994.

ГЛАВА 2 ЧЕЛОВЕЧЕСКАЯ ЛИЧНОСТЬ

ВВОДНЫЕ ЗАМЕЧАНИЯ

Предмет социологии - общество, состоящее из социальных институтов, организаций, групп и индивидов. Объектом социоло­гического исследования выступают люди. Их называют ^жслом^ем-(пдмй. Социологов интересуют мнения, мотивы поступков, жиз­ненные планы, ценностные ориентации, цели деятельности и многое другое, что выражает личность современного человека. Представляясь респонденту, они так и говорят: "Нас интересует Ваше личное мнение".

Мы видим, что сегодня челммескдя./ммность. Но разве только сегодня?! 2500 лет назад знаменитый Диоген расхаживал с фонарем по улицам Афин, возглашая: "Ищу человека!" Странно, ведь улицы древ­ней столицы были, как и сегодня, наводнены людьми: старика­ми, юношами, богатыми и бедными, мужчинами и женщина­ми, матросами, патрициями, торговцами. Каждый из них был человеком. Но Диоген искал то, что скрыто по ту сторону одеж­ды, половозрастных особенностей, статусных и профессиональ­ных различий. Он искал человеческую личность.

2. ЧЕЛОВЕК И ЧЕЛОВЕЧЕСКОЕ

%/:о«ек - биологический индивид, высшая ступень живых организмов на Земле, результат сложной и длительной биологи­ческой эволюции, предпосылка и субъект эволюции культурной. Биологическая эволюция длилась неизмеримо дольше культур­ной - 2,5 млн лет. Развитие человека 40 тыс. лет назад прекрати­лось. К этому времени сформировались те фундаментальные признаки, которые и сегодня отличают его от других животных:

прямохождение, крупный мозг, наличие второй сигнальной сис­темы, мышления, языка и сознания, более продолжительное

детство, овладение орудиями труда и огнем и т.д.

Они послужили условием переход ом биологыческоы к кудь-т^ноы эеолю^ыы. Все, что человек приобрел в последние 40 тыс. лет, связано не с биологией, а с культурой и обществом. Иначе говоря, не естественной, а искусственной средой, сущность ко­торой лежит в системе социальных отношений. Начиная с этого момента, можно говорить о том, что в человеке, как биологи­ческом существе, формируется его индивидуальность, которая

позднее вырастает в личность.

Развитие представлений о человеке как личности прошяо не­сколько этапов.

ДРЕВНИЙ КИТАЙ (VI - I вж. до и. э.)

Человек в даосизме занимает срединное положение в мире, соединяя в себе темное и светлое, мужское и женское, актив­ное и пассивное начала, твердость и мягкость, покой и движе­ние. Он обращен лицом к прошлому, а к будущему повернут спиной. Мир создан не ради человека, он - лишь последнее звено саморазвития мира, движения Времени по кругу. Человек общается с божеством не как индивид, а как потомок, звено родовой цели. Человек еще не ощущает границ собственной

личности [1, с.21].

ДРЕВНЯЯ ИНДИЯ (УП - IV вв. до и. э.)

Буддизм устраняет индивидуальное своеобразие людей. Ему неизвестна идея обособленной личности, родившаяся в евро­пейской философии, тема индивидуальной кончины, безвозв­ратной утраты уникальной жизни. После смерти тело и сознание распадаются на множество элементов, которые затем сцепляют­ся в ином месте. Но переселяется не индивидуальная, а косми­ческая душа. У нас нет индивидуальности. Отвергая мысль о сво­бодной воле, буддизм негативно относится к идее о том, что у человека есть душа. 11, с.48 - 50].

ДРЕВНЯЯ ГРЕЦИЯ (VI - IV ю. до и. э.)

Античные философы первыми осознали, что ценность жизни -

в ее неповторимости. Они сделали значительный, хотя и не

ГЛАВА 2

окончательный шаг вперед, отделив индивида от космоса. Пово­рот к антропологической теме осуществил Сократ. Его называют родоначальником философии человека. Знаменитое изречение "Познай самого себя" означало, что каждый человек обладает внутренним "Я", центром которого является разум, мышление. Человек рационален: он ставит себе цели и, достигая их, несет за них ответственность. Совершенствование человека есть ре­зультат его деятельности и воспитания.

Человек не только познает самого себя, но и выступает ме­рой всех вещей природных и социальных. Греки воздвигают хра­мы в честь богов, по образу и подобию человека, сообразуясь с "мерой" его восприятия и разумения. В дальнейшем пред­ставление о человеке как ценностной мере всего сущего раз­вивали Демокрит и Платон. В результате антропологизм пре­вратился у греков в антропоцентризм [1, с. 10 - 12, 59 - 64, 435-436].

СРЕДНЕВЕКОВЬЕ (IV - XIV жв. н. э.)

Принципиально новый подход к человеку связан с христиан­ством, что воплотилось в учении гуманизма. Древнекитайскую, древнеиндийскую и древнегреческую цивилизации относят к до-личностным культурам [I, с. 13]. Христианство поместило чело­века в центр мироздания. Человек - это Храм, он создан по об­разцу и подобию Бога. На человеке отпечаток абсолютной личности творца.

ВОЗРОЖДЕНИЕ (XIV - XVI вв.)

Складывающиеся в эпоху Европейского Возрождения взгляды на человека вобрали в себя все лучшее от античности и христи­анства и воплотились в учении гуманизма. Мыслители той эпохи, титаны духа - Леонардо да Винчи, Микеланджело, Данте - провозгласили свободу и суверенность человеческой личности. Она представлялась как гармония тела и духа, разума и чувств, земного и божественного. Возрождение знаменует переход от традиционного общества к современному, первые проблески капитализма. А капитализм, как социальное и экономическое явление, невозможен там, где нет индивида - свободного пред­принимателя, купца, ремесленника, наемного работника. Они самостоятельные экономические агенты.

ЧЕЛОВЕЧЕСКАЯ ЛИ+ЮСТЬ

Ренессансное сознание в полном смысле слова двигалось от понятия "индивид" к "индивидуальности" |1, с.28]. Возрождение называют еще "веком разума", ибо оно провозгласило разум высшим достоинством человека. Тем самым оно продолжило и довело до высшей точки зародившийся еще в античности рацио­нализм.

ПРОСВЕЩЕНИЕ (ХУЛ - XVUI вв.)

Просвещение продолжает начатую в эпоху Возрождения борьбу за установление "царства разума", политических свобод и гражданских прав человека. Конец эпохи Просвещения озна­менован двумя важнейшими явлениями - Дедыкои л^о-мыыиемнои реймю^иеи, окончательно закрепившей бесповоротность наступ­ления капитализма, и Уликой ^рон^зскоы реммю^иеи (1789 г.), провозгласившей те политические права и свободы, которые составляют основу современной демократии. Это эпоха великих географических и научных открытий, завоевания юридической свободы, борьбы буржуазии за власть, которая в конечном итоге привела к тому, что закрытое, инертное традиционное общество сменилось открытым, мобильным современным об­ществом.

Свобода, разум, активность, подвижный стиль жизни, инди­видуализм и предпринимательский дух - главные параметры формирующейся личности. Историки утверждают, что само сло­во "индивидуальность", как и слово "личность", появилось ка­ких-то 200 - 300 лет назад, т.е. в эпоху Просвещения. А каково содержание двух понятий, мы рассмотрим дальше.

Вот мы и добрались до современности. Что нового дала она в понимании личности? Придется рассмотреть философский под­ход к личности.

СОВРЕМЕННОСТЬ

Философы рассматривали личность под углом зрения вечно­го и временного. Так поступали Сократ, Платон, Аристотель, позже Конт и Гегель, а в XIX - XX веках датский философ Си­рен Кьеркегор (1813 - 1855), русские мыслители Владимир Со­ловьев (1853 - 1900), Николай Бердяев (1874 - 1948), Павел Флоренский (1882 - 1937), Сергей Булгаков (1871 - 1944) и аме­риканец Питер Друкер (род. 1909). Проблема вечного и временного в человеке решалась в одном случае в рамках экзистенциализ­ма, а в другом - религиозной философии. Представители обоих направлений рассматривали человеческое существование (по-французски "экзистенцию") в двух перпендикулярных гиперп­лоскостях - в вечности и во времени.

^модек, g eewoc/яи - носитель вечных ценностей. Человек во времени - всего лишь физическое явление: он рождается и уми­рает. С^мес/я^оммие ад «рамени - это наше бытие как граждан общества. Во времени мы едим и спим, боремся за власть и рас­тим детей, добиваемся успехов и терпим поражения. Живя в об­ществе, мы не можем быть свободными от него как существа социальные. Все мы - частицы семьи, коллектива, профессии, класса. Однако сущность человека в другом - в человеческом бессмертии и человеческой свободе.

Наше существование - всегда мдл^я.хс^мие.ие-ж-Ду ^ел<еммыл< ы де*(мыл«. Поведение человека лежит в двух разных измерениях, поэтому он всегда противоречив. Существование во времени можно наблюдать, в вечности - только переживать. Таковы

о^е ллоскосмы vMoggf^cKozo owMfw, которые рассматривали философы.

3. БИОЛОГИЧЕСКОЕ И СОЦИАЛЬНОЕ

Иного взгляда на человека придерживались ученые-есте-ственники. На протяжении XIX века лучшие умы биологии пола­гали, что личность существует как нечто полностью сформиро­вавшееся внутри яйца - подобно микроскопической гомункуле. Личностные черты индивида долгое время приписывались дд-c/zeo^/MgfMMOc/MM. Семья, предки и гены определяли то, будет ли человек гениальной личностью, заносчивым хвастуном, закоре­нелым преступником или благородным рыцарем [2].

В первой половине XX века накопилось такое количество но­вых фактов, что вынудило пересмотреть первоначальные взгля­ды на сущность человека. Оказалось: врожденная гениальность автоматически не гарантирует того, что из человека получится великая личность. Точно так же родовая травма, недуг или иное неблагоприятное стечение биологических факторов автомати-

ЧЕЛОВЕЧЕСКАЯ ЛИЧ-ЮСТЪ

чески не исключали возможности для человека стать полноцен­ным членом общества, возможности принести человечеству ог­ромную пользу. Решающую роль играет со^и^иьмдя с^еод и атмос­фера, в которую попадает человек после родов |2].

Таким образом, давняя л^обле.мд соо/ямомемия биологического и соииольмого д "(ело«екс, которую намеревались окончательно решить в XIX веке при помощи методов точных наук, так и не была решена. В XX веке она приобрела еще большую остроту. Сегодня ученые склоняются к тому, чтобы признать эту про­блему в принципе не решаемой. При изучении человеческой личности принято различать следующие уровни ее проявления [3,с.173]:

- природное - существующее и развивающееся в человеке независимо от влияния на него других людей;

- биологическое - общее по происхождению, хотя и не обя­зательно тождественное у человека с животными;

- наследственное - существующее и развивающееся на осно­ве генного фонда родителей; оно биологическое (хотя не все биологическое наследственно); i

- социальное - приобретенное человеком в ходе социализа­ции, общения и взаимодействия с другими людьми.

С!и(и<иыи«««игрокам смысле разделяют на три составляющих:

- собственно социальное - совокупность приобретенных черт, минимально необходимых для нормального выполнения своих социальных ролей;

- специфически культурное - совокупность норм и правил приличествующего поведения, которые соблюдаются автомати­чески, превратились в неотъемлемые черты индивида и позволя­ют другим считать его воспитанным;

- нравственное - высшее проявление социального и куль­турного начал в человеке, связанное с соблюдением этических норм как абсолютных требований.

Столь дробная шкала понадобилась для того, чтобы более четко разграничить понятия "человек", "индивид", "личность". Результат такого разграничения показан на схеме (рис. 4).

Можно ли сказать, что личность обитает в человеческом теле? Да, ведь ее нет в окружающем пространстве - ни ря­дом, ни вдали. Л есмь^ы^личмос/яи /пело.^ Нет, ведь личность - явно не материальное образование. Хотя у нее есть свой носи-

 

Человек

Приматы

Насекомые

 

• тель - человеческая психика. Но психика не является состав­ной частью тела. Психика - свойство высокоорганизованной материи, подобно тому, как мышление является функцией (но не частью) мозга. У7си^ыкд - особая ^о^-мд омрд.жсемыя ocd-смеиммьмости, яолмяю^дяся мд ол^еоелемнои смолены омологи-"(ескоы э»оу:ю(<ыы. Ее соо^.жрдмде - это продукт, или результат взаимодействия живых систем с окружающей средой. Когда психологи говорят о личности, они подразумевают прежде всего психику. Так же поступал и 3. Фрейд, создавший стройное учение о личности.

Что же такое социальное? Социальное - особое качество взаимоотношений людей или отношения одного человека к кому-либо или чему-либо, когда они - взаимоотношения и от­ношение - рассматриваются как общественно значимые.

Поясним суть дела примером.

Поясняющий пример

Беременная женщина переживает свое состояние в двух раз­ных аспектах. У нее могут быть физические ощущения беремен­ности - от простых покалываний до предродовых схваток. Но у нее есть также социальное осмысление факта беременности. Она может с нетерпением ждать первенца, о котором они с мужем много лет мечтали, либо стыдиться своей беременности, пони­мая, что в ее возрасте обзаводиться детьми еще рано, и к тому же отец будущего ребенка может и не жениться на ней.

ЧЕЛОВМСКАЯ ЛИЧНОСТЬ

Так или иначе, беременная женщина готовится к будущей со­циальной роли - то ли любящей матери, то ли матери-одиночки, то ли непослушной дочери, которая с ребенком должна теперь остаться на попечении своих и без того небогатых родителей.

В жизни оба ощущения беременности могут существовать не­зависимо друг от друга. От того, какова ваша будущая социальная роль, вовсе не изменятся ваши физические ощущения.

Возможны иные варианты. Один из них - так называемая ложная беременность. При ложной беременности женщина осознает ее социальную сторону, но у нее нет физических при­знаков беременности. Бывали даже случаи, когда женщина узна­вала о своей беременности только с рождением ребенка. Други­ми словами, она была физически беременной, но никак не ощущала социальную сторону своей беременности.

Американский социолог Миллер (1978) выяснил, что жен-шины, желающие иметь детей, правильно определяют физичес­кие симптомы и вовремя обращаются к врачу. Напротив, не же­лающие иметь ребенка склонны считать физические ощущения за признаки беременности.

4. СТРУКТУРА ЛИЧНОСТИ И ПСИХИКА

В психологии признанной теорией личности является создан­ный в начале XX века Зигмундом ФрЕйдом (1856 - 1939 гг.) пси­хоанализ. Большинство его положений доказаны эксперимента­ми, применяются в других теориях и на практике. Однако ряд положений, особенно о роли и содержании бессознательного в жизни человека, послужили предметом серьезной и очень аргу­ментированной критики. Мы их отбросим, сохранив рациональ­ное зерно, которое дополним положениями из других - прежде всего социологических - концепций.

В структуре личности 3. Фрейд выделил /м^и гддемых ясыхы^ес-кых ко^ломентд - "Омо^ "XT' ы "С^х-ЛУ", лежащие соответ­ственно в сферах бессознательного (или подсознания), сознания и сверхсознания. У Фрейда нет термина "сверхсознание", но он есть у ПитиримА Сорокина (1889 - 1968) - выдающегося русско-американского социолога.

ДМсммдмнс ^"Омо") включает биологические потребнос­ти: сексуальные желания, отправления естественных надоб-ностей, потребность в пище, защите от холода и т.д., вытес­ненные желания и влечения запретного свойства (интимные побуждения).

"Омо" - зерно, из которого произрастают в процессе социа­лизации "Я" и "Сверх-Я". Это строительный материал личности, резервуар инстинктивной психологической энергии (либидо). А^ы «g слосо^мы зогдяму/яь g мдме «о^созмдмие имд';^ кдк осозмде его, с^еддд о^%к/яо.м л(ымы, ^е^сксии. Но слова, проникающие в подсознание, искажают первозданный образ. Так же современ­ный физик, пытающийся заглянуть в субатомный мир с помо­щью электронного микроскопа (он увеличивает в 40000 раз), сбивает элементарную частицу с ее траектории, т.е. искажает первоначальную картину. Ситуацию с бессознательным точно угадал еще в XIX веке русский поэт Ф. Тютчев, сказавший:

"Мысль изреченная есть ложь". Бессознательное, согласно Фрейду, принципиально не может проявиться словесно, но лишь косвенно: в оговорках, снах, фантазиях, бреду. Нашим подсознанием правит л^им^ил ^оеольсмаил. В каждом человеке сидит некий лодырь, который говорит: буду делать только то, что мне нравится. Это есть принцип удовольствия, нам приходит­ся с ним постоянно бороться, часто делая то, что нам не нра­вится, что должно делать.

Сюмддис, или "jy ^%o^ - компонента личности, управляю­щая нашими контактами с внешним миром. Когда человек появ­ляется на свет, у него есть только биологические потребности. Они требуют немедленного удовлетворения, которое доставля­ет организму удовольствие (снимает напряжение). Однако все больше и больше родители, а затем и окружающие приучают ребенка ограничивать проявление естественных надобностей,

вести себя по правилам, сообразуясь с реальной обстановкой, делать то, что должно.

Так, в процессе воспитания человек приучается ограничивать себя. Постепенно сформируется его "Я", которым управляет другой принцип - л^и/^ил^д/гьмос/яи. Он вынуждает нас во всем слушаться рассудка, логических аргументов, извлекать из всего выгоду, манипулировать обстоятельствами и людьми, все под­вергать критике и сомнению, не поверять первому встречному

ЧЕЛ06МСКАЯ ЛИЧНОСТЬ

душевные порывы, обманываться в своих ощущениях, скрывать мысли от окружающих. Рациональное "Я" делает не только нас черствыми, бездушными, прагматичными, но также предпри­имчивыми, расчетливыми, способными добиваться успеха и вы­ходить из трудных обстоятельств. Мы обязаны своему "Я" появ­лением самого совершенного орудия - логики мышления, механизма принятия решений. Достижения цивилизации - во многом результат деятельности "Я". Можно сказать и так: фунда­мент социальной жизни людей, все, что выступает предметом ^изучения социологии, во многом порождены им.

Сдсрхсозмдмие. Эта часть структуры личности разработана Фрейдом слабее всего, хотя он правильно указал источник происхождения "Сверх-Я", а именно общество. "Сверх-Я" Фрейда - это пересаженные в голову человека культурные нормы, правила, требования, запреты, стереотипы, законы. "Сверх-Я" - среда обитания нравственных чувств. Но бессозна­тельны ли они, как думал Фрейд? Правильный ответ нашел, пожалуй, П. Сорокин, продолживший традицию русских религи­озных философов П. Флоренского, Н. Бердяева, С. Булгакова, В. Соловьева. Нравственные законы, составляющие содержание сверхсознания человека, абсолютны, в то время как законы ло­гики и социальные нормы, которыми руководствуется в борьбе за существование наше "Я", лишь относительны. Когда абсо­лютное люди превращают в относительное, в обществе наступа­ет хаос, а культура разрушается. Именно это наблюдается сейчас в России. Дрдас/пдеммое соее^юемс/пбобдние личности можно пред­ставить только как еер/пикдльмое «осхо.жс^ение - к Богу, в то вре­мя как обыденное существование "Я" разворачивается исклю­чительно в горизонтальной плоскости - в мире относительных ценностей. В вертикальной плоскости размещены бескорыстная альтруистическая любовь к ближнему и к Богу, сострадание, совесть, чувство вины, долга и т.д.

Поясняющий пример

Для изучения альтруистической любви впервые в мировой социологии П. Сорокин проанализировал около 4600 жизнеопи­саний святых и 500 американцев - современных носителей энер­гии любви. Он собирал исторические и личные свидетельства, экспериментально проверял гипотезы и личные свидетельства, экспериментально проверял гипотезы на студентах колледжей, пациентах больницы. И пришел к выводу: альтруистическая лю­бовь необходима для здоровья не только отдельных индивидов, но также социальных институтов, общества в целом. Спасение человечества в том, чтобы подняться на более высокий мораль­ный уровень посредством благодати творческой любви. П. Соро­кин установил, что в сравнении с другими группами населения, религиозные люди отличаются наибольшим долголетием. [4, с. 14,16]. Таким способом П. Сорокин ввел в научный оборот рели­гиозные понятия и ценности, придав им значение фундамен­тальных социологических категорий.

Таким образом, смрм-озмдмис - это нравственное сознание индивида, область идеальных ценностей. Силовое поле сверхсоз­нания создано энергией альтруистической любви. Бескорыстная любовь к ближним труднодостижима, ибо противостоит столь

 

естественному для человека эгоизму. Но без нес невозможно за­вершение строительства личности человека. Не все достигают вершин духа, многие сходят с дистанции очень рано. Но великие религиозные деятели (Иисус Христос, Магомет, Махатма Ган­ди), великие духовные лидеры (Микеланджело, Сократ, Досто­евский) и множество подвижников духа - аскетов, монахов, благочестивых аристократов и т.п. - знали, что такое творческое вдохновение, озарение, нравственная жертва. Обыкновенные люди обладают не столь ярким самоосознанием, но, совершая небольшие нравственные поступки, они формируют свою лич­ность и укрепляют стабильность общества.

1. Человек: мыслители прошлого и настоящего о его жизни,

смерти и бессмертии. - М., 1991.

2. f^ 7'. The Person. His and Her Development Throughout the Lue

Cycle.-N.Y., 1976. P. XL

3. Д/:дтомо«^. ^. Структура и развитие личности. - М., 1986.

4. Сороким 77. Л. Главные тенденции нашего времени. - М., 1993.

5. 7оо^'д.Ж. Что такое психология: В 2-х т. - М., 1992.

6. ^ом Я. С. Социология личности. - М., 1967.

7. Psychology Today. Introduction. - N.Y., 1972.

8. ТТемроескмы Л. Д. Личность. Деятельность. Коллектив. - М., 1982.

9. Дй/книинм Д. Я. (^. Af. ^охмим^. Фрейдизм. - М., 1993.

ПРИЛОЖЕНИЕ

Ниже помещены фрагменты, представляющие собой сокра­щенные и адаптированные тексты ведущих отечественных мыс­лителей, посвященные социологии и социальной философии личности. Пожалуй, это лучшее, что есть в отечественной лите­ратуре по данной проблеме. А может быть, и не только в отече­ственной.

Они намеренно приведены отдельным от текста главы бло­ком, так как представляют собой нечто единое - единое по сво­ей глубине и продуманности. Знакомство с этими фрагментами расширит и углубит ваши представления о природе и сущности человеческой личности.

 

Э. Ю. Соловьев ЛИЧНОСТЬ И ПРАВО

Слово "личность" по меньшей мере двузначно: оно имеет в виду то индивидуальность, то личность в собственном смысле.

Различие индивидуальности и личности охватывает уже обычный язык. Мы склонны сопрягать слово "индивидуаль­ность" с такими эпитетами, как "яркая", "оригинальная", "творческая". О личности же нам хочется сказать "сильная", "независимая", "энергичная". В индивидуальности мы ценим ее самобытность, в личности скорее самостоятельность, дд-

Л10МД«И/0.

Понятие это, глубже всего проработанное Контом, имеет в виду способность человека "быть господином самому себе" бла" годаря добровольно выбранным твердым принципам. Автономия обнаруживает себя как инициативность, ответственность, пред­приимчивость, способность строго контролировать свое поведе­ние и подчинять его единой жизненной стратегии.

Личность формируется и правовом государстве. Этот термин появился в Европе довольно поздно - в первой трети XIX века. Хотя его следует отнести к такими же важным приобретениям человеческой цивилизации, как, скажем, линейная перспекти­ва, которую открыли художники Возрождения, или утвердивше­еся в XVII - XVIII веках экспериментально-математическое ес­тествознание. |

 

БЫТЬ ЛИЧНОСТЬЮ

Личность как философское понятие имеет в виду целостно­го человека в единстве его индивидуальных способностей и вы­полняемых им социальных функций. На это философское по­нимание опираются психологи, разрабатывая проблему личности.

А как же обстоит дело в самой психологии? Речь идет о том, что психологи не могут объяснить и понять личность человека { помощью тех методов, которыми они располагают. Не случайно,

ЧЕЛОВЕЧЕСКАЯ ЛЕНОСТЬ

что у нас нет общепринятой дефиниции личности как предмета психологического исследования.

Казалось бы, самым надежным путем преодоления трудно­стей является перечисление того, что образует личность, ее со­ставных элементов и черт. На самом же деле представление о личности как коллекции личностных черт оказывается неэврис-тичным уже хотя бы потому, что стирает грань между понятия­ми "личность" и "индивид".

Ученые пришли к выводу: нельзя ставить знак равенства меж­ду понятиями "личность" и "человек", "личность" и "индивид". Человек - существо биосоциальное; преимущества и дефекты его физической организации властно влияют на течение его пси­хических процессов. О^мдко биологическое, юсо^я е личмосмь fe/ioge-кд, супднобимся со^ыа/гьмы.м. Остался ли индивид умственно не­полноценным или стал почитаемым юродивым, т.е. своего рода исторической личностью, зависит от исторической среды. При­родные особенности выступают в структуре личности как соци­ально обусловленные.

А. Н. Леонтьев подчеркивал невозможность поставить знак ра­венства между понятиями "личность" и "индивид" ввиду того, что личность - это "особое качество", приобретаемое индиви­дом благодаря общественным отношениям.

Если личность допустимо сравнивать с мощным потоком за­ряженных частиц, то индивида можно уподобить нейтрино, ко­торое пронизывает любую среду, не производя в ней никаких изменений. Безличность - это характеристика индивида.

Обратимся к основному источнику активности человека - к его потребностям. Можно предположить наличие у индивида некой со-циогенной потребности быть личностью. Именно личностью! Пото­му что потребность быть, точнее, оставаться индивидом в значи­тельной степени совпадает с потребностью самосохранения.

О человеке судят не по тому, что он о себе говорит или дума­ет, а по тому, что он делает. Так не следует ли предположить, что в единстве с потребностью что-то сказать друг другу по пово­ду общего дела проявляется также потребность как-то показать себя друг другу, выделить свой вклад в общую удачу.

Потребность индивида быть личностью становится услови­ем формирования у других людей способности видеть в нем личность. Если рассматривать, к примеру, любовь и заботу деда о внуке объективно, то это отношение как момент пер-сонализации продолжается в будущем любовью внука к деду, т.е. она возвращается. К. К. Платонов как-то шутливо заметил:

"Я укажу вам одно заведомое отличие - животные не знают дедушек и бабушек!" В самом деле, только человек способен продолжить себя не только в следующем поколении, но и че­рез поколение, создавая свою идеальную представленность во внуках.

Подобно тому как индивид стремится продолжить себя в дру­гом человеке ^ызи^ескы (продолжить род, произвести потом­ство), личность стремится продолжить себя идеально. Не в этом ли сущность общения?

Потребность индивида осуществить себя как личность, чаще всего проявляющаяся неосознанно, как скрытая мотивация его поступков и деяний, представлена в феноменах притязаний, склонности к риску, альтруизму.

ЧТО ЖЕ ТАКОЕ ЛИЧНОСТЬ?

Подобно тому, как категорию стоимости нельзя раскрыть, исследуя физико-химический состав золотой монеты или бумаж­ной ассигнации, тайну личности невозможно сводить к особен­ностям мозга человека. Наличие медицински нормального мозга - лишь одна из предпосылок личности, но никак не сама личность. Она раскрывается через совокупность общественных отноше­ний, а следовательно, динамический ансамбль людей, связан­ных взаимными узами.

Личность не только существует, но впервые рождается имен­но как "узелок", завязывающийся в сети взаимных отношений. Внутри тела отдельного индивида реально существует не лич-ность, а ее односторонняя проекция на экран биологии, осуще­ствляемая динамикой нервных процессов.

Личность возникает внутри системы, состоящей из трех мо­ментов, раскрывающих суть человеческого отношения: I) со­зданная человеком для человека вещь, 2) другой человек, кото­рый относится по-человечески к этой вещи, а через нес - к другому человеку, 3) сам человек, находящийся в особом, со­циальном, отношении к самому себе, но не прямо, а опосредо­ванно через созданные человеком орудия общения.

Развитие человека можно представить как процесс вытесне­ния биологического начала иным, небиологическим. Биологи­чески передние конечности человека не приспособлены к тому, чтобы держать ложку или карандаш, застегивать пуговицы или перебирать клавиши рояля. Морфологически они для этого пред­назначены. Но именно поэтому они способны принять на себя исполнение любого вида работы. Свобода от какого-то ни было заранее встроенного морфологического способа функциониро­вания и составляет их морфологическое преимущество, благода­ря которому конечности новорожденного могут превратиться в человеческие руки.

Выражение "социализация личности" не совсем удачно. Со­циализируется не личность, а природное тело новорожденного, которому еще предстоит превратиться в личность в ходе социа­лизации. Личность еще должна возникнуть. И акт ее рождения не совпадает ни по времени, ни по существу с актом рождения че­ловеческого тела. Поскольку тело младенца с первых минут включено в совокупность общественных отношений, потенци­ально он уже личность. Потенциально, но не актуально. Личнос­тью ребенок станет, лишь когда сам начнет совершать деятель­ность. На первых порах с помощью взрослых.

Личность определяется не структурой мозга, а системой со­циальных отношений человека к человеку, опосредованных че­рез созданные ими вещи. В поле индивида реализует себя лич­ность как принципиально отличное от тела и мозга социальное образование.

Реальное отношение к самому себе возникает только в про­цессе реального взаимодействия индивидов. Реальная личность часто убеждается в том, что "на самом деле" она совсем не та­кова, какой сама себя мнила, что в ней скрыты такие силы, о которых она и не подозревала. А таились они в составе личности, но не в ее самосознании, в ее представлениях о себе. Отношение к самому себе опосредованно отношением к другому, с кото­рым мы взаимодействуем, и составляет суть личностного про­странства. Человек, писал К. Маркс, родится без зеркала в руках, поэто­му человек сначала смотрится, как в зеркало, в другого человека. И лишь признав в другом человека, он затем и к себе относится как к человеку.

Индивидуальность человека проявляется в подробностях, например, фасоне пиджака или прически, в курьезных особен­ностях - в манере, мимике, словах, т.е. в тех бросающихся в глаза деталях, которые призваны скрыть отсутствие личности. Действительная личность, напротив, обнаруживает себя в со­здании социально значимых результатов, которые называют еще "всеобщим результатом". Платон и Спиноза, Бетховен и Напо­леон, Толстой и Микеланджело - это личности, которых ни с кем другим не спутаешь, в которых сконцентрировано социаль­но значимое (т.е. значимое для других) дело, ломающее привыч­ное, косное.

Масштаб личности измеряется масштабом их дел, интересу­ющих не только их лично, но и многих других. Чем шире круг этих людей, тем значительнее личность. Поэтому личность - индивидуально выраженная сила коллектива. А ее неповтори­мость в том, что она по-своему открывает нечто новое для всех, лучше других выражает суть их самих. Подлинная индивидуаль­ность рождается всегда на переднем крае развития всеобщей культуры, в создании такого продукта, который становится дос­тоянием всех, а потому и не умирает вместе со своим органичес­ким телом.

Фрагмент 4 А. Н. Леотъсв ДЕЯТЕЛЬНОСТЬ, СОЗНАНИЕ, ЛИЧНОСТЬ

Наш язык хорошо отражает несовпадение двух понятий: сло­во "личность" употребляется только по отношению к человеку и притом начиная лишь с некоторого этапа его развития. Мы не говорим "личность новорожденного", понимая его как индивида. Мы всерьез не говорим о личности даже двухлетнего ребенка, хотя он многое приобрел из социального окружения. Поэтому личность не есть продукт перекрещивания биологического и со­

ЧЕЛОВЕЧЕСКАЯ Л1^ИОСТЬ

циального факторов. Раздвоение личности - отнюдь не фигу­ральное выражение, а реальный факт. Но выражение "раздвое­ние индивида" - бессмыслица, противоречие в терминах. То и другое - целостности, но разные. Личность, в отличие от инди­вида, не есть целостность, обусловленная генотипом: личнос­тью не родятся, личностью становятся. Личность - относитель­но поздний продукт социально-исторического и

онтогенетического развития человека.

Особенности высшей нервной системы, физической кон­ституции, биологические потребности, характеризующие ин­дивида, не становятся особенностями его личности. К приме­ру, такая анатомическая особенность, как вывих тазобедренного сустава, обрекающий ребенка на хромоту, не относится к личности. Однако ее значение для формирования личности огромно, даже больше, чем тип нервной системы (скажем, уравновешенность или неуравновешенность челове­ка). Хромота обрекает ребенка на изоляцию от сверстников, порождает чувство своей неполноценности, ограничивает ши­рокое и полнокровное общение с людьми. Но одни индивиды могут преодолеть неловкость, связанную с природным недо­статком, а другие погружаются в него, становятся замкнуты­ми, обидчивыми.

Таким образом, никакие анатомические, физиологические

или психические особенности не определяют формирование личности строго однозначно. Они - всего лишь предпосылки, но не составные части личности.

Личность формируют такие отношения, которых нет, ни­когда не было и в принципе не может существовать в природе, а именно общественные. Ни муравьи, ни слоны, ни обезьяны не знакомы с ними, они обитают в иной экологической нише. Следовательно, личность возникает в особой, специфической нише.

Фундаментом личности выступают общественные отноше­ния, но только такие, которые реализуются в деятельности. Не операции, ни действия, а именно деятельность характеризует личность, поскольку первые характеризуют саму деятельность.

А чем они различаются - действия и деятельность. Операция письма, действия, связанные с чистописанием, никак не могут быть связаны с личностью. Они выражают умственные навыки человеческого существа, владеющего языком. Но вот перед нами образ Акакия Акакиевича Башмачникова из повести Гоголя "Шинель". Переписывание казенных бумаг стало для него все­поглощающей страстью. Наскоро пообедав, вынимал баночку с чернилами и писал, писал... для собственного удовольствия. "Написавшись всласть, - сообщает Гоголь, - он ложился спать, улыбаясь заранее при мысли о завтрашнем дне: что-то бог по­шлет переписывать завтра".

Рутинные операции по переписыванию бумаг превратились во всепоглощающую деятельность, заняли центральное место, стали смыслом жизни, главным мотивом. А это означает, что в таком своем качестве - в качестве деятельности - операции письма выступили характеристикой личности. А другая деятель­ность, например, работа инженера, ничего не говорит о лично­сти, что человек на работе думает о досуге. Именно досуговая, а не производственная деятельность стала главным смыслом жиз­ни, всепоглощающим интересом.

Следовательно, изучение приобретенных навыков, умений и знаний ничего не расскажет психологу о личности. Он должен анализировать содержание деятельности, взаимосвязь и перепле­тение многих видов деятельности, которыми занят один человек.

Зачатки личности обнаруживаются у дошкольников. Известен такой эксперимент. Ученый ставил перед малышом задачу: дос­тать удаленный предмет, не сходя с места. Как только ребенок принимался за решение, ученый уходил в соседнюю комнату и оттуда вел дальнейшее наблюдение. Однажды после ряда безус­пешных попыток малыш нарушил правило: подошел к предме­ту, взял его и вернулся на место. Ученый тот час вошел в комна­ту, похвалил его и наградил конфеткой. Но ребенок отказался, а когда ученый стал настаивать, и вовсе заплакал. Почему? Ему стало стыдно? Награда оказалась не заслуженной в личностном смысле. Видимо, мы присутствуем при начале формирования того, что называют личностью.

ГЛАВА 3 СОЦИАЛЬНОЕ ДЕЙСТВИЕ И ПОВЕДЕНИЕ

4. ВВОДНЫЕ ЗАМЕЧАНИЯ

В предыдущей главе мы рассмотрели личность в покое - с точ­ки зрения структуры психики человека, и выделили такие ее компоненты, как подсознание, бессознательное, сознание и сверхсознание. Динамика личности выражается в деятельности, поведении, социальном действии, потребностях, мотивах, це­лях, защитных механизмах.

Человек отличается от животных гораздо большими вариаци­ями типов поведения, наличием свободы выбора действий, их целеполаганием. Разнообразие и неоднородность человеческого поведения иногда ставит социолога в тупик: что выбрать в каче­стве предмета исследования? Что должен и что не должен изу­чать социолог? Что такое социальное действие и поведение? Прежде всего они - проявление социальной активности.

2. АКТИВНОСТЬ И ДЕЯТЕЛЬНОСТЬ

^юмианоояь - присущая всем живым существам способность реагировать на окружающую среду. Таким образом, активность - всеобщая характеристика живого, отличающая его от неживого.

Формами проявления активности выступают пронздадьдые ^бн-жсения (физические объекты на это неспособные от самых простых, элементарных, называемых дк/пд.ми, до самых слож­ных, высокоорганизованных форм, в частности рдсс^о^ном ^ея-ммьмос/яи. Если расположить произвольные движения по степени нарастания признака сложности, то получим эдо/но^иоммую л«--лыяыо' (см. рис. 6).

В научном смысле понятие "деятельность" применимо толь­ко к человеку. ^сят«ыиюя& - внутренняя (психическая) и вне­шняя (физическая) активность человека, регулируемая созна-

 

Таксисы

Рефлексы

Инстинктивное поведение

Научение

Рассудочная деятельность

 

 

Таксисы

Рефлексы

Инстинктивное поведение

Научение

Рассудочная деятельность

Рис. 6. Эволюционная лестница поведения. (Источник: Годфруа Ж. Что такое психология. - М., 1992, Т.1., С. 46.)

нием. Деятельность можно также определить как совокупность взаимосвязанных актов (действий), направленных на достижение цели и побуждаемых потребностями. Таким образом, элементами деятельности выступают: цели, потребности, действия. Термин "действие" в строгом смысле применим только к человеку. Жи­вотные неспособны ставить перед собой цель. Стало быть, у них есть произвольные движения, но нет действий (хотя в широком смысле слово, но не понятие "действие" сплошь и рядом приме­няется по отношению к животным, впрочем, и по отношению к физическим объектам тоже).

Цель - осознанный образ предвосхищаемого действия. Жи­вотные запрограммированы природой, ими руководят инстинк­ты, а не цель. Действия человека всегда осмысленны. Отдельные действия занимают краткое время: забить гвоздь, погладить ру­башку, сходить в магазин. Когда они соединяются в цепочку и повторяются из дня в день, мы говорим о деятельности. Одно­кратное посещение магазина - действие, но повторяющееся хождение по магазинам, ставшее чертой образа жизни женщи­ны, ее социальной ролью, это уже деятельность. Отдельные дей-

ствия - штопка и глажка белья, приготовление пищи, уборка помещений и т.д. - объединяются в домашнюю деятельность (или работу). И так повсеместно. Занятие, работа, деятель­ность - это рядоположенные понятия. Человеческое общество развивается благодаря деятельности людей.

Итак, действие - единица деятельности. Отдельное движе­ние - элемент действия. Движения столь элементарны, что присущи и животным, и людям. Действия и деятельность - только людям. Забить гвоздь - это действие, оно распадается на более мелкие движения (взмах молотка, удар по гвоздю и т.д.). К движениям не применимы цель и потребности, а к дей­ствию применимы.

Date: 2015-05-08; view: 601; Нарушение авторских прав; Помощь в написании работы --> СЮДА...



mydocx.ru - 2015-2024 year. (0.005 sec.) Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав - Пожаловаться на публикацию