Полезное:
Как сделать разговор полезным и приятным
Как сделать объемную звезду своими руками
Как сделать то, что делать не хочется?
Как сделать погремушку
Как сделать так чтобы женщины сами знакомились с вами
Как сделать идею коммерческой
Как сделать хорошую растяжку ног?
Как сделать наш разум здоровым?
Как сделать, чтобы люди обманывали меньше
Вопрос 4. Как сделать так, чтобы вас уважали и ценили?
Как сделать лучше себе и другим людям
Как сделать свидание интересным?
Категории:
АрхитектураАстрономияБиологияГеографияГеологияИнформатикаИскусствоИсторияКулинарияКультураМаркетингМатематикаМедицинаМенеджментОхрана трудаПравоПроизводствоПсихологияРелигияСоциологияСпортТехникаФизикаФилософияХимияЭкологияЭкономикаЭлектроника
|
Методические рекомендации по изучению дисциплины и работе с пособиемСтр 1 из 43Следующая ⇒ ПСИХОЛОГИЯ РАЗВИТИЯ И ВОЗРАСТНАЯ ПСИХОЛОГИЯ Учебно-методический
СОДЕРЖАНИЕ 1. Методические рекомендации по изучению дисциплины и работе с пособием 7 2. Аннотация курса............................................................................................................... 9 3. Программа дисциплины............................................................................................... 13 Раздел 1. Предмет, задачи, методы и краткий исторический очерк развития возрастной психологии 13 Тема 1.1. Предмет возрастной психологии – изучение закономерностей онтогенеза психических процессов и личности человека в условиях обучения и воспитания на каждой стадии его психического развития; изучение индивидуальных различий между людьми на каждой стадии психического развития 13 Тема 1.2. Проблема возраста. Периодизация психического развития.... 14 Тема 1.3. Методы возрастной психологии.................................................................... 14 Тема 1.4. Краткий исторический очерк развития детской психологии. Ранние теории психического развития 15 Тема 1.5. Возрастная (детская) психология в России................................................ 15 Основные понятия к разделу............................................................................................ 16 Темы контрольных и практических работ к разделу 1.............................................. 17 Вопросы для самопроверки к разделу 1....................................................................... 17 Список литературы к разделу 1....................................................................................... 18 Раздел 2. Современные теории психического развития............................................ 19 Тема 2.1. Психоанализ о проблеме психического развития ребенка 19 Тема 2.2. Теории научения............................................................................................... 19 Тема 2.3. Когнитивные теории психического развития............................................. 19 Тема 2.4. Гуманистическая психология развития....................................................... 19 Тема 2.5. Теория культурно-исторического развития психики Л.С. Выготского и современная отечественная психология развития 19 Основные понятия к разделу 2........................................................................................ 20 Темы контрольных и практических работ к разделу.................................................. 22 Вопросы для самопроверки к разделу 2....................................................................... 22 Список литературы к разделу 2....................................................................................... 23 Раздел 3. Особенности психического развития на различных возрастных этапах 24 Тема 3.1. Психические особенности младенца........................................................... 24 Тема 3.2. Развитие психики в раннем возрасте............................................................ 24 Тема 3.3. Развитие психики в дошкольном возрасте.................................................. 25 Тема 3.4. Младший школьный возраст.......................................................................... 26 Тема 3.5. Психологические особенности подростка.................................................. 26 Тема 3.6. Психология юношеского возраста............................................................... 27 Тема 3.7. Психология зрелых возрастов....................................................................... 28 Тема 3.8. Поздний (пожилой и старческий) возраст.................................................. 29 Основные понятия к разделу............................................................................................ 30 Темы контрольных и практических работ к разделу 3.............................................. 31 Вопросы для самопроверки к разделу 3....................................................................... 31 Список литературы к разделу 3....................................................................................... 32 4. Академический календарь........................................................................................... 34 5. Теоретический материал по дисциплине................................................................. 35 Раздел 1. Предмет, задачи, методы и краткий исторический очерк развития возрастной психологии 35 Тема 1.1. Предмет возрастной психологии.................................................................. 35 Тема 1.2. Проблема возраста. Периодизация психического развития 38 Тема 1.3. Методы возрастной психологии.................................................................... 44 Тема 1.4. Краткий исторический очерк развития детской психологии. Ранние теории психического развития 50 Тема 1.5. Возрастная (детская) психология в России................................................ 55 Раздел 2. Современные теории психического развития............................................ 61 Тема 2.1. Психоанализ о проблеме психического развития ребенка 61 Тема 2.2. Теории научения............................................................................................... 66 Тема 2.3. Когнитивные теории психического развития............................................. 70 Тема 2.4. Гуманистическая психология развития....................................................... 73 Тема 2.5. Теория культурно-исторического развития психики Л.С. Выготского и современная отечественная психология развития 77 Раздел 3. Особенности психического развития на различных возрастных этапах 81 Тема 3.1. Психические особенности младенца........................................................... 81 Тема 3.2. Развитие психики в раннем возрасте............................................................ 87 Тема 3.3. Развитие психики в дошкольном возрасте.................................................. 94 Тема 3.4. Младший школьный возраст....................................................................... 106 Тема 3.5. Психологические особенности подростка............................................... 112 Тема 3.6. Психология юношеского возраста............................................................. 118 Тема 3.7. Психология зрелых возрастов..................................................................... 126 Тема 3.8. Поздний (пожилой и старческий) возраст................................................ 142 Глоссарий.......................................................................................................................... 148 Персоналии........................................................................................................................ 170 Аннотированный список ссылок на веб-страницы................................................... 180 6. Практические работы................................................................................................. 181 Практическая работа №1. «Предмет возрастной психологии»............................. 181 Практическая работа №2. «Проблема возраста в психологии»............................ 182 Практическая работа №3. «Методы возрастной психологии».............................. 182 Практическая работа № 4 (итоговая) по разделу «Современные теории психического развития» 182 7. Итоговые тесты по разделам..................................................................................... 184 Итоговый тест по разделу 1. «Предмет, задачи, методы и краткий исторический очерк развития возрастной психологии»......................................... 184 Итоговый тест по разделу 2. «Современные теории психического развития» 186 Итоговый тест по разделу 3. «Особенности психического развития на различных возрастных этапах» 189 8. Контрольные работы:................................................................................................. 193 Контрольная работа по теме «Методы возрастной психологии»......................... 193 Контрольная работа по теме «Возраст. Критерии возраста. Стадиальность психического развития» 194 Контрольная работа по теме «Краткий исторический очерк развития детской психологии. Ранние теории психического развития» 195 Контрольная работа по темам «Психоанализ о проблеме психического развития ребенка» и «Теории научения» 197 Контрольная работа по темам «Когнитивные теории психического развития» и «Гуманистическая психология развития» 198 Контрольная работа по темам «Младенчество», «Раннее детство».................... 199 Контрольная работа по темам «Дошкольный возраст», «Младший школьный возраст» 200 Контрольная работа по темам «Психологические особенности подростка» и «Психология юношеского возраста» 201 9. Сведения об авторах................................................................................................... 203 Методические рекомендации по изучению дисциплины и работе с пособием Данный учебник позволяет в ходе самостоятельного обучения получить комплексное всестороннее представление о предмете психологии развития, ознакомиться с основами терминологической, теоретической и практической стороны возрастной психологии. Это комплекс материалов для самостоятельного овладения студентом всей программой учебной дисциплины «Психология развития и возрастная психология». Основу данного учебно-методического комплекса составляет курс лекций как краткое изложение всех разделов и тем программы. В конце каждой темы выделены основные термины и понятия, предлагаются вопросы и задания для самопроверки с целью организации самоконтроля, а также список основной литературы. Кроме того, учебный текст сопровождается совокупностью информационно-справочных материалов учебного назначения. По каждой теме в учебно-методическом комплексе предусмотрены хрестоматийные материалы. Для более качественного овладения учебным материалом приводится понятийно-терминологический словарь, включающий как общенаучные, так и специально-научные понятия. В ходе работы предусмотрено и реализовано как минимум два уровня самопроверки и самоконтроля: • «тематический» - по завершению той или иной темы учащемуся, помимо прочего, предлагается выбор заданий для самопроверки и контроля обучения, итогом которых является вынесение оценки усвоения частных тематических вопросов; • «итоговый» уровень самопроверки - включает вопросы и задания, касающиеся наиболее значительных проблем, изученных по ходу работы с курсом. Итоговая аттестация зависит от результатов промежуточных этапов самопроверки. Объем времени, необходимый для обучения - от 100 до 250 ч. Предполагается, что самостоятельное последовательное освоение курса может занять два семестра первого года обучения. Работа с комплексом материалов «Возрастная психология» должна строиться по стратегии последовательного овладения темами курса (не предполагается переход к следующим темам, минуя предыдущие): • первичное чтение одного параграфа темы; • повторное чтение этого же параграфа темы с фиксированием наиболее значительных по содержанию частей; • проработка материала, связанного с темой изучаемого параграфа (хрестоматийные материалы, терминологический словарь, словарь персоналий).
|