Главная Случайная страница


Полезное:

Как сделать разговор полезным и приятным Как сделать объемную звезду своими руками Как сделать то, что делать не хочется? Как сделать погремушку Как сделать так чтобы женщины сами знакомились с вами Как сделать идею коммерческой Как сделать хорошую растяжку ног? Как сделать наш разум здоровым? Как сделать, чтобы люди обманывали меньше Вопрос 4. Как сделать так, чтобы вас уважали и ценили? Как сделать лучше себе и другим людям Как сделать свидание интересным?


Категории:

АрхитектураАстрономияБиологияГеографияГеологияИнформатикаИскусствоИсторияКулинарияКультураМаркетингМатематикаМедицинаМенеджментОхрана трудаПравоПроизводствоПсихологияРелигияСоциологияСпортТехникаФизикаФилософияХимияЭкологияЭкономикаЭлектроника






Аннотация курса





Содержание и структура курса включает изложение зарубежных и отечественных теорий, многообразный фактический материал и проблемы, решаемые наукой и практикой в области возрастной психологии.

Изложение материала опирается на несколько основных принципов. Это, прежде всего, принцип историзма, который позволяет нанизать на один стержень все важнейшие проблемы детского развития, возникавшие в разные периоды времени. Анализируется историческое происхождение понятия «детство», прослеживается связь истории детства с историей об­щества, показываются исторические предпосылки возникновения детской психологии как науки.

Второй принцип, положенный в основу программы, связан с разра­боткой и введением в науку новых методов исследования психического развития ребенка. Именно этот принцип позволяет проанализировать ис­торический путь детской психологии от первых наивных представлений о природе детства до современного углубленного системного изучения этого феномена. Биогенетический принцип в психологии, нормативный подход в исследовании детского развития, отождествление развития и научения в бихевиоризме, объяснение развития влияния факторов среды и наследст­венности в теории конвергенции, психоаналитическое изучение ребенка, сравнительные исследования нормы и патологии, ортогенетические кон­цепции развития - все эти и многие другие подходы в отдельности и все вместе отражают сущность и иллюстрируют связь концепций психологи­ческого развития и методов его исследования.

Третий принцип касается анализа развития основных аспектов чело­веческой жизни - эмоционально-волевой сферы, поведения и интеллекта. Теория классического психоанализа 3. Фрейда развивается в работах М. Клейн и А. Фрейд, а затем переходит в концепцию Э. Эриксона о пси­хосоциальном развитии жизненного пути личности.

Большое место в программе данного курса принадлежит культурно-исторической теории Л.С. Выготского и его школе. Представлена периоди­зация психического развития ребенка и раскрыто содержание развития ре­бенка в каждом психологическом возрасте, закономерности перехода от одного возраста к другому и на основе современных представлений о развитии психики ребенка показаны движущие причины этого процесса. Кон­цепция Л.С. Выготского составляет смысловое ядро данного курса.

Цели и задачи изучения дисциплины:

Данный курс является обязательным и читается во втором семестре для всех студентов спецфакультета «Психология». Курс «Психология раз­вития и возрастная психология» занимает центральное место в структуре образования и подготовки психолога. Его предметом является развитие психики человека в онтогенезе, закономерности и динамика психологиче­ского развития индивида в интервале его жизни. В изучении особенностей возрастной динамики психических функций и личностных особенностей человека преподаватель опирается на усвоенные в курсе ОБЩЕЙ ПСИ­ХОЛОГИИ представления о сущности познавательных, эмоциональных, волевых психических процессов, природе личностных свойств и качеств, а также на знания об основных подходах изучения психических явлений (Разделы: Познавательные процессы, Эмоциональные процессы и воля, Психология личности). Базовыми для него являются курсы антропологии, общей психологии и анатомии ЦНС. Необходимы также знания в области философии, логики, физиологии ВНД. Данные сравнительной психологии и ЗООПСИХОЛОГИИ позволяют получить представление о влиянии на психическое развитие ребенка биологических, наследственно обусловлен­ных факторов.

Содержание курса теснейшим образом связано с содержанием дисци­плины ПЕДАГОГИЧЕСКАЯ ПСИХОЛОГИЯ, в совокупности составляю­щих основу любой психолого-педагогической деятельности. Практические возможности определения уровня психического развития как психологи­ческого возраста связаны с изучением основ ПСИХОДИАГНОСТИКИ. Понимание феноменов возрастной динамики личности и механизмов ее формирования невозможно без изучения СОЦИАЛЬНОЙ ПСИХОЛОГИИ.

Цель дисциплины - сформировать научно обоснованное представле­ние об основных закономерностях возрастного психического развития. Кроме того, цель данного курса заключается в развитии научного психоло­гического мышления студентов; он формирует у студентов умение анализи­ровать факты детского развития; различать стратегии, методы и методики исследования развития ребенка; за внешней картиной детского поведения выделять закономерности развития; на примере анализа наиболее крупных научных теорий видеть нерешенные проблемы детской психологии.

Задачи дисциплины:

- представить онтогенетический путь человека как социального ин­дивида и личности, выявить общие закономерности развития, жизни, дея­тельности и угасания личности в плане его психической активности;

- раскрыть определяющие закономерности психического развития в его связи с воспитанием и обучением;

- дать понимание важнейших этапов психического развития, возрас­тных и индивидуальных особенностей психики человека;

- сформировать чрезвычайно значимую для психолога установку на то, что жизнь человека от рождения до угасания хотя и может рассматри­ваться в рамках общих закономерностей развития, описанных возрастной психологией, но в действительности уникальна, и каждый человек имеет право рассчитывать на индивидуальное бытие и понимание своей уни­кальности.

Требования к уровню подготовки студента, завершившего изуче­ние данной дисциплины:

Студенты, завершившие изучение данной дисциплины, должны:

Иметь представление: о современном состоянии и основных про­блемах возрастной психологии и психологии развития, основных направ­лениях исследований и разделах науки.

Знать:

- основные закономерности и психологические теории развития в зарубежной и отечественной психологии, объясняющие психическое раз­витие;

- предпосылки и условия психического развития;

- основные проблемы возрастной периодизации психического разви­тия и закономерности кризисов развития;

- основные особенности психического развития человека на разных этапах онтогенеза - младенческий возраст, ранний возраст, дошкольный возраст, младший школьный возраст, психологические особенности под­росткового и юношеского возраста, психологию зрелых возрастов, старе­ния и старости.

Уметь:

- анализировать проблемы детерминант психического развития ре­бенка, проблемы соотношения психического развития и обучения;

- определять уровень психического развития детей на основании критериев возраста, принятых в основных теориях отечественной и зару­бежной психологии;

- определять возрастные и жизненные кризисы и пути их преодоле­ния;

- использовать методы возрастной психологии в исследовательской и практической деятельности.

Date: 2015-11-15; view: 366; Нарушение авторских прав; Помощь в написании работы --> СЮДА...



mydocx.ru - 2015-2024 year. (0.007 sec.) Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав - Пожаловаться на публикацию