Полезное:
Как сделать разговор полезным и приятным
Как сделать объемную звезду своими руками
Как сделать то, что делать не хочется?
Как сделать погремушку
Как сделать так чтобы женщины сами знакомились с вами
Как сделать идею коммерческой
Как сделать хорошую растяжку ног?
Как сделать наш разум здоровым?
Как сделать, чтобы люди обманывали меньше
Вопрос 4. Как сделать так, чтобы вас уважали и ценили?
Как сделать лучше себе и другим людям
Как сделать свидание интересным?
Категории:
АрхитектураАстрономияБиологияГеографияГеологияИнформатикаИскусствоИсторияКулинарияКультураМаркетингМатематикаМедицинаМенеджментОхрана трудаПравоПроизводствоПсихологияРелигияСоциологияСпортТехникаФизикаФилософияХимияЭкологияЭкономикаЭлектроника
|
Исследование 6Отношение между детьми в разновозрастных группах детского сада. Е. Смирнова, В.А Бутенко, журнал «Психолог в детском саду» 2007, № 2, стр 66-80 План исследования: Цель: Научных исследований, посвященных анализу отношений детей в разновозрастных группах, в отечественной литературе практически нет. Цель этой статьи заключается в выявлении специфики отношений детей в разновозрастной группе. И выявить также психолого-педагогические условия, влияющие на становление отношений между детьми. Гипотеза: Разновозрастную группу можно рассматривать как типичную модель интегративной группы, в которой объеденяются разные дети- разные по своим физическим и умственным возможностям, интересам, знаниям, умениям и прочее. Можно полагать, что отношения между такими разными детьми существенно отличаются от тех, которые складываются в гомогенной группе. Два противоположных начала являются необходимыми и взаимодополняющими сторонами самосознания, они также присущи любым межличностным отношениям, однако степень их выраженности и содержательное наполнение могут существенно различаться. Формирование выборки исследования: Были выделены типы отношений: -отстраненное отношение характеризовалось низким интересом к другим детям и выраженной ориентацией на взрослого. -эгоцентрическое отношение характеризовалось ярко выраженным прагматизмом. Мотивом поведения было стремление реализовать свои интересы и получить свою выгоду и другой ребенок воспринимался как препятствие. -отношение обесценивания выражалось в стремлении старших самоутвердится за счет младших и проявлялось в негативных оценках действий и поведения других детей. -отношение сопричастности проявлялось в стремлении к совместной деятельности -конкурентное отношение выражалось в том, что другой ребенок выступал как объект для сравнения Сбор эмпирических данных: в первой разновозрастной группе 70% детей проявляли высокую двигательную активность, мешали другим детям в их игре. Совместной продуктивной деятельности не наблюдалось. В игре по правилам старшие дети часто нарушали правила в свою пользу, обманывая малышей. Во второй группе у 85% детей преобладали отстраненные отношения. Конфликтов не наблюдалось. Не было оценочных и содержательных суждений или обсуждений. В третье разновозрастной группе у 64% детей наблюдались отношения сопричастности. У большинства детей наблюдалось просоциальное поведение и деловое общение и не наблюдалось, чтобы ребенок мешал игре других. В четвертой разновозрастной группе доминировали отношения обесценивания младших детей со стороны старших(60%). Продуктивной совместной деятельности или сюжетно-ролевой игры не наблюдалось. Методики и исследования: Методики»Рисование на общем листе» и «Игра с правилами», выделены формы поведения, отражающие личностную(ЛС) и предметную(ПС) составляющие. Было проведено лонгитюдное исследование, где в течении 4 –х лет(с 2000-2004гг) по одним и тем же методикам выявлялись показатели межличностных отношений детей в группах одних и тех же воспитателей. Был предпринят психологический анализ характеристик взаимодействия воспитателей с детьми в исследованных РВГ с разными вариантами отношений между старшими и младшими. Исследование заключалось в наблюдении за поведением воспитателей в свободном взаимодействии с детьми. Формирование выводов и рекомендаций: отношения между детьми в разновозрастной группе определяются прежде всего позицией воспитателя и стилем его педагогического общения. И очевидно, что позиция воспитателя и его отношение к детям существенно влияют на становление личности детей во всех группах, но в случае разновозрастной группы это влияние оказывается решающим. Возраст испытуемых: участвовало восемь групп-четыре одновозрастные(две старшие и две подготовительные группы) и четыре разновозрастные группы из обычных детских садов г. Красноярска. Численный состав варьировался от 18 до 25 человек. Всего в исследовании участвовало 180 дошкольников 3-7 лет.
|