Полезное:
Как сделать разговор полезным и приятным
Как сделать объемную звезду своими руками
Как сделать то, что делать не хочется?
Как сделать погремушку
Как сделать так чтобы женщины сами знакомились с вами
Как сделать идею коммерческой
Как сделать хорошую растяжку ног?
Как сделать наш разум здоровым?
Как сделать, чтобы люди обманывали меньше
Вопрос 4. Как сделать так, чтобы вас уважали и ценили?
Как сделать лучше себе и другим людям
Как сделать свидание интересным?
Категории:
АрхитектураАстрономияБиологияГеографияГеологияИнформатикаИскусствоИсторияКулинарияКультураМаркетингМатематикаМедицинаМенеджментОхрана трудаПравоПроизводствоПсихологияРелигияСоциологияСпортТехникаФизикаФилософияХимияЭкологияЭкономикаЭлектроника
|
Саморедактирование
Никогда не отсылайте важные документы в первой версии. Хорошие писатели считают, что редактирование – часть написания текста, а не просто заключительная полировка. Прекрасный автор Джером Керн[53]изо всех сил старался довести свои и без того напевные мелодии до совершенства; его коллега, либреттист Оскар Хаммерштейн II, так описывал этот процесс: «Гладкость достигается только стачиванием неровностей. Ни одна из его мелодий не была гладкой от рождения». Ничто из того, что вы пишете, также не рождается сразу гладким и завершенным. 1. Сокращайте 2. Поясняйте и уточняйте 3. Упрощайте 4. Проверьте точность информации 5. Проследите за порядком и логикой мыслей 6. Удостоверьтесь, что все учтено и упомянуто 7. Пересмотрите тон вашего письма 8. Улучшите вступление 9. Оцените все с точки зрения читателя
Первое правило: если что‑то не важно, исключите его. Пройдитесь по тексту хотя бы раз с одной целью – ответить себе на вопрос: от чего можно избавиться? Уберите ненужные слова, фразы, предложения, абзацы. Марк Твен сказал, что писатели должны вычеркивать каждое третье слово: «Вы представить себе не можете, насколько это оживляет ваш стиль». Совет Твена хорошо работает в электронной корреспонденции – сжатое на треть, ваше сообщение бьет прямо в цель. Прежде чем вы нажмете «Отправить», попробуйте понажимать Delete. В первый раз, когда мы написали этот параграф – еще до редактирования, – он был почти в два раза больше. Сократив что можно, пройдитесь по своему проекту еще несколько раз, задавая себе вопросы:
1. Вы мямлите?
Процесс значительно ускоряется, если вы сразу записываете все, что хотите сказать, даже если это набросок. Выбрали ли вы те глаголы и прилагательные, которые точно передают ваши мысли? Могли бы вы высказаться в менее абстрактных и более точных выражениях? Выверите каждую важную мысль.
2. В наилучшем ли порядке расположены ваши соображения?
В ходе редактирования мы решили, что по важности данный пункт – структура – следующий, так как он тесно связан со всем, что идет дальше. Хорошие писатели много раз перетасовывают части своих произведений. Раньше это было трудоемкой работой и требовало ножниц, скотча и большого терпения. С помощью функций «Выделить» и «Удалить» вы сможете создать новую композицию в считаные секунды. Многие писатели распечатывают бумажный экземпляр каждого проекта, чтобы облегчить сравнение новой и старой версий.
3. Есть ли дыры в вашей аргументации?
Поставьте себя на место читателя. Все ли логично в вашей работе? Не заставляйте читателя перепрыгивать с одного пункта на другой, словно горную козу по скалам. Убедитесь, что ход ваших мыслей четок, ясен и прослеживается легко.
4. Точны ли приведенные вами факты?
Проверьте всю статистику и каждый факт. Всего одна ошибка может подорвать доверие читателя к тому, что вы пишете. В частности, проверьте цитаты. «Я всегда много цитирую, – рассказывает один образованный автор. – И всегда проверяю выдержки, даже когда ни в чем не сомневаюсь. И всегда нахожу ошибки!»
5. Правильно ли выбран тон?
Слишком жесткий? Слишком панибратский? Черствый? Грубый? Снова поместите себя на место читателя и поменяйте все, что только можно.
От первого черновика к последнему: пример
Ниже приведены пять примеров, взятых из отдельных документов, демонстрирующих, как редактирование укорачивает, уточняет и проясняет, что именно имел в виду автор:
|