Полезное:
Как сделать разговор полезным и приятным
Как сделать объемную звезду своими руками
Как сделать то, что делать не хочется?
Как сделать погремушку
Как сделать так чтобы женщины сами знакомились с вами
Как сделать идею коммерческой
Как сделать хорошую растяжку ног?
Как сделать наш разум здоровым?
Как сделать, чтобы люди обманывали меньше
Вопрос 4. Как сделать так, чтобы вас уважали и ценили?
Как сделать лучше себе и другим людям
Как сделать свидание интересным?
Категории:
АрхитектураАстрономияБиологияГеографияГеологияИнформатикаИскусствоИсторияКулинарияКультураМаркетингМатематикаМедицинаМенеджментОхрана трудаПравоПроизводствоПсихологияРелигияСоциологияСпортТехникаФизикаФилософияХимияЭкологияЭкономикаЭлектроника
|
Роман горбунаГорбун получил анонимное любовное письмо, приглашение на свидание: «Будьте в субботу пятого апреля, в семь часов вечера, в сквере на Соборной площади. Я молода, свободна и — к чему скрывать! — давно знаю, давно люблю Вас, Ваш гордый и печальный взор, Ваш благородный, умный лоб, Ваше одиночество... Я хочу надеяться, что и Вы найдете, быть может, во мне душу, родную Вам... Мои приметы: серый английский костюм, в левой руке шелковый лиловый зонтик, в правой — букетик фиалок...» ПЕРВАЯ ОСТАНОВКА Возможные вопросы: — В чем необычность ситуации? — Попробуйте описать героя. Почему у него нет имени? — Как вы думаете, кто написал письмо? — Автор письма пишет: «...Вы найдете, быть может > во — Когда и где должна состояться встреча? Почему там? — Чем настораживает письмо? — Предположите, как отреагирует горбун. — Какова проблема рассказа? Почему вы так думаете? указанием авторства, чтобы в дальнейшем проверить правильность выдвигаемых предположений. Продолжаем чтениеч Как он был потрясен, как ждал субботы: первое любовное письмо за всю жизнь! В субботу он сходил к парикмахеру, купил новые (сиреневые) перчатки, новый (серый с красной искрой, под цвет костюму) галстук; дома, наряжаясь перед зеркалом, без конца перевязывал этот галстук своими длинными, тонкими пальцами, холодными и дрожащими; на щеках его под тонкой кожей разлился красивый, пятнистый румянец, прекрасные глаза потемнели... Потом, наряженный, он сел в кресло, — как гость, как чужой в своей собственной квартире, — и стал ждать рокового часа. Наконец в столовой важно, грозно пробило шесть с половиной. Он содрогнулся, поднялся, все-таки сдержанно, не спеша надел в прихожей весеннюю шляпу, взял трость и медленно вышел. Но на улице уже не мог владеть собой — зашагал своими длинными и тонкими ногами быстрее, со всей вызывающей важностью, присущей горбу, но объятый тем блаженным страхом, с которым всегда предвкушаем мы счастье. Когда же быстро вошел в сквер возле собора, вдруг... ВТОРАЯ ОСТАНОВКА Возможные вопросы: — Как бы вы себя чувствовали в подобной ситуации? — Попробуйте передать чувства героя через определения, — Какие цвета будут доминировать? Почему? — Случаен ли выбор горбуна? — Что нового узнали о герое? — Как вы думаете, чего ожидает от свидания горбун? — Есть ли уверенность в счастливой развязке? — Какова же проблема рассказа? Если мнение измени — А. П. Чехов сказал в одном из своих рассказов: «Ох, уж На этой стадии используется прием «дерево предсказаний». После обсуждения текст дочитывается до конца. ...Оцепенел на месте: навстречу ему, в розовом свете весенней зари, важными и длинными шагами шла в сером костюме и хорошенькой шляпке, похожей на мужскую, с зонтиком в левой руке и с фиалками в правой, — горбунья. Беспощаден кто-то к человеку! На стадии рефлексии предлагается письменная работа на выбор, которая учитывает индивидуальные литературные склонности обучающихся: 1. Ответное письмо горбуна. 2. Описание сбора горбуньи на свидание в стилистике 3. Эссе по впечатлениям от рассказа. 4. Сочинение-рассуждение об идее произведения. Модельный урок Тема: «Русские народные сатирические сказки» (урок литературы разработан Е. В. Ягуновой, учителем гимназии № 177 Санкт-Петербурга, текст взят из сборника «Народные русские сказки А. Н. Афанасьева», составитель А. Горелова (Л., 1983). Цель урока: учить видеть и понимать приемы создания комического в сказке (гипербола, гротеск). Приемы технологии, используемые на уроке: мозговая атака, обращение к личному оцыту, чтение с остановками, подбор пословиц. Ход урока. Стадию вызова открывает учитель (чтение отрывка из сказки — «присказка»). Уродилась я ни мала, ни велика — всего-то с игольное ушко, не то с приворотную надолбу. Пошла я в лес самое дремучее дерево рубить — крапиву. Раз тяпнула — дерево качается, два тяпнула — ничего не получается, в третий раз тяпнула — выскочил кусок, мне, красной девице, в лоб. Тут я, красная девица, трое суток пролежала; никто меня не знал, не видал, только знала, видала меня рогатая скотина — таракан да жужелица. Всталаш, красная девица, отряхнулася, на все четыре стороны огляну-лася, побрела по берегу, по берегу все не по нашему. Стоит река — вся из молока, берега из киселя. Вот я, красная девица, киселя наелася, молока нахлебалася. Это присказка, а сказка впереди. Стадию вызова продолжает беседа: • Любите ли вы сказки? • А что вы о них знаете? Объясните понятие «сказка». Ка По ходу ответов заполняется таблица: Таблица 6 Какие бывают сказки
На данном уроке следующим этапом стала презентация инсценировок сказок «Хорошо, да худо», «Каша из топора» (по сборнику сказок Афанасьева). После инсценировок проходит обсуждение в группах (прием «мозговая атака»), учащиеся ищут ответ на вопрос, что объединяет эти сказки. На первый взгляд сказки кажутся очень разными: одна строится на диалоге, другая — сюжетный рассказ. И объединяющая их сатирическая направленность может быть не определена каждым учеником индивидуально. Поэтому предлагаемый прием «мозговая атака», т. е. обсуждение в группе и выдвижение различных идей, дает возможность детям не только увидеть в произведении что-то новое, замеченное товарищем, но и развивает умение аргументированно доказывать свою позицию. • К какому виду вы бы их отнесли или, может быть, выде • Что такое «сатира»? (Способ проявления комического в • Какие же пороки высмеиваются в сказках? (Невежество, • За счет чего создается эффект комичности? По ходу объяснений учащихся учитель фиксирует основные идеи в таблице, левая часть которой содержит ключевые слова и словосочетания из текста, а правая — объяснение, за счет чего создается эффект комичности. хожу; совсем отощал-исхудал: есть-то нечего! С той худобы завелись вши немалые; а я догадлив был, принялся их ловить, шкурки драть да ремешки кроить; свил веревочку, привязал за край неба и начал спускаться. На беду не хватило веревочки. Пришлось бы мне долго висеть промеж неба и земли, да мужик вышел овес сеять: несет ветерком ко мне полову, я-то ловлю да веревку вью. Ни много ни мало прошло времени, перестал мужик овес веять, а веревки все не хватает. Что тут делать? Была не была, прыгнул наземь и попал в трясину; по самые уши утонул. Сижу день, и два, и три; волоса ветром разбило. Прилетела утка, свила себе на моей голове гнездышко и снесла яичко. Я хотел взять да съесть, уж и руку протянул, да одумался: пусть еще снесет, тогда за один раз наемся. На другой день снесла утка второе яичко; а я себе на уме: подожду еще денек, авось снесет третье. Наутро слышу я — шум шумит: идет волк болотом; подошел к гнезду и поел яйца; поел и хочет назад идти, а я тем временем намотал хвост его на руку и крикнул во все свое горло. Волк с испугу бросился в сторону и вытащил меня из трясины. Воротился я домой; дед засмеялся, я захохотал; тут и батька мой родился. ВТОРАЯ ОСТАНОВКА Учитель организует беседу по вопросам: — Какое же житье у героя? — Над чем смеется герой? (Над бедностью и безысходнос — Кто является героем сказки? — В чем необычность его поведения? (Алогизм действий — Охарактеризуйте его. На стадии рефлексии учитель дает задание выбрать из предлагаемых пословиц одну, которая могла бы послужить эпиграфом к этой сказке. Объяснить почему. — Слезами горю не поможешь., — Шутку любишь над Фомой, так люби и над собой. — И рад бы заплакать, да смех одолел. Данный прием акцентирует внимание читателей на идее произведения. Пример из практики Посмотрите, как этот алгоритм используется в практике реального урока, проведенного учителем Нижегородской гимназии Т. В. Учуватовой. Тема: «Рассказ Л. Н. Толстого «После бала», 1903 г.». На фазе вызова учитель сообщает необходимые для чтения рассказа сведения об авторе, истории создания этого произведения. Учащиеся делают предположения, о чем пойдет речь в рассказе. Рассказ называется «После бала». Причем название Л. Н. Толстой менял неоднократно, первоначальные названия «На балу и после бала», «А вы говорите». Вопрос учащимся: Как вы думаете, о чем рассказ? (Сразу хотим предупредить учителя о необходимости внимательно выслушивать ответы учащихся, не критикуя, не пересказывая по-своему, не давая никаких оценок, все ответы затем обобщаются учителем.) Необходимо напомнить, что бал — веселье, праздник, радость, счастье, любовь. Толстой написал рассказ в 1903 г., но действие его происходит в 40-е гг. XIX в., во время правления Николая I. Император, первый красавец своей эпохи, воображающий себя средневековым рыцарем, живущим в романтическом готическом замке. Но управление государством Николай I представлял себе как управление армией: жестокая дисциплина, беспрекословное подчинение, ревностное выполнение однозначных приказов. Вся Россия — огромный военный плац, где маршируют все, даже жена императора Александра Федоровна, немецкая принцесса. Такова общая атмосфера 40-х гг. Толстой был женат на С. А. Берс, дочери московского врача. В свою будущую жену был страстно влюблен. Из записей Л. Н. Толстого той поры можно судить о том, сколько надежд и сомнений вызывало в нем это чувство: «Я влюблен, как не верил, чтобы можно любить... Был у них вечер, она прелестна во всех отношениях». С. А. Берс впоследствии дала мужу прозвище «тонкокожий», оно подчеркивало, насколько остро чувствовал он любые противоречия человека, его поступков и чувств, его отношений к миру. На смысловой стадии читаем текст рассказа небольшими отрывками. Текст рассказа достаточно известен, поэтому здесь мы предлагаем только вопросы к нему. Вопросы к I части произведения: — Каковы ваши впечатления от бала? — Какие художественные средства использует Л. Н. Тол — Каково настроение героя? — Как вы думаете, как будут развиваться события даль — Как будут меняться в связи с этим ощущения героя? Подводим итоги беседы. Вопросы ко II части: — Были ли верны ваши представления о том, как будут — Как будут меняться чувства героя? — Как можно выразить его ощущения? — Еще одним из вариантов названия рассказа было «Отец Подводим итоги беседы. Вопросы, к III части: — Каким герой видит мир? (Цвет, звук.) — Как меняется его мироощущение? — Почему полковник, увидев Ивана Васильевича, отвора — Как вы думаете, что будет дальше? Почему? — Какой художественный прием, по-вашему, лежит в ос На стадии рефлексии проводится групповая творческая работа. Задания группам могут быть такими: Группа 1. Представьте себе, что Иван Васильевич решил написать письмо Вареньке Б. Напишите письмо от его лица (т. е. от первого). Группа 2. Допишите рассказ (возможный финал). Группа 3. Покажите этот рассказ при помощи цвета (красок). Докажите, почему это так. Расскажите о его структуре, строении. Выполнив задание, группы знакомят класс с результатом. Продолжается стадия рефлексии чтением двух вариантов концовки новеллы (первая и последняя редакция), после чего задаем учащимся вопросы: — Что изменил автор, изменив концовку рассказа? — Почему полковник, любящий и внимательный отец, — Чего не может понять Иван Васильевич? (Отец искрен Это первый урок из отведенных на изучение темы, на последующих можно продолжить работу с текстом, включив в дискуссию совместный поиск, перекрестную дискуссию (данные приемы описаны в главе 6). В российской дидактике накоплен богатый опыт работы с текстом художественного произведения на уроке. Такая «методическая копилка» есть у каждого учителя словесности. Как заинтересовать ребенка книгой? Как привлечь его к осмысленному чтению? Попробуйте использовать предложенные приемы и стратегии в своей практике.
|