Главная Случайная страница


Полезное:

Как сделать разговор полезным и приятным Как сделать объемную звезду своими руками Как сделать то, что делать не хочется? Как сделать погремушку Как сделать так чтобы женщины сами знакомились с вами Как сделать идею коммерческой Как сделать хорошую растяжку ног? Как сделать наш разум здоровым? Как сделать, чтобы люди обманывали меньше Вопрос 4. Как сделать так, чтобы вас уважали и ценили? Как сделать лучше себе и другим людям Как сделать свидание интересным?


Категории:

АрхитектураАстрономияБиологияГеографияГеологияИнформатикаИскусствоИсторияКулинарияКультураМаркетингМатематикаМедицинаМенеджментОхрана трудаПравоПроизводствоПсихологияРелигияСоциологияСпортТехникаФизикаФилософияХимияЭкологияЭкономикаЭлектроника






Чтение с остановками





Чтение с остановками — условное название методической стратегии по организации чтения текста с использованием различных типов вопросов. Эта стратегия работает как при самостоятельном чтении, так и при восприятии текста на слух.


Данная стратегия учитывает следующее:

— текст не должен быть знаком учащимся (иначе теряет­
ся смысл и логика использования стратегии);

— текст заранее делится на части: помечается первая
остановка, вторая остановка и т. д. Части по объему могут
быть разными, важно смысловое единство внутри каждого от­
рывка. Делить на части следует исходя из логики построения
произведения. Остановок не должно быть много (желательно
не более пяти), чтобы учащиеся могли увидеть произведение
в его целостности и понять взаимозависимость частей;

— задания и вопросы к тексту формулируются с учетом
иерархии уровней познавательной деятельности (по Б. Блу-
му).

Систематика вопросов, основанная на созданной извест­ным американским психологом и педагогом Б. Блумом таксо­номии учебных целей по уровням познавательной деятельно­сти (знание, понимание, применение, анализ, синтез и оцен­ка), достаточно популярна в мире современного образования1.

В ходе практической работы у российского педагога И. О. За-гашева2 появилась своя модификация этой систематики:

Простые вопросы. Это вопросы, отвечая на которые
нужно назвать какие-то факты, вспомнить и воспроизвести
определенную информацию. Их часто используют при тради­
ционных формах контроля: на зачетах, в тестах, при проведе­
нии терминологических диктантов и т. д.

Уточняющие вопросы. Обычно начинаются со слов: «То
есть ты говоришь, что...?», «Если я правильно понял, то...?»,
«Я могу ошибаться, но, по-моему, вы сказали о...?». Целью
этих вопросов является предоставление человеку возможнос­
тей для обратной связи относительно того, что он только что
сказал. Иногда их задают с целью получения информации,
отсутствующей в сообщении, но подразумевающейся. Очень
важно задавать эти вопросы без негативной мимики. В каче­
стве пародии на уточняющий вопрос можно привести всем
известный пример (поднятые брови, широко раскрытые гла­
за): «Ты действительно думаешь, что...?»

Интерпретационные (объясняющие) вопросы. Обычно
начинаются со слова «Почему?». В некоторых ситуациях (об
этом говорилось выше) они могут восприниматься негативно —
как принуждение к оправданию. В других случаях они на­
правлены на установление причинно-следственных связей:
«Почему листья на деревьях осенью желтеют?» Если ответ на
этот вопрос известен, он из интерпретационного превращает-

'См.: Bloom В. С. (Ed). 1956. Taxonomy of Educational Objectives: The Clas­sification of Educational Goals. — NY: Longman, 1956.

2См.: Загашев И. О. Умение задавать вопросы // Перемена. — 2001. — № 4.— С. 12—13.


ся в простой. Следовательно, данный тип вопроса срабатыва­ет тогда, когда в ответе присутствует элемент самостоятель­ности.

Творческие вопросы. Если в вопросе есть частица «бы»,
элементы условности, предположения, прогноза, мы называ­
ем его творческим: «Что изменилось бы в мире, будь у людей
не пять пальцев на каждой руке, а три?», «Как вы думаете,
как будет развиваться сюжет фильма после рекламы?».

Оценочные вопросы. Эти вопросы направлены на выяс­
нение критериев оценки тех или иных событий, явлений,
фактов: «Почему что-то хорошо, а что-то плохо?», «Чем один
урок отличается от другого?». И т. д.

Практические вопросы. Если вопрос направлен на
установление взаимосвязи между теорией и практикой, мы
называем его практическим: «Где вы в обычной жизни може­
те наблюдать диффузию?», «Как бы вы поступили на месте
героя рассказа?».

Опыт показывает, что учащиеся всех возрастов (начиная с первого класса) понимают значение всех типов вопросов, т. е. могут привести свои примеры.

При разработке уроков стратегия «чтение с остановками» дополняется разнообразными приемами технологии на стадии вызова и рефлексии.

Предлагаем несколько уроков, разработанных с использо­ванием данной стратегии как основной в сочетании с други­ми приемами, анализ которых дается по ходу урока.

Общий алгоритм работы по стратегии «чтение с останов­ками»:

1. Вызов. Конструирование предполагаемого текста по
опорным словам, обсуждение заглавия рассказа и прогноз его
содержания и проблематики.

2. Осмысление содержания. Чтение текста небольшими
отрывками с обсуждением содержания каждого и прогнозом
развития сюжета. Вопросы, задаваемые учителем, должны
охватывать все уровни вопросов. Обязателен вопрос-прогноз:
«Что будет дальше и почему?»

3. Рефлексия. На этой стадии текст опять представляет
единое целое. Важно осмыслить этот текст. Формы работы
могут быть различными: творческое письмо, дискуссия, сов­
местный поиск.

Date: 2015-11-15; view: 837; Нарушение авторских прав; Помощь в написании работы --> СЮДА...



mydocx.ru - 2015-2024 year. (0.006 sec.) Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав - Пожаловаться на публикацию