Полезное:
Как сделать разговор полезным и приятным
Как сделать объемную звезду своими руками
Как сделать то, что делать не хочется?
Как сделать погремушку
Как сделать так чтобы женщины сами знакомились с вами
Как сделать идею коммерческой
Как сделать хорошую растяжку ног?
Как сделать наш разум здоровым?
Как сделать, чтобы люди обманывали меньше
Вопрос 4. Как сделать так, чтобы вас уважали и ценили?
Как сделать лучше себе и другим людям
Как сделать свидание интересным?
Категории:
АрхитектураАстрономияБиологияГеографияГеологияИнформатикаИскусствоИсторияКулинарияКультураМаркетингМатематикаМедицинаМенеджментОхрана трудаПравоПроизводствоПсихологияРелигияСоциологияСпортТехникаФизикаФилософияХимияЭкологияЭкономикаЭлектроника
|
Пример из практики. Урок истории (Агибалова ЕУрок истории (Агибалова Е. В., Донской Г. М. История Средних веков. — М., 2002. — § 16. Формирование средневековых городов). На стадии вызова учащимся предлагается сформулировать вопросы к теме в форме «тонких» и «толстых» вопросов; это может выглядеть так, как в таблице 16. Стадию вызова может продолжить игра «jBepgre ли выд_ что...?». Учитель записывает на доске ряд вопросов и просит 'учащихся (индивидуально или в группах) попробовать на них ответить, аргументируя свои предположения. Например, верите ли вы, что: — возникновению и росту городов способствовали успехи в сельском хозяйстве; Таблица 16 Таблица «тонких» и «толстых» вопросов на стадии вызова по теме «Возникновение средневековых городов»
— деревенские кузнецы, плотники, гончары и другие ре — в первые столетия Средневековья в Европе было мало — новые города возникали у стен больших монастырей и — раньше всего, уже в IX в., возродились древние и воз После того как прозвучат ответы на данные вопросы, учащимся предлагается прочитать текст параграфа, найти подтверждения своим предположениям и ответы на «тонкие» и «толстые» вопросы. 1. Успехи в хозяйстве. С XI в. стали сокращаться пространства, занятые лесами. В глухих лесных чащах крестьяне вырубали деревья и корчевали пни, расчищая участки под посевы. Во многих местах осушали болота. Земли, раньше пустовавшие, зазеленели всходами. Возникло много новых поселений. Освоение новых земель стало возможным потому, что у крестьян появилось больше орудий труда, сделанных из железа. Наряду с легким плугом шире применялся тяжелый колесный плуг, который не только глубже вспахивал почву, но и переворачивал пласты земли. Крестьянин проходил плугом по участку 2—3 раза, а затем разрыхлял почву деревянной бороной с железными зубьями. Больше стало садов, огородов, виноградников. Продукты земледелия становились разнообразнее; урожаи выросли более чем вдвое. В Англии, например, собирали зерна в 4—5 раз больше, чем сеяли. Появилось много мельниц, сначала водяных, а позднее ветряных; они обеспечили более быстрый помол зерна и высокое качество муки. С ростом посевных площадей и урожаев появлялось больше корма для скота. В хозяйствах возросло число коров, волов, овец. После изобретения удобно-го хомута лошадей использовали не только в военном деле, но и для перевозки грузов. Вошли в употребление подковы, сберегавшие копыта от повреждений. Лошадей стали впрягать в плуги — это ускорило вспашку земли. Так лошадь стала более сильным и выносливым помощником крестьянина, чем привычный вол. Для изготовления железных орудий труда требовалось много металла. В Европе возросла добыча железной руды, усовершенствовались плавка и обработка металлов. Развивалось кузнечное и оружейное дело. Население Европы уже не довольствовалось льняной одеждой. Больше делали теперь тканей из шерсти. В народе даже сложилась поговорка: «Овца победила лен». Льняные и шерстяные материи ткали на больших горизонтальных станках. 2. Ремесло отделяется от сельского хозяйства. В раннее Средневеко 3. В Европе возникают города. Вещи, сделанные ремесленниками, были ^ырье — материалы (железо, дерево, шерсть и др.), из которых вырабатываются промышленные товары. судоходных рек — Рейна и Дуная. В X—XI вв. появились города и в других странах Западной и Центральной Европы. В результате отделения ремесла от сель-ского хозяйства в Европе возникали и росли города. Развивалось разделение труда между городом и деревней: в отличие от деревни жители которой занимались сельским хозяйством, город был центром ремесла и торговли. 4. Для нужд и потребностей обитателей замка начали стекаться к мосту продавцы ценных вещей. Затем содержатели постоялых дворов для под-кормления и приюта тех, кто вел торговые дела, стали строить дома и устраивать гостиницы. И вошло у них в обычай говорить: «Идем к мосту». Здесь население настолько разрослось, что образовался большой город, который и по сию пору носит имя Брюгге, что значит «мост». На стадии рефлексии после изучения текста параграфа учащиеся отвечают на вопросы, сформулированные на стадии вызова, затем дается задание составить еще 3—4 «тонких» и «толстых» вопроса, занести их в таблицу, поработать с вопросами в парах, выбрав наиболее интересные, которые можно задать всему классу. В тетради может появиться такая запись: Таблица 17 Таблица «тонких» и «толстых» вопросов на стадии рефлексии по теме «Возникновение средневековых городов»
Все вышеперечисленные приемы могут быть и стратегией проведения урока в целом, и «работать» на отдельных стадиях урока. Например, они могут быть использованы на стадии рефлексии. Таблицы, схемы становятся основой для дальнейшей работы — обмена мнениями, исследований, дискуссий, эссе и т. д. Вы видите, что существует множество способов графич^С! кой организаций материала. Среди них самыми распростра^ ненными являются таблицы. Йредлагаем рассмотреть еще несколько табличных форм. Это концептуальная таблица, сводная таблица, таблица-синтез. Можно рассматривать данные приемы как приемы стадии рефлексии, но в большей степени они являются стратегией ведения урока в целом. КОНЦЕПТУАЛЬНАЯ ТАБЛИЦА Прием «концептуальная таблица» особенно полезен, когда предполагается сравнение трех и более объектов или несколько вопросов. Таблица строится так: по горизонтали располагается то, что подлежит сравнению, а по вертикали — различные черты и свойства, по которым это сравнение происходит1. Таблица 18 Форма концептуальной таблицы
Ниже приводим разработки уроков, где используется этот прием.
|