Главная Случайная страница


Полезное:

Как сделать разговор полезным и приятным Как сделать объемную звезду своими руками Как сделать то, что делать не хочется? Как сделать погремушку Как сделать так чтобы женщины сами знакомились с вами Как сделать идею коммерческой Как сделать хорошую растяжку ног? Как сделать наш разум здоровым? Как сделать, чтобы люди обманывали меньше Вопрос 4. Как сделать так, чтобы вас уважали и ценили? Как сделать лучше себе и другим людям Как сделать свидание интересным?


Категории:

АрхитектураАстрономияБиологияГеографияГеологияИнформатикаИскусствоИсторияКулинарияКультураМаркетингМатематикаМедицинаМенеджментОхрана трудаПравоПроизводствоПсихологияРелигияСоциологияСпортТехникаФизикаФилософияХимияЭкологияЭкономикаЭлектроника






Пример из практики. Урок истории (Агибалова Е





Урок истории (Агибалова Е. В., Донской Г. М. История Средних веков. — М., 2002. — § 16. Формирование средневе­ковых городов).

На стадии вызова учащимся предлагается сформулировать вопросы к теме в форме «тонких» и «толстых» вопросов; это может выглядеть так, как в таблице 16.

Стадию вызова может продолжить игра «jBepgre ли выд_ что...?». Учитель записывает на доске ряд вопросов и просит 'учащихся (индивидуально или в группах) попробовать на них ответить, аргументируя свои предположения. Например, ве­рите ли вы, что:

— возникновению и росту городов способствовали успехи в сельском хозяйстве;


Таблица 16

Таблица «тонких» и «толстых» вопросов на стадии вызова по теме «Возникновение средневековых городов»

 

«Тонкие» вопросы «Толстые» вопросы
Когда в Европе стали возни­кать города? Сколько городов существовало в средневековой Европе? Кто строил средневековые го­рода? Чем отличается средневековый город от античного? Кто (какие категории населения) жил в средневековом городе? Почему стали возникать средне­вековые города?

— деревенские кузнецы, плотники, гончары и другие ре­
месленники стали меньше времени уделять сельскому хозяй­
ству;

— в первые столетия Средневековья в Европе было мало
городов;

— новые города возникали у стен больших монастырей и
замков феодалов, среди развалин римских крепостей;

— раньше всего, уже в IX в., возродились древние и воз­
никли новые города в Италии и на юге Франции?

После того как прозвучат ответы на данные вопросы, уча­щимся предлагается прочитать текст параграфа, найти под­тверждения своим предположениям и ответы на «тонкие» и «толстые» вопросы.

1. Успехи в хозяйстве. С XI в. стали сокращаться пространства, заня­тые лесами. В глухих лесных чащах крестьяне вырубали деревья и корчева­ли пни, расчищая участки под посевы. Во многих местах осушали болота. Земли, раньше пустовавшие, зазеленели всходами. Возникло много новых поселений. Освоение новых земель стало возможным потому, что у крестьян появилось больше орудий труда, сделанных из железа. Наряду с легким плугом шире применялся тяжелый колесный плуг, который не только глуб­же вспахивал почву, но и переворачивал пласты земли. Крестьянин прохо­дил плугом по участку 2—3 раза, а затем разрыхлял почву деревянной боро­ной с железными зубьями. Больше стало садов, огородов, виноградников.

Продукты земледелия становились разнообразнее; урожаи выросли бо­лее чем вдвое. В Англии, например, собирали зерна в 4—5 раз больше, чем сеяли. Появилось много мельниц, сначала водяных, а позднее ветряных; они обеспечили более быстрый помол зерна и высокое качество муки. С ро­стом посевных площадей и урожаев появлялось больше корма для скота. В хозяйствах возросло число коров, волов, овец. После изобретения удобно-го хомута лошадей использовали не только в военном деле, но и для перевоз­ки грузов. Вошли в употребление подковы, сберегавшие копыта от повреж­дений. Лошадей стали впрягать в плуги — это ускорило вспашку земли. Так лошадь стала более сильным и выносливым помощником крестьянина, чем привычный вол.


Для изготовления железных орудий труда требовалось много металла. В Европе возросла добыча железной руды, усовершенствовались плавка и об­работка металлов. Развивалось кузнечное и оружейное дело. Население Евро­пы уже не довольствовалось льняной одеждой. Больше делали теперь тканей из шерсти. В народе даже сложилась поговорка: «Овца победила лен». Льня­ные и шерстяные материи ткали на больших горизонтальных станках.

2. Ремесло отделяется от сельского хозяйства. В раннее Средневеко­
вье крестьяне сами мастерили нужные им вещи и обеспечивали феодалов
всем необходимым для жизни. Ремесло не было отделено от сельского хо­
зяйства. Но для изготовления колесного плуга или выделки сукна требова­
лись сложные приспособления, особые знания и навыки в труде. Среди кре­
стьян выделялись умельцы — знатоки того или другого ремесла. Чтобы
успешно заниматься своим делом, деревенские кузнецы, плотники, гончары
и другие ремесленники должны были меньше времени уделять сельскому
хозяйству. Ремесло становилось их главным занятием. Благодаря повыше­
нию урожаев крестьяне могли обменять часть продуктов на изделия ремес­
ленников. Ремесленник мог прокормиться своим ремеслом. Так развитие
хозяйства вело к постепенному отделению ремесла от земледелия.

3. В Европе возникают города. Вещи, сделанные ремесленниками, были
сложнее и красивее тех, которые мастерили крестьяне. В изделиях опытных
мастеров нуждалось все больше людей. Но при сборе оброка значительную
часть изделий умельцев бесплатно забирал владелец вотчины. Поэтому ре­
месленники убегали из деревень и переходили с места на место в поисках
заказчиков и покупателей. Со временем бродячие ремесленники оседали.
Их поселения возникали на перекрестках дорог, у речных переправ и вбли­
зи удобных морских гаваней. Они строили свои жилища также у стен боль­
ших монастырей и замков феодалов, среди развалин римских крепостей.
Ремесленники и купцы селились нередко у мест, где жили короли, архи­
епископы и епископы, правители областей. Почему ремесленники поселя­
лись именно в этих местах? Обитатели замков и монастырей давали заказы
на изготовление мебели, одежды, оружия, украшений. За стенами крепос­
тей можно было найти защиту в случае войны. Сюда часто приезжали, а
потом здесь и поселялись купцы. Они привозили дорогие восточные товары,
а также железо, соль, кожи, шерсть. Из ближайших деревень приходили
крестьяне, чтобы продать продукты сельского хозяйства и купить нужные
вещи. В этих местах ремесленники могли сбыть свои изделия и купить сы­
рье1. Чтобы защищаться от нападений рыцарей и грабителей, горожане ого­
раживали свой поселок рвом и валом, на валу возводили частокол. Эти
укрепления позже заменяли каменными стенами. Путник, направлявший­
ся в город, еще издали видел стены и башни городских укреплений. Войти
в город можно было только по подъемному мосту через массивные ворота,
всегда зорко охранявшиеся стражей. Лишь большое войско, имевшее осад­
ные орудия, могло овладеть городскими укреплениями. Раньше всего, уже
в IX в., возродились древние и возникли новые города в Италии и на юге
Франции. В Германии возникло много новых городов по берегам больших

^ырье — материалы (железо, дерево, шерсть и др.), из которых вырабатываются промышленные товары.


судоходных рек — Рейна и Дуная. В X—XI вв. появились города и в других странах Западной и Центральной Европы. В результате отделения ремесла от сель-ского хозяйства в Европе возникали и росли города. Развивалось разде­ление труда между городом и деревней: в отличие от деревни жители которой занимались сельским хозяйством, город был центром ремесла и торговли.

4. Для нужд и потребностей обитателей замка начали стекаться к мо­сту продавцы ценных вещей. Затем содержатели постоялых дворов для под-кормления и приюта тех, кто вел торговые дела, стали строить дома и устраивать гостиницы. И вошло у них в обычай говорить: «Идем к мосту». Здесь население настолько разрослось, что образовался большой город, ко­торый и по сию пору носит имя Брюгге, что значит «мост».

На стадии рефлексии после изучения текста параграфа учащиеся отвечают на вопросы, сформулированные на стадии вызова, затем дается задание составить еще 3—4 «тонких» и «толстых» вопроса, занести их в таблицу, поработать с вопро­сами в парах, выбрав наиболее интересные, которые можно задать всему классу. В тетради может появиться такая запись:

Таблица 17

Таблица «тонких» и «толстых» вопросов на стадии рефлексии по теме «Возникновение средневековых городов»

 

«Тонкие» вопросы «Толстые» вопросы
Когда в Европе стало быстро увеличиваться количество горо­дов? Кто были первыми жителями городов? Перечислите крупнейшие горо­да средневековой Европы. Были ли средневековые горо­да центрами торговли? Как успехи в сельском хозяйстве и ремесле повлияли на возникно­вение городов? В чем различие между городом и деревней? Как был защищен средневеко­вый город? С чем связан быстрый рост горо­дов в Европе в X — XI вв.?

Все вышеперечисленные приемы могут быть и стратегией проведения урока в целом, и «работать» на отдельных стади­ях урока. Например, они могут быть использованы на стадии рефлексии. Таблицы, схемы становятся основой для дальней­шей работы — обмена мнениями, исследований, дискуссий, эссе и т. д.

Вы видите, что существует множество способов графич^С! кой организаций материала. Среди них самыми распростра^ ненными являются таблицы. Йредлагаем рассмотреть еще несколько табличных форм. Это концептуальная таблица, сводная таблица, таблица-синтез. Можно рассматривать дан­ные приемы как приемы стадии рефлексии, но в большей сте­пени они являются стратегией ведения урока в целом.


КОНЦЕПТУАЛЬНАЯ ТАБЛИЦА

Прием «концептуальная таблица» особенно полезен, ког­да предполагается сравнение трех и более объектов или не­сколько вопросов. Таблица строится так: по горизонтали рас­полагается то, что подлежит сравнению, а по вертикали — различные черты и свойства, по которым это сравнение про­исходит1.

Таблица 18 Форма концептуальной таблицы

 

Объект сравнения Линия сравнения Линия сравнения Линия сравнения Линия сравнения Линия сравнения
Персоналии или факты          
Персоналии или факты          
Персоналии или факты          

Ниже приводим разработки уроков, где используется этот прием.

Date: 2015-11-15; view: 561; Нарушение авторских прав; Помощь в написании работы --> СЮДА...



mydocx.ru - 2015-2024 year. (0.007 sec.) Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав - Пожаловаться на публикацию