Полезное:
Как сделать разговор полезным и приятным
Как сделать объемную звезду своими руками
Как сделать то, что делать не хочется?
Как сделать погремушку
Как сделать так чтобы женщины сами знакомились с вами
Как сделать идею коммерческой
Как сделать хорошую растяжку ног?
Как сделать наш разум здоровым?
Как сделать, чтобы люди обманывали меньше
Вопрос 4. Как сделать так, чтобы вас уважали и ценили?
Как сделать лучше себе и другим людям
Как сделать свидание интересным?
Категории:
АрхитектураАстрономияБиологияГеографияГеологияИнформатикаИскусствоИсторияКулинарияКультураМаркетингМатематикаМедицинаМенеджментОхрана трудаПравоПроизводствоПсихологияРелигияСоциологияСпортТехникаФизикаФилософияХимияЭкологияЭкономикаЭлектроника
|
Олимпийские игрыНе надо путать Олимпию и Олимп. Олимп — это гора в Северной Греции, высокая, скалистая, со снежной вершиной, окутанной туманом; говорили, что там живут боги. А Олимпия — это городок в Южной Греции, в Пелопоннесе, в области Элида: зеленая дубовая роща, посвященная Зевсу, при роще — храм Зевса, а при храме — место для знаменитых олимпийских состязаний. Покорив Аркадию и Арголиду, Спарта могла без труда покорить и Эли-ду с Олимпией, но поступила умнее. Она объявила Олимпию нейтральной землей и взяла на себя ее защиту. Раз в четыре года, в пору летнего солнцестояния, по всей Греции объявлялось священное перемирие: все войны прекращались, и в Олимпию по всем дорогам стекались толпы народа участвовать в состязаниях или поглядеть на состязания. В остальное время греки чувствовали себя только гражданами своих маленьких городов-государств, вечно ссорившихся друг с другом. Здесь, в Олимпии, они чувствовали себя сыновьями единого народа. Таких общегреческих праздников, сопровождавшихся священным перемирием, было четыре: кроме Олимпийских игр, это были Пифийские в Дельфах, Истми^ские в Коринфе и Немейские в /тех местах, где Геракл когда-то убил каменного льва. Но Олимпийские считались самыми древними. Состязания были посвящены Зевсу Олимпийскому: считалось, что богу приятно смотреть на людскую силу и ловкость. Но какие именно проявления силы и ловкости людям нужнее всего — это решалось самыми земными 2 Развитие критического мышления на уроке ОО привычками. Что должен уметь пастух, чтобы уберечь свое стадо от разброда, волков и разбойников? Нагнать хищников, перескочить через расселину, издали уметить в противника камнем или палкою, изблизи вступить с ним в драку и одолеть. Отсюда и программа ранних олимпийских состязаний: бег, прыжок в длину, метание диска и копья, борьба. Лишь потом к ним добавились скачки верхом и в колесницах, а бег и борьба разделились на несколько разновидностей. Рекордные результаты не отмечались, смотрели только, «кто раньше» или «кто дальше». Поэтому лишь в редких случаях мы можем сравнивать достижения греческих атлетов с нынешними. Бегун Тисандр пробежал за час около 19 км — это очень хороший показатель и для современного бегуна. Дискобол Флегий перебросил диск через олимпийскую речку Алфей — это около 50 м по нашему счету, достижение международного класса, а ведь греческие диски были обычно тяжелее наших. Камень с надписью «Бибон поднял меня над головой одной рукой» весит 143,5 кг — это очень большой вес для двух рук и почти невообразимый для одной. Атлет Фаилл сделал прыжок в длину на 16 м — это почти вдвое дальше современных рекордов, и многие считают такой успех легендой; но здесь сравнивать трудно, потому что греки прыгали иначе, чем мы: они почти не разбегались, зато они держали в руках гири-гантели, чтобы придать телу дополнительную инерцию, а в наши дни такая техника разработана мало. Наградой в Олимпии был только оливковый венок, а в Дельфах — лавровый. Но эта награда означала, что носитель ее — любимец бога, даровавшего ему победу на своих играх. И его чтили и славили как любимца бога. В честь его устраивались праздники, воздвигались статуи, слагались песни. Особенно знамениты были те, кто подряд одерживал победы на всех четырех общегреческих играх: Немейских, Истмийских, Пифийских, Олимпийских. Знаменитый родосский борец Диагор сам был таким четверным победителем и двух сыновей своих видел такими же четверными победителями; а когда подросли его внуки, тоже одержали победу в Олимпии и в ответ на приветствия народа подхватили на плечи своего доблестного деда и понесли по стадиону, то народ от восторга себя не помнил, а один спартанец крикнул: «Теперь умри, Диагор: на земле ничего славнее уже нет, а на небо тебе все равно не взойти!» Как сохранить интерес к нашей теме, как сделать процесс чтения текста увлекательным? В тексте встречается знакомая информация. «Я это знал!» — и на полях напротив знакомой информации ставим значок «v». Действительно, родиной Олимпийских игр была Древняя Греция, соревнования проводились по многим видам спорта. Но название «Олимпийские игры» не связано со знаменитой горой Олимп, местом их проведения был город Олимпия. «Я думал неправильно, это противоречит тому, что я знал или думал, что знал», — и на полях появляется значок «-». В рассказе много новой интересной информации. Оказывается, спартанские виды спорта связаны с основным занятием греков — скотоводством. Что должен уметь пас- тух? Поставим «+»: «Это для меня абсолютно новое». Но текст не может дать исчерпывающей информации, многое осталось неясным. «Я бы хотел узнать об этом побольше» — ставим «?». Отрывок из рассказа «Олимпийские игры» после маркировки может выглядеть так: - «...Наградой в Олимпии был только оливковый венок, а в Дель- фах — лавровый. Но эта награда означала, что носитель ее — люби- v мец бога, даровавшего ему победу на своих играх. И его чтили и славили как любимца бога. В честь его устраивались праздники, воздвигались статуи, слагались песни. Особенно знамениты были те, кто подряд одерживал победы на всех четырех общегреческих играх: Немейских, Истмийских, Пифийских, Олимпийских. Знаме- ? нитый родосский борец Диагор сам был таким четверным победителем и двух сыновей своих видел такими четверными победителями; а когда подросли его внуки, тоже одержали победу в Олимпии и в ответ на приветствия народа подхватили на плечи своего доблестного деда и понесли по стадиону, то народ от восторга себя не помнил, а один спартанец крикнул: «Теперь умри, Диагор: на земле ничего + славнее уже нет, а на небо тебе все равно не взойти!» Следующим шагом может стать заполнение таблицы 4. Таблица 4 ИНСЕРТ-2
Возможен и такой этап работы: учащиеся обсуждают содержание своих таблиц в группах перед общей дискуссией в классе. Рассмотрение результатов работы, озвучивание всех граф таблицы, и в особенности графы «?», обеспечивают выход на новые источники информации. Стадия рефлексии. Далее нам следует вернуться к первоначальным записям на доске (кластеру), внести изменения, сделать дополнения, исправить ошибки. Работа проводится фронтально или по группам с последовательным их выслушиванием. А можно попросить одну из групп быть ответственной за одно «ответвление» кластера, другие же при этом вносят дополнения. Еще одним заданием может стать выявление причинно-следственных связей между смысловыми блоками кластера. Внесение изменений и дополнений фиксируется на доске (советуем делать это цветным мелком). Заполнение кластера в рабочей тетради может вестись параллельно, а может стать заданием на дом. Попробуем после прочтения текста сделать записи на доске или в тетради. Наверняка после получения новой информации «грозди» стали «посочнее», а возможно, появились и новые «веточки». Итак, в центре — наша тема «Олимпийские игры», крупными «веточками» были: место проведения, виды спорта, правила проведения, награды. Что нового мы узнали о месте проведения игр? Они проводились в Олимпии (область Элида), это место было нейтральной землей, игры проводились в священной роще, посвященной Зевсу. Кроме Олимпийских, известны Немейские, Истмийские и Пифийские игры. Данные сведения «виноградинками» соединяются в «грозди» (рис. 5). Так же заполняем и другие «веточки». После прочтения текста наша информация стала объемнее. Могли появиться новые ответвления, например «олимпийские рекорды» (рис. 6). Теперь наши записи могут выглядеть так: Попробуем установить связь между отдельными «веточками». Значение Олимпийских игр и единение греческого народа связано с прекращением войн. И хотя местом проведения игр была не гора Олимп, а Олимпия, игры были посвящены Зевсу и проводились в священной роще у храма Зевса. Данные приемы не только помогают учащимся работать с информационным текстом, но и зримо демонстрируют процесс продвижения от незнания к знанию, делают процесс чтения более осмысленным, помогают-выделять основные аспекты в изучаемой информации, формируют умение графически представлять результаты работы с; текстом. Вместе с тем работа с предложенными приемами предполагает следование принципам, заложенным авторами программы РКМЧП для эффективной работы в технологическом режиме. Технология развития критического мышления направле-нана развитие навыков работы с информацией (текстом), умения не только вдумчиво читать, быть активным слушате- дициям. Но наводнения происходили в приневских землях задолго до строительства Санкт-Петербурга. В старых летописях упоминаются наводнения, покрывавшие эту местность водой на 20—25 футов1. В 1691 г. вода затопила устье Невы до Большой Охты. Жители спасались на Дудергофских высотах. Первое наводнение в Санкт-Петербурге жители наблюдали уже в конце лета (в августе) 1703 г., многие в страхе бежали, считая разгул стихии карой небесной. Наводнения были одной из причин, почему Петр II в 1729 г. захотел перенести столицу в Москву. Жизнь шла своим чередом, а жители Санкт-Петербурга с первых лет существования города внимательно приглядывались к явлениям, сопровождавшим наводнения. Бросалось в глаза, что наводнениям сопутствует ветер. Так возникла первая — ветровая — теория. Западный ветер нагоняет морскую воду в устье и вызывает обратное течение Невы. Но ветер-то дул не всегда западный. Несколько позднее более убедительной показалась стоковая теория. Согласно ей, наводнения создаются самой Невой, а ветер с моря лишь подпирает Неву и создает затруднения для стока. Выход был прост: надо рыть каналы, углублять и расширять их для облегчения стока воды. И появились каналы: Екатерининский, Обводный и многие другие. Но до конца тайна невских наводнений раскрываться стала лишь в конце XIX в. Резкие подъемы воды связаны с возникновением в Балтийском море длинных волн. Ближе к осени над Атлантикой образуется циклон с низким давлением. Этот циклон формирует длинную волну» Такая волна пробегает залив за 7—9 ч и к устью Невы поднимается до 200—250 см (в случае, если нет ветра). Ветер еще больше усугубляет положение. Первый признак наводнения — подъем уровня воды над ординаром (в России средний уровень Финского залива у Кронштадта). В Санкт-Петербурге самый высокий уровень Невы — у Горного института, но он на 11 см ниже, чем у Кронштадта. В начале XVIII в. город затопляло при подъеме воды в Неве на 130—150 см; в середине XIX в. — на 150—170 см. В наше время необходимо, чтобы вода поднялась на 180—200 см. Начинаются наводнения с районов, прилегающих к Невской губе, Большой Неве, каналам западной части города. На стадии рефлексии в первой части лекции суммируется информация, полученная на стадии вызова и осмысления. Часть 2 Стадия вызова Учащимся предлагается задание — ролевая игра. Попросим представить себя в роли крупного государственного чиновника, который должен предложить способы предупреждения и защиты города от наводнений в XVIII—XIX вв. Предложения озвучиваются и заносятся в левую часть бортового журнала. *1 фут = 0,3 м. 40 Стадия осмысления содержания Наводнения всегда несли разрушения и часто — гибель людей. Поэтому население города пытались предупредить о надвигающейся опасности. Указ 1721 г. гласил: «...как вода начнет прибывать, то весь рогатый скот и лошадей отсылать в лес». Екатерина I издала указ отмечать уровень воды и впредь строить на фут выше. Екатерина II строила каналы. В случае опасности оповещали пушечными выстрелами (1 выстрел — 1 фут подъема воды) из Подзорного дома, Галерной гавани, Адмиралтейства; барабанным боем, звоном колоколов («не набатным, а продолжительным»). На шпицах вывешивались красные флаги днем и фонари ночью. В 1897 г. была создана «Служба предупреждения наводнений на Неве» при Главной физической обсерватории. Сейчас этим занимается Санкт-Петербургское бюро погоды. Но, несмотря на предупреждения, ущерб всегда был велик. Правительства, как могли, оказывали помощь пострадавшим, но все потери возместить было невозможно.. Перечень дат наводнений приближается к 300. Наиболее известные наводнения были в 1824, 1924 гг. Создано было множество проектов защиты города. Многие предусматривали строительство дамбы в устье Невы. Наиболее известен проект архитектора П. П. Базена, по которому дамба должна была соединить Кронштадт и Ораниенбаум, протянувшись на 20—25 км. В ней — водопропускные и судо-пропускные ворота. Но проект был признан «фантастическим». Однако именно он лег в основу проекта, утвержденного в 1979 г. На стадии рефлексии учащиеся работают с бортовым журналом. Часть 3 На стадии вызова к последней части лекции используем прием «дерево предсказаний». Составим дерево предсказаний по теме, которая будет раскрыта в третьей части лекции. Немного теории. Прием «дерево предсказаний» заимствован авторами пособия из рекомендаций американского педагога Д. Баланка для работы с художественным текстом1. В оригинале этот прием помогает строить предположения по поводу развития сюжетной линии в рассказе, повести. Правила работы с данным приемом таковы: «ствол дерева» — тема, «ветви» — предположения (количество «ветвей» не ограничено) и, наконец, «листья» — обоснование этих предположений, аргументы в пользу того или иного мнения. Стадия осмысления содержания Учащимся предлагается прослушать заключительную часть лекции, продолжив работу с бортовым журналом. Ученые утверждают, что в период с 1996 по 2015 г. ожидается серия катастрофических наводнений. Уровень воды может подняться на 540 см. Чем это нам грозит? Под слоем воды в 1,2—1,7 м окажутся Васильевский ^u.-.Balanca D. The Cooperative Think Tank. — 1992. остров, Петроградская сторона, Петропавловская крепость, Летний сад, Дворцовая площадь, Исаакиевский собор, Невский проспект. На месте Балтийского завода, Судостроительного завода, Морского порта будет море. Не будет электричества, света, тепла. Остановится транспорт. Не будут работать водопровод и канализация, возникнут пожары. Готовы ли мы выстоять против стихии? В качестве итоговой рефлексии предлагаем провести исследование по теме «Современный проект строительства защитных сооружений». Это исследование потребует знакомства с дополнительными источниками информации, поэтому выступает в роли домашнего задания. Знакомство с данной стратегией показывает вариативность в использовании фаз технологии, т. е. повторяемость фаз в ходе одного занятия, и возможность их использования за рамками урока, например последнее задание (итоговая рефлексия) может стать домашним заданием.
|