Главная Случайная страница


Полезное:

Как сделать разговор полезным и приятным Как сделать объемную звезду своими руками Как сделать то, что делать не хочется? Как сделать погремушку Как сделать так чтобы женщины сами знакомились с вами Как сделать идею коммерческой Как сделать хорошую растяжку ног? Как сделать наш разум здоровым? Как сделать, чтобы люди обманывали меньше Вопрос 4. Как сделать так, чтобы вас уважали и ценили? Как сделать лучше себе и другим людям Как сделать свидание интересным?


Категории:

АрхитектураАстрономияБиологияГеографияГеологияИнформатикаИскусствоИсторияКулинарияКультураМаркетингМатематикаМедицинаМенеджментОхрана трудаПравоПроизводствоПсихологияРелигияСоциологияСпортТехникаФизикаФилософияХимияЭкологияЭкономикаЭлектроника






Кластеры





Первый прием — это кластер («гроздь»), выделение, смыс­ ловых единиц текста и графическое их оформление в~опреде-ленном порядке j виде грозди1. Кластеры могут стать как ве- дущим приемом на стадии вызова, рефлексии, так и страте-

'См.: Buehl D. Classroom Strategies For Interactive Learning. — IRA, 2001.




Или так:

гией урока в целом. Делая какие-то записи, зарисовки для памяти, мы часто интуитивно распределяем их особым об­разом, компонуем по категориям. «Грозди» — графический прием систематизации материала. Наши мысли уже не гро­моздятся, а «гроздятся», т. е. располагаются в определенном порядке.

Правила очень простые.

Рисуем модель Солнечной системы: звезду, планеты и их спутники. Звезда в центре — это наша тема, вокруг нее пла­неты — крупные смысловые единицы. Соединяем их прямой линией со звездой. У каждой планеты — спутники, у после­дних — свои спутники.

Система кластеров охватывает большее количество инфор­мации, чем вы получаете при обычной письменной работе. Этот прием может быть применен на стадии вызова, когда мы систематизируем информацию, полученную до знакомства с основным источником (текстом) в виде вопросов или заголов­ков смысловых блоков.

Например, при изучении темы «Латинская Америка во 2-й половине XX века» (разработано И. В. Муштавинской)1 про­сим учащихся предположить, по каким смысловым блокам мы будем изучать страны этого региона. (Эти блоки могут быть предложены и учителем.) На данном уроке учащиеся предполагают, что главными вопросами изучаемой темы ста­нут внутренняя политика, экономика, внешняя политика, особенности развития региона. Таким образом, учащиеся вы­ходят на собственное целеполагание. Распределяем эти заго­ловки смысловых блоков вокруг основной темы. Это выгля­дит так:


Следующим шагом будет задание учителя обсудить в груп­пах и сделать предположения о развитии региона по данным направлениям. Информация записывается. Для того чтобы разрешить противоречия, возникающие в ходе записи пред­положений, ответить на вопросы по систематизации, подтвер­дить или опровергнуть предположения, расширить знания по данной теме, предлагается текст «Латинская Америка». Про­должается работа с данным приемом и на стадии осмысления содержания; по ходу работы с текстом вносятся исправления и дополнения в «грозди».

Этот прием имеет большой потенциал и на стадии рефлек­сии: исправление неверных предположений в предваритель­ных кластерах, заполнение их на основе новой информации, установление причинно-следственных связей между отдель­ными смысловыми блоками (работа может вестись индивиду­ально, в группах, по всей теме или по отдельным смысловым блокам). Очень важным моментом является презентация новых кластеров. Задачей этой работы является не только систематизация материала, но и установление причинно-след­ственных связей между «гроздями», например: как взаимо­ связаны между собой смысловые блоки «особенности регио-на» и «внутренняя политику». Заданием может стат^ь и укрупнение одной или нескольких «гроздей», и выделение новых. На данном уроке подобное задание может звучать так: рассмотрите подробнее материал об особенностях региона или выделите характерные черты латиноамериканского ментали­тета. На стадии рефлексии работа с кластерами завершится^


Учитель может усилить эту стадию, предоставив учащимся возможность продолжить исследование по теме или выпол­нить творческое задание. (Более подробно об этих методах тех­нологии РКМЧП речь пойдет далее.)

Старшеклассники и учащиеся средней и младшей школы легко используют этот прием. Возрастная специфика выража­ется в том, что старшие школьники более самостоятельны в выделении смысловых единиц. Организуя подобную работу с младшими школьниками, рекомендуем учителю сов­местно с учащимися озаглавливать смысловые блоки или предлагать им готовые вопросы. Достаточно 2—3 раза прове­сти подобную работу, для того чтобы этот прием стал техно­логичным. Школьники с удовольствием используют кластеры.

Рекомендации по работе с «гроздями»:

1. Оцените текст, с которым будете работать. Нужна ли в
данном случае разбивка на «грозди»? Можно ли выделить в
тексте большие и малые смысловые единицы?

2. Помогите ученику, если у него возникли сомнения, вы­
делить эти смысловые единицы. Это могут быть вопросы или
ключевые слова или фразы.

3. Озвучьте свои «грозди». Пусть ученики сделают презен­
тацию своих записей.

4. Попросите установить связи между «веточками» вашей
«грозди» и объяснить возникшие связи.

5. Если вы хотите остановиться на каком-либо смысловом
блоке, попросите сделать эту «веточку» поярче.

Стадию вызова на уроке можно осуществить многими ме­тодами, в том числе и хорошо вам знакомыми:ключевые слова, по которым можно придумать рассказ или расставить их в определенной последовательности, а затем, на стадии осмысления содержания, искать подтверждение сво­им предложениям;

верные и неверные утверждения,. Например, в начале уро-ков по теме «Эпоха застоя» (разработано И. В. Муштавин-ской) могут быть предложены следующие высказывания:

— в эпоху застоя принята новая конституция, в которой
были провозглашены основные права граждан;

— это было время расцвета литературы и искусства;

— была восстановлена система ГУЛАГа;

— была ужесточена цензура;

— видные деятели науки и искусства были выдворены из
СССР и т. д.

Затем попросите учащихся установить, верны ли данные утверждения и обосновать свой ответ. После знакомства с основной информацией (текст параграфа, лекция по теме) возвращаемся к данным утверждениям и просим учащихся оценить их достоверность, используя полученную на уроке ин­формацию.


ИНСЕРТ

Еще один прием данной технологии, который часто ис­пользуется, — это маркировка текста значками по мере его чтения — «ИНСЕРТ» (Воган и Эстес, модификация Мередит и Стил)1.

/ — interactive интерактивная

Nnoting размечающая

S — system система

Е — effective для эффективного

Rreading and чтения и

Тthinking размышления

«v» — уже знал

«+» — новое

«-» — думал иначе

«?» — не понял, есть вопросы

Во время чтения текста следует рекомендовать учащимся делать на полях пометки, а после этого заполнить таблицу, в которой значки будут заголовками граф. В таблицу тезисно заносятся сведения из текста.

Сформулируем некоторые правила, как читать текст, со­храняя интерес к теме.

• Делайте пометки. Предлагаем несколько вариантов по­
меток:

два значка — «+» и «v»;» три значка — «+», «v», «?»;

четыре значка — «+», «v», «-», «?».

• Ставьте значки по ходу чтения текста на полях.

• Прочитав один раз, вернитесь к своим первоначальным
прогнозам,- вспомните, что вы знали или предполагали по дан­
ной теме раньше; возможно, количество значков увеличится.

Следующим шагом может стать заполнение таблицы 3, количество граф которой соответствует числу значков мар­кировки.

Этот прием работает на стадии осмысления содержания. Для заполнения таблицы вам 'понадобится снова вернуться к тексту. Таким образом, мы обеспечиваем вдумчивое, внима­тельное чтение. Технологический прием «ИНСЕРТ» и табли­ца делают зримыми процесс накопления информации, путь от «старого» знания к «новому». Важным этапом работы станет обсуждение записей, внесенных в таблицу.

Используем эти приемы на; уроке. Учащиеся обычно пред­почитают устную форму работы. Не все любят писать. Кроме

'См.: Vaughan L. L., Estes Т. Н. (1986). Reading and Reasoning Beyond the Primary Grades. Boston, Allyn & Bacon (Ed. by Ch. Temple, K. Meredith and J. Steele, 1997).



Таблица 3 ИНСЕРТ-1

 

«V» «+» «—» «?»
Подставьте «V» на полях, если то, что вы читаете, соответствует тому, что вы знаете или ду­мали, что зна­ете Поставьте «+» на полях, если то, что вы читаете, является для вас новым Поставьте «-», если то, что вы читаете, противоречит тому, что вы уже знали или думали, что знаете Поставьте «?» на полях, если то, что вы читаете, непонятно, или вы хотели бы по­лучить более под­робные сведения по данному воп­росу

того, на уроке, где применяется только устная форма работы, можно и отсидеться. Графическая же форма превращает урок в увлекательную игру, помогает понять (еще до организации основной работы), что можно сказать по данной теме, позво­ляет систематизировать уже имеющиеся знания.

Отправимся в Древнюю Грецию. Нашим спутником станет книга М. Л. Гаспарова «Занимательная Греция»1.

Тема урока «Олимпийские игры». Попробуем вспомнить, что мы знаем об этом. Наверняка ученики помнят, что эта традиция зародилась очень давно в Греции, что, возможно, игры проводились у горы Олимп, той самой, где жили грече­ские боги, что на время игр в Греции прекращались войны, что зажигался олимпийский огонь, что соревнования шли по нескольким видам спорта: бег, метание диска, борьба, а наградой был лавровый венок и прижизненная слава. Попро­буем записать уже имеющиеся знания, используя прием «кла­стер». Мы можем предложить выполнить это задание учени­кам, но первый раз сделаем это вместе.

Запишем наши предположения2.

Эти записи появились на доске после проведения парной и групповой мозговой атаки. Чем больше соберете сведений вер­ных (а возможно, и нет), тем богаче будет ваш резервный фонд для изучения нового. Чем больше идей выскажут уча­щиеся, тем выше будет интерес к изучаемой теме. Вам не нужно будет убеждать их в том, что эту тему важно обяза­тельно изучить. Мотивация может проявиться в самых раз­ных формах: от поиска ответов на свои вопросы до расшире­ния знаний по теме в целом.

'См.: Гаспаров М. Л. Занимательная Греция: Рассказы о древнегреческой культуре, — М., 1995.

2 Схема составлена на основе ответов учащихся и не содержит исправ­лений учителя.


Стадия вызова завершена — теперь необходимо проверить свои предположения. Для этого обратимся к тексту.

На стадии осмысления содержания, для того чтобы разре­шить противоречия и расширить знания по изучаемому во­просу, учащимся предлагается текст. Используем технологи­ческий прием «ИНСЕРТ» для сохранения интереса к теме.

Date: 2015-11-15; view: 805; Нарушение авторских прав; Помощь в написании работы --> СЮДА...



mydocx.ru - 2015-2024 year. (0.01 sec.) Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав - Пожаловаться на публикацию