Главная Случайная страница


Полезное:

Как сделать разговор полезным и приятным Как сделать объемную звезду своими руками Как сделать то, что делать не хочется? Как сделать погремушку Как сделать так чтобы женщины сами знакомились с вами Как сделать идею коммерческой Как сделать хорошую растяжку ног? Как сделать наш разум здоровым? Как сделать, чтобы люди обманывали меньше Вопрос 4. Как сделать так, чтобы вас уважали и ценили? Как сделать лучше себе и другим людям Как сделать свидание интересным?


Категории:

АрхитектураАстрономияБиологияГеографияГеологияИнформатикаИскусствоИсторияКулинарияКультураМаркетингМатематикаМедицинаМенеджментОхрана трудаПравоПроизводствоПсихологияРелигияСоциологияСпортТехникаФизикаФилософияХимияЭкологияЭкономикаЭлектроника






Методики психолого-педагогического тестирования





(приведены некоторые, несложные в исполнении, не требующие специальной подготовленности в области психологии, имеющие достаточно четкие критерии оценки. При необходимости могут быть использованы другие – см. разнообразные сборники психологических тестов).

 

Ø Тест Керна-Ирасека

Этот метод наиболее часто используется для ориентировочной оценки развития школьно-необходимых функций.

Он включает 3 задания:

§ 1 – рисунок мужчины,

§ 2 – срисовывание с фразы из трех слов,

§ 3 – срисовывание 10 точек, расположенных в определенном порядке.

Первое задание: дает возможность выявить зависимость между изобразительной деятельностью и развитием второй сигнальной системы, абстрактного мышления, интеграцией в психической деятельности. Следовательно, этот субтест позволяет проводить ориентировочную оценку общего умственного развития.

Выполнение второго и третьего заданий теста связано с уровнем развития у ребенка способности к произвольному поведению (он должен проявить волевое усилие, исполнить инструкцию в малопривлекательной работе в течение необходимого времени), что является важной предпосылкой для успешного обучения. При воспроизведении письменных букв и геометрических фигур, являющихся для детей дошкольного возраста исключительно абстрактными формами, выявляется, достиг ли ребенок такого уровня психического развития, чтобы он мог понять принцип задания «подражание образцу» и овладеть им. Кроме того, задания теста дают представление о развитии мелких мышц кисти и выраженности тонких двигательных координаций, необходимых для становления навыков письма и совершенствования рисунка.

Инструкция

К первому заданию: Нарисуй какого-либо дядю; так, как умеешь.

Дальнейшее объяснение, помощь, предупреждение по поводу ошибок, недостатков рисунка не допускается. Можно лишь подбодрить ребенка.

Второе задание формулируется следующим образом: Посмотри, здесь что-то написано. Попробуй, смог (смогла) бы ты так написать Хорошенько посмотри и рядом

напиши тоже самое, даже если ты не умеешь писать.

Третье задание – по такому же образцу

Оценка:

Каждое задание оценивается в баллах. Высшая оценка – «единица», наихудшая – пять баллов. Каковы критерии, поясним на примерах.

Задание 1 – рисунок мужчины.

1 балл – у нарисованной фигуры должны быть голова, туловище, конечности. Голову с туловищем соединяет шея (она должна быть не больше, чем туловище). На голове изображены волосы (возможна шапка или шляпка), уши, на лице – глаза, нос, рот. Верхние конечности заканчиваются рукой с пятью пальцами. Признаки мужской одежды.

2 балла – выполнение всех требований, как и при оценке 1 балл. Возможны три отсутствующие части: шея, волосы, один палец, туловище, конечности.

3 балла – руки, ноги могут быть нарисованы двумя линиями. Отсутствуют шея, уши, волосы, пальцы рук, ступни ног, одежда.

4 балла – примитивный рисунок головы с туловищем. Конечности (достаточно лишь одной пары) изображены одной линией.

5 баллов – отсутствует ясное изображение туловища и конечностей, каракули.

Задание 2 – срисовывание написанного текста

1 балл – фразу можно прочитать. Буквы могут быть не более чем в два раза больше образца. Четко видно отдельно три слова. Предложение отклонено от прямой линии не более чем на 300.

2 балла – предложение можно прочитать, буквы по величине близки к образцу, но им не хватает стройности.

3 балла – буквы должны быть разделены на две группы. Можно прочитать хотя бы четыре буквы.

4 балла – с образцом схожи, по меньшей мере, две буквы. Вся группа имеет еще видимость «письма».

5 баллов – каракули.

Задание 3 – срисовывание группы точек..

1 балл – точное воспроизведение образца. Нарисованы точки, а не кружки. Полное соблюдение симметрии фигуры. Уменьшение образца допускается, любое увеличение – не больше чем в ½ раза.

2 балла – количество точек должно соответствовать образцу. Допускается небольшое нарушение симметрии: одна точка может выходить за рамки столбца или строки. Допускается изображение кружков вместо точек.

3 балла – когда группа точек похожа на образец; нарушена симметрия всей формы, но сохраняется подобие образца; на рисунке – больше или меньше точек в сравнении с образцом.

4 балла – точки расположены кучно.

5 баллов – каракули.

Баллы за выполнение всех трех заданий суммируются. Положительным считается результат, когда ребенок набрал не более девяти баллов. Целесообразна более детальнаяоценка:

§ 3-5 баллов - зрелый тип § 6-7 баллов - зреющий тип А § 8-9 баллов - зреющий тип Б § 10-15 баллов - незрелый тип  

 

На основании накопленного опыта проведения данного теста можно высказать следующее:

§ Если такие задания, как срисовывание фразы и точек, не вызывают особых затруднений у детей, то с третьим заданием многие справляются труднее. Причина - рисунок человека, тем более конкретная установка (рисунок не просто человека, а рисунок мужчины) требуют от ребенка определенной аналитической работы, развития абстрактного мышления, а именно этому не уделяется должного внимания как в дошкольных учреждениях, так и дома. Зачастую акцент делается на развитие мелкой моторики будущих первоклассников (сказанное не означает отрицания важности работы в данном направлении).

§ Тест «рисунок человека» достаточно широко используется изолированно, для оценки умственного развития.

Количественная оценка может быть получена следующим образом:

o Если в рисунке отсутствует голова или туловище, то оценка 0 баллов.

o Если имеются голова и туловище, то ставится по 2 балла за каждую из следующих деталей: глаза(один или два), рот, нос, руки (одна или две), ноги (одна или две).

o По 1 баллу ставится за каждую из следующих деталей: уши, волосы (или шапка), шея, пальцы, одежда, ступни(обувь).

o За правильное количество пальцев (5 на каждой руке) ставится еще 2 балла.

o За пластический способ изображения ставится 8 дополнительных балла. За промежуточный – 4 балла. Если способ изображения схематический и руки- ноги изображены двойными линиями, то ставится 5 дополнительных баллов. За схематическое изображение, в котором руки или ноги изображены одинарной линией или отсутствую, дополнительные баллы не ставятся.

Таким образом, минимальная сумма баллов = 0, максимальная (при наличии всех перечисленных деталей и пластическом изображении) = 26.

Ориентировочные возрастные нормы (баллы):

§ 5 лет - 4-11

§ 6 лет – 7 -14

§ 7 лет – 12-16

§ 8 лет – 17-21

§ 9 лет – 20-23

§ 10 лет – 22-25

§ начиная с 11 лет – 24-26.

Рисунок человека позволяет дать предварительную оценку умственного развития. Чем старше ребенок, тем менее прямо уровень рисования связан с общим уровнем развития. Поэтому с возрастом надежность выводов об умственном развитии падает, а надежность выводов о личностных и эмоциональных особенностях, напротив, возрастает. (Для изучения этих особенностей рисование применяется широко – не только описанный тест, но и, например, тест «Дом, дерево, человек»)

 

Ø Исследование дефектов звукопроизношения

 

Предварительно необходимо выяснить у родителей ребенка или у их родных наличие дефектов в произношении каких-либо звуков. Наследственные дефекты звукопроизношения у обследуемого ребенка не учитываются.

Для выявления чистоты речи ребенку предлагается по картинкам (рисункам) перечислить последовательно вслух предметы, в названии которых встречаются сонорные звуки Р, Л, свистящие – С, З, шипящие – Ж, Ш, Ч, Щ.

Картинки и рисунки подбираются с таким расчетом, чтобы каждый из перечисленных выше звуков встречался в начале, середине и конце названия предмета, изображенного на них. Например:

§ репа – огурец – топор

§ лук – стул – кулак (лапа – белка – стул)

§ скала – сосулька - лес

§ жук – ножницы – ёж (жук – гараж – пожар);

§ замок – поезд – глаз

§ шар – чашка – шалаш

§ часы – почтальон – врач

§ щавель – площадь - борщ.

Фиксируются все дефекты в произношении звуков, имеющихся у данного ребенка.

Оценка результатов.

§ Правильное произношение всех звуков (0 баллов) указывает на готовность данной функции к выполнению школьных требований и обозначается значком «+».

§ Наличие дефектов в произношении 1, 2, 3-х звуков или групп звуков свидетельствует о недостаточной готовности к обучению в школе и обозначается знаком «-».

 

Ø Мотометрический тест

Тест «вырезывание круга» (тест Озерецкого)

 

Ребенок получает из тонкого картона или плотного ватмана карточку, на которой изображена фигура (рис. 8). Ребенку объясняют, что ему нужно вырезать ножницами круг по средней утолщенной (1 мм) линии – диаметр круга 50 мм. Работу следует выполнять правой рукой. Когда испытуемый дорезал до толстой линии, фиксируют время, за которое он вырезает круг. Работа должна быть выполнена за 1 минуту. За это время нужно вырезать не менее 8/9 круга. Отклонение от утолщенной линии разрешается не более 2-х раз (перерезается одна из тонких линий) или один раз (перерезается 2 тонких линии). Разрешается две попытки. Тест считается невыполненным и обозначается «-» при увеличении времени, отведенного на выполнение, а также при большем, чем указано выше, количестве ошибок.

Оценка результатов:

§ 1 балл – выполнение теста с первой попытки. 2 балла – выполнение теста со второй попытки. 3 балла – невыполнение теста.

§ 1-2 балла – свидетельствуют о высоком уровне развития моторики, достаточном для выполнения требований школы и обозначается знаком «+».

§ 3 балла – указывает на недостаточную функциональную готовность к обучению и обозначается знаком «-».

 

 

Ø Проведение словесно-ассоциативного эксперимента

 

Испытуемому дается следующая инструкция: «Я буду произносить слова, а ты быстро отвечай на них словом, которое тебе придет в голову». Затем ребенку приводится 2-3 примера слова-раздражителя со всеми возможными ответами, чтобы не навязывать ему своего варианта ответа, например, ВОРОБЕЙ – птица, маленький, серый, летает, клюет; ЛЕС – деревья, шумят, зеленый, дремучий, и пр.

После этого ребенку один за другим в определенной последовательности называют 15 слов-раздражителей (имена существительные в именительном падеже и понятные по смыслу детям данного возраста).

Например:

§ Стол

§ Часы

§ Цветок

§ Потолок

§ Машина

§ Чашка

§ Конфеты

§ Папа

§ Бабушка

§ Картина

§ Девочка

§ Небо

§ Платье

§ Пароход

§ Яблоко

Против каждого слова записывается ответ, который дает на него ребенок. Во время эксперимента не следует ребенка торопить, подсказывать ему, отвлекать.

Оценка результатов.

Ø адекватность полученных ответов.

Адекватными реакциями считаются четкие, лаконичные ответы одним словом (существительным, прилагательным, глаголом). Например, птица – соловей; береза – дерево; небо – синее; диван – мягкий; автобус – едет; комната – в доме и т.д.

К числу неадекватных реакций относятся:

ü Полное отсутствие словесной реакции, когда ответ не получен в течение 45 секунд с момента подачи слова-раздражителя.

ü Отказная словесная реакция – «не знаю», «не могу».

ü Междометная примитивная реакция – «гм», «ой», «ну».

ü Ориентировочная реакция – ребенок оглядывает окружающие предметы, отвечает названием одного из них, т.е. реакция не на данный раздражитель, а в сторону, мимо его.

ü Вопросительно-ориентировочная реакция, например: диван- какой?; жилище – чье?; небо – почему?

ü Персевирующая реакция – когда на несколько раздражителей дается подряд один и тот же ответ: небо – голубое; посуда – голубая и т.д.

ü Созвучная (подражательная) реакция, тождественная или близкая к звучанию слова-раздражителя, например, учитель – учит.

ü Предэхолическая реакция с последующей адекватной словесной реакцией: береза – береза?...дерево – дерево?...посуда – посуда? и т.д.

ü Эхолическая реакция, буквально воспроизводящая слово-раздражитель, автобус – автобус, сладости – сладости и т.д.

 

Ø процент неадекватных реакций, которые дает ребенок на предъявляемые словесные раздражители.

 

Количество неадекватных реакций 100 %

общее количество ответов

Оценка:

§ Доля неадекватных ответов составляет 30 % и менее (т.е. не более 5 слов из 15-ти) - уровень развития II сигнальной системы достаточен для выполнения школьных требований и результат проведения словесно-ассоциативного эксперимента оценивается знаком «+».

§ Доля неадекватных реакций превышает 36 % (т.е. 6 и более слов из 15-ти) - недостаточная готовность системы к выполнению требований школы и результаты словесно-ассоциативного эксперимента обозначаются знаком «-».

Ø Вербальные тесты для исследования уровня словесно-логического мышления (по принципу Р.Амтхауэра)

Дополняет (расширяет) предыдущее исследование.

Date: 2015-11-14; view: 905; Нарушение авторских прав; Помощь в написании работы --> СЮДА...



mydocx.ru - 2015-2024 year. (0.007 sec.) Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав - Пожаловаться на публикацию