Главная Случайная страница


Полезное:

Как сделать разговор полезным и приятным Как сделать объемную звезду своими руками Как сделать то, что делать не хочется? Как сделать погремушку Как сделать так чтобы женщины сами знакомились с вами Как сделать идею коммерческой Как сделать хорошую растяжку ног? Как сделать наш разум здоровым? Как сделать, чтобы люди обманывали меньше Вопрос 4. Как сделать так, чтобы вас уважали и ценили? Как сделать лучше себе и другим людям Как сделать свидание интересным?


Категории:

АрхитектураАстрономияБиологияГеографияГеологияИнформатикаИскусствоИсторияКулинарияКультураМаркетингМатематикаМедицинаМенеджментОхрана трудаПравоПроизводствоПсихологияРелигияСоциологияСпортТехникаФизикаФилософияХимияЭкологияЭкономикаЭлектроника






Определение психолого-педагогической готовности детей к школе





Медицинская карта Всероссийской диспансеризации предполагает анализ и заключение о психическом развитии и состоянии ребенка по показателям:

§ Эмоционально-вегетативное состояние

§ Психомоторная сфера и поведение

§ Интеллект

 

Ø Эмоционально-вегетативное состояние

Несомненно, что в данном случае от каждого психолога понадобится максимум включения собственного опыта, так как оценка субъективна и базируется на анализе первичных бесед с ребенком, всего хода обследования и качественных характеристик, полученных проективными (рисуночными) методами. В результате составляется заключение об эмоционально-вегетативном статусе по таким показателям, как

§ тревожность,

§ страхи, фобические реакции

§ агрессивность

При наличии высоких оценок по этим показателям в карте фиксируются отклонения. В данной части обследования необходимо учитывать, что не все дети сразу хорошо вступают в контакт с незнакомыми или малознакомыми взрослыми, несмотря на это у них отмечается хорошее интеллектуальное развитие, и в другой ситуации установление контакта между психологом и ребенком может происходить гораздо успешнее. В связи с этим рекомендуется при анализе эмоционально-вегетативного статуса ребенка опираться на задания, не требующие речевого включения ребенка. Лучше использовать рисуночные техники («Дом-дерево-человек», цветовой тест Люшера и т.п.), а также данные наблюдений за реакциями ребенка в момент обследования.

 

Ø Психомоторная сфера и поведение

Необходимо оценить развитие по таким показателям, как:

§ темп деятельности, астеничность.

§ внимание.

§ зрительно-моторная координация.

§ самоконтроль, произвольная регуляция деятельности:

o Умение подчинять свою деятельность и поведение заданным правилам.

o Умение сдерживать эмоциональные реакции.

o Умение планировать, предвидеть результат.

o Способность длительно выполнять неинтересную работу.

Рекомендуемые методы: тест Керна-Ирасека, графический диктант Элькони, корректурная проба Бурдона, линеограммы Мира-Лопец, кодировка Векслера и др., а также наблюдения за реакциями в ситуации обследования.

 

 

Ø Диагностика интеллекта и интеллектуального развития

Данная диагностика предполагает анализ качеств, обеспечивающих восприятие, переработку и сохранение разнообразной информации. Базой для развития (и оценки) интеллектуальных способностей являются возможности образно-логического, наглядно-действенного (конструктивного) и сенсомоторного мышления. Другими словами, предметом диагностики здесь является вербальный и невербальный интеллект ребенка.

Для исключения состояний фрустрации ребенка, вызванных ситуацией обследования, и необъективности получаемых результатов следует избегать однотипных заданий, не ставить детей в жесткие временные рамки. Эффективнее проводить обследование в несколько туров и групповые формы диагностики дополнять индивидуальными.

В диагностике интеллекта рекомендуется использовать тест Амтхауэра, разрезные картинки, вербальный тест Ирасека, рисунок человека (Гудинаф, Макковер), пиктограмму Луриа, понимание скрытого смысла басен, рассказов. Для углубленного изучения умственного развития могут быть применены тест Векслера для дифференциации нарушений умственного развития, прогрессивные матрицы Равенна, изучение структуры мыслительной деятельности Ульенковой и др.

Одним из признаков обучаемости является нарушение психомоторной сферы и поведения – нарушения крупной и мелкой моторики, замедленность темпа деятельности.

В отличие от умственно отсталого ребенок с нарушениями обучаемости (задержкой психического развития) способен овладеть программой массовой школы, но нуждается в специально организованной коррекционной работе (рисование, лепка, игра с мелкими конструкторами, рассказ по картинкам, пересказ, ответы на все «почему?, как?, что это такое? И т.п..»).

В приложении приведена оценка нервно-психического развития дошкольников и методики изучения психолого-педагогической готовности.

К настоящему времени разработано достаточно большое количество методик психолого-педагогического тестирования.

Одним из доступных, более простых является следующий набор - тест Керна-Ирасека, тест Озерецкого, словесно-ассоциативный эксперимент, тестовая беседа, фонематическое восприятие.

При необходимости исследования могут быть дополнены изучением уровня умственного развития (см. тест «Способность к обучению»).

 

На основании проведенной работы по оценке состояния здоровья и результатов психолого-педагогического тестирования делается заключение о готовности ребенка к обучению в школе. Возможны следующие варианты:

§ Ребенок готов к обучению в школе.

§ Ребенок не готов по медицинским показаниям

§ Ребенок не готов по психолого-педагогическим критериям

§ Ребенок не готов как по состоянию здоровья, так и по психолого-педагогическим критериям.

Анализ связи уровней медицинской и психолого-педагогической готовности свидетельствует о том, что формирование соматического здоровья, психических функций и школьно-необходимых навыков – это относительно автономные процессы онтогенеза, обеспечивающие на каждом этапе развития детей устойчивость социобиоразнообразия. Тем не менее последний вариант заключения о готовности к началу систематического образования – довольно частое явление.

§ Может быть вынесено заключение, особенно при первом обследовании, «ребенок условно готов «(образно говоря, чуть-чуть не дотянул до планки «готов»). Это касается и медицинских, и психолого-педагогических критериев.

 

 

Структура и содержание занятия

Занятие проводится в учебной аудитории кафедры. Студенты овладевают навыками использования предлагаемых методов оценки «школьной зрелости» и решают ситуационные задачи по определению степени готовности конкретного ребенка к обучению в школе с разработкой мер по совершенствованию школьно-необходимых функций и оздоровлению.

Date: 2015-11-14; view: 634; Нарушение авторских прав; Помощь в написании работы --> СЮДА...



mydocx.ru - 2015-2024 year. (0.005 sec.) Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав - Пожаловаться на публикацию