Главная Случайная страница


Полезное:

Как сделать разговор полезным и приятным Как сделать объемную звезду своими руками Как сделать то, что делать не хочется? Как сделать погремушку Как сделать так чтобы женщины сами знакомились с вами Как сделать идею коммерческой Как сделать хорошую растяжку ног? Как сделать наш разум здоровым? Как сделать, чтобы люди обманывали меньше Вопрос 4. Как сделать так, чтобы вас уважали и ценили? Как сделать лучше себе и другим людям Как сделать свидание интересным?


Категории:

АрхитектураАстрономияБиологияГеографияГеологияИнформатикаИскусствоИсторияКулинарияКультураМаркетингМатематикаМедицинаМенеджментОхрана трудаПравоПроизводствоПсихологияРелигияСоциологияСпортТехникаФизикаФилософияХимияЭкологияЭкономикаЭлектроника






Технологическое обеспечение процесса подготовки студентов к развитию личностной свободы учащихся начальной школы на более зрелых стадиях его развития





Основное содержание опытно-экспериментальной работы на второй и третьей стадиях процесса подготовки студентов к искомой деятельности было направлено на овладение идеями, категориями, способами организации учебного процесса на основе принципа свободы; освоение опыта проектирования, реализации учебного процесса по развитию личностной свободы младших школьников и оценочного отношения к данной деятельности.

Как отмечалось выше, на начальной стадии процесса подготовки студентов к развитию личностной свободы наблюдались положительные сдвиги в становлении мотивационно-личностного компонента искомой готовности. Однако, наряду с положительной динамикой, отмечалась определённая недостаточность знаний в вопросах свободного образования.

В связи с этим на второй стадии процесса подготовки цель работы состояла в формировании осознанных и системных профессионально-педагогических знаний по развитию личностной свободы младших школьников. Данная стадия приходится на II и III 3 курсы вузовского обучения.

На второй стадии мы обращаемся к когнитивному компоненту готовности к развитию личностной свободы как к ведущему объекту формирования.

Ведущими средствами достижения поставленной цели на этой стадии явились ситуации: преобразующего диалога, способствующие выявлению сущностных характеристик традиционного образования и образования на основе принципа свободы; диалога самоопределения, обеспечивающие осмысление профессионально-педагогических знаний по развитию личностной свободы; поиска, актуализирующие поисковую активность в познании идей развития свободной личности; критического анализа информации, стимулирующие формирование открытого системного знания об организации учебного процесса по развитию личностной свободы младших школьников.

Подготовка студентов к развитию личностной свободы младших школьников на данной стадии осуществлялась на материале педагогических дисциплин, запланированных в учебном плане на 3, 4 и 5-й семестры. Одним из путей подготовки к искомой сфере педагогической деятельности являлась организация обучения средствами курса по выбору «Основы развития личностной свободы младших школьников» в 6-м семестре.

На второй стадии нами была реализована система из 23 занятий по этим дисциплинам, в числе которых: 4 семинарских занятия по «Теории обучения» (темы: «Планирование и организация дидактического процесса на уроке»; «Содержание образования как средство обучения и фактор развития, методы обучения в современной школе»; «Формы организации обучения»); 1 лекционное занятие (тема: «Модернизация начального образования в России») и 3 семинарских занятия по «Педагогике начального образования» (темы: «Специфика профессиональной деятельности и требования к личности учителя в начальной школе»; «Сущность процесса обучения, его функции и принципы в начальной школе»; «Современные методические системы обучения в начальной школе»); 4 лекционных занятия по «Основам развития личностной свободы младших школьников (темы: «Личностная свобода как одна из приоритетных ценностей начального образования»; «Психолого-педагогические основы развития личностной свободы младших школьников»; «Концепция построения образования в начальной школе на основе принципа свободы»; «Педагогическая деятельность учителя начальных классов, ориентированная на развитие личностной свободы») и 7 семинарских занятий (темы: «Понятие “личностная свобода”, его структура и функции. Педагогические идеи воспитания свободной личности (середина ХIХ – начало ХХ вв.)»; «Особенности проявления и развития личностной свободы младших школьников»; «Отражение проблемы воспитания личностной свободы в современной педагогической теории»; «Методические основы построения начального образования на основе принципа свободы»; «Опыт реализации идей свободного образования»; «Технология организации учебного процесса, направленного на развитие личностной свободы младших школьников»; «Минимальная диагностическая программа изучения готовности студентов к развитию личностной свободы младших школьников»).

Необходимым условием организации учебного процесса на второй стадии была его ориентация на становление субъектности будущего учителя. Для этого мы старались дать возможность каждому студенту быть активным участником деятельности учения. Это выражалось в сотрудничестве преподавателя и студентов по планированию, реализации и коррекции процесса обучения.

Чтобы сделать материал личностно значимым, нужным обучающимся, использовался, например, метод «Карусель идей». Смысл его заключается в том, что каждый предлагает свой список проблем по теме следующего семинара, предложения обрабатываются, обсуждаются и принимается окончательный вариант проблематики предстоящего занятия.

Также на занятиях мы использовали «студенческое самоуправление», когда один из студентов проводил этап занятия, а преподаватель присоединялся к студенческой группе.

Особое внимание уделялось осознанности процесса обучения. Поэтому на первый план выдвигалась задача – освоение студентами профессионально-педагогических знаний по развитию личностной свободы не на уровне воспроизведения, а глубокого их понимания.

Кроме того, в процессе подготовки стимулировалась самостоятельная деятельность студентов, инициировалась их смыслопоисковая и смыслотворческая активность. Будущие учителя учились работать с научной литературой, делать анализ прочитанного, выделять в нём главное, проводить сравнение. Например, студентам была предложена следующая схема анализа научной статьи:

1. Бегло просмотрите текст ещё раз и попытайтесь охарактеризовать его направленность, основную идею.

2. В чём автор видит проблему и как её формулирует?

3. Проследите логику авторского решения проблемы, для чего выделите в тексте «смысловые куски» и пронумеруйте их по значимости.

4. Выпишите «ключевые слова» из каждого «смыслового куска».

5. Есть ли в тексте общепедагогическая идея, которую важно реализовать в деятельности учителя? Сформулируйте эту идею своими словами.

6. Можно ли использовать материал текста в учебно-воспитательном процессе начальной школы? Как и в какой форме Вы видите возможности использования материалов текста в процессе обучения? Как и в какой форме Вы видите возможности использования материалов текста в работе с родителями?

Принципиальным моментом было обеспечение равноправия позиций педагога и студентов, центрация на партнёрстве.

Вторая стадия также была разделена на три этапа. Задача первого этапа – способствовать осознанию профессионально-педагогических знаний, необходимых для развития личностной свободы учащихся начальных классов. Задача второго этапа состояла в активизации потребности в полных психолого-педагогических и специальных знаниях по развитию личностной свободы младших школьников. На третьем этапе происходило формирование системных профессионально-педагогических знаний, необходимых для развития личностной свободы.

С целью реализации задач первого этапа мы обратились к дисциплине «Теория обучения». Содержание деятельности студентов в ходе практических занятий включало обсуждение целеполагания, содержания образования, методов и форм обучения традиционного образования, а также строилось их обоснование на основе принципа свободы.

Была создана система ситуаций преобразующего диалога, в ходе которых выявлялись характеристики традиционного обучения и обучения, ориентированного на развитие личностной свободы. Технологическое обеспечение организации данных ситуаций включало «провоцирующие» и уточняющие вопросы, обеспечивающие смыслопоисковую деятельность студентов.

Так, например, при рассмотрении особенностей целеполагания была разработана следующая сравнительная таблица.

Таблица 8

Сравнительная таблица особенностей целеполагания

Параметры сравнения Традиционное образование Образование на основе принципа свободы
Участник в постановке целей Учитель Ученик совместно с учителем
Основа целеполагания Содержание учебного материала Личностный опыт ученика
Место целеполагания До урока На уроке
Характер целеполагания Декларативный Задачный

В ходе обсуждения содержания образования было установлено, что отличительной особенностью содержания образования на основе принципа свободы является освоение младшими школьниками опыта свободной деятельности, который состоит из двух частей: а) свободной самостоятельной деятельности, ориентированной на развитие способности к автономному поведению; б) свободной совместной деятельности, направленной на развитие способности к межсубъектному взаимодействию. Причём результаты освоения такого опыта оцениваются не по тому, насколько правильно выполнено упражнение или решена задача, а в зависимости от того, насколько ярко проявляются умение ребёнка работать в автономном режиме или его способности к осуществлению учебного взаимодействия с одноклассниками.

Анализируя традиционные формы обучения, студенты приходят к выводу о том, что проведение обычных уроков сочетается со свободной деятельностью младших школьников за счёт изменения функций и структуры урока. Например, на уроке из традиционных функций на первый план выходит освоение и первичное закрепление предметного содержания, а формирование умений, навыков и контроль за их становлением переносится на свободную работу.

Организованная на первом этапе второй стадии работа, как показала практика, способствует становлению у студентов нового видения возможностей целеполагания, содержания образования, методов и форм обучения в развитии личностной свободы младших школьников.

Учебный материал второго этапа предполагал изучение дисциплин «Сравнительная педагогика», «Педагогика начального образования». На этом этапе ведущими средствами обучения подготовки явились ситуации диалога-самоопределения, обеспечивающие осмысление профессионально-педагогических знаний по развитию личностной свободы.

Покажем фрагмент одного из семинарских занятий на тему «Развитие школьного образования за рубежом». В рамках данного занятия рассматривались в сравнении образование, направленное на свободное развитие личности, и образование, основанное на послушании. Выявлялись их негативные педагогические эффекты и положительные моменты.

Заметим, что «образование, ориентированное на максимальное проявление и развитие личностной свободы, рассматривается в контексте более широкого демократического направления, альтернативой которому выступает направление авторитарное» (Зайцев 1998: 103). В связи с этим на занятии использовался метод бинарных сопоставлений демократического образования в США и авторитарного – в Японии.

Используя метод бинарных сопоставлений, преподаватель направлял студентов на выявление плюсов и минусов как свободного воспитания, так и воспитания, основанного на послушании.

Для иллюстрации приведём примеры высказываний студентов:

- «В японской системе образования многое построено на зубрёжке и заучивании, имеет место сильная перегрузка учащихся» (Елена В. – элементарно-репродуктивный уровень);

- «В США усилия педагогов направлены на раскрытие творческих способностей каждого учащегося и их развитие, что благотворно влияет на становление их личностной свободы. Однако там школа из демократической превращается в либеральную, когда всё обучение построено так, чтобы не задеть человеческое достоинство ученика, учитель не может обвинить его в списывании, если это имеет место. А необходимой составляющей свободы является ответственность за свои действия и поступки, ориентация на должное. В японской школе коллектив важнее индивидуальности, проявление творчества и инициативы не поощряется. В таких условиях развитие личностной свободы невозможно. А положительное, на мой взгляд, – формирование у детей положительного отношения к старшим» (Марина К. – профессионально-личностный уровень);

-«В Японии учитель является непрерикаемым авторитетом, дети делают то, что он скажет, присутствует много неписаных правил поведения – как войти, как встать, как кланяться, как здороваться. Также в японском языке грамматически и лексически различаются разные формы разговора – со старшими, с равными, с младшими, с женщинами, с мужчинами. Таким образом, ни о каком свободном развитии не может быть и речи» (Валентина С. – ситуативно-поисковый уровень).

На предыдущих этапах студенты осваивали профессионально- педагогические знания по развитию личностной свободы в совместной с преподавателем деятельности. А отличительной особенностью третьего этапа 2-й стадии является увеличение степени самостоятельности будущих учителей в овладении знаниями, их систематизация. Поэтому ведущими средствами выступали ситуации поиска и ситуации критического анализа информации.

С целью реализации задач третьего этапа нами был разработан курс по выбору «Основы развития личностной свободы младших школьников» (приложение 8). Данный курс рассчитан на 24 часа и включает 5 тем: «Личностная свобода как одна из приоритетных ценностей начального образования», «Психолого-педагогические основы развития личностной свободы младших школьников», «Процесс развития личностной свободы у учащихся начальных классов», «Технология организации учебного процесса, направленного на развитие личностной свободы младших школьников», «Педагогическая деятельность учителя начальных классов, ориентированная на развитие личностной свободы».

Организуя ситуации поиска и критического анализа информации, мы нацеливали студентов на самопознание идей развития свободной личности, ориентировали на составление схем, таблиц, карт мыследеятельности. Создание этих ситуаций обеспечивалось с помощью учебно-ролевых, мыслительных игр, таких как дискуссия, «Мозговой штурм», «Структурная модель» и др.

Приведём примеры.

На первом семинарском занятии при обсуждении вопроса «Философское понимание свободы» студенты представляли точки зрения различных философов прошлого. До занятия, разбившись на 5 групп, будущие учителя готовились выступить от имени античных философов, философов Средневековья, Нового времени, представителей немецкой классической философии, экзистенциалистов.

В результате такой работы была составлена следующая таблица.

Таблица 9

Date: 2015-11-14; view: 369; Нарушение авторских прав; Помощь в написании работы --> СЮДА...



mydocx.ru - 2015-2024 year. (0.006 sec.) Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав - Пожаловаться на публикацию