Главная Случайная страница


Полезное:

Как сделать разговор полезным и приятным Как сделать объемную звезду своими руками Как сделать то, что делать не хочется? Как сделать погремушку Как сделать так чтобы женщины сами знакомились с вами Как сделать идею коммерческой Как сделать хорошую растяжку ног? Как сделать наш разум здоровым? Как сделать, чтобы люди обманывали меньше Вопрос 4. Как сделать так, чтобы вас уважали и ценили? Как сделать лучше себе и другим людям Как сделать свидание интересным?


Категории:

АрхитектураАстрономияБиологияГеографияГеологияИнформатикаИскусствоИсторияКулинарияКультураМаркетингМатематикаМедицинаМенеджментОхрана трудаПравоПроизводствоПсихологияРелигияСоциологияСпортТехникаФизикаФилософияХимияЭкологияЭкономикаЭлектроника






Схема синтаксического анализа простого предложения





 

Синтаксическая характеристика простого предложения должна включать в себя следующее:

1. Предложение простое; предикативная основа.

2. Структурные признаки:

· двусоставное / односоставное; если предложение односоставное, назвать его разновидность;

· нераспространенное / распространенное;

· полное / неполное; если предложение неполное, то назвать его разновидность;

· неосложненное / осложненное; если предложение осложненное, то назвать наличие осложнения (однородными членами, обособленными членами, вводными и вставными конструкциями, обращением).

3. Семантические признаки простого предложения:

· по цели высказывания (повелительные, побудительные, вопросительные);

· по эмоциональной окраске (восклицательные, нейтральные);

· по характеру предикативных отношений (утвердительные / отрицательные).

4. Коммуникативные признаки простого предложения:

· актуальное (тема-рематическое) членение предложения (если оно есть);

· информативный центр предложения и способ его актуализации.

5. Пунктуационный разбор.

Например: Туча, нависшая над высохшими вершинами тополей, уже сыпала дождиком (Кор.).

1. Предложение простое; предикативная основа – туча сыпала.

2. По структуре: двусоставное, распространенное, полное, осложненное определительным причастным оборотом нависшая над высохшими вершинами тополей.

3. По семантике: повествовательное, нейтральное, утвердительное.

4. В качестве коммуникативного центра актуализируется подлежащее туча; подлежащее актуализируется с помощью причастного оборота и препозиции.

5. В конце предложения ставится точка, так как предложение нейтрально по эмоциональной окраске; запятыми выделяется причастный оборот (находится в середине предложения после определяемого слова).

 

Упр. 2. Найдите в тексте присоединительные конструкции. Чем они отличаются от парцелляций? Есть ли в тексте парцелляции? Какова их роль в текстах?

Та Ока, на которой провел Глеб лучшие свои дни, омывает и Калугу. Город на высоком берегу. Тихий, белый, в церквах, садах, из-за реки от большака перемышльского и очень живописный. Собор, липы городского сада, глядящего на Оку, дома в зелени по взгорью, золотые кресты, купола… В остальном же все как полагается. Губернатор в губернаторском доме, архиерей на подворье, полицеймейстер, театр, суд, просвещение. Главная улица Никитская. Под острым углом к ней Никольская. А в точке их пересечения гимназия: один фасад на Никитскую, другой на Никольскую (Б. К. Зайцев).

 

Упр. 3 [1]. Расставьте недостающие знаки препинания. Найдите вводные конструкции и объясните употребление знаков препинания.

 

1. Мы приглашали учителей на дом, в гимназии же или в институте согласитесь могли быть дурные влияния (Ч.). 2. Для нее уже ясно было, что она разлюбила Андрея Андреича или быть может не любила его никогда (Ч.). 3. Она пошла к себе наверх укладываться, а на другой день утром простилась со своими и живая веселая покинула город как полагала навсегда (Ч.). 4. К счастью я больше полугода жил в Москве (Бун.). 5. Разве не бывает так, что некоторые мечты вдруг сбываются? Редко разумеется весьма редко а сбываются (Бун.). 6. Кроме того по ее мнению спрос на живопись должен значительно подсократиться в будущем (Леон.). 7. Видишь ли после раненья нога у меня плохо гнется в колене (Леон.). 8. Дело пожалуй не в умилении перед твоим объектом (Леон.). 9. По его словам там каждый четверг собиралась самая разнообразная компания (Леон.). 10. Ильинична к удивлению Дуняшки беспомощно заплакала (Ш.). 11. Ее оставили кажется все чувства кроме удивления (Зал.).

 

Упр. 4 [2]. Найдите вставные конструкции. Охарактеризуйте их структуру и функцию по отношению к основному предложению. Объясните употребление знаков препинания. Обратите внимание на особые случаи оформления вставных конструкций, например при помощи запятой и тире.

 

1. Вы садитесь в коляску, -- это так приятно после вагона, -- и катите по степной дороге, и перед вами мало-помалу открываются картины, каких нет под Москвой (Ч.). 2. Ей, здоровой, умной, красивой, молодой – ей было только двадцать три года, -- недоставало до сих пор в жизни именно только этого простора и свободы (Ч.). 3. Альберт открыл глаза – сначала один глаз, потом другой – и увидел в мире все таким неопределенным и чужим, что взволновался сердцем (Пл.). 4. Я наслушался писательских разговоров (в общем, справедливых) о том, что чем труднее пишется книга, тем она обдуманнее и крепче (Пауст.).

 

Упр. 5 [3]. Найдите согласованные определения – одиночные и образующие определительные обороты. Объясните условия их обособления или необособления. Особо объясните случаи употребления тире.

 

1. Над холмом неподвижно стоял большой полумесяц, красный, слегка подернутый туманом и окруженный мелкими облачками (Ч.). 2. Тополь, высокий, покрытый инеем, показался в синеватой мгле, как великан, одетый в саван (Ч.). 3. Затканные мглой, их фигуры были еле видны Сергею, с любопытством смотревшему на них сквозь тьму (М. Г.). 4. Здоровые, молодые, сильные, они подхватили, почти подняли Антипа на воздух и бросили на палубу (Сер.). 5. Целиком занятый решением этой волнующей загадки в своей судьбе, Ваганов прошел в кабинет (В. Ш.). 6. От прекрасного дворца, стоящего на возвышении и украшенного ослепительными колоннами, открывался чарующий вид на чистый, ухоженный парк, в который надо было спускаться каменными ступенями (Чив.).

 

Упр. 6 [4]. Объясните пунктуацию при несогласованных определениях в приводимых предложениях.

 

1. Бабы, с длинными граблями в руках, бредут в поле (Т.). 2. У многих русских рек, наподобие Волги, один берег горный, другой луговой (Т.). 3. В белом галстуке, в щегольском пальто нараспашку, с вереницей звездочек и крестиков на золотой цепочке в петле фрака, генерал возвращался с обеда, один (Т.). 4. Афанасий Лукич, без шапки, с растрепанными волосами, бежал впереди всех… (Т.). 5. В сенях ему попался Наум, совсем одетый и в шапке (Т.). 6. А в маленькой задней комнатке, на большом сундуке сидела, в голубой душегрейке и с наброшенным белым платком на темных волосах, молодая женщина, Феничка… (Т.). 7. Короткая борода, немного темнее волос, слегка оттеняла губы и подбородок (А. К. Т.). 8. А случалось, что, точно так же, пошептавшись у окна, он подходил ко мне, с красными ушами, говорил… (Ч.). 9. Издали город кажется огромной челюстью, с неровными черными зубами (М. Г.). 10. Но Генрих Гейне, с его нежной, страстной, благоуханной лирикой, с его живым юмором… Гейне пленил, очаровал, заворожил впечатлительное, жадное сердце шестнадцатилетнего юноши (Купр.). 11. Это была просто ночная бабочка, -- но какая! – величиной с мужскую ладонь, с плотными, на седоватой подкладке, темно-коричневыми, местами будто пылью посыпанными, крыльями, каждое их коих было посредине украшено круглым, стального отлива, пятном в виде ока (Наб.). 12. На столе, покрытом с некоторых пор клетчатой клеенкой, лежали, в сапожно-черных переплетах, библиотечные тома (Наб.).

Упр. 7. Перепишите, расставив недостающие знаки препинания; объясните их постановку или отсутствие при деепричастиях и деепричастных оборотах.

 

1. Татьяна любит не шутя (П.). 2. Алеша длинно и как-то прищурив глаза посмотрел на Ракитина (Дост.). 3. Дворник с недоумением и нахмурясь разглядывал Раскольникова (Дост.). 4. Веретена с разных сторон равномерно и не умолкая шумели (Л. Т.). 5. К дверям кабинета все подходили обыкновенно перешептываясь и на цыпочках (Л. Т.). 6. Он умолк и долго сидел неподвижно и подняв лаза на небо (Т.). 7. А я… неподвижно и не сводя глаз с ее лица, смотрел на нее (М. Г.). 8. Пришли туда и сели на двух пуфах рядом друг с другом и держась за руки (М. Г.). 9. – На ярмарку приехала, -- объяснила дама тихим голосом и не поднимая глаз (М. Г.). 10. Ученики шумели не умолкая. 11. Ученики непрерывно шумели не умолкая. 12. Там в темноте чьи-то глаза смотрели не мигая (А. К. Т.). 13. Он работал не покладая рук. 14. – Знаете, у каждого бывали такие проруби, – вежливо и скучая вставила Лиза (Леон.). 15. Дорога идет извиваясь между кустарниками (Л.). 16. Веретьев сидел наклонившись и похлопывая веткой по траве (Т.). 17. Спят журавли обыкновенно стоя (Акс.). 18. Чайки бродят по отмели и лишь изредка хрипло вскрикивают задыхаясь (М. Г.). 19. Мать встала из-за стола и не торопясь отойдя к окну повернулась ко всем спиною (М. Г.). 20. …Над головами людей колеблется не исчезая облако сизого дыма (М. Г.). 21. Сергей отстранил Веру, кивнул ей и ушел насвистывая (А. Т.).

Упр. 8. Найдите обороты со значением включения, исключения и замещения. Объясните употребление знаков препинания.

1. Кроме города Окурова, на равнине приткнулось небольшое село Воеводино (М. Г.). 2. Вырубка и родничок заросли лещиной, все кругом стало полуживое, исключая Пустошей, таинственно синевших впереди (Леон.). 3. Кроме большого дома в Замоскворечье, ничто не напоминало о ночной схватке (Леон.). 4. В остальном, кроме мелочей, все обстояло благополучно (Леон.). 5. Не забыть бы обозначить все существующие проблемы и тенденции, включая человеческий фактор (газ.). 6. Туризм обладает двумя возможностями. Кроме своей главной цели – укреплять здоровье человека, подготовить его к активной трудовой деятельности, он еще и обогащает духовно (газ.). 7. Вместо тетрадей ученик купил красивый альбом. 8. Ученик, вместо тетрадей, купил красивый альбом. 9. На собрание пришло трое комсомольцев, помимо меня. 10. Наряду с другими, и я отправился на экскурсию. 11. Погода, сверх ожидания, благоприятствовала отъезду. 12. Сверх ожидания погода благоприятствовала отъезду.

Упр. 9. Найдите обособленные члены предложения. Определите их функции и объясните употребление знаков препинания. Охарактеризуйте условия пунктуационного оформления уточняющих, пояснительных и присоединительных членов предложения, в том числе парцеллированных конструкций.

 

1. И теперь, в летний вечер, когда долетали с улицы голоса, смех и потягивало со двора сиренью, трудно было понять, как это крепчал мороз и как заходившее солнце освещало своими холодными лучами снежную равнину и путника, одиноко шедшего по дороге (Ч.). 2. Возле леса, над равнинами овсов, на прогалине неба среди туч, горел серебряным треугольником, могильным голубцом Скорпион (Бун.). 3. По деревенской улице, среди белых мазанок, с диким воем двигается странная процессия (М. Г.). 4. Огоньки постепенно, один за другим, выпрыгивали откуда-то во тьму (М. Г.). 5. Над нами, на высоте аршин пять, ходил таможенный солдат-часовой и посвистывал сквозь зубы (М. Г.). 6. Они вошли в дверь тихо, по одному, и за ними в сенях остались какие-то странные фигуры людей (М. Г.). 7. Они [статуи] были расставлены прямо на земле и на газонах – без пьедесталов – в каком-то продуманном беспорядке (Кат.). 8. Он к вечеру будет, не раньше (Расп.). 9. В Святые Горы добрались только на четвертый день – утром, на заре (Гейч.). 10. Если вечерняя команда ученическая, то она может лихо изменить финансовую ситуацию своего учебного заведения. Использовать средства и на быт, и на отдых. На что хочется. В том числе -- на электронизацию своего образования. Или – на гармоничное развитие (газ.).

 

Литература

 

1. Валгина Н. С. Синтаксис современного русского языка. – М., 1973. – С. 231 – 253.

2. Валгина Н. С., Светлышева В. Н. Русский язык. Орфография и пунктуация. – М., 2000. – С. 262 – 320.

3. Розенталь Д. Э., Голуб И. Б., Теленкова М. А. Современный русский язык. – М., 1991. – С. 438 – 451.

 

Дополнительная литература

Современный русский язык / Под ред. Е. И. Дибровой. – М., 2001. – С. 390-421.

 

 


Date: 2015-11-13; view: 2006; Нарушение авторских прав; Помощь в написании работы --> СЮДА...



mydocx.ru - 2015-2024 year. (0.006 sec.) Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав - Пожаловаться на публикацию