Главная Случайная страница


Полезное:

Как сделать разговор полезным и приятным Как сделать объемную звезду своими руками Как сделать то, что делать не хочется? Как сделать погремушку Как сделать так чтобы женщины сами знакомились с вами Как сделать идею коммерческой Как сделать хорошую растяжку ног? Как сделать наш разум здоровым? Как сделать, чтобы люди обманывали меньше Вопрос 4. Как сделать так, чтобы вас уважали и ценили? Как сделать лучше себе и другим людям Как сделать свидание интересным?


Категории:

АрхитектураАстрономияБиологияГеографияГеологияИнформатикаИскусствоИсторияКулинарияКультураМаркетингМатематикаМедицинаМенеджментОхрана трудаПравоПроизводствоПсихологияРелигияСоциологияСпортТехникаФизикаФилософияХимияЭкологияЭкономикаЭлектроника






Задания для самостоятельной работы. Задание 1. Прочитайте данные ниже определения сложного предложения





 

Задание 1. Прочитайте данные ниже определения сложного предложения. Сравните их. Дайте свое определение сложного предложения. Объясните его.

 

1) «…сложное предложение – это полипредикативная коммуникативная единица, характеризующаяся структурным и семантическим единством, а также информационной цельнооформленностью» (Современный русский язык / Под ред. Е. И. Дибровой. – С. 478).

 

2) «Предложение, имеющее в своем составе две или несколько предикативных частей, образующих смысловое. структурное и интонационное единство, называется сложным» (Н. С. Валгина. Синтаксис современного русского языка. – М., 1973. – С. 273).

 

3) «Сложное предложение – это структурно-смысловое и интонационное единство двух или более предикативных единиц» (Современный русский литературный язык / Под ред. П. А. Леканта. – М., 1999. – С. 370).

 

Задание 2. Прочитайте положение: «Сложное предложение представляет собой объединение двух или более предикативных частей, функционирующее как одна коммуникативная единица». Объясните, с чем связан коммуникативный аспект сложного предложения? (См. Современный русский язык / Под ред. Е. И. Дибровой. – С. 485).

 

Задание 3. Какие основные и дополнительные средства связи предикативных частей включает в себя модель сложного предложения (См. Современный русский язык / Под ред. Е. И. Дибровой. – С. 480).

Подберите примеры на каждый случай из текстов СМИ или художественной литературы. Можно использовать примеры из учебных пособий.

 

Задание 4. В чем особенности структурной, семантической, коммуникативной характеристики сложного предложения? (См. Современный русский язык / Под ред. Е. И. Дибровой. – С. 482-485).

Задание 5. Сравните простое и сложное предложение с точки зрения структурного, семантического и коммуникативного аспектов.

 

Задание 6. Прочитайте положение, изложенное в книге В. В. Бабайцевой и др. «Современный русский язык» (Ростов-на-Дону, 1997. – С. 324):

«Под грамматическим значением сложного предложения обычно понимают смысловые отношения между его частями, причём то или иное грамматическое значение свойственно не только какому-то одному конкретному предложению, но всем предложениям, имеющим одинаковое строение (структуру), построенным по одной модели».

Предложения Подарков он не принимал, потому что нечем было отдарить (Гончаров); Однажды Варюша проснулась оттого, что Сидор… стучал клювом в стекло (К. Паустовский), несмотря на различие союзов, построены по общей типовой модели. Между событиями первой и второй предикативных частей устанавливается причинная связь. Таким образом, синтаксические значения данных конструкций – значения причины».

Подберите примеры сложных предложений, в которых устанавливались бы синтаксические значения атрибутивности, соединения, а также изъяснительно-объектные значения.

 

Задание 7. В чем особенности структурно-семантической характеристики сложного предложения?

Выпишите примеры двучленных / многочленных сложных предложений; союзных / бессоюзных сложных предложений; гибкой / негибкой структуры;

«По функции (характеру целеустановки) выделяются функциональные типы сложного предложения. При этом различаются:

1) функционально однородные предложения:

а) повествовательное: Я шел медленно: мне было грустно (М. Лермонтов); вопросительное: Почему … другие все могут, а я не могу? (Л. Толстой); в) побудительное: Все отдай земле земное, и, как синий дым, восходи к нам в голубое, чист и невредим (Ф. Сологуб);

2) синкретичные, объединяющие функционально разнородные части: повествовательно-вопросительные: Без сомнения, он был в жалком положении, но что было делать? (Л. Т.); повествовательно-побудительное: Лучше не найдете: обратите нежный взгляд, девушки, к пехоте (А. Твардовский); в) побудительно-вопросительное: Да забеги к уряднику – чего он там прохлаждается? (А. Чехов); 2) побудительно-повествовательное: Пойми: несвобода от лжи доводит до зверства (В. Корнилов).

Выпишите примеры из газетных или художественных текстов, иллюстрирующие каждый функциональный тип сложного предложения.

 

Задание 8. Назовите 3 основных признака, служащих основанием для классификации сложных конструкций.

 

Задание 9. Назовите основные дифференциальные признаки сложносочиненного предложения. На что опирается структурно-семантическая классификация сложносочиненных предложений? (См. Современный русский язык / Под ред. Е. И. Дибровой. – С. 497).

 

Задание 10. Назовите структурно-семантические типы и подтипы сложносочиненных предложений. На чем базируется такая классификация? (См. Современный русский язык / Под ред. Е. И. Дибровой. – С. 497-500). Свой ответ подкрепите примерами из газетных и художественных текстов.

 

Date: 2015-11-13; view: 476; Нарушение авторских прав; Помощь в написании работы --> СЮДА...



mydocx.ru - 2015-2024 year. (0.006 sec.) Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав - Пожаловаться на публикацию