Главная Случайная страница


Полезное:

Как сделать разговор полезным и приятным Как сделать объемную звезду своими руками Как сделать то, что делать не хочется? Как сделать погремушку Как сделать так чтобы женщины сами знакомились с вами Как сделать идею коммерческой Как сделать хорошую растяжку ног? Как сделать наш разум здоровым? Как сделать, чтобы люди обманывали меньше Вопрос 4. Как сделать так, чтобы вас уважали и ценили? Как сделать лучше себе и другим людям Как сделать свидание интересным?


Категории:

АрхитектураАстрономияБиологияГеографияГеологияИнформатикаИскусствоИсторияКулинарияКультураМаркетингМатематикаМедицинаМенеджментОхрана трудаПравоПроизводствоПсихологияРелигияСоциологияСпортТехникаФизикаФилософияХимияЭкологияЭкономикаЭлектроника






Письменные задания





 

Упражнение 1. Найдите однородные члены предложения. Объясните употребление знаков препинания при них. Определите функции союзов при однородных членах предложения.

 

1. И опять все случилось не так, как она думала. Не было ни бурных слов, ни пылких признаний, ни клятв, а только разрывающая сердце нежность (Пауст.). 2. Осень пришла врасплох и завладела землей – садами и реками, лесами и воздухом, полями и птицами (Пауст.). 3. Листья падали дни и ночи. Они то косо летели по ветру, то отвесно ложились в сырую траву (Пауст.). 4. В каждой скале зияют пещеры и гроты, расселины и уступы, трещины и карнизы (Сал.). 5. В это время в колоннаду стремительно влетела ласточка, сделала под золотым потолком круг, снизилась, чуть не задела острым крылом лица медной статуи в нише и скрылась за капителью колонны (Булг.). 6. Секретарь перестал записывать и исподтишка бросил удивленный взгляд, но не на арестованного, а на прокуратора (Булг.). 7. Не небесам чужой отчизны – я песни родине слагал (Н.).

 

Упражнение 2. Расставьте недостающие знаки препинания. Объясните их употребление при однородных членах предложения.

1. Надя проснулась и пошла к себе наверх легла и тотчас уснула (Ч.). 2. Грин был не только великолепным пейзажистом и мастером сюжета но был еще и очень тонким психологом (Пауст.). 3. …Актер придирчиво расспрашивал автора не только о характере и внешности этого человека но и об его биографии о той среде, из которой он вышел (Пауст.). 4. Мне запомнились не только эти мелочи десятки других (Кав.). 5. Мама не то что сердилась но все-таки была недовольна (Кав.). 6. Бабы, бросаясь друг к другу, закричали заголосили, вынося на люди и счастье и горе и вмиг отказавшее, надсадившееся терпение (Расп.). 7. Как ни вертел я в руках чашку или блюдце или графинчик или сахарницу, сделанные в Трояне, не мог вообразить, как они расписаны столь причудливым образом (Сол.). 8. У Сибири есть много особенностей как в природе так и в людских правах (Гонч.). 9. Она была не то что робка а недоверчива и немного запугана воспитавшею ее сестрой (Т.) 10. Грин любил не столько море сколько выдуманные им морские побережья… (Пауст.). 11. Выражение не то что жалости в сумрачной озабоченности появилось на лице генерала… (Ф.).

 

Упражнение 3. Найдите однородные члены предложения и обобщающие слова или словосочетания. Сформулируйте правила расстановки знаков препинания при однородных членах предложения.

 

1. Рыбак-подледник бывает разный: рыбак-пенсионер, рыбак-рабочий и служащий, рыбак-военный, рыбак-министр, так сказать, государственный деятель, рыбак-интеллигент (ну, конечно, и местный рыбак – совершенно особая категория) (Сол.). 2. Люся все забыла – и воскресники по весне, когда заготавливали дрова, и поля, где работала, и завалившегося Игреньку, и случай у черемухового куста, и многое-многое другое, -- что было еще раньше, забыла совсем, до пустоты (Расп.). 3. Все, что мог и хотел дать сыну Маркел Тихонович: любовь, тепло сердца, навыки в сельском, глазу незаметном труде, ремесле, так необходимые в хозяйстве, -- все-все готов был тесть обрушить на зятя (Аст.). 4. Все окружающее – заборы, дома, деревья – в каком-то странном тумане колеблется, точно от ветра (М.Г.). 5. …Во время ненастья начинаешь ценить простые земные блага – теплую избу, огонь в русской печи, писк самовара, сухую солому на полу, застланную грубым рядном для ночлега, усыпительный шум дождя по крыше и сладкую дремоту (Пауст.). 6. …Я ищу встречи со всем, что было связано с Блоком, -- с людьми, обстановкой, петербургским пейзажем (Пауст.). 7. В гостинице пахло ХVIII веком – ладаном, хлебом, кожами (Пауст.). 8. Все, что схватывает глаз, -- лес, барак, рядки березок – выросло за ночь, вытянулось вверх и помолодело (Лип.). 9. И куда все так скоро ушло – и беспросветная бесконечная тьма в небе, и дождь, и ночные тревоги, и страхи – нельзя было представить (Расп.).

 

Упражнение 4. Расставьте недостающие знаки препинания. Проанализируйте сочетание определений. Однородные они или неоднородные? Обоснуйте свое мнение.

 

1. Лунный морозный вечер. Добежал, стою и едва перевожу дыхание. Кругом глушь и тишина, пустой лунный переулок… Еще левее, за домом, сад, и над ним тихо играющие разноцветными лучами сказочно прелестные зимние звезды (Бун.). 2. В дикую ледяную ночь ворвалась, как стая трепещущих птиц, симфония Чайковского (Пауст.). 3. Стены старинных круглых фортов были наискось разрезаны тенью и солнцем (Пауст.). 4. Голубые военные корабли крепче швартовались к красным плавучим бочкам (Пауст.). 5. Дед Санаев переступает с ноги на ногу, размазывая сухими лаптями грязь по желтому крашеному полу (Лип.). 6. Тяжелая отсыревшая стена сосняка не шевелится, безмолвствует (Лип.). 7. Дорога по кедровнику хороша, но скоро, километра через четыре, начнется голое продутое ветрами пространство (Лип.). 8. Они идут по бесконечной лунной дорожке (Лип.).

 

Упражнение 5. Объясните, почему в одних случаях между выделенными определениями ставится запятая, а в других – не ставится.

 

1. Он был среднего роста, но худ и бледен, -- не от природы, как Петр Иваныч, а от беспрерывных душевных волнений; волосы не росли, как у того, густым лесом по голове и по щекам, но спускались по вискам и по затылку длинными, слабыми, но чрезвычайно мягкими, шелковистыми прядями светлого цвета, с прекрасным отливом (М.Г.). 2. В небе мчались бурные весенние облака, и старый, монотонный, как древняя легенда, ропот мельницы будил жидкое эхо соснового перелеска (Грин). 3. Тяжелые водяные капли часто хлопали, падая в рытвины, наполненные водой (Грин). 4. Маргарите казалось, что даже массивные мраморные, мозаичные и х рустальные полы в этом диковинном зале ритмично пульсируют (Булг.). 5. Луна в вечернем чистом небе висела полная, видная сквозь ветви клена (Булг.). 6. В пустынном безотрадном переулке поэт оглянулся (Булг.). 7. В следующем зале не было колонн, вместо них стояли стены красных, розовых, молочно-белых роз (Булг.). 8. Откинувшись на удобную, мягкую спинку кресла в троллейбусе, Маргарита Николаевна ехала по Арбату (Булг.).

 

Упражнение 6. Найдите однородные члены предложения в отрывке из произведения К. Чуковского «Современники». Определите их функции и способ выражения. Какая стилистическая роль однородных членов предложения в портретной характеристике писателя Б. Житкова? Объясните употребление знаков препинания.

 

Я принадлежал к той ватаге мальчишек, которая бурлила на задних скамейках и называлась «камчаткой». Он же сидел далеко впереди, молчаливый, очень прямой, неподвижный, словно стеной отгороженный от всех остальных. Нам он казался надменным. Но мне нравилось в нем все, даже эта надменность. Мне нравилось, что он живет в порту, над самым морем, среди кораблей и матросов; что все его дяди – все до одного! – адмиралы; что у него есть собственная лодка, – кажется, даже под парусом, – и не только лодка, но и телескоп на трех ножках, и скрипка, и чугунные шары для гимнастики, и дрессированный пес.

Мне импонировали его важность, молчаливость и сдержанность, ибо сам я был очень вертляв и болтлив и во мне не было ни тени солидности.

Случалось, что в течение целого дня он не произносил ни единого слова, и я помню, как мучительно я завидовал тем, кого он изредка удостаивал разговором. Таких было немного: обруселый итальянец Брамбилла, да Миша Кобецкий, да Илюша Мечников, племянник ученого, да еще двое-трое, не больше.

 

* * *

Был он невысокого роста, узкоплечий, но, как я впоследствии мог убедиться, очень сильный, с железными мускулами. Шагал по-военному – грудью вперед. И вообще во всей его выправке было что-то военное. Он молча довел меня по Новорыбной до самого дома, и на следующий день, в воскресенье, явился ко мне поутру с истрепанным французским астрономическим атласом и стал показывать на его черных, как сажа. страницах всевозможные созвездия, звезды, туманности и так заинтересовал ими меня и мою сестру, что мы стали с нетерпением ждать темноты, чтобы увидеть в небе те самые звезды, какие он показывал нам на бумаге, словно прежде ни разу не видели их.

С тех пор и началась моя странная дружба с Житковым, которая, я думаю, объясняется тем, что мы оба были до такой степени разные. Характер у Житкова был инициативный и деспотически властный, и так как его, третьеклассника, уже тогда буквально распирало от множества знаний, умений и сведений, которые наполняли его до краев, он, педагог по природе, жаждал учить, наставлять, объяснять, растолковывать.

Он учил меня всему: гальванопластике, французскому языку (который знал превосходно), завязыванию морских узлов, распознаванию насекомых и птиц, предсказанию погоды, плаванию, ловле тарантулов… Под его ближайшим руководством я прочел две книги Тимирязева и книгу Фламмариона об устройстве вселенной.

 

Упражнение 7. Объясните знаки препинания при однородных и неоднородных приложениях:

доктор филологических наук, профессор N; ректор Белгосуниверситета профессор N; заведующий кафедрой доцент N; заведующий лабораторией кандидат технических наук N; заведующий кафедрой доктор исторических наук, профессор N; N, заслуженный деятель культуры, профессор; Алла Пугачева, народная артистка СССР, певица.

 

Упражнение 8. Напишите рецензию на один из просмотренных вами фильмов, используя однородные члены предложения.

 

Основная литература

 

1. Валгина Н. С. Современный русский язык. Синтаксис. – М., 1973. – С. 206 – 230.

2. Валгина Н. С., Светлышева В. Н. Русский язык. Орфография и пунктуация. Правила и упражнения. – М., 2000. – 414 с.

3. Голуб И. Б. Грамматическая стилистика современного русского языка. – М., 1989. – С. 173 – 179.

4. Розенталь Д. Э., Голуб И. Б., Теленкова М. А. Современный русский язык. – М., 1991. – С. 429 – 437.

 

Дополнительная литература

 

Современный русский язык / Под ред. Е. И. Дибровой. – М., 2001. – С. 379-389.

 

 

Date: 2015-11-13; view: 1176; Нарушение авторских прав; Помощь в написании работы --> СЮДА...



mydocx.ru - 2015-2024 year. (0.007 sec.) Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав - Пожаловаться на публикацию