Главная Случайная страница


Полезное:

Как сделать разговор полезным и приятным Как сделать объемную звезду своими руками Как сделать то, что делать не хочется? Как сделать погремушку Как сделать так чтобы женщины сами знакомились с вами Как сделать идею коммерческой Как сделать хорошую растяжку ног? Как сделать наш разум здоровым? Как сделать, чтобы люди обманывали меньше Вопрос 4. Как сделать так, чтобы вас уважали и ценили? Как сделать лучше себе и другим людям Как сделать свидание интересным?


Категории:

АрхитектураАстрономияБиологияГеографияГеологияИнформатикаИскусствоИсторияКулинарияКультураМаркетингМатематикаМедицинаМенеджментОхрана трудаПравоПроизводствоПсихологияРелигияСоциологияСпортТехникаФизикаФилософияХимияЭкологияЭкономикаЭлектроника






Контрольный тест





По синтаксису простого предложения

 

Вариант 1

 

I. а) Подчеркните в тексте односоставные предложения.

 

Небо чуть голубеет. Сыро, прохладно, свежо. Очень легко дышится. Идём по мягкой, пыльной дороге. Пахнет дымком: где-то жгут листву.

На краю поля лес. Входим в этот лес. Сумрачно, глухо и тихо. Пахнет сыростью.

До обеда было пасмурно. Тучи и ветер. Потом ветер стих, стало тепло. Ходил на почту. В полях тишина. Около деревни на берегу пруда ловят рыбу. (По Дорошу).

 

б) Выпишите на свободную строку один пример односоставного предложения (на ваш выбор). Дайте ему полную характеристику, учитывая структурный, семантический, коммуникативный аспекты. Из ряда предложенных ответов подчеркните нужный.

 

 

· Структурный аспект:

 

односоставные;   распространённые;
нечленимые;   осложнено однородными членами;
субстантивные;   осложнено обособлениями;
нераспространённые;   осложнено вставными конструкциями;
семантически неполные;   осложнено вводными конструкциями.
неполные;    

 

· Семантический аспект:

 

нейтральные;   побудительные;
повествовательные;   восклицательные;
восклицательно-побудительные;   утвердительные;
отрицательные;   вопросительные.

 

· Коммуникативный аспект:

 

1) вне текста трудно точно указать актуальное членение;   3) информативный центр предложения – второстепенный член предложения;
2) информативный центр предложения – главный член предложения;   4) информативный центр актуализирован препозицией.

 

в) Укажите способ выражения главных членов в односоставном предложении:

 

1) глагол-сказуемое в форме 1-ого или 2-ого лица ед. или мн. ч. изъявительного наклонения;   7) сказуемое – безличный глагол;
2) глагол-сказуемое в форме 2-ого лица ед. или мн. ч. повелительного наклонения;   8) сказуемое – слово нет;
3) глагол-сказуемое в форме 3 лица наст. или буд. времени;   9) сказуемое – слово пора (лень, грех);
4) глагол-сказуемое в форме 3 лица прош. времени;   10) подлежащее – сущ. в им. падеже;
5) глагол-сказуемое в форме инфинитива;   11) именит. темп
6) сказуемое – безлично-предикативное слово;    

 

II. а) Подчеркните в тексте неполные предложения.

 

На третий день работы женщина в очках спросила меня:

– Когда родился Бенкендорф?

– Году в семидесятом, – ответил я.

В допущенной мною инверсии звучала неуверенность.

– А точнее? – спросила женщина.

– К сожалению, – говорю, -- забыл…

Зачем, думаю, я лгу? Сказать бы честно: «А пес его знает!»… Не такая уж великая радость – появление на свет Бенкендорфа. (С. Довлатов).

 

б) Выпишите из текста на свободную строку один пример неполного предложения. Определите его вид:

 

 

ситуативное;   структурно неполное;
семантически неполное;   эллиптическое;
диалогическое;   контекстуальное.

 

в) Дайте структурную характеристику этого предложения:

 

распространенное;   нераспространенное;
структурно полное;   утвердительное;
нейтральное;   односоставное;
двусоставное;   восклицательно-вопросителное.

 

III. Как называется выделенная синтаксическая конструкция? Нужное отметьте.

 

Желанья… что пользы напрасно и вечно желать? (Л.) 1. номинативное предложение; 2. неполное двусоставное предложение; 3. именительный представления.  

 

IV. Какими средствами связаны части блока однородных членов в предложении:

Он не играет и не поет, но имеет какое-то отношение к музыке и пению (Чех.)?

 

Сочинительными союзами;   наличием обобщающих слов;
частицами;   интонацией;
предлогами;   препозицией;
общим компонентом в словосочетании;   детерминантом.

 

V. При помощи каких средств актуализируется значение однородного (однородных) членов в предложении:

Экзамены проверяют не только знания, но и характер (К. Васильев)?

 

а) Отношения градации;   г) присоединительных союзов
б) градационных союзов;   д) разделительных союзов.
в) союзов а, но в сочетании с отрицательной частицей не;    

 

VI. Какие отношения устанавливаются между членами однородного ряда в предложении На белую полотняную блузку Анна Борисовна повязала не то бантик, не то галстук (В. Липатов)?

 

Причинно-следственные;   временные;
противительные;   отношения градации;
подчинительные;   сочинительные.
разделительные;    

 

VII. Подчеркните правильную форму сказуемого.

На всех лицах (выражались, выражалось) оживление и тревога (Л. Т.).

 

VIII. Какие синтаксические условия обособления второстепенных членов в предложении Яблоневый сад, весь в солнечных лучах, спускался по склону холма (К. Паустовский)?

 

Объём обособляемой группы;   распространенность второстепенных членов;
место обособляемой группы;   уточняющее значение второстепенных членов;
смысловая нагрузка члена предложения;   синтаксическая несочетаемость связанных по смыслу слов.
инверсия;    

 

IX. Какой вид обособления второстепенных членов в предложении Все было направлено против него, в особенности эта музыка (Л. Т.)?

 

Уточняющие члены предложения;   присоединительные члены предложения;
поясняющие члены предложения;   выделительные члены предложения.

 

X. Какое значение имеют вводные единицы в предложении Лида, по его словам, жила по-прежнему в Шелковке и учила в школе детей (Чех.)?

 

Модальное значение;   источник сообщения;
эмоциональное отношение говорящего;   призыв к собеседнику;
последовательность изложения;   степень обобщенности;
приемы и способы оформления мыслей;   экспрессивность высказывания.

 

XI. Что выражают вставные конструкции в предложении В одном из рассказов Бальзака есть молодая монахиня (имя ее не помню, но предположим, что звали ее Жанна) (К. Пауст.)?

 

Отношение говорящего к содержанию высказывания;   содержат попутное замечание;
указывают на источник сообщения;   содержат пояснение;
вносят добавочное сообщение;   содержат уточнение.

 

XII. а) Подчеркните слова и сочетания слов со значением «дополнительной предикации, добавочного сообщения» в данном ниже предложении.

б) Расставьте недостающие знаки препинания.

 

Он отправился на С…халин не от (какой)нибудь орг…низации не по к…мандировке распростране(н,нн)ой и богатой газеты а за свой собстве(н,нн)ый счет без всяких рекомендательных писем в качестве обыкнове(н,нн)ого смертного не имея никаких пр…в…легий (К. Чуков.).

 

в) Дайте полную синтаксическую характеристику предложения.

 

· Структурный аспект:

 

односоставные;   распространённые;
нечленимые;   осложнено однородными членами;
субстантивные;   осложнено обособлениями;
нераспространённые;   осложнено вставными конструкциями;
семантически неполные;   осложнено вводными конструкциями.
неполные;    

 

· Семантический аспект:

 

нейтральные;   побудительные;
повествовательные;   восклицательные;
восклицательно-побудительные;   утвердительные;
отрицательные;   вопросительные.

 

· Коммуникативный аспект:

1) вне текста трудно точно указать актуальное членение;

2) информативный центр предложения – главный член предложения; 3) информативный центр предложения – второстепенный член предложения; 4) информативный центр актуализирован препозицией; 5) информативный центр – несогласованные определения;
6) информативный центр – обособленные члены предложения;
7) информативный центр – вводные конструкции;
8) информативный центр – вставные конструкции.

 

 

Вариант 2

 

I. а) Подчеркните в тексте односоставные предложения.

 

Бывает летом пора: полынь пахнет так, что одуреть можно. Особенно почему-то ночами. Луна светит, тихо… Неспокойно на душе, томительно. И думается в такие светлые, огромные, ядовитые ночи вольно, дерзко, сладко. Даже не думается, а чудится, а чудится, ждется, что ли. Притаишься где-нибудь на задах, в лопухах – сердце замирает от необъяснимой, тайной радости (Шукшин).

 

б) Выпишите на свободную строку один пример односоставного предложения (на ваш выбор). Дайте ему полную характеристику, учитывая структурный, семантический, коммуникативный аспекты. Из ряда предложенных ответов подчеркните нужный.

 

 

· Структурный аспект:

 

односоставные;   распространённые;
нечленимые;   осложнено однородными членами;
субстантивные;   осложнено обособлениями;
нераспространённые;   осложнено вставными конструкциями;
семантически неполные;   осложнено вводными конструкциями.
неполные;    

 

· Семантический аспект:

 

нейтральные;   побудительные;
повествовательные;   восклицательные;
восклицательно-побудительные;   утвердительные;
отрицательные;   вопросительные.

 

· Коммуникативный аспект:

 

1) вне текста трудно точно указать актуальное членение;   3) информативный центр предложения – второстепенный член предложения;
2) информативный центр предложения – главный член предложения;   4) информативный центр актуализирован препозицией.

 

в) Укажите способ выражения главных членов в односоставном предложении:

 

1) глагол-сказуемое в форме 1-ого или 2-ого лица ед. или мн. ч. изъявительного наклонения;   7) сказуемое – безличный глагол;
2) глагол-сказуемое в форме 2-ого лица ед. или мн. ч. повелительного наклонения;   8) сказуемое – слово нет;
3) глагол-сказуемое в форме 3 лица наст. или буд. времени;   9) сказуемое – слово пора (лень, грех);
4) глагол-сказуемое в форме 3 лица прош. времени;   10) подлежащее – сущ. в им. падеже;
5) глагол-сказуемое в форме инфинитива;   11) именит. темп
6) сказуемое – безлично-предикативное слово;    

 

II. а) Подчеркните в тексте неполные предложения.

 

В коридоре Галина познакомила меня с экскурсоводом Натаэллой. Снова – неожиданная вспышка заинтересованности:

– Будете у нас работать?

– Попытаюсь.

– Сигареты у вас есть?

Мы вышли на крыльцо.

Натаэлла приехала из Москвы. По образованию – инженер-физик, работает школьной учительницей. Решила провести здесь трехмесячный отпуск. Жалеет, что приехала. В заповеднике – толчея. Экскурсоводы и методисты – психи. Туристы – свиньи и невежды. Все обожают Пушкина. (С. Довлатов).

 

б) Выпишите из текста на свободную строку один пример неполного предложения. Определите его вид:

 

ситуативное;   структурно неполное;
семантически неполное;   эллиптическое;
диалогическое;   контекстуальное.

 

в) Дайте структурную характеристику этого предложения:

 

распространенное;   нераспространенное;
структурно полное;   утвердительное;
нейтральное;   односоставное;
двусоставное;   восклицательно-вопросителное.

 

III. Как называется выделенная синтаксическая конструкция? Нужное отметьте.

 

Чело-век! Это – великолепно! Это звучит гордо! Человек! Надо уважать человека (М. Г.). 1. номинативное предложение; 2. неполное двусоставное предложение; 3. именительный представления.  

 

IV. Какими средствами связаны части блока однородных членов в предложении: Дремали не только леса, но и лесные озера и ленивые лесные реки с красноватой водой (К. Пауст.)?

 

Сочинительными союзами;   наличием обобщающих слов;
частицами;   интонацией;
предлогами;   препозицией;
общим компонентом в словосочетании;   детерминантом.

 

V. При помощи каких средств актуализируется значение однородного (однородных) членов в предложении: Это было настолько же приятно и удобно в одном случае, насколько неудобно и унизительно в другом (В. Катаев)?

 

а) Отношения градации;   г) присоединительных союзов
б) градационных союзов;   д) разделительных союзов.
в) союзов а, но в сочетании с отрицательной частицей не;    

 

VI. Какие отношения устанавливаются между членами однородного ряда в предложении Знание – орудие, а не цель (А. Н. Толстой)?

 

Причинно-следственные;   временные;
противительные;   отношения градации;
подчинительные;   сочинительные.
разделительные;    

 

VII. Подчеркните правильную форму сказуемого.

Кое-где при дороге (попадается, попадаются) угрюмая ракита или молодая береза с мелкими клейкими листочками (Л. Т.).

 

VIII. Какие синтаксические условия обособления второстепенных членов в предложении Сверкая и искрясь, осыпался иней с древесных вершин, сбитых падением самолета (Полевой)?

 

Объём обособляемой группы;   распространенность второстепенных членов;
место обособляемой группы;   уточняющее значение второстепенных членов;
смысловая нагрузка члена предложения;   синтаксическая несочетаемость связанных по смыслу слов.
инверсия;    

 

IX. Какой вид обособления второстепенных членов в предложении Наклонность к умственным наслаждениям, например к театру и чтению, у меня была развита до страсти (Чехов)?

 

Уточняющие члены предложения;   присоединительные члены предложения;
поясняющие члены предложения;   выделительные члены предложения.

 

X. Какое значение имеют вводные единицы в предложении К нем, бывало, первые, можно сказать, особы из Петербурга заезжали (Тургенев)?

 

Модальное значение;   источник сообщения;
эмоциональное отношение говорящего;   призыв к собеседнику;
последовательность изложения;   степень обобщенности;
приемы и способы оформления мыслей;   экспрессивность высказывания.

 

XI. Что выражают вставные конструкции в предложении Я наслушался писательских разговоров (в общем, справедливых) о том, чем труднее пишется книга, тем она обдуманнее и крепче (К. Пауст.)?

 

Отношение говорящего к содержанию высказывания;   содержат попутное замечание;
указывают на источник сообщения;   содержат пояснение;
вносят добавочное сообщение;   содержат уточнение.

 

XII. а) Подчеркните слова и сочетания слов со значением «дополнительной предикации, добавочного сообщения» в данном ниже предложении.

б) Расставьте недостающие знаки препинания.

 

Во время н…настья начинаешь ц…нить простые з…мные блага избу огонь в русской печи писк самовара сухую солому на полу зас…ла(н,нн)ую грубым р…зном для ночлега усыпительный шум дождя по крыше и сла…кую др…моту (Пауст.).

 

в) Дайте полную синтаксическую характеристику предложения.

 

· Структурный аспект:

 

односоставные;   распространённые;
нечленимые;   осложнено однородными членами;
субстантивные;   осложнено обособлениями;
нераспространённые;   осложнено вставными конструкциями;
семантически неполные;   осложнено вводными конструкциями.
неполные;    

 

· Семантический аспект:

 

нейтральные;   побудительные;
повествовательные;   восклицательные;
восклицательно-побудительные;   утвердительные;
отрицательные;   вопросительные.

 

· Коммуникативный аспект:

1) вне текста трудно точно указать актуальное членение;

2) информативный центр предложения – главный член предложения; 3) информативный центр предложения – второстепенный член предложения; 4) информативный центр актуализирован препозицией; 5) информативный центр – несогласованные определения;
6) информативный центр – обособленные члены предложения;
7) информативный центр – вводные конструкции;
8) информативный центр – вставные конструкции.

 

Вариант 3

 

I. а) Подчеркните в тексте односоставные предложения.

 

В эту новогоднюю ночь мне бы хотелось не говорить, а слушать. Посидеть бы в родном сибирском селе за многолюдным столом и послушать песни. Дивно у нас еще поют!.. И еще послушал бы, как говорят за столом о земле, о работе, о семейных делах.

А за окном своя жизнь. Там хрустит снег под валенками, визг, крики, грохот санок – гуляет, веселится на улице деревенская молодежь (По Астафьеву).

 

б) Выпишите на свободную строку один пример односоставного предложения (на ваш выбор). Дайте ему полную характеристику, учитывая структурный, семантический, коммуникативный аспекты. Из ряда предложенных ответов подчеркните нужный.

 

· Структурный аспект:

 

 

односоставные;   распространённые;
нечленимые;   осложнено однородными членами;
субстантивные;   осложнено обособлениями;
нераспространённые;   осложнено вставными конструкциями;
семантически неполные;   осложнено вводными конструкциями.
неполные;    

 

· Семантический аспект:

 

нейтральные;   побудительные;
повествовательные;   восклицательные;
восклицательно-побудительные;   утвердительные;
отрицательные;   вопросительные.

 

· Коммуникативный аспект:

 

1) вне текста трудно точно указать актуальное членение;   3) информативный центр предложения – второстепенный член предложения;
2) информативный центр предложения – главный член предложения;   4) информативный центр актуализирован препозицией.

 

в) Укажите способ выражения главных членов в односоставном предложении:

 

1) глагол-сказуемое в форме 1-ого или 2-ого лица ед. или мн. ч. изъявительного наклонения;   7) сказуемое – безличный глагол;
2) глагол-сказуемое в форме 2-ого лица ед. или мн. ч. повелительного наклонения;   8) сказуемое – слово нет;
3) глагол-сказуемое в форме 3 лица наст. или буд. времени;   9) сказуемое – слово пора (лень, грех);
4) глагол-сказуемое в форме 3 лица прош. времени;   10) подлежащее – сущ. в им. падеже;
5) глагол-сказуемое в форме инфинитива;   11) именит. темп
6) сказуемое – безлично-предикативное слово;    

 

II. а) Подчеркните в тексте неполные предложения.

 

Я спросил:

-- Где вы работаете?

-- В канцелярии ЛИТМО. А вы?

-- Я, -- говорю, -- репортер.

-- Журналист?

-- Нет, именно репортер. Журналистика – это стиль, идеи, проблемы… А репортер передает факты. Главное для репортера – не солгать. В этом состомт пафос его работы. Максимум стиля для репортера – немота. В ней минимальное количество лжи… (С. Довлатов).

 

б) Выпишите из текста на свободную строку один пример неполного предложения. Определите его вид:

 

 

ситуативное;   структурно неполное;
семантически неполное;   эллиптическое;
диалогическое;   контекстуальное.

 

в) Дайте структурную характеристику этого предложения:

 

распространенное;   нераспространенное;
структурно полное;   утвердительное;
нейтральное;   односоставное;
двусоставное;   восклицательно-вопросителное.

 

III. Как называется выделенная синтаксическая конструкция? Нужное отметьте.

 

День Победы. Сколько дней и ночей, сколько недель, сколько месяцев мы ждали ео (Рожд.). 1. номинативное предложение; 2. неполное двусоставное предложение; 3. именительный представления.  

 

IV. Какими средствами связаны части блока однородных членов в предложении: Ночевки в палатках вплоть до ноября на глухих озерах, походы на заповедные реки, цветущие безбрежные луга, крики птиц, волчий вой – все это погружало нас в мир народной поэзии, почти в сказку и вместе с тем мир прекрасной реальности (К. Пауст.)?

Сочинительными союзами;   наличием обобщающих слов;
частицами;   интонацией;
предлогами;   препозицией;
общим компонентом в словосочетании;   детерминантом.

 

V. При помощи каких средств актуализируется значение однородного (однородных) членов в предложении: У Ули глаза были большие, темно-карие, -- не глаза, а очи (А. Фадеев)?

 

а) Отношения градации;   г) присоединительных союзов
б) градационных союзов;   д) разделительных союзов.
в) союзов а, но в сочетании с отрицательной частицей не;    

 

VI. Какие отношения устанавливаются между членами однородного ряда в предложении: Откинувшись на мягкую, удобную спинку кресла в троллейбусе, Маргарита Николаевна ехала по Арбату (Булг.)?

 

Причинно-следственные;   временные;
противительные;   отношения градации;
подчинительные;   сочинительные.
разделительные;    

 

VII. Подчеркните правильную форму сказуемого.

(Несся, неслись) тяжелый топот кованых сапог и крикливые бабьи взвизги (Сер.).

 

VIII. Какие синтаксические условия обособления второстепенных членов в предложении: Как человек смелый, он рискнул воспользоваться старинным знакомством (Фад.)?

 

Объём обособляемой группы;   распространенность второстепенных членов;
место обособляемой группы;   уточняющее значение второстепенных членов;
смысловая нагрузка члена предложения;   синтаксическая несочетаемость связанных по смыслу слов.
инверсия;    

 

IX. Какой вид обособления второстепенных членов в предложении Незаметным образом я привязался к доброму семейству, даже к кривому гарнизонному поручику (Пушкин)?

 

Уточняющие члены предложения;   присоединительные члены предложения;
поясняющие члены предложения;   выделительные члены предложения.

 

X. Какое значение имеют вводные единицы в предложении Стихи были плохие – пышные, нарядные и, как мне тогда казалось, довольно красивые (Пауст.)?

 

Модальное значение;   источник сообщения;
эмоциональное отношение говорящего;   призыв к собеседнику;
последовательность изложения;   степень обобщенности;
приемы и способы оформления мыслей;   экспрессивность высказывания.

 

XI. Что выражают вставные конструкции в предложении: Однажды утром --- это уже было в начале сентября -- Фекла принесла снизу два ведра воды (Чехов)?

 

Отношение говорящего к содержанию высказывания;   содержат попутное замечание;
указывают на источник сообщения;   содержат пояснение;
вносят добавочное сообщение;   содержат уточнение.

 

XII. а) Подчеркните слова и сочетания слов со значением «дополнительной предикации, добавочного сообщения» в данном ниже предложении.

б) Расставьте недостающие знаки препинания.

 

Это была просто ночная бабочка но какая в…личиной с муж…кую ладонь с плотными на с…доватой по…кладке (темно)коричневыми местами бу…то пылью посыпа(н,нн)ыми крыльями (Наб.).

 

в) Дайте полную синтаксическую характеристику предложения.

 

· Структурный аспект:

 

односоставные;   распространённые;
нечленимые;   осложнено однородными членами;
субстантивные;   осложнено обособлениями;
нераспространённые;   осложнено вставными конструкциями;
семантически неполные;   осложнено вводными конструкциями.
неполные;    

 

· Семантический аспект:

 

нейтральные;   побудительные;
повествовательные;   восклицательные;
восклицательно-побудительные;   утвердительные;
отрицательные;   вопросительные.

 

· Коммуникативный аспект:

1) вне текста трудно точно указать актуальное членение;

2) информативный центр предложения – главный член предложения;

3) информативный центр предложения – второстепенный член предложения;

4) информативный центр актуализирован препозицией;

5) информативный центр – несогласованные определения;

6) информативный центр – обособленные члены предложения;

7) информативный центр – вводные конструкции;

8) информативный центр – вставные конструкции.

 

 

Date: 2015-11-13; view: 1053; Нарушение авторских прав; Помощь в написании работы --> СЮДА...



mydocx.ru - 2015-2024 year. (0.006 sec.) Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав - Пожаловаться на публикацию