Главная Случайная страница


Полезное:

Как сделать разговор полезным и приятным Как сделать объемную звезду своими руками Как сделать то, что делать не хочется? Как сделать погремушку Как сделать так чтобы женщины сами знакомились с вами Как сделать идею коммерческой Как сделать хорошую растяжку ног? Как сделать наш разум здоровым? Как сделать, чтобы люди обманывали меньше Вопрос 4. Как сделать так, чтобы вас уважали и ценили? Как сделать лучше себе и другим людям Как сделать свидание интересным?


Категории:

АрхитектураАстрономияБиологияГеографияГеологияИнформатикаИскусствоИсторияКулинарияКультураМаркетингМатематикаМедицинаМенеджментОхрана трудаПравоПроизводствоПсихологияРелигияСоциологияСпортТехникаФизикаФилософияХимияЭкологияЭкономикаЭлектроника






Задания для самостоятельной работы. Задание 1. Объясните положение: «Обособление – сложное структурно-семантическое явление синтаксиса»





 

Задание 1. Объясните положение: «Обособление – сложное структурно-семантическое явление синтаксиса». Кто впервые ввел в научный обиход термины «обособление», «обособляющая» интонация? В чем заключается специфика обособления? (См. Современный русский язык / Под ред. Е. И. Дибровой. – С. 390; Н. С. Валгина. Синтаксис современного русского языка. – М., 1973. – С. 231).

 

Задание 2. Среди общих условий обособления наиболее важными считают следующие:

инверсия; интонация; распространенность второстепенных членов (определений, приложений, обстоятельств); уточняющее значение второстепенных членов (определений, приложений, обстоятельств, дополнений); синтаксическая несочетаемость связанных о смыслу слов.

Многие из этих условий выступают как актуализаторы.

Найдите иллюстрации общих условий обособления, используя материалы газет или художественной литературы. Способствуют ли условия обособления актуализации высказывания?

 

Задание 3. Почему предложения с обособленными членами делятся на две группы: предложения с полупредикативными обособленными членами и предложения с уточняющими обособленными членами? (См. Современный русский язык / Под ред. Е. И. Дибровой. – С. 392; Н. С. Валгина. Синтаксис современного русского языка. – С. 231 – 233).

 

Задание 4. Прочитайте положение: «Обособленные члены предложения со значением добавочного сообщения обычно обозначают признак. Однако при обособлении говорящий не столько констатирует наличие признака, сколько приписывает его предмету, как это делается при соединении подлежащего и сказуемого, не соотнося его непосредственно с моментом речи. Такие обороты, особенно если они относятся к субъектной словоформе, выражают дополнительную (вторичную) предикацию. Их называют полупредикативными членами предложения» (См. Современный русский литературный язык / Под ред. П. А. Леканта. – М., 1999. – С. 364).

Какие обособленные второстепенные члены предложения могут выступать как полупредикативные члены предложения? Почему?

 

Задание 5 *. Определите условия обособления согласованных и несогласованных определений в следующих предложениях.

а) 1. Она, бледная, неподвижно, как статуя, стоит и ловит взглядом каждый его шаг (Чех.). 2. Все, связанное с железной дорогой, до сих пор овеяно для меня поэзией путешествий (Пауст.). 3. Утомленная, мать потеряла интерес к суду (Горьк.). 4. Ошеломленный буйным натиском, Фома растерялся (Горьк.). 5. А через минуту, скупой и редкий, пошел дождь (Шол.). 6. А театр осаждало людское море, буйное, напористое (Н. Остр.). 7. Остры, свежи, висели вокруг снега (Тих.). 8. Лес притаился, безмолвен и строг (Сурк.).

б) 1. Он, со своим умом и опытностью, мог уже заметить, что она отличала его (Л. Толст.). 2. Яблоневый сад, весь в солнечных лучах, спускался по склону холма (Пауст.). 3. Вся в румяном цвету, Дуняша ласточкой чертила баз от стряпки к куреню… (Шол.). 4. Величественно вышла мать, в сиреневом платье, в кружевах, с длинной нитью жемчуга на шее (Горьк.). 5. Играл я обычно с сестрою Юлею, моложе меня на полтора года (Верес.).

 

Задание 6. В данных предложениях имеются полупредикативные обособленные приложения. Найдите их и объясните условия их обособления.

1. Женщина смелая, самостоятельная, она хорошо разбиралась в морях (Фад.). 2. Посоветовала Маше поехать пароходом бабушка, вдова речного капитана (Пуст.). 3. Я, признаюсь, не слишком люблю это дерево – осину – с ее бледно-лиловым стволом и серо-зеленой металлической листвой (Тург.). 4. Фанатик своего дела, Кузьмичев всегда, даже во сне и за молитвой в церкви, думал о своих делах (Чех.). 5. Как человек смелый, он рискнул воспользоваться старинным знакомством (Фад.). 6. Это был его сверстник, по прозвищу Рудня, крестьянин соседнего села (Фад.).

 

Задание 7. Прочитайте положение: «Обособленные обстоятельства неодинаковы по степени предикативности, но почти все легко трансформируются в придаточные предложения; чаще других членов предложения они выступают как детерминанты, так как их подчинительные связи с другими членами предложения наиболее слабые (преобладает примыкание)». (См. Современный русский язык / Под ред. Е. И. Дибровой. – С. 397).

1. Найдите в предложениях обособленные обстоятельства, установите их синтаксическую функцию, укажите условия обособления.

2. Определите характер семантико-синтаксических связей обособленного члена с другими членами предложения.

3. Замените, где это возможно, обособленные обороты придаточными предложениями.

 

1. Теперь он (Павел) сидел, откинувшись на спинку стула (Горьк.). 2. Сверкая и искрясь, осыпался иней с древесных вершин, сбитых падением самолета (Полев.). 3. Рассказывая это здесь, на Пресне, Катя чувствовала, как слова ее будто не попадают в детские уши… (А. Толст.). 4. И шумно катясь, колебала река отраженные в ней облака (Лерм.). 5. Сидя в вагоне и потом отыскивая в небольшой роще свою дочку, он все время чувствовал голод и утомление (Чех.). 6. Она быстро прошлась по кабинету и, закусив губу, остановилась у окна (Верес.). 7. Кажется, что небо все ниже наклоняется над морем, желая понять то, о чем шепчут неугомонные волны, сонно вползая на берег (Горьк.). 8. Вопреки предсказанию моего спутника, погода прояснилась и обещала нам тихое утро (Лерм.). 9. Благодаря массе новых впечатлений, день прошел для Каштанки незаметно (Чех.). 10. Как известно, у людей слабо развито чувство меры, и они, несмотря на свою ограниченность, всегда переступают границы (Горьк.).

 

Задание 8. Некоторые авторы (См. Современный русский литературный язык / Под ред. П. А. Леканта. М., 1999. – С. 366) к обособленным оборотам относят сравнительные обороты, как и детерминанты, выражающие «добавочное сообщение, соотносимое с остальной частью высказывания, хотя грамматически они могут тяготеть не только к предикативной основе, но и к тому или иному члену предложения. По функции они уподобляются придаточным частям предложения, но отличаются от них отсутствием главных членов и наличием свернутой предикативности»*.

В предложениях найдите сравнительные обороты, объясните, почему их относят к обособленным членам.

 

1. В крохотной комнатке жарко от железной крыши и душно, как в бане (Верес.). 2. Как мягкая тень, молодая красавица приблизилась к месту назначенного свидания (Пушк.). 3. Сердце мое трепетало, как у пойманной птички (Дост.). 4. Белая береза под моим окном принакрылась снегом, точно серебром (Есен.). 5. Между собаками, как между людьми, попадаются умницы и глупыши (Тург.).

 

Задание 9. Для пояснения, уточнения, конкретизации или выделения понятий, выражаемых отдельными членами предложения, могут употребляться уточняющие члены предложения (которые, поясняя другой одноименный член предложения, сужают или расширяют объём понятия); поясняющие члены предложения (которые, в отличие от уточняющих, поясняют другой одноименный член предложения, обозначают один и тот же объём понятия, не сужая и не расширяя его; перед пояснительными словами могут употребляться союзы то есть, или (в значении то есть), именно; присоединительные члены предложения (которые содержат дополнительные, попутные сведения; они могут связываться с поясняемым словом при помощи слов например, даже, в частности, в особенности, главным образом, в свою очередь и т.п.); «выделительные»* члены предложения словами кроме, помимо, сверх, за исключением, включая, исключая, наряду с …, по сравнению с… и др.)*.

В следующих предложениях найдите уточняющие, пояснительные, присоединительные, выделительные обособленные члены предложения. Охарактеризуйте каждый вид обособления, отметьте их отличие.

 

1. Едем в Субботино, на станцию, встречать гостей (Бун.). 2. Кажется, что цветы и травы приветливо улыбаются вам, прохожим людям, покачиваясь от того, что на них все время садятся тяжелые шмели и пчелы (Пауст.). 3. Незаметным образом я привязался к доброму семейству, даже к кривому гарнизонному поручику (Пушк.). 4. А кругом было так поразительно тихо, что он слышал только одно – это биение (Бун.). 5. Все было направлено против нее, в особенности эта музыка (Л. Т.). 6. Еще один, белый, огонь горел на мачте (Житк.). 7. Наклонность к умственным наслаждениям, например к театру и чтению, у меня была развита до страсти (Чех.).

 

Задание 10. Прочитайте определения вводных единиц из разных учебных пособий, сравните их, сформулируйте свое определение. Приведите примеры вводных конструкций.

 

1. «Вводными являются слова, сочетания слов и предложения, которые выражают отношение говорящего к высказанному, дают общую оценку сообщения, а также указывают на источник сообщения, связь с контекстом и т.д. Значение оценочности – модальной, эмоциональной, экспрессивной – ведущее значение вводных конструкций» (Н. С. Валгина. Синтаксис современного русского языка. – М., 1973. – С. 249).

2. «Вводные конструкции служат в основном для субъективной оценки, характеристики высказывания или для привлечения к нему внимания собеседника» (Современный русский литературный язык / Под ред. П. А. Леканта. М., 1999. – С. 367).

3. «Вводными словами, словосочетаниями и предложениями называются такие синтаксические единицы, которые включаются в предложения для выражения того или иного отношения говорящего к содержанию высказывания» (А. В. Дудников. Современный русский язык. – М., 1990. – С. 376).

 

Задание 11. Согласны ли вы с мнением А. М. Пешковского, который считает вводные конструкции инородными, «внутренно чуждыми приютившему их предложению»? (А. М. Пешковский. Русский синтаксис в научном освещении. – М., 1956. – С. 404). Обоснуйте свою точку зрения.

 

Задание 12. Определите значения, которые выражают вводные единицы в следующих предложениях.

 

1. Должно быть, у каждого человека случается свое счастливое время открытий (Паст.). 2. И, вероятно, она была бледна, но в сумраке этого нельзя было определить (Олеша). 3. К счастью, в стороне блеснул тусклый свет и помог мне найти другое отверстие наподобие двери (Лерм.). 4. Итак, профессор зажег шар и огляделся (Булг.). 5. Во-первых, я вовсе не кричу, а красиво пою (Бианки). 6. Словом, я вышел конторы через час (Булг.). 7. Лида, по его словам, жила по-прежнему в Шелковке и учила в школе детей (Чех.). 8. А я, видите ли, никогда не служил (Пан.). 9. К нему, бывало, первые, можно сказать, особы из Петербурга заезжали (Тург.). 10. Но, право, я не хотел и не хочу вас обманывать (Чех.).

 

Задание 13. Что такое вставные конструкции? Чем отличаются вставные конструкции от вводных?(См. Современный русский язык / Под ред. Е. И. Дибровой. – С. 417 – 418).

 

Задание 14. Выделите вводные и вставные конструкции. Определите их смысловые и синтаксические функции, особенности синтаксической структуры и отношение к основному предложению. Почему вставные единицы часто становятся актуализаторами высказывания?

 

1. Стихи были плохие – пышные, нарядные и, как мне тогда казалось, довольно красивые (Пауст.). 2. Мне кажется, начал у моря впервые мечтать человек (Лисянск.). 3. Она по-прежнему сидела возле сына (в карты она не играла), по-прежнему подпирая щечку кулачком… (Тург.). 4. руки у меня закоченели от лютого ветра (я уже знал, что этот ветер называется «норд»), боковые волны с каждой минутой становились все злее (Чук.). 5. Обуздывая мои порывы, Борис, как он сам говорил, учил меня «закалять свою волю» (Чук.). 6. Но, по его словам, работать здесь трудно, почти невозможно из-за каких-то взяточников военного ведомства (сейчас я забыл каких) и он везет с ним неравную борьбу, наживая себе немало врагов (Чук.). 7. Шли мы лесами весь день и почти всю ночь без дорог, под звездами, светившими сквозь кроны сосен одним только нам (потом что все вокруг спало непробудным сном), пока перед рассветом не вышли к извилистой лесной речке (Пауст.).

 

Date: 2015-11-13; view: 1577; Нарушение авторских прав; Помощь в написании работы --> СЮДА...



mydocx.ru - 2015-2024 year. (0.006 sec.) Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав - Пожаловаться на публикацию