Полезное:
Как сделать разговор полезным и приятным
Как сделать объемную звезду своими руками
Как сделать то, что делать не хочется?
Как сделать погремушку
Как сделать так чтобы женщины сами знакомились с вами
Как сделать идею коммерческой
Как сделать хорошую растяжку ног?
Как сделать наш разум здоровым?
Как сделать, чтобы люди обманывали меньше
Вопрос 4. Как сделать так, чтобы вас уважали и ценили?
Как сделать лучше себе и другим людям
Как сделать свидание интересным?
Категории:
АрхитектураАстрономияБиологияГеографияГеологияИнформатикаИскусствоИсторияКулинарияКультураМаркетингМатематикаМедицинаМенеджментОхрана трудаПравоПроизводствоПсихологияРелигияСоциологияСпортТехникаФизикаФилософияХимияЭкологияЭкономикаЭлектроника
|
Дело об ошибке в выборе омнибуса(№ I/5-9 [39]) Некто сел в карету, полагая, что она следует на вокзал Южной железной дороги; в действительности оказалось, что она едет на вокзал дороги Западной. Ситуация вызывает множество юридических вопросов — начиная с чисто практических, и кончая чисто умозрительными. Несколько абстрагировавшись от единичных случаев, мы укрупнили вопросы, сведя их к трем нижеследующим. 1. Первым, и самым принципиальным, от решения которого зависит все последующее, является вопрос о действительности заключенной сделки. Несомненно, таковая заключена под влиянием заблуждения, имеющего существенный характер (заблуждение касается предмета договора об оказании услуг), а значит, пассажир вправе требовать её уничтожения (признания недействительной). Последствия недействительности этой сделки будут различаться, в зависимости от того, впал ли он в заблуждение сам, по причинам, не зависящим от другой стороны (перевозчика), или же созданию и укреплению заблуждения перевозчик вольно, либо невольно поспособствовал. В первом случае пассажир обязан возместить перевозчику реальный ущерб, причиненный признанием сделки недействительной, во втором — напротив, к такому возмещению обязан перевозчик. 2. Конечно, практически наиболее актуальным[40] является вопрос об обязанности пассажира оплатить проезд. Здесь можно различить несколько ситуаций: ошибка обнаружена немедленно после начала движения транспортного средства, где-то на протяжении маршрута и уже в самом конце пути, по прибытии на вокзал (конечный пункт маршрута). Очевидно, что во всех случаях нужно исходить не столько из соображения о том, оказана ли услуга, или нет (обогатился ли пассажир, или нет, и если обогатился — то насколько — на всю ли плату за проезд, или лишь на её часть, меньшую или большую), ибо здесь нормы о реституции приоритетны перед нормами о кондикциях, сколько из причины заблуждения. Пассажир, впавший в заблуждение по причинам, не зависящим от перевозчика, обязан оплатить фактический проезд любого расстояния по себестоимости, дабы возместить реальный ущерб, причиненный другой стороне сделки, совершенной им под влиянием собственного существенного заблуждения. В ином же случае пассажир не обязан оплачивать ничего, хотя бы и всю перевозку от начала и до конца маршрута, а сумму, уже уплаченную за перевозку, он, несомненно, может потребовать с содержателя омнибусов посредством иска о применении последствий недействительности сделки. Родственна рассмотренной и ситуация противоположной направленности: когда заблуждается не пассажир, а перевозчик (извозчик, кэбмен, таксист, «бомбила» и т. п.). Во многих городах, особенно больших, существуют улицы и переулки со схожими наименованиями, находящиеся, однако, в различных районах города. Как быть, если перевозчик, условливаясь с пассажиром об услугах и их цене, неправильно понял пассажира и повез его в другое место? Может ли перевозчик потребовать увеличения платы на том основании, что он, соглашаясь везти пассажира за согласованную цену, полагал, что речь идет о более близком пункте назначения, чем оказалось в последующем? А на том основании, что для исправления ошибки ему потребовалось вернуться обратно, в пункт посадки? Ответы на все эти вопросы даются исходя из причин, по которым перевозчик впал в заблуждение: зависели ли они от пассажира, или нет. Конечно, если речь идет о перевозчике профессиональном (извозчике, кэбмеие, таксисте), последнему будет очень сложно сослаться на такие причины — на то он и профессионал, чтобы без особенных объяснений правильно понимать, куда именно хочет ехать пассажир, и избирать оптимальный, для данных конкретных условий, маршрут движения. Пассажирам же, садящимся в машины «частников», или, как их теперь называют, «бомбил», следует быть внимательными и точными при формулировании своих заказов. 3. Реальный ущерб пассажира, по ошибке уехавшего не на ту станцию, может слагаться из различных сумм. Так, например, обнаруживший ошибку пассажир полагает, что он ещё может успеть на поезд, если наймет извозчика, а тот поедет максимально быстро. «За скорость» извозчик требует доплату против обычной таксы[41]. Или, скажем, опоздание на поезд потребовало от пассажира обменять железнодорожные билеты на другой аналогичный поезд, следующий сутки спустя и на соответственное время задержаться в городе, нанимая для этого гостиницу. Может ли пассажир переложить все перечисленные суммы — плату извозчику, гостинице, суммы, потерянные на обмене билетов, — на содержателя омнибусов? Ясно, что вопрос этот актуален лишь в случае, когда заблуждение возникло по вине перевозчика (содержателя омнибусов); ясно также, что ответ на него зависит от того, идет ли речь об убытках прямых (предвидимых при обычном ходе дел) или косвенных (случайных, и обыкновенно в подобных ситуациях не возникающих). Двойная плата извозчику — убыток косвенный, потеря на обмене билетов и проживание в гостинице на сутки больше планируемого — прямые[42]. Таким образом, резюмируя вышеизложенное, современным пассажирам (в особенности — такси и маршрутных такси) следует запомнить следующее: (1) договор перевозки, заключенный пассажиром под влиянием заблуждения относительно маршрута следования и (или) пункта назначения, является в любом случае недействительным, однако, его последствия различны, в зависимости от того, по чьей вине возникло заблуждение; (2) пассажир, впавший в заблуждение по причинам, не зависящим от перевозчика, обязан компенсировать ему реальный ущерб — уплатить себестоимость его фактического проезда (провоза); (3) пассажир, впавший в заблуждение по причинам, зависящим от перевозчика, вправе требовать с него возмещения реального ущерба в размере прямых убытков. 3.2. Дело об остатках ресторанной трапезы (№ 11/34, XVI/12) Вопрос столь же короток и незамысловат по части формулировки, сколь заковырист по части юридической. Кому принадлежат остатки напитков и еды в кафе и ресторанах? Недопитые вино, квас, пепси-кола, чай, кофе, какао; недоеденные порционные блюда, салаты, закуски, хлеб; неиспользованные разовые упаковки соусов, масла, сахара, соли; шоколад, конфеты, пирожные, иные десерты и т. п. — чье все это? В различного рода кафе и закусочных, в частности — действующих под маркой «McDonalds» — вокруг столиков регулярно шныряют «посетители», собирающие со столов остатки трапезы. Правомерно ли? Может ли хозяин заведения запретить такое присвоение? Вправе ли гость, уже покинувший заведение, вернуться с тем, чтобы забрать что-то из недоеденного или недопитого с собой? если вправе — то сколько времени хозяин обязан ожидать такого возвращения? В задаче о случайно разбитой бутылке шампанского мы констатировали, что право собственности на заказанные посетителями кафе и ресторанов различного рода напитки и кушанья приобретается заказавшими их посетителями, согласно общему правилу, содержащемуся практически во всяком гражданском законе, с момента передачи этих вещей, С того момента, как официант поставил заказ на стол, кафе (ресторан) перестает быть собственником заказанного предмета, а заказавший его посетитель, напротив, приобретает право собственности на него[43]. Теперь нужно установить, что происходит после того, как посетитель покидает заведение[44], оставляя недоеденное и недопитое им без своего присмотра, т. е. с момента утраты посетителем фактического владения заказанными им предметами. Намеренное оставление этих вещей вне сферы своего фактического господства (владения) позволяет выдвинуть предположение о том, что посетители выражают тем самым намерение прекратить свое право собственности на них. Ведь возможность владения — это центр тяжести всякого вещного права, тем более — такого из них, как право собственности: неслучайна законодательная привязка момента перехода права собственности на движимые вещи именно к моменту передачи вещи — перехода фактической возможности ею владеть. Почему именно владение? Потому, что вещные права — права абсолютные, а значит их существование должно быть явно видно и доступно восприятию всякого и каждого. Гласность же вещных прав (по крайней мере — на движимость) не демонстрируется ничем иным, кроме фактического владения их объектами. Праву же остается только юридически защитить такое владение, создать на основе фактической возможности ещё и возможность юридическую, превратить фактическое владение в правомочное владение. Итак, посетитель намеренно отказывается от владения остатками приобретенных им напитков и кушаний; следовательно, вполне основательно предположение о том, что юридически защищенная возможность фактического владения ему более не нужна, что он, значит, таким образом, отказывается от приобретенного им вещного права (права собственности) на перечисленные предметы. Возможны два варианта квалификации таких действий — либо это дарение, т. е. договор, сопровождающийся перенесением права собственности на предмет дара с дарителя на одаряемого[45], либо это депро-приация — акт одностороннего безадресного отказа от права собственности, создающий бесхозяйные вещи. Если это дарение, то тогда надо указать личность одаряемого, — субъекта, в пользу кого дарение совершается. Можно сказать, что это происходит е пользу хозяина соответствующего заведения — индивидуального предпри нимателя, либо юридического лица, которые оказывают в данном заведении услуги общественного питания. Но что говорит в пользу такого вывода? Разве посетитель перед уходом непременно выражает свое намерение «облагодетельствовать» хозяина таким вот, несколько нестандартным образом — «подарить» ему пустые бутылки, банкир иные упаковки, куски, огрызки, объедки, вообще остатки пищи и питья, использованные зубочистки и т. п.? А ведь дарение — акт ещё и двусторонний, т. е. требующий согласия одаряемого принять дар. Да ни один хозяин ресторана или кафе, спрашивайся посетители на то его согласия, никогда бы это в дар не принял! Можно, конечно, объяснить происходящее обстановкой, в которой совершается дарение: она, дескать, такова, что позволяет предположить, во-первых, совершение дарения в пользу хозяина заведения, во-вторых — согласие последним на принятие такого «сюрприза». Но законодательства, как правило, не предусматривают в качестве общего правила возможность придавать юридическое значение обстановке, в которой совершаются те или иные действия; едва ли не единственным исключением является правило о возможности выведения из обстановки полномочий одного лица на совершение сделок от имени другого. Подобного правила в отношении дарения, увы, не существует, а это значит, что как обращение к одаряемому принять дар, так и его согласие осуществить такое принятие, должны быть все-таки положительно выражены. И если последнее (согласие принять дар) обыкновенно проявляет себя в действиях работников ресторана (кафе), убирающих посуду с остатками пищи, и, следовательно, может быть сочтено положительно выраженным при посредстве конклюдентных действий, то прямого обращения посетителя (дарителя) к содержателю заведения (одаряемому) с выражением намерения одарить последнего все-таки не наблюдается. Затем, специфика предмета «дарения» делает такое предположение противоестественным. И, наконец, если перед нами — только предположение, то оно, как и всякое иное, может быть опровергнуто: официанту достаточно только сказать посетителю, что, дескать, тысяча извинений, многоуважаемый, но все, что Вы тут наели, Вам придется унести с собой — хозяин кафе не хочет принимать от Вас таких подарков! — и посетителю придется выполнить это требование. К счастью такого не происходит даже в самых низкопробных заведениях. Итак, оставление посетителями заведений общественного питания остатков трапезы на столах заведений не может быть дарением в пользу хозяина этих заведений. Методом исключения получаем, что это — депропршция, т. е. односторонний безадресный отказ от права собственности, приводящий к возникновению одной из категорий бесхозяйных вещей — вещей, хотя и имеющих собственника (ст. 236 ГК), но такого, который от них отказался. Присвоить их могут, по правилам некоторых законодательств, все желающие — и здесь хозяева заведений, желающие сохранить за собой остатки трапезы, должны заботиться о возможно скорейшем их обращении в свою собственность; по правилам же других законодательств хозяин заведения обладает преимущественной, или даже исключительной перед всеми иными лицами, возможностью присвоения отходов пищи и питья [46], на том основании, что они оставлены посетителями именно в его заведении — в таких странах хозяевам достаточно поставить добросовестную охрану, которая сможет не впустить, либо удалить из заведения личностей, промышляющих сбором объедков[47]. Понятно, что в большинстве случаев бремя собственности на остатки трапез «перевешивает» извлекаемые из этого права блага; в силу этого понятно также, что уборка со столов осуществляется сотрудниками заведений общественного питания не столько ради присвоения содержателем заведения этих предметов в собственность, сколько для того, чтобы соблюсти публичные (санитарно-гигиенические) требования и создать посетителям удобство в обслуживании. Обсужденный вопрос, однако, от этого не утрачивает ни своей практической актуальности, ни научного интереса. 3.3. Дело о потерянном ключе (№ 111/35, 36) «Жилец потерял ключ от коридора; хозяин требует, чтобы на его счёт был куплен новый замок и все ключи к нему; житель же соглашается только на покупку одного ключа взамен потерянного; кто из них прав? Имеет ли жилец право bona fide умолчать о потере им ключа, или без ведома хозяина заказать новый?» — спрашивает Р. Иеринг. С житейской точки зрения каждый участник конфликта по-своему прав. Жилец не испортил замка, он утратил только ключ — с какой же статьи за его счёт покупать (а тогда уж и менять) весь замок? Но можно понять и хозяина, который не может знать, у кого теперь находится потерянный (кстати, ещё вопрос — потерянный ли?) ключ и, следовательно, чьего визита в квартиру ему теперь нужно опасаться. Чьим же интересам отдать предпочтение? Конечно, весьма велик соблазн дать расширительное толкование норме о составе убытков и подвести под понятие реального ущерба стоимость не одной только утраченной вещи (ключа), а всего замка в целом. Но на каком основании можно было бы это сделать? Понятно, что утрата ключа от помещения существенно увеличивает риск несанкционированного в него проникновения; иными словами, с утратой ключа замок не выполняет более своих защитных функций, во всяком случае — в первоначальном объеме. Можно ли на этом основании утверждать, что утрата ключа испортила замок, сделав его непригодным для дальнейшего использования? Ни в коем случае, и лучшим доказательством этого является фактически сохраняющаяся работоспособность замка; любой судья, убедившись, что замок нормально запирается и отпирается, констатирует его исправность. Дело ведь в том, что замок предназначен для запирания дверей вообще, а не данной конкретной двери, закрывающей доступ в данное конкретное помещение. Ничто не мешает хозяину перенести данный замок на другую дверь, или продать его; если какие-то расходы и будут хозяином при этом понесены, то они все равно будут меньше, чем стоимость нового замка. С тем же успехом другие жильцы могут потребовать от потерявшего ключ поменять замки и в дверях их комнат на том основании, что вор, который, возможно, уже проникал в общий коридор, мог успеть сделать слепки, достаточные для изготовления ключей к их замкам. Может быть. А может быть, ничего подобного и не случилось. Точно также и с хозяином: все может быть. Но не исключено, что ключ, и вправду потерянный, так никем и не будет использован для проникновения в дом — на каком же тогда, спрашивается, основании, жилец ставил хозяину новый замок? Итак, максимум, чего можно потребовать с жильца, —так это оплаты расходов по установке нового замка [48], который должен приобретаться хозяином за свой счёт. Естественно, в распоряжении хозяина, подозревающего жильца в нечестности, имеются и другие средства обезопасить, жилище; так, ничто не мешает ему расторгнуть договор найма комнаты с таким жильцом, предупредив его об этом в установленном порядке и в установленный срок, а по прекращении договора — выселить его. Но, может быть, жителю было действительно было бы разумнее умолчать о потере ключа и сделать новый потихоньку, без ведома об этом хозяина? Ни в коем случае; он ведь стремится не просто умолчать, а умолчать, сохранив при этом bona fide, т. е. добросовестность. Но о какой же добросовестности может идти в таком случае речь? Ведь жилец, утративший ключ, не может не понимать, что данное событие существенно увеличивает риск проникновения в дом посторонних лиц, которые могут нанести убыток хозяину и другим жильцам; знать об этом, и не поставить в известность, по крайней мере, хозяина дома —где же здесь добросовестность? Если все-таки случится самое неприятное — потерянный ключ будет использован для проникновения в дом, сопровождающегося причинением убытка — жильцу, утратившему ключ, придется возмещать этот убыток. 3.4. Дело о припасах, купленных кухарками (№ IV/43-46) Кому принадлежат припасы, купленные кухаркой для господ — ей ли самой, или её нанимателю? Обязательны ли договоры купли-продажи и вообще сделки, заключенные кухарками с целью исполнения своих обязанностей, для их нанимате лей? Как квалифицировать продуктовый заём, заключенный одной кухаркой с другой (например, кухаркой служащей у соседей)? Какие последствия он имеет для нанимателей обоих кухарок? Имеет ли юридическое значение (и какое) факт запрещения одним или обоими нанимателями кухарок таких сделок? Вопросы сложны лишь на первый взгляд. Все становится на свои места, если вспомнить, что кухарка покупает продукты от собственного имени и на собственные же деньги. Да, деньги эти выдаются ей нанимателем, но с момента их передаче кухарке они становятся собственностью последней. Да, кухарка, закупающая провизию, вполне может сообщить продавцу, что делает она это не для себя, а для своих господ, — но что же из того? Комиссионер тоже совершает сделки не для себя, а для комитента, однако делает это от своего имени, что никак не исключает возможности поступления индивидуализированных вещей,,приобретенных комиссионером для комитента в собственность последнего. Именно так и должно быть квалифицировано юридическое положение кухарки, закупающей продукты: она — комиссионер, действующий в интересах и за счёт комитента, но от собственного имени; при этом приобретенные ею в таком порядке продукты становятся собственностью комитента (нанимателя). Неправильно, однако, представлять себе дело так, что право собственности нанимателя на продукты является причиной того, что кухарка обязана приготовлять из них обеды. Да, кухарка их приготовляет, и делает это продуктов, приобретенных ею для своего нанимателя (комитента), но причиной тому вовсе не право собственности последнего на продукты, а исполнение кухаркой своих обязанностей по договору личного найма. Сказанное предопределяет ответы на все прочие вопросы. Договоры купли-продажи (и вообще сделки), заключенные кухарками с целью исполнения своих обязанностей, для их нанимателей не обязательны, поскольку заключаются кухарками от собственного имени (хотя бы и в чужом интересе и на чужой счёт). Продуктовый заём, заключенный одной кухаркой с другой (соседской), в действительности означает предоставление соседской кухаркой взаймы чужих вещей 'продуктов, принадлежащих её хозяевам; наша кухарка, занимающая продукты у соседской, не может, однако, знать, чьи продукты ей дают взаймы — хозяйские или собственные (ведь не исключено, что кухарка, в особенности — работающая с проживанием у нанимателя, предоставляет и продукты, купленные для себя и на свой счёт). Договор займа обязывает нашу кухарку возвратить соседской продукты того же числа, рода и качества, что и занятые; соседской же кухарке важно дать хозяевам отчет в расходе средств выделенных ей на приобретение продуктов. Наконец, факт запрещения одним или обоими нанимателями кухарок сделок продуктового займа никакого юридического значения не имеет. Запрет совершения сделок определённого рода представляет собой ограничение гражданской правоспособности, основанием к которому может быть только указание закона, но не договор, и уж тем более — не одностороннее волеизъявление частного лица. Запрещение Же давать взаймы чужие вещи в особенном установлении не нуждается — оно вполне выводимо из норм о праве собственности и причинении вреда. Наниматель, уличивший кухарку в растрате вверенных ей денег и (или) продуктов, вправе взыскать с нее причиненный ущерб, вне зависимости от того, каким именно образом были утрачены продукты — съела ли их кухарка сама, скормила ли их другим, дала ли взаймы, с убытком перепродала, потеряла и т. д. 3.5. Дело о неуплаченном гонораре (№ XI/11-14) «Нет ли среди присутствующих врача?» — увы, жизнь пока ещё преподносит подобные ситуации. Медицинская помощь может потребоваться незамедлительно, в том числе и тогда, когда приезд или даже самый вызов «Скорой помощи» оказывается затрудненным. Допустим, среди присутствующих находится врач, который оказывает неотложную медицинскую помощь раненому, утопавшему, сраженному внезапным приступом — с кого он вправе потребовать гонорара: с того ли, кто его позвал, или с того, кому он оказал помощь? Ведь первый наверняка возразит, что, дескать, мне ты никаких услуг не оказывал, за что лее я буду тебе платить? Но, возможно, что возразит и второй: я не приглашал тебя, уважаемый доктор, ты сам, добровольно, взялся оказывать мне услуги, и никакой платы за них вносить я тебе не обязывался? А, может быть, и вправду, оказание неотложной медицинской помощи и вовсе должно производиться бесплатно, «из одного только человеколюбия»? Как быть, если медицинская помощь была оказана (успешно) не доктором, а ещё только студентом медицинского факультета, или человеком, вовсе не имеющим медицинского образования, но в силу определённых жизненных обстоятельств, приобретшим солидный опыт в оказании определённых видов неотложной помощи (например, спасателем, полицейским, военным из элитного подразделения спецназа, альпинистом, геологом, знахарем и т. п.)? Прежде всего, следует отвергнуть предположение о существовании юридической обязанности всякого лица, имеющего диплом врача, по оказанию бесплатной медицинской помощи. Сколь бы похвальным, с точки зрения нравственной, ни был бы такой альтруизм, с точки зрения юридической его можно признать достойным только поощрения, но не возведения в ранг обязанности. Выше мы уже указывали, что для признания существования обязательства безвозмездного оказания услуг, необходимы чрезвычайно веские основания. Вообще же нет ничего неестественного в том, что любые услуги, тем паче, медицинские, — оказываются за плату. Разумеется, приехавший на дом сотрудник «Скорой» не вправе брать деньги у больного, но лишь оттого, что он в данном случае выполняет обязанность, возложенную на него работодателем — государственным, либо муниципальным учреждением здравоохранения[49]. Случайно же оказавшийся рядом доктор хотя и обязан, в соответствии с данной им клятвой врача (ст. 60 Основ законодательства РФ об охране здоровья''граждан), оказать медицинскую помощь всякому, в ней нуждающемуся, все же не обязан делать этого бесплатно. Тем более, нет и не может быть возложено такой обязанности на лиц, вовсе не имеющих квалификации врача (независимо от того, являются ли они медработниками — медицинскими сестрами, фельдшерами, фармацевтами и т. д. — или нет). Кто должен оплатить фактически оказанную медицинскую помощь — тот, кто позвал врача или тот, кому помощь была оказана?[50] Можно было бы обсудить и другой вопрос, непосредственно связанный с первым, и, видимо, подразумевавшийся Р. Иерингом: кто должен возместить расходы, понесенные врачом при оказании помощи?[51] Чтобы получить на них правильные ответы рассмотрим ситуацию попроще — обыкновенный классический договор об оказании медицин ских услуг. Ясно, что на клиенте (заказчике) лежит обязанность уплатить исполнителю за оказание услуг обусловленное договором денежное вознаграждение, как правило, определённое с таким расчётом, чтобы оно включало в себя и оплату собственно услуг, и компенсацию расходов. Но почему на него ложится такая обязанность — потому ли, что заказчик — это лицо, заключившее договор, или потому, что заказчик — это лицо, фактическое воспользовавшееся заказанными услугами? Поскольку всякий договор предполагается совершенным (1) в пользу своих участников, (2) от имени совершивших его участников, а также потому, что (3) ни одним договором не может быть возложена обязанность на не участвующее в нем лицо без его согласия, следует сделать вывод о том, что причиной возложения обязанности оплаты услуг на их заказчика является именно заключение им от собственного имени и, следовательно, на свой счёт, договора возмездного оказания услуг; воспользовался ли заказчик этими услугами сам, или это сделал кто-то другой, в пользу которого договор был заключен, — в вопросе о субъекте обязательства по оплате услуг значения не имеет. Сказанное не может не возбудить следующего инстинктивного протеста: таким решением можно начисто убить всякую инициативу в помощи ближнему! Имея перед глазами такую юридическую позицию, никто из самой многочисленной толпы не решится позвать врача даже к умирающему, дабы позвавшему не пришлось расплачиваться с врачом из собственного кармана. А доктору, которого все-таки пригласили, нужно будет одной рукой оказывать помощь, а другой — удерживать пригласившего, чтобы тот не удрал. Вряд ли такое положение вещей можно признать соответствующим закону. Но и сделанный выше вывод тоже бесспорен: всякая договорная обязанность ложится, по общему правилу, на лицо, заключившее договор. Как же примирить его с действитель постью? Очень просто: нужно не только правильно определить, кто заключил договор с врачом, но и от чьего имени он это сделал. Рассмотрим две схожие ситуации. Двум пассажирам поезда стало плохо. Один из них потерял сознание, другой — нет; первый не может сказать ни слова, второй же из последних сил зовет на помощь. Для того, чтобы помощь была оказана и пассажиру, который не в состоянии попросить её самостоятельно, нужно, чтобы об этом попросил кто-то другой, — достаточно, чтобы это сделал любой из присутствующих при данном происшествии. Так вот, пассажиры, ставшие свидетелями происшествий, сообщают о них проводникам вагонов, последние — бригадиру поезда, а тот по поездному радио просит присутствующих врачей пройти в такие-то вагоны; доктора являются. Попробуем понять, кто и от чьего имени заключил с ними договоры об оказании медицинской помощи в обоих случаях. Бригадир поезда, потому что он непосредственно вызвал врачей? Проводники, доложившие ему о происшествиях? Совершенно неправдоподобное предположение — ими выполнялись лишь чисто технические функции. Пассажиры, поставившие в известность проводников? Но чем их действия отличаются от действий самих проводников? Их попросили (уполномочили) — они сделали[52]. «Попросили» — ключевое слово к разрешению данной ситуации. Докторов позвали (договоры заключили) не для себя, а для пострадавших, и, самое главное— по их просьбе, т. е. уполномочию, а значит — сделали это от их имени и, следовательно, на их счёт. Вся разница в том, каким образом в этих двух случаях были оформлены полномочия на заключение таких договоров: один из пассажиров прямо высказал соответствующую просьбу («Спасите! Умираю! Доктора!»), а другой, хотя и не сказал чего-либо подобного, но обстановка при этом была такова, что недвусмысленно свидетельствовала о его (желании позвать помощь: пассажир побледнел, схватился за сердце, пытался что-то сказать (наверняка позвать врача!), но не смог; его глаза закатились и он упал на пол без сознания. Таким образом, все разрешается. Тот, кто позвал врача— действительно заключил с ним договор об оказании медицинских услуг. Но только сделал он это не от собственного имени, а от имени пострадавшего, которому требуется медицинская помощь, по прямо выраженному уполномочию последне го, или же полномочию, явно вытекающему из обстановки. Следовательно, такой договор нужно считать заключенным не только в чужом интересе, но также и от чужого имени и на чужой счёт. Медицинскую помощь, таким образом оплачивает лицо, в интересах, от имени, и на счёт которого данный договор был заключен; прав самого доктора это обстоятельство не нарушает, ибо он видел, на чей счёт совер шается вызов и, следовательно, должен был знать о том, что обязанности из вызова лягут именно на пострадавшего. Рассчитавшись с доктором (немедленно ли, или спустя какое-то время после происшествия — это уже не важно), потерпевший, естественно, вправе переложить все расходы, понесенные в связи с исполнением заключенного в его интересе договора, на лицо, заключившее таковой—для этого ему нужно будет доказать, что ситуация не требовала медицинского вмешательства и значит заключать договор об этом он никого не уполномочивал (см. ст. 183 российского ГК). Однако, вызвавший доктора может указать на то, что особого уполномочия здесь, строго говоря, и не требовалось, поскольку действия, направленные на предотвращение опасности для жизни гражданина допускаются даже против воли этого последнего (п. 2 ст. 983 ГК), т. е. в том числе и при отсутствии как-либо выраженного полномочия на их совершение. 3.6. Дело о выкрашенном заборе (№ ХІ/30) «Я выкрасил в своем доме ставни, двери, перила, забор и т. п., но не сделал ничего, чтобы, по местному обычаю, предупредить проходящую публику быть осторожнее; буду ли я отвечать, если кто-либо из прохожих краскою выпачкает себе платье?». Несомненно. Хотя дело тут, разумеется, не в местном обычае, — им может определяться разве только способ и форма предупреждения[53], — а в бремени собственности. Собственник несет бремя содержания принадлежащего ему имущества, если иное не предусмотрено законом или договором. Неблагоприятные последствия несоблюдения собственником данного законодательного требования, павшие на третьих лиц, могут быть переложены последними на собственника. Гражданин-собственник собаки, должен осуществлять её содержание и надзирать за пей; если же вследствие манкирования собственником данной свою обязанностью его собака кого-нибудь искусает, ему придется возмещать причиненный вред. Пиротехник, выбросивший в помойку отходы толового сырья, будет отвечать за всякий вред, причиненный их взрывом, пока кто-либо не обратит эти отходы в свою собственность. Организация, не позаботившаяся поднять с фарватера реки свое затонувшее судно, будет отвечать за вред, который может быть причинен в результате столкновения с ним других судов. Почему же отношение к собственнику, выкрасившему свои недвижимые вещи, тем более — находящиеся в таком месте, которое открыто для доступа других лиц, — может быть иным? 3.7. Дело об угощении, поданном гостям (№ ХІП/6, 8) Еда и питье подаются не только в столовых, кафе и peсторанах; обычаи всех без исключения народов предполагают также угощение гостей. Каков правовой режим таких угощений? Поступают ли поданные на стол кушанья и напитки вд собственность гостей? с какого момента? Как быть с кушаньями, поданными не в куверты, а на общий стол (спиртное, хлеб, сладкое и т. п.) — в чьей собственности находятся они? Вправе ли гости не употребить поданное им на месте, а забрать с собой? Скажем, имеет ли право мать оставленных дома малолетних детей взять для них из поставленной на стол вазочкш несколько конфет? А приглашенный в гости господин — имеет ли он право не только курить поставленные в общее употреби ление сигары, но и взять некоторый их запас с собой? Ситуация осложнена присутствием в ней значительной доли бытового, житейского элемента. Если отношения посетителей с кафе и ресторанами носят чисто договорной (гражданско-правовой) характер, то в отношениях хозяина с гостями вряд ли кто-нибудь решиться искать какой бы то ни было юридический элемент. Не может, однако, подлежать сомнению, что такой элемент в них все-таки имеется; без его признания следует считать хозяина правомочным во всякое время (в пределах давности) вчинить своим гостям иски о возмещении убытков от выпитого и съеденного ими. Очевидно, что такие иски, кроме того, что безнравственны, ещё и неосновательны — иначе гость мало бы чем отличался от вора; отличие же это несомненно существует, а это значит, что какое-то основание для перехода права собственности на напитки, кушанья и иные потребляемые вещи, поданные гостям, к этим последним от принимающего их хозяина, все-таки имеется. Что же это за основание? Очевидно, что между гостями и хозяином заключается какой-то договор, во исполнение которого хозяин передает принадлежащие ему напитки и кушанья в собственность гостей (о его юридической природе мы поговорим несколько позже). Коль скоро законом не сделано исключение, моментом перехода права собственности по договору должна быть волевая передача вещи в собственность приобретателя. Здесь нужно различать два вида случаев. 1. Передача блюд и напитков конкретному гостю — должна считаться состоявшейся с момента поступления предмета передачи в фактическое владение приобретателя. Так, порция жареного картофеля с бифштексом, принадлежит гостю немедленно после того, как была поставлена перед ним, либо положена на тарелку, предоставленную данному гостю в пользование; морс в том или ином количестве — начиная с того момента, как он влит в стакан, используемый гостем. После этого вопрос о том, как поступить с поданным угощеньем — вовсе ли не притронуться к нему, съесть ли его целиком или в какой-то части, попросить ли у хозяина упаковку, дабы забрать кушанье домой — гость, будучи собственником поданного ему блюда, должен был бы иметь возможность решать самостоятельно, независимо от благорасположения хозяина. Однако, осуществлению правомочий собственника в данном случае ставятся не только традиционные законодательные пределы, но и границы, описанные в волеизъявлении хозяина, передавшего яства: «Угощайтесь, гости дорогие! Кушайте — не обляпайтесь!»(а вовсе не «Уносите, гости дорогие! Забирайте — не извозитесь!»). Наконец, ещё одним фактором, удерживающим гостей от того, чтобы унести поданные им кушанья с собой, служат представления о манерах и приличиях, которые надлежит соблюдать, будучи в гостях[54]. И если как правило, поданного угощенья никто с собой не уносит, разве что в каких-то исключительных случаях («Доктор ТОрОПИТСЯ, Заверните ему С Собой — ПерекуСИТ В ДОрОГе!») ТО дело здесь, в первую очередь, не в юридических препятствиях, а именно в тех бытовых особенностях, которые, конечно же, превалируют в данной ситуации. Возможно, конечно, и иное мнение, а именно — признающее гостей собственниками не всех, а только употребленных ими кушаний. В нашем примере: поданный бифштекс становится собственностью гостя лишь по мере его съедания (по кусочку), морс — по мере выпивания (по глотку). Но в таком случае за хозяином следовало бы признать право по своему произволению отбирать уже поданные кушанья, причем, даже тогда, когда они уже пребывают в измененном состоянии (недоеденный бифштекс, недопитый морс). Это также мало соответствовало бы юриспруденции, как и нравственности, ибо означало бы произвольное (не основанное ни на законе, ни на договоре) односторонне изменение правила о моменте перехода права собственности по договору. 2. Второй случай — подача предметов на стол для всеобщее го употребления (конфет, фруктов, сигар и т. п.). Поскольку конкретное лицо, получающее фактическое владение над конкретным единичным предметом (данной конфетой, данным яблоком, данной сигарой) этим ещё не определяется, говорить о переходе права собственности нельзя до тех пор, пока такой индивидуализации не произойдет. А наступит это условие нераньше, чем кто-то из гостей своим односторонним актом владения не обратит в свою собственность конкретную вещь. Правильно ли отсюда заключить, что вещи, выставляемые в общее пользование гостей, становятся бесхозяйными, а актом завладения (оккупации) обращаются в собственность? Видимо, все-таки, нет, ибо иначе придется признать, что с момента их постановки на стол эти вещи вовсе не имеют собственника, а также — то, что они могут быть оккупированы всяким и каждым (а не только гостями). Ни то, ни другое, очевидно, не соответствовало бы ни ситуации, ни намерению хозяина. Скорее перед нами растянутый во времени акт передачи вещей, чем-то напоминающий публичную оферту. Хозяин делает всякому и каждому присутствующему предложение принять поставленные на общий стол яства и напитки в собственность; это предложение может быть названо публичным предложением вещей к передаче. Завладение же конкретными из этих вещей со стороны конкретных лиц представляет собой акты, завершающие процесс передачи этих вещей (актами принятия) в фактическое владение и, следовательно, основанием к поступлению конкретных предметов в собственность лиц, завладевших ими. Разумеется, нужно учитывать, что публичное предложение вещей к передаче делается и в данном случае с определённой целью: хозяин рассчитывает на то, что поставленное на стол будет употреблено гостями здесь же, немедленно. Это является той гранью, за которой заканчивается возможность завладения: завладеть конфетой для того, чтобы съесть её за столом вполне возможно, но для того, чтобы унести её домой — нужно спросить разрешение хозяина. Иначе придется допустить случаи застолья, длящиеся ровно столько, сколько гостям требуется для того, чтобы разложить расставленное на столе по пакетам и попрощаться с гостеприимным хозяином, хотя, вероятнее всего, и в этом случае достаточным препятствием послужат правила хорошего тона. Итак, как то, что подано конкретному гостю, так и то, что поставлено на стол для всеобщего употребления, становится собственностью конкретных гостей с момента принятия ими поданного полностью, или в части некоторых предметов, в свое фактическое владение (завершения актов передачи вещей). Во исполнение какого договора совершаются (заключение какого договора удостоверяют) эти акты? Больше всего похоже на дарение, но с определёнными ограничительными условиями, главное из которых — немедленное употребление дара, его уничтожение, причем, непременно, способом, соот ветствующим его целевому назначению [55] — съедением или выпивкой. Известно, что конструкция дарения, ограниченного условиями использования дара одаряемым, лежит в основе института пожертвования — не оно ли здесь имеет место?! Нет, это и не пожертвование, ибо в последнем случае средь ограничивающих его условий должно наличествовать и такое, которое предопределяет использование дара в общеполезнъ целях, — в нашем случае этого тоже не наблюдается. Получается, что перед нами, скорее всего — договор особого рода, который можно было бы обозначить как договор условного дарения, или договор дарения с ограничением исполъзования дара одаряемым. Возможность его заключения следовало бы прямо предусмотреть в законодательстве, чтобы выговариваемые дарителем ограничения в использовании дара не рассматривались как условия об установлении встречног обязательства одаряемого (в соответствии с абз. 2 п. 1 ст. 572 ГК это обстоятельство вообще может вызвать сомнение в вильности квалификации такого договора как разновидности дарения). 3.8. Дело о перепутанных вещах (№ ХІІІ/25) «Некто по ошибке взял чужую шляпу, и дорогой она пострадала; — отвечает ли он за это? Он продолжает носить её, потому что ему не удалось найти своей; не есть ли это furtumj usus[56]?». Из разобранных выше дел — о разбитой бутылке и раздавленной шляпе, а также о выборе омнибуса — мы уже видели, что ошибка ошибке рознь. Ошибка — это следствие заблуждения, а таковое может быть извинительным (если является следствием действия другой стороны или непреодолимой силы), и неизвинительным (во всех других случаях). Познакомились мы и с влиянием заблуждения на действительность сделок; здесь же нас ожидает другой вопрос: освобождает ли извинительное заблуждение от обязанности возврата неосновательно полученной во владение чужой вещи? Ни в коем случае, если только заблуждение не связано с вопросом о возможности приобретения спорной индивидуально-определённой вещи в собственность — в таком случае (хотя и не всегда) применяются нормы, устанавливающие так называемые ограничения виндикации (в российском ГК —это ст. 302). Во всех же остальных случаях лицо, неосновательно получившее чужую вещь, обязано возвратить её, или уплатить её стоимость законному владельцу (см. ст. 1102, 1104 и 1105 ГК), невзирая на изви-нительность своего заблуждения. Извинительный (добросовестный) характер заблуждения освобождает неосновательно обогатившееся лицо от обязанности возмещения потерпевшему доходов, которые оно извлекло или должно было извлечь, пользуясь чужим имуществом. И наоборот: лицо, которое знало или должно было знать о неосновательном получении имущества, обязано такие доходы собственнику вещи возместить. Кроме того, если узнав о неосновательности своего обогащения, обогатившийся, тем не менее, продолжал вещь удерживать, он утрачивает встречное требование к потерпевшему о возмещении расходов, понесенных им на содержание вещи (см. п. 1 ст. 1107 и ст. 1108 ГК), а также — становится ответственным за всякие, в том числе случайные убытки в вещи (п. 2 ст. 1104). В нашем случае: фигурант, продолжавший носить заведомо чужую шляпу только оттого, что он не нашёл своей, как раз подпадает под действие указанных норм: он обязан не только возвратить шляпу, но и заплатить за её прокат (за furtum usus), а также не имеет права переложить расходы, понесенные им на содержание шляпы (скажем, на её чистку) на потерпевшего. Что же касается ответственности за по вреждение шляпы, то она будет определяться по следующиь принципам: за убыток, возникший до того момента, как обога тившийся узнал или должен был узнать о неосновательности своего обогащения, последний отвечает только тогда, когда убыток возник вследствие его умысла или грубой неосторож ности; после же этого момента он отвечает за всякий, в том числе и случайный, убыток. 3.9. Дело о предметах общего пользования (№ XVI/6-9) И снова возвращаемся в заведения общественного питания. На столы принято выставлять предметы, обычно требующиеся при большинстве трапез и не подверженные порче -соль и перец в баночках, масло, уксус и горчица во флаконах, зубочистки, салфетки; иногда —хлеб, сухарики, сигареты, спички, карточки с адресом и телефонами заведения и (или) его рекламные проспекты. Каков правовой режим этих предметов? Может ли посетитель присвоить себе, например, сразу все салфетки или спички? или использовать хотя и строго необходимое число предметов, но на цели, не связанные с трапезой (например, взять несколько салфеток, чтобы вытереть ребенку нос, счистить грязь с лавочки на улице или промокнуть пятно на брюках)? Посетителям предлагают для использования также и непотребляемые вещи — тарелки, стаканы, баночки, флакончики; в вазочках ставят на столы цветы, подле приборов кладут свежие газеты — можно ли присвоить также и их? Наконец, в большинстве современных заведений общественного питания имеются туалеты; спрашивается, могут ли воспользоваться ими люди «с улицы», т. е. ничего не заказавшие, а зашедшие именно ради того, чтобы воспользоваться туалетом? Кстати, в общественных туалетах тоже имеются предметы общего пользования — мыло, бумажные полотенца, туалетная бумага — на каком основании посетители могут их присваивать? Аналогичный случай — с предметами, выставленными хозяином во всеобщее употребление гостей — мы уже разбирали; получили, помнится, договор sui generis — договор дарения, осложненный условиями использования дара. Здесь будет иметь место схожая квалификация: договор купли-продажи, осложненный условием об определённом способе использования приобретенных предметов. Забрать с собой или даже использовать на месте все перечисленные предметы посетитель общественного заведения никак не может, ибо он заплатил только за те из них, которые безусловно необходимы ему, чтобы воспользоваться основным, проданным ему товаром, или оказанной услугой. Так, посетитель может взять ровно столько соли (перца, масла, горчицы, и т. п.), сколько ему необходимо для получения оптимальных для себя вкусовых ощущений — не более; салфеток, зубочисток, бумажных полотенец и т. п. — столько, сколько требуется для соблюдения правил личной гигиены; спичек — столько, сколько нужно для раскуривания сигары и т. д. Понятно, что в случае с каждым конкретным человеком «норма» всех перечисленных и иных подобных расходов будет сугубо индивидуальной, поэтому логично было бы употребить здесь одну из юридических формул, которые принято называть «каучуковыми» — о разумно необходимом количестве. Ясно, что в силу презумпции разумности действий участников гражданского оборота следует доказывать именно неразумность; разумность же, напротив, должно предполагать. Частным случаем присвоения неразумного количества потребляемых вещей, выставленных для всеобщего использования, является попытка посетителя унести их из соответствующего заведения с собой — это ярчайшим образом доказывает, что посетитель не собирался выполнять условия хозяина, продающего данные вещи, об определённом способе их употребления после присвоения, т. е. свидетельствует о незаконности самого акта присвоения. Лица же, не заключившие основного договора — купли-продажи товара или услуги, реализация которых составляет основное содержание деятельности заведения — претендовать на присвоение стоимости сопутствующих им товаров или услуг и вовсе не могут. Поэтому действия, например, ад- 1 министрации кафе, которая препятствует прохожему с улицы бесплатно воспользоваться имеющимся в кафе туалетом, в общем-то являются правомерными; вопроса об их нравственной стороне мы, как и во всех других случаях, не обсуждаем. Точно также нельзя ничего с юридической точки зрения возразить против запрещения администрации заведений выносить с собой за пределы заведения не только посуду, скатерти, стулья и т. п. предметы, но также и цветы из поставленной на стол вазочки, свежие газеты, положенные подле приборов и т. п. Хотя, с житейской точки зрения, работники администрации общественных заведений, строго придерживающиеся названных правил, наверное будут выглядеть скупердяями и крохоборами. Автомобиль как объект права собственности гражданина [57] «Автомобиль не роскошь, а средство передвижения!» Этот лозунг сегодня является не просто классическим. Можно считать, что в современной России он уже проведен в жизнь, что называется, не только в полной мере, но даже и сверх всякой меры. Во всяком случае, в крупных городах РФ благосостояние рядовых граждан измеряется уже не «копейками», не «шестерками», и даже не «девятками» и «десятками» цвета «баклажан», а блистательными «Субару» и «Вольво», «Фордами» и «Рено»[58]. «Новые русские» наезжают на свои дачи, напоминающие средневековые замки, на «Пад-жеро», «Субурбанах» и «Навигаторах»; в поселках же городского типа, не говоря уже об областных центрах, «Москвич» или «Жигули» никого не удивляют и не являются больше ни предметом завистливых взглядов, ни сальных домыслов, ни злобных пересудов, ибо и там мерой «высоты полета» и«глубины плаванья» является иномарка, пусть подержанная, плохенькая, но обязательно гшомарка. Количество и качество автомобилей в руках российских граждан — как профессионалов, так и «чайников» — неуклонно возрастают. Никакие, даже самые неправдоподобные байки о хамстве, подлости, жадности и кретинизме инспекторов ГАИ (затем - ГИБДД, а сейчас - и вовсе ГАИ (ГИБДД)[59]) не в состоянии изменить этой тенденции. Не могут переломить её и (довольно серьезные по своим последствиям) попытки юридически неграмотных инспекторов ГАИ и иных должностных лиц трактовать и применять имеющиеся в их распоряжении отдельные законодательные предписания. Вопреки всем прогнозам эту тенденцию не только не изменило, но даже и не затормозило введение обязательного страхования гражданской ответственности владельцев автотранспортных средств. Наконец, и тот факт, что сами «автовладельцы» зачастую не знают о своем гражданско-правовом статусе и ещё менее — о порядке его изменения и прекращения, — никого не останавливает ни перед приобретением автомобиля, ни перед его использованием, ни перед его заменой[60]. У юридически подкованных автолюбителей наличие автомобиля ассоциируется прежде всего с «Правилами дорожного движения», а значит — с административным правом, точнее — с размером административных штрафов за их нарушения[61] и перспекти вами их реального взыскания[62]. «Дальнобойщики» и «гонщики» (промышляющие приобретением автомобилей за границей и их продажей в России), а также отдельные владельцы иномарок, как правило информированы о наличии такого кусочка административного права, как право таможенное. С недавних пор можно наблюдать некоторое (незначительное) ознакомление автолюбителей с правилами страхового законодательства, главным образом — о страховании автогражданской ответственности и реже — о страховании риска имущественного ущерба или угона автомобиля. Но почти никто из автолюбителей не дает себе труда задуматься о том, а как выглядят его действия по приобретению, отчуждению и эксплуатации автомобиля с точки зрения гражданского закона, как эти действия вписываются в систему юридических фактов гражданского права, какие правовые последствия в сфере их имущественных интересов, порождают.
|