Полезное:
Как сделать разговор полезным и приятным
Как сделать объемную звезду своими руками
Как сделать то, что делать не хочется?
Как сделать погремушку
Как сделать так чтобы женщины сами знакомились с вами
Как сделать идею коммерческой
Как сделать хорошую растяжку ног?
Как сделать наш разум здоровым?
Как сделать, чтобы люди обманывали меньше
Вопрос 4. Как сделать так, чтобы вас уважали и ценили?
Как сделать лучше себе и другим людям
Как сделать свидание интересным?
Категории:
АрхитектураАстрономияБиологияГеографияГеологияИнформатикаИскусствоИсторияКулинарияКультураМаркетингМатематикаМедицинаМенеджментОхрана трудаПравоПроизводствоПсихологияРелигияСоциологияСпортТехникаФизикаФилософияХимияЭкологияЭкономикаЭлектроника
|
Гражданско-правовая природа автомобиляС точки зрения гражданского законодательства автомобиль относится к категории движимых вещей. Сказанное применимо как к автомобилям легковым, так и грузовым, а также — автобусам и прицепам. В дальнейшем изложении основное внимание нами уделяется именно легковым автомобилям. как наиболее часто встречающимся объектам права собственности граждан. Данный вывод со всей очевидностью вытекает из п. 2 ст. 130 ГК. Сама эта статья проводит классификацию вещей на движимые и недвижимые; названный её пункт определяет, что движимыми вещами или движимым имуществом признаются всякие вещи, не относящиеся к недвижимости. А недвижимость перечислена исчерпывающим образом в п. 1 указанной статьи ГК. К недвижимым вещам (недвижимому имуществу или недвижимости) относятся (1) земельные участки, (2) участки недр, (3) обособленные водные объекты, (4) все, что прочно связано с землей (то есть объекты, перемещение которых без несоразмерного ущерба их назначению невозможно, в том числе леса, многолетние насаждения, здания, сооружения), (5) подлежащие государственной регистрации воздушные и морские суда, (6) суда внутреннего плавания, (7) космические объекты[63], (8) иное имущество, отнесенное к недвижимым вещам Законом. Коль скоро автомобилей среди перечня недвижимости нет, то следовательно (п. 2 ст. 130), автомобиль суть движимое имущество. Практическое значение классификации вещей на движимые и недвижимые определено в том же п. 2 ст. 130, в котором сказано, что «Регистрация прав на движимые вещи не требуется, кроме случаев, указанных в законе». Иными словами, недвижимость отличается от движимости тем, что субъективные гражданские права на недвижимость по общему правилу подлежат регистрации, если иного прямо не установлено законом. Без регистрации этих прав просто не может возникнуть, если иного не установлено законом (п. 2 ст. 8 ГК). В отношении же движимости действует обратная презумпция — никакой регистрации прав на движимые вещи не нужно, если иного прямо не установлено законом. Сразу отметим, что закона (именно Федерального закона, а иного акта недостаточно), который предусматривал бы обязательную регистрацию субъективных гражданских прав на автомобили, в настоящее время не существует. К вопросу о регистрации мы ещё вернемся через некоторое время, после того, как рассмотрим вопрос о том, объектом каких же именно субъективных гражданских прав может быть автомобиль. ГК причисляет вещи к разновидности имущества, объявляя само имущество основным объектом гражданских прав (правоотношений). Такой вывод'вытекает из сопоставления статей 2 (в части предмета регулирования Кодекса) и 128 ГК. Выделение в особую законодательную категорию понятия об объектах гражданских прав имеет сугубо практический смысл, который «расшифровывается» в ст. 129 ГК («Оборотоспособность объектов гражданских прав»). Согласно п. 1 данной статьи все объекты гражданских прав обладают свойством оборотоспособности, т. е. могут свободно отчуждаться или переходить от одного лица к другому в порядке универсального правопреемства (наследования, реорганизация юридического лица) либо иным способом, если только они (1) не изъяты из оборота или (2) не ограничены в обороте. Объекты, изъятые из оборота — это такие объекты гражданских прав, нахождение которых в обороте (т. е. отчуждение или переход по иным основаниям) не допускается. Такие объекты должны быть прямо указаны в законе. Объекты, ограниченные в обороте (или, иначе, ограниченно оборотоспособные объекты) — это объекты гражданских прав, которые могут принадлежать лишь определённым участникам оборота либо нахождение которых в обороте допускается по специальному разрешению. Перечень таких объектов определяется в порядке, установленном законом (п. 2 ст. 129 ГК). Закона, установившего перечень объектов, изъятых из оборота, в настоящее время не существует. Нет на сегодняш ний день и установленного законом порядка определения объектов, ограниченных в обороте[64]. Объектами каких субъективных гражданских прав могут быть вещи вообще? Прежде всего, конечно же, объектами вещных и обязательственных прав. Возможность принадлежности вещей на праве собственности — центральном из числа вещных прав — прямо зафиксирована в пп. 1 и 2 ст. 209 ГК: «Собственнику принадлежат права владения, пользования и распоряжения своим имуществом. Собственник тараве по своему усмотрению совершать в отношении принадлежащего ему имущества любые действия, не противоречащие закону и иным правовым актам и не нарушающие права и охраняемые законом интересы других лиц, в том числе отчуждать свое имущество в собственность другим лицам, передавать им, оставаясь собственником, права владения, пользования и распоряжения имуществом, отдавать имущество в залог и обременять его другими способами, распоряжаться им иным образом». Указание на правомочие распоряжения означает указание на возможность собственника определять юридическую судьбу имущества, в частности — делать его предметом обязательства или обременения, т. е. предметом обязательственных или ограниченных вещных прав. Кто может быть собственником? Ответ на этот вопрос дают несколько статей ГК, и, в частности, п. 2 ст. 212: «Имущество может находиться в собственности граждан и юридических лиц, а также Российской Федерации, субъектов Российской Федерации, муниципальных образований». Причем, «Особенности приобретения и прекращения права собственности на имущество, владения, пользования и распоряжения им в зависимости от того, находится имущество в собственности гражданина или юридического лица, в собственности Российской Федерации, субъекта Российской Федерации или муниципального образования, могут устанавливаться лишь законом» (п. 3 ст. 212). Столь подробное рассмотрение содержания статей 128-130, 209 и 212 ГК, на первый взгляд, не имеющих ничего общего с автомобилями, в действительности приводит нас к очень важному в практическом отношении выводу. Автомобиль — это, с точки зрения гражданского права, такая оке движимая вещь (материальный предмет, созданный человеком и ценный в силу своих естественных свойств), как и любая иная, обычно не вызывающая столь широкого почитания и преклонения, такая, как, например, стол, ложка, пальто, наручные часы и т. п. Автомобили могут принадлежать на праве собственности любому правоспособному гражданину, в том числе — и несовершеннолетнему и недееспособному, могут быть завещаны, подарены, проданы, куплены, обменены, внесены в уставный или складочный капитал юридического лица, сданы и взяты в аренду или ссуду, заложены или иным образом обременены, сданы и приняты на хранение, могут быть предметом фидуциарного или комиссионного поручения, предметом доверительного управления[65], объектом страхования и т. д. и т. п. На автомобили, принадлежащие лицу на праве собственности, может быть обращено взыскание, они могут быть предметами реквизиции и конфискации, естественно, осуществляемой в порядке, установленным законом. Сказанное подводит нас к выводу о необходимости развеять одно общераспространённое заблуждение. Субъективные гражданские права на автомобиль никак не связаны с наличием у лица права управления автомобилем («права автовождения»). Гражданин может не иметь никаких навыков автовождения, может не иметь водительских прав, но тем не менее, может иметь в собственности, залоге или на всяком ином праве, любое количество автомашин любой стоимости и в любом состоянии[66]. Более того, гражданин может пре бывать в состоянии, когда ему в принципе не может быть предоставлено право автовождения (например, в состоянии малолетства или недееспособности), что, однако, не является препятствием для признания за таким гражданином возможности быть собственником автомобилей. И наоборот — наличие водительских прав никоим образом не обязывает гражданина приобретать автомобиль и не предопределяет само по себе такого приобретения; он вполне может использовать свои «водительские права» для езды на чужом автомобиле или не использовать их вовсе — это его личное дело. Приобретение, наличие и утрата субъективных гражданских прав на автомобиль никак не связаны с приобретением, наличием и утратой водительских прав — своеобразного элемента специальной правоспособности гражданина, возникающего, изменяющегося и прекращающегося в административном (публичном) порядке. Если субъективные гражданские права на автомобиль никак «не завязаны» на водительские права в своем возникновении, существовании и прекращении, то отсюда надо сделать следующий вывод: никакие нарушения водителем правил дорожного движения, в том числе и те, которые могут послужить основаниями лишения права автовождения (водительских прав) — неправильная парковка, проезд на «красный свет», превышение скорости, неподчинение требованию инспектора ГАИ, игнорирование указания дорожного знака и т. п. — не могут служить основаниями для изменения, ограничения и уж тем более — прекращения субъективных гражданских прав на автомобиль. То же самое относится и ко всем иным административным правонарушениям, связанным с автомобилями, в частности — неуплате или недоплате налоговых или таможенных платежей[67]. Можно (при наличии соответствующих ос нований) лишить права автовождения — субъективного административного права — что достигается административным путем (отобранием водительских прав). Но запретить ездить на данном конкретном автомобиле лицу с водительскими правами соответствующей категории, запретить его продавать или иным образом им распоряжаться, тем более — против воли собственника отогнать его на «штрафную стоянку», чинить фактические препятствия в пользовании (например, путем установки блокиратора колес),'подвергнуть автомобиль «задержанию», изъятию или отобранию — нельзя ни в коем случае. Как отобрание автомобиля, так и ограничение собственника в пользовании и (или) распоряжении автомобилем будут в этих случаях незаконными. Статья 301 ГК позволяет собственнику истребовать свое имущество из чужого незаконного владения (т. е. устранять нарушения его правомочия владения), а ст. 304 —потребовать устранения нарушений иных правомочий, хотя бы и не связанных с лишением владения. Определившись с основами цивилистического статуса гражданина-автовладельца, перейдем к рассмотрению отдельных положений специфического российского «автомобильного» административного законодательства — положений, применение которых на практике грубейшим образом нарушает гражданские права и охраняемые законом интересы, связанные с автомобилями.
|