Главная Случайная страница


Полезное:

Как сделать разговор полезным и приятным Как сделать объемную звезду своими руками Как сделать то, что делать не хочется? Как сделать погремушку Как сделать так чтобы женщины сами знакомились с вами Как сделать идею коммерческой Как сделать хорошую растяжку ног? Как сделать наш разум здоровым? Как сделать, чтобы люди обманывали меньше Вопрос 4. Как сделать так, чтобы вас уважали и ценили? Как сделать лучше себе и другим людям Как сделать свидание интересным?


Категории:

АрхитектураАстрономияБиологияГеографияГеологияИнформатикаИскусствоИсторияКулинарияКультураМаркетингМатематикаМедицинаМенеджментОхрана трудаПравоПроизводствоПсихологияРелигияСоциологияСпортТехникаФизикаФилософияХимияЭкологияЭкономикаЭлектроника






Духовные ориентиры века Просвещения





Возврат к идее «золотого века»: Ж.Ж. Руссо

XVIII век — золотой век истории культуры, век Просвещения. Это время господства идеалов рационализма, расцвета классиче­ского естествознания, выдающихся образцов художественной культуры. Преодолевается абстрактный характер рационализма предыдущего столетия, в котором, по словам Хогарта, уже надое­ли «вековечный пафос и скучные повторения затертых, избитых сюжетов Библии и нелепых историй о языческих богах»1. В XVIII в. присущее предыдущему столетию следование античным нормам становится омертвевшим, безжизненным формализмом.

Вместе с тем при общем доминировании духа рационализма, идеалы субъективно-оценочного отношения к миру не умирают. Противостояние рационального и оценочного приобретает фор-

1 Мастера искусства об искусстве. В 4 т. М.; Л., 1939. Т. 2. С. 67.


ШЕШ ЧАСТЬ ТРЕТЬЯ. НАУКА О МИФЕ В ЭПОХИ НОВОГО ВРЕМЕНИ И ПРОСВЕЩЕНИЯ

му противостояния разума и гуманности. Восстание против абсо­лютизации идеалов разума и цивилизации возглавил Ж.Ж. Руссо. Он возродил концепцию «золотого века».

В отличие от своих предшественников Руссо идеализировал понятие естественного состояния и использовал его для критики язв современного общества. Он придал естественному состоянию характер утопического общественного идеала, проецируемого в прошлое. Руссо утверждал, что первобытное состояние челове­ка — это прекрасная «юность» истории, где человек меньше всего подвергался социальным катаклизмам, превратностям судьбы, не­взгодам и трагедиям. Только вследствие роковой случайности (воз­никновение частной собственности), которая, впрочем, могла и не произойти, человек бросился в бездну борьбы за прогресс. На этом пути он создал технику, науку, развил свой разум, но утерял нечто более значимое — нравственное благополучие. По его мнению, разум «испортил» человека и оторвал его от природы. Человек вышел из лона природы и должен вернуться в него. Вновь найти себя человек может только на природе и с природой — там, где он наслаждается полями, лесами, реками и озерами, зарею и лучами заходящего солнца... Лишь в слиянии с природой можно обрести необходимые духовные силы, могущие противостоять цивилиза­ции, разрушающему действию разума, способствовать духовному возрождению человечества. Вернуть идеальное состояние еще возможно. Для этого необходимо воспитывать новые поколения в духе теснейшего единства с природой.

Руссоистское мироощущение содержало в себе предпосылки для качественно новой оценки древности, в том числе первобыт­ной мифологии.

Date: 2015-11-13; view: 476; Нарушение авторских прав; Помощь в написании работы --> СЮДА...



mydocx.ru - 2015-2024 year. (0.008 sec.) Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав - Пожаловаться на публикацию