Главная Случайная страница


Полезное:

Как сделать разговор полезным и приятным Как сделать объемную звезду своими руками Как сделать то, что делать не хочется? Как сделать погремушку Как сделать так чтобы женщины сами знакомились с вами Как сделать идею коммерческой Как сделать хорошую растяжку ног? Как сделать наш разум здоровым? Как сделать, чтобы люди обманывали меньше Вопрос 4. Как сделать так, чтобы вас уважали и ценили? Как сделать лучше себе и другим людям Как сделать свидание интересным?


Категории:

АрхитектураАстрономияБиологияГеографияГеологияИнформатикаИскусствоИсторияКулинарияКультураМаркетингМатематикаМедицинаМенеджментОхрана трудаПравоПроизводствоПсихологияРелигияСоциологияСпортТехникаФизикаФилософияХимияЭкологияЭкономикаЭлектроника






Варварское и цивилизованное влияние





Под цивилизованным влиянием в настоящем контексте мы пони­маем влияние: 1) соответствующее правилам этикета и 2) соответству­ющее этическим нормам, принятым самим субъектом.

Этикет (франц. etiquette) — свод правил поведения, об­хождения, принятых при дворах монархов, в дипломати­ческих кругах и в высших слоях дворянско-буржуазного общества3.

3 Энциклопедический словарь. Государственное научное издательство «Большая Советская Энциклопедия». М., 1955; Иллюстрированный энциклопедический словарь. Научное издательство «Большая Российская энциклопедия. М., 1999.



Тренинг влияния и противостояния влиянию


Глава 1. Понятие психологического влияния и противостояния влиянию



 


Этикет — это регламент: □ формы обхождения с людьми; О формы самовыражения;

О формы обращения с материальными предметами (визитными кар­точками, столовыми приборами и т. д.) (Колесова А. В., 1995. С. 9).

«Нормы этикета — это способы оказания уважения, знаков внима­ния, почтения... Этикет приобретает нравственную ценность как сово­купность знаков признания, которые удовлетворяют потребность лю­дей в социальных «поглаживаниях». Поэтому даже формальное, условное проявление чувств имеет моральное значение... Это своеоб­разная "сетка", удерживающая проявления инстинктивных и асоци­альных импульсов» (Колесова А. В., 1995. С. 16; 19; 27).

Этика (греч. ethikH, от ethos — обычай, нрав, характер) — учение о нравственности (морали), ее происхождении и развитии, о правилах и нормах поведения людей, об их обязанностях по отношению друг к другу, к обществу, к ро­дине, к государству и т. д."

Итак, цивилизованное влияние соответствует как правилам пове­дения, обхождения (этикету), так и субъективным критериям справед­ливости или благородства (этике). Это влияние одновременно и пра­вильно выполняемое, и благородное, достойное человека. Как цивилизация в принципе есть степень общественного развития, следу­ющая за варварством, так цивилизованное влияние стоит над варварс­ким — грубым, жестоким и невежественным.

Варварство — грубость, дикость нравов, невежественное отношение к культурным ценностям5.


Цивилизованное влияние

Манипуляция

Варварское влияние

Варварское и цивилизованное влияние можно было бы сопоставить с примитивным и конвенциональным уровнями общения, выделенны­ми Добровичем (Добрович А., 1996). «Словом конвенция, или согласие, в психологии обозначают свод правил поведения, большей частью непи­саных, но все же передаваемых из поколения в поколение, потому что в этих правилах закреплен уговор людей друг с другом относительно того, какие формы поведения, согласно коллективному опыту, наиболее при­емлемы и для субъекта, и для общества» (Добрович А., 1996. С. 94).

Добрович выделяет также третий уровень общения — духовный, и четыре промежуточных уровня — манипулятивный, стандартизован­ный, игровой и деловой (Добрович А., 1996).

Таблица 1.1. Уровни общения по Добровичу (Добрович А., 2001)

Уровни общения
Духовный Деловой Игровой Конвенциональный Стандартизованный Манипулятивный Примитивный

Краткая характеристика уровней

Партнер воспринимается как носитель духовного начала, и это начало пробуждает в нас чувство, которое сродни благоговению (с. 169)

В таком контакте люди подчас перестают думать о том, как они выглядят и какие свои индивидуальные роли раскрывают перед партнером: это не столь важно; на первом месте - дело (с. 166)

Партнер игрового общения то неявно, то открыто дает вам понять, что для вас обоих возможны и желательны любого типа пристройки друг к другу (с. 164)

Полноценное человеческое общение (с. 145)

Общение здесь основывается на неких стандартах, а не на взаимном схватывании партнерами актуальных ролей друг друга... Это «контакт масок» (с. 158)

Для того, кто избирает этот уровень, партнер - соперник в игре, которую непременно надо выиграть (с. 153)

Для того, кто опускается до примитивного уровня в контакте, собеседник не партнер, а ПРЕДМЕТ, нужный либо мешающий (с. 146)


 


Цивилизованное влияние требует определенного уровня психоло­гической культуры, при котором человек становится облагороженным цивилизацией, не варваром.

Манипуляция располагается между варварским уровнем взаимодей­ствия и цивилизованным уровнем.

* Там же.

5 Ожегов С. И. Словарь русского языка. Издательство «Советская энциклопедия». М., 1964.


Описания Добровича поражают своей точностью. Однако попробу­ем определить, действительно ли уровни общения в его классифика­ции расположены один над другим по какой-либо одной оси. Предпо­ложим, что это ось бездуховности — духовности. В этом случае игровой Уровень должен был бы оказаться ниже манипулятивного, так как пси­хологическая игра, например, ниже манипуляции, ибо она, по Э. Бер­не, неосознанна. Это противоречие обходится автором путем объявле­ния психологической игры манипуляцией (Добрович А., 1996. С. 72).



Тренинг влияния и противостояния влиянию


Глава 1. Понятие психологического влияния и противостояния влиянию



 


       
   
 
 

Манипуляция
Соперничество
Партнерство
Содружество

Другое противоречие состоит в том, что деловой уровень может быть достигнут, минуя игровой. В сущности, игровой и деловой уровни — это не разные уровни, а разные стили.

Допустим теперь, что ось, на которой располагаются разные уровни данной классификации, — это ось «этической безупречности» (выра­жение Добровича). В этом случае возникают те же противоречия, что и в первом случае. Игра не менее безупречна этически, чем манипуля­ция, а деловое общение — не более безупречно, чем игровое, и т. п.

Если считать осью «тонкость содержания и богатство оттенков» (Добрович А., 2001. С. 161), то манипулятивный уровень вполне может оказаться выше делового.

Таким образом, уровни общения у Доровича, это, вероятно, скорее разные стили общения.

В делении психологического влияния на варварское, манипулятив-ное и цивилизованное есть единая ось — ось цивилизованности. Сопос­тавим ее с классификацией уровней межличностных отношений, пред­ложенной Е. Л. Доценко, опиравшегося на типологии В. Н. Сагатовского и Г. А. Ковалева (Доценко Е. Л., 1996; Сагатовский В. Н., 1980; Кова­лев Г. А., 1987; 1989).

Другой средство


>гои

ценность

Шкала межличностных отношений (по: Доценко Е. А., 1996. С. 102)

По Доценко, «от доминирования к содружеству происходит пере­ход от крайне несимметричных отношений, когда один субъект вла­ствует над другим, до равноправных, позволяющих совместно объеди­няться для решения возникающих проблем. Те же изменения происходят и с силой: сначала она грубая и простая, направленная на/ против другого, затем становится все более мягкой, утонченной, даже одухотворенной» (Доценко Е. Л., 1996. С. 103).

Краткое описание каждого из уровней дано в табл. 1.2.


Таблица 1.2. Описание уровней межличностных отношений (по: Доценко Е. Л., 1996. С. 102-103)

Уровень межличностных отношений
Характеристика отношения

Способы воздействия

Доминирование
Отношение к другому как к вещи или средству достижения своих целей, игнорирование его интересов и намерений. Отношение к другому как к «вещи особого рода» - тенденция к игнорированию его интересов и намерений. Отношение к другому как опасному и непредсказуемому. Интересы другого учитываются в той мере, в какой это диктуется задачами борьбы с ним. Отношение к другому как к равному, имеющему право быть таким, как он есть, с которым надо считаться. Равно­правные, но осторожные отношения. Отношение к другому как самоценности. Стремление к объединению, совместной деятельности для достижения близких и совпадающих целей.

Открытое, без маскировки, императивное воздействие - от насилия, подавления, господства до навязывания, внушения, приказа - с использованием грубого простого принуждения.

Воздействие скрытое, с опорой на автоматизмы и стереотипы. Провокация, обман, интрига, намек.

Отдельные виды «тонкой» манипуляции, чередование открытых и закрытых приемов воздействия, «джентльменские» или временные тактические соглашения и т. п.

Согласование своих интересов и намерений, совместная рефлексия. Использование договора, который служит и средством объединения, и средством оказания давления (силовым элементом).

Основной инструмент уже не договор, а согласие (консенсус).

Два полюса на шкале Е. Л. Доценко обозначают так же, как полюса объектного и субъектного отношения к человеку. На самом же деле речь вдет скорее о равноправии интересов. Интересы другого сначала игно­рируются (доминирование и манипуляция), затем учитываются в той мере, в какой это диктуется задачами борьбы (соперничество), затем согласовываются (партнерство), а затем происходит стремление к объе­динению (здесь авторский текст лаконичен, и из него не вполне ясно, что происходит с интересами).

Однако в действительности и принуждение, и манипуляция могут использоваться именно во имя интересов другого человека, а не вопреки им, и иногда даже наперекор собственным интересам. Далее, у человека могут быть разнообразные, и втом числе противоречивые, интересы, и он сам не всегда и не вполне понимает свои истинные интересы.

Например, мать может принуждать сына переделывать заданный на дом урок, потом проверять и вновь заставлять его переделать, в то вре­мя как в других ее интересах было бы спокойно поужинать всей семь­ей, наслаждаться беседой с домашними, расслабиться, посмотреть де­тектив по телевизору, заняться собственной работой и т. п. При этом сын не осознает, что мать действует в его интересах. По крайней мере,



Тренинг влияния и противостояния влиянию


Глава 1. Понятие психологического влияния и противостояния влиянию



 


в этот момент он воспринимает это как нарушение своих планов и на­рушение своих интересов.

Далее, насилие и подавление могут совершаться импульсивно, а не сознательно, и абсолютно наперекор собственным интересам. Поэто­му левый (или, если угодно, нижний) полюс шкалы межличностных отношений — это необязательно концентрация на собственных инте­ресах и игнорирование интересов другого, и необязательно объектное отношение.

При этом правый (или верхний) полюс шкалы, несомненно, вклю­чает в себя признание интересов другого человека. Итак, интересы могут признаваться и на одном, и на другом полюсе шкалы, другой человек может выступать как ценность при использовании и тех и других методов. Это означает, что полюса шкалы, по-видимому, на­званы не вполне точно. На мой взгляд, они должны быть обозначены как варварство и цивилизованность. Между ними располагается ма­нипуляция. Что же касается соперничества, то оно вообще взято «с другой оси». Соперничество может быть и варварским, и манипу-лятивным, и цивилизованным. Что же касается партнерства, то оно предполагает цивилизованное взаимодействие — договор, обмен, про­дажу. В тренинге это именно тот уровень, который мы исследуем. Этот уровень может быть операционализирован, в то время как уровень со­дружества, или духовный уровень, по Добровичу, не может быть опе­рационализирован в принципе. Поэтому, вероятно, так скуп в описа­нии способов взаимодействия на уровне содружества Е. Л. Доценко, а А. Добрович считает, что сущность духовного уровня общения «не­возможно передать вне самого контакта на духовном уровне» (Добро­вич А., 2001. С. 168-169).

В качестве операциональных критериев цивилизованного влияния можно выделить три:

Дела

Влияние, способствующее ' Деловых сохранению и развитию отношений

Цивилизованное влияние


К истинно цивилизованным видам влияния можно отнести аргу­ментацию, контраргументацию, самопродвижение и конструктивную критику. Эти виды влияния отвечают всем трем критериям цивилизо­ванности: они способствуют сохранению и развитию дела, деловых от­ношений и личностной целостности участников. В зависимости от кон­кретных условий, цивилизованными могут быть и некоторые спорные виды влияния, например просьба, пробуждение импульса к подража­нию, внушение, заражение, игнорирование (не человека, но какой-то части его высказываний или реакций) и т. п.

К варварским видам влияния относятся нападение (во всех его раз­новидностях) и принуждение. Даже если в краткосрочной перспективе эти методы влияния повышают эффективность работы, они неминуемо нарушают и разрушают деловые отношения и, главное, личностную це­лостность участников. Иногда люди играют в варварство или договари­ваются о том, что их отношения будут варварскими, по крайней мере некоторое время. Если же нет специального договора об игре или «вре­менном» варварстве, то применение нецивилизованных методов является варварством, а человек, применяющий их, — психологическим варваром.

Манипуляция является переходной ступенью от варварства к циви­лизации. Она нацелена на то, чтобы принудить человека чувствовать, думать и действовать так, как это выгодно манипулятору, но при этом так, чтобы человеку не казалось, что его принудили. Если манипуля­ция остается скрытой, внешне она может показаться цивилизованным методом, поскольку и дело, и деловые отношения могут процветать, и даже личностная целостность участников не будет затронута. Одна­ко если манипуляция открывается, она перестает отвечать всем трем критериям цивилизованности.

Таким образом, манипуляция — это «потемкинская деревня», где вместо настоящих домов — нарисованные фасады. Возможно, для мно­гих людей потемкинская деревня предпочтительнее угрюмого пустого поля, которое открылось бы перед ними во всей своей безотрадности, если бы не было этих нарисованных домов. Они предпочитают обма­нываться, вместо того чтобы узнавать правду, возможно, горькую.


 


Личностной целостности

К психологическим средствам цивилизованного влияния относят­ся прежде всего слова, речь, текст. При этом оно адресовано к тем воз­можностям человека, которые ответственны за работу с этими сред­ствами, — к разуму, интеллекту, когнитивной способности человека.


«Честь безумцу, который навеет человечеству сон золотой!»

В сущности, мы все живем в полуцивилизованном мире потемкин­ской деревни... Подробнее мы будем говорить об этом в Главе 3.


       
 
   
 

Информационный диалог Конструктивная критика Конфронтация
Энергетическая мобилизация
 

Тренинг влияния и противостояния влиянию

Date: 2015-12-11; view: 733; Нарушение авторских прав; Помощь в написании работы --> СЮДА...



mydocx.ru - 2015-2024 year. (0.005 sec.) Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав - Пожаловаться на публикацию