Главная Случайная страница


Полезное:

Как сделать разговор полезным и приятным Как сделать объемную звезду своими руками Как сделать то, что делать не хочется? Как сделать погремушку Как сделать так чтобы женщины сами знакомились с вами Как сделать идею коммерческой Как сделать хорошую растяжку ног? Как сделать наш разум здоровым? Как сделать, чтобы люди обманывали меньше Вопрос 4. Как сделать так, чтобы вас уважали и ценили? Как сделать лучше себе и другим людям Как сделать свидание интересным?


Категории:

АрхитектураАстрономияБиологияГеографияГеологияИнформатикаИскусствоИсторияКулинарияКультураМаркетингМатематикаМедицинаМенеджментОхрана трудаПравоПроизводствоПсихологияРелигияСоциологияСпортТехникаФизикаФилософияХимияЭкологияЭкономикаЭлектроника






Транснационализация





Истоки транснационализации компаний в конце ХХ в. лежат в интернационализации капитала, начавшейся еще в конце ХIХ в. Первые международные монополии возникли в 60–80 гг. ХIХ в. В первом десятилетии ХХ в. международные соглашения между компаниями распространялись на добычу ряда важнейших ископаемых, производство рельсов, электротехнических изделий, имевших место в ряде отраслей промышленности. Число картелей по разделу мирового рынка возросло с 40 (в конце ХIХ в.) до 100 (в 1910 г.). Например, мировой нефтяной рынок был поделен между американским «Стандард ойл» и англо-голландским «Ройял-Датч Шелл», рынок электротехнических изделий – между американским и германскими концернами, в области производства оружия были заключены соглашения между Круппом (Германия), «Виккерс-Армстронг» (Великобритания), «Шнейдер-Крезо» (Франция), Бофорс (Швеция), Путиловским, Сормовским, Коломенским заводами (Россия).

После Первой мировой войны число и значение международных компаний значительно возросло. Они охватывали 40 % мировой торговли, свыше половины морских перевозок.

После 20–30 гг. ХХ в. возник ряд соглашений, охватывающих металлургическую промышленность в Европе. Производство и сбыт красителей, взрывчатых веществ, синтетического каучука и бензина, изделий из пластмассы, медикаментов и т. п. были поделены посредством соглашений между
«И. Г. Фарбениндустри» (Германия), «Дюпон де Немур» (США), «Империал Кемикал Индастриз» (Великобритания).

Следует отметить, что процесс интернационализации, имеющий место в конце ХХ в. и в начале ХХI в. имеет специфические отличия от процессов конца ХIХ в.: 1) МНК во второй половине ХIХ – первой половине ХХ в. были многонациональными, т. е. подлинно национальными по капиталу. Они объединяли компании различных стран, но при этом сохраняли свою собственность и самостоятельность; 2) основным сегментом их деятельности было до- и послепроизводственная стадии. Иначе говоря, сфера обмена. Их соглашения были направлены на обеспечения выгодных условий закупки сырья и сбыта продукции. Сегодня же международное производство является одним из главных отличий ТНК от МНК конца ХIХ в.; 3) экспорт капитала осуществлялся с целью, прежде всего, получения максимальной прибыли на вложенный капитал в виде портфельных инвестиций. Сегодня же вывоз капитала осуществляется в виде прямых иностранных инвестиций (ПИИ), обеспечивающих контроль над зарубежными компаниями, а также в виде усиления контрактных соглашений, не связанных с ПИИ (кросс-лицензирование, осуществление совместных проектов, т. н. joint venture, объединение программ НИОКР и т. п.). В данном случае уже не одна корпорация, а целая группа, на основе корпорационной организации позволяет прочно удерживаться и контролировать внутренний и мировой рынки, постепенно наращивая конкурентоспособность конечной продукции.

Следует отметить, что основное звено цепи размещается там (географически), где добавляется наибольшая стоимость, как правило, у себя дома, в ПРС. Более того, большую роль в транснационализации играют трансфертные цены. Они в данном случае играют, по меньшей мере, три роли: 1)ТНК, манипулируя балансами своих компаний, максимизируют прибыль в странах с низким налогообложением; 2) при осуществлении внешнеторговых операций, в которых импорт и экспорт являются чисто условными, ТНК используют разницу в таможенном законодательстве различных стран, позволяя обходить его за счет трансфертных цен; 3) способствуют сохранению рабочих мест, развитию и подготовке высококвалифицированной рабочей силы, обеспечению социальной стабильности, прежде всего, в своих странах. Именно в ПРС в системе ТНК добавленная стоимость наиболее высока, что и создает основы социальной стабильности в них.

Хотя в последнее время и здесь тенденция несколько видоизменилась. В 2007 г. самое большое число работников имели зарубежные филиалы в Китае: по данным министерства торговли Китая, их насчитывалось 24 млн. В США же наоборот, численность занятых в филиалах иностранных компаний сократилась на полмиллиона человек и составила 5,1 млн.[26]

В «Докладе о мировых инвестициях 2007» отмечается, что «влияние ПИИ на уровень занятости в принимающих странах различается по регионам, однако в расчете на данную сумму ввезенных ПИИ в развивающихся странах и странах с переходной экономикой создавалось больше рабочих мест, чем в развитых странах»[27]. Это, по-видимому, объясняется тем, что за рубеж, как правило, выносится трудоемкое производство. А движение капитала между промышленно развитыми странами требует не только, да и не столько более высококвалифицированной рабочей силы, сколько более образованной, а также инфраструктуры для высокотехнологичного производства. Рассмотрим, как и с кем взаимодействуют 20 ведущих пар-партнеров в области ПИИ.

Императивом современного экономического развития сегодня является расширение компаний за счет стирания национальных границ, создания ТНК и формирование, с одной стороны, единого мирового рынка, с другой – единого мирохозяйственного комплекса. Продукция же их потребляется главным образом в ПРС. В конечном потреблении ПРС преобладают высокотехнологичные товары, производимые на базе новейших высоких технологий в тех же ПРС. Продукция традиционных технологий, как правило, неконкурентоспособна прежде всего по уровню издержек производства (высокая доля достаточно дорогих затрат труда в структуре издержек). Сегодня не она определяет характер современных передовых экономик. Мировой рынок, связанный с поставками готовых изделий, расслоился следующим образом (классификация ОЭСР):

1. Продукция черной металлургии, конструкционные материалы, текстиль, швейные изделия, обувь, другая продукция легкой промышленности.

2. Станки, транспортные средства, резинотехнические и пластмассовые изделия, продукты основной химии и деревообработки.

3. Аэрокосмическая техника, автоматизированное конторское оборудование, информационная техника, электроника, фармацевтика, точные и измерительные приборы, электрическое оборудование – все те виды производств, которые основываются на пятом технологическом укладе[28].

Третья категория товаров растет особенно быстро в последние десятилетия. Только с начала 1980-х по начало 1990-х гг. выпуск этой продукции почти удвоился, превысив долю не только сельского хозяйства, но и продукции добывающей промышленности.

Производство высокотехнологичных товаров сосредоточено в развитых странах. Но темпы роста этих производств больше в развивающихся странах.

При этом следует отметить, что доля ресурсопотребляющих производств и добывающих в мировом производстве падает, а нересурсопотребляющих – растет.

Растет доля мирового экспорта продуктов информации и коммуникационных технологий. В 2000 г. она составила примерно 15 %, доля высокотехнологического производства – около 25 %, доля продукции среднетехнологического производства имеет тенденцию к снижению и составляет 20 %, продукция низкотехнологического производства снижается и составляет 15 %, ресурсопотребляющего – 15 %.

Регионализация, как направление глобализации. Новые тенденции в регионализации.Глобализация экономической жизни – это процесс втягивания мирового хозяйства, понимаемого как совокупность национальных хозяйств, связанных друг с другом системой международного разделения труда, экономических и политических отношений, в рынок и тесное переплетение их экономик, создание единых мировых рыночных структур и инфраструктуры. Далее будет происходить формирование единого мирового хозяйства, которое также как и государственно оформленная рыночная экономика должно пройти пять этапов: возникновение, когда происходит формирование единого мирового рынка (стадия уже заканчивается), становление (когда формируются мировые структуры и инфраструктура рынка, формируется мировая рыночная экономика), зрелости, когда формируются настраивающий механизм, регрессивных преобразований и исчезновения.

Процесс этот характеризуется не прямолинейной зависимостью, а идет через регионализацию, т. е. создание экономических блоков, включающих примерно равные по экономическому развитию страны, предполагая свободу торговли внутри них, а по отношению к третьим странам – протекционизм, для того, чтобы создать необходимую экономическую и технологическую инфраструктуру как подготовку к требованиям глобализированнного рынка и свободной конкуренции в мировом масштабе.

Более того, регионализм в отличие от глобализма (на базе вступления в ВТО) основывается на принципиальном отличии характера открытия рынков. В первом случае – при регионализме, либерализация проводится не к отдельным отраслям, а по отношению к отдельным странам и регионам. Регионализм носит, как правило, территориально-пространственный характер, а глобализм – отраслевой характер либерализации.

Следует отметить, что в современных условиях, как показывают исследования западных экономистов, наиболее перспективным для развития торговли является т. н. «открытый регионализм». В соответствие со ст. XXIV ГАТТ либерализация в рамках региональной интеграции должна распространяться на третьи страны. Таможенные союзы должны способствовать развитию торговли, а не ограничивать ее. Поэтому, если говорить о тезисе, приведенном выше, о регионализме как о протекционизме по отношению к третьим странам для подготовки к глобализации, то в современных условиях он все более и более претерпевает модернизацию. Регионализация служит своего рода компромиссом между рыночными силами глобализации и протекционизмом старых государственно оформленных экономик.

В соответствие со сложившейся теорией региональной интеграции (на опыте Евросоюза) по критерию организационно-экономической сложности выделяют следующие виды региональных объединений, которые по своей сути являются ступенями и показателями уровня регионализации (от низших к высшим):

· зоны свободной торговли, в которых участники ограничиваются отменой таможенных пошлин во взаимной торговле;

таможенный союз, который предполагает свободное перемещение товаров и услуг внутри себя, а по отношению к третьим странам устанавливаются единые таможенные тарифы;

общий рынок, предполагающий ликвидацию таможенных барьеров не только в движении товаров и услуг, но и в перемещении рабочей силы и капиталов;

экономический союз, обеспечивающий проведение единой экономической политики, создание системы межгосударственного регулирования социально-экономических процессов, протекающих в данном регионе.

Необходимо провести различие между регионализацией и региональной экономической интеграцией, которая часто называется регионализаций. Такое разделение представляется правомерным не только с теоретической точки зрения, сколько с прагматической. Ибо регионализация – есть подготовка к широкомасштабной региональной экономической интеграции.

Регионализация – это образование международных экономических регионов, т. е. устойчивых систем экономических связей между странами или внутренними регионами стран, как правило, приграничных, однородных по степени и характеру интернационализации, связанное либо с подготовкой национальных хозяйств к вхождению в мировую экономику, либо с подготовкой микрорегионов к региональной экономической интеграции. Это образование происходит за счет:

Ø экономической либерализации внутри региона и протекционизма на его границах для поддержания совместного экспортоориентированного производства;

Ø совместного завоевания рынков третьих стран и совместного присоединения к международным правилам осуществления экономических отношений;

достижения относительной экономической самодостаточности региона в ходе его ориентации на внутрирегиональный рынок, рынки соседних стран (как потенциальных участников интеграции) и рынки развитых стран (как наиболее устойчивых);

подготовки приграничных микрорегионов для широкомасштабной региональной экономической интеграции (например, прибрежные районы Юго-Восточного Китая сыграли важную роль в интеграции Китая в мировую экономику и в ВТО, в частности)[29].

Регионализация протекает в нескольких формах:

1) региональная экономическая интеграция (группировка);

2) микрорегионализм;

двухсторонние соглашения.

Региональная экономическая интеграция экономическое и политическое взаимодействие стран на основе подписания международных договоров об устранении барьеров для производства и обмена товаров (услуг, финансовых ресурсов, рабочей силы, технологий), а также о создании межгосударственных и наднациональных органов власти, управляющих процессом устранения барьеров, и региональных организаций, выступающих как субъекты мировой экономики.

Региональная экономическая интеграция – это объективный процесс, конечным результатом которого является сближение, взаимопроникновение и сращивание национальных хозяйств в единую систему экономических отношений. Процесс этот идет через заключение интеграционных договоров и согласованно регулируется межгосударственными и наднациональными органами власти.

Интеграция происходит на трех взаимосвязанных уровнях.

Микроэкономический уровень интеграции – торгово-экономические отношения и совместное производство у экономических субъектов участвующих стран. Как правило, интеграция начинается именно с микроуровня. Таким образом, начиналась интеграция в ЕС.

По мере развития микроуровня растет несоответствие системы институтов целям развития международных отношений в регионе. Как результат, начинает развивается институциональный уровень интеграции, который предполагает национальные институты, институты региональной интеграции и систему отношений микро- и макроэкономических субъектов по поводу сближения, гармонизации, унификации, слияния, устранения национальных институтов, создания и поддержания институтов региональной интеграции.

Институты региональной интеграции – это правила и механизмы, обеспечивающие их выполнение, нормы поведения, определяющие формы и границы интеграционных отношений (национальные, межгосударственные и наднациональные органы власти и их экономическая политика, финансовые институты, институт собственности, хозяйственное право, договора между странами и их субъектами и т. д.).

Межгосударственные органы власти – институты региональной интеграции, решения которых адресуются участвующим государствам. Наднациональные – институты, решения которых адресуются напрямую субъектам этих государств.

По мере взаимодействия микро и институционального уровней развивается и макроэкономический уровень взаимодействие агрегированных субъектов, в т. ч. национальных хозяйств, синхронизация динамики их макроэкономических характеристик, экономическая конвергенция, что создает предпосылки для согласования национальных и осуществления наднациональной макроэкономической политики.

Такой механизм интеграции закономерен для промышленно развитых стран, либо между ними и развивающимися или переходными странами, но не всегда характерен для развивающихся или переходных экономик как таковых. Для них интеграция может инициироваться сверху – со стороны государства, что при отсутствии предпосылок интеграции на микроуровне и нестабильности на макроуровне, приводит к вялотекущим или вообще не развивающимся процессам интеграции[30].

Микрорегионализм – это направление интеграции двух или более стран посредством социально-экономических, культурных, образовательных, экологических и иных мероприятий, которые усиливают, интенсифицируют взаимодействие отдельных регионов, как правило, географически близко расположенных стран.

Микрорегионализм осуществляется двумя путями:

1) через создание особых экономических зон;

через создание приграничных зон.

В свою очередь цели создания особых экономических зон могут быть различными. В зависимости от этого формы особых экономических зон могут быть следующими:

1. Свободные экономические зоны, которые создаются для привлечения иностранных инвестиций для стимулирования производства и экспорта. В Республике Беларусь, например, созданы шесть зон такого рода (СЭЗ «Брест», «Витебск», «Гомель-Ротон», «Гродноинвест», «Минск» и «Могилев»). Они являются не только промышленными, но могут включать производство других отраслей. Иначе говоря, по сути они являются комплексными.

Промышленно-производственные зоны создаются для привлечения иностранных инвестиций для стимулирования промышленного производства и экспорта. Такие зоны создавались в 80–90-е гг. ХХ в. вдоль Юго-Восточного побережья Китая и они сыграли весьма важную роль в его развитии.

Технико-внедренческие зоны создаются для развития сферы услуг в области наукоемкого производства и высоких технологий. На территории Республики Беларусь такого рода зона создается в районе аэропорта «Минск-2» – «Парк высоких технологий».

Сервисные зоны или зоны услуг – это зоны, в которых приоритет отдается развитию инфраструктуры сферы услуг за счет привлечения иностранных инвестиций.

Свободные экономические зоны представляют собой часть национально-государственной территории, на которой действуют особые льготные экономические условия для иностранных и национальных предпринимателей (льготы таможенного, арендного, валютного, визового, трудового режима и т. д.), что создает условия для развития промышленности и инвестирования иностранного капитала.

Вторым путем осуществления микрорегионализма является создание приграничных зон. Например, на территории Республики Беларусь совместно с приграничными территориями сопредельных государств создано несколько приграничных зон.

В настоящее время на границах с ЕС с участием Беларуси создано 4 еврорегиона: «Буг» (Брестская область, приграничные территории Польши и Украины), «Неман» (Гродненская область, приграничные территории Польши, Литвы и Калининградской области), «Беловежская пуща» (Свислочский, Пружанский и Каменецкий районы, приграничные территории Польши) и «Озерный край» (Браславский, Миорский, Верхнедвинский, Глубокский и Поставский районы Витебской области, приграничные территории Латвии и Литвы).

Важной формой регионализации являются двухсторонние соглашения стран. По определению Я. Д. Лисоволика, «сущность заключаемых странами двухсторонних соглашений, как правило, сводится к созданию свободной торговли (ЗСТ) между обеими странами-контрагентами, хотя такого рода соглашения нередко не распространяются на ряд наиболее чувствительных секторов экономики»[31]

Такого рода двухсторонние соглашения о ЗСТ особенно между странами не находящимися в географической близости между собой носит т. н. сетевой характер. Иначе говоря, в мире в современных условиях усиливается сетевая интеграция. Например, Сингапур–Япония, Сингапур–США, Корея–Чили, Корея–США, Израиль–США, Израиль–ЕС, США–Марокко. Следует отметить, что в последние годы ЕС проводит активную политику подписания двухсторонних соглашений о ЗСТ со странами Латинской Америки, в том числе в рамках переговорного процесса со странами МЕРКОСУР о ЗСТ. Сегодня ЕС интенсивно стремится к подписанию договоров о ЗСТ со странами Средиземноморья.

Каковы причины сетевой интеграции? Если 40–50 лет назад основным фактором интеграции была географическая близость стран (пример, ЕС), то на сегодняшний день это, прежде всего, возможность расширения географии экспорта, особенно в условиях ухудшения экономической ситуации для стран экспортоориентированных не только в своей стране, но и в регионе. Например, такая ситуация коснулась и Беларуси, которая вынуждена была заключить такого рода двусторонние соглашения с Венесуэлой и Ираном.

Как отмечает Я. Д. Лисоволик: «Двухсторонние торговые соглашения в целом способствуют снижению уровня протекционизма, однако с точки зрения принципов ВТО двусторнняя либерализация торговли может войти в некоторое противоречие с принципами недискриминации. Тем не менее, двусторонние соглашения играют растущую роль в эволюционировании новой архитектуры мировой торговой системы – чем больше у страны заключено торговых соглашений, как регионального, так и двусторннего хараектера, тем больший вес будет иметь данная страна на мировой арене, в том числе и в процессе многосторонних торговых переговоров в рамках ВТО»[32].

Таким образом, глобализация мировой экономики как процесс, ведущий к созданию единой мировой рыночной системы, неодномоменен и идет различными путями. И если формирование глобальной мировой экономики как единого хозяйственного комплекс есть конечный результат процесса глобализации, то сам этот процесс идет на микроуровне – через транснационализацию и на макроуровне – через регионализацию в различных формах.

Date: 2015-11-15; view: 709; Нарушение авторских прав; Помощь в написании работы --> СЮДА...



mydocx.ru - 2015-2024 year. (0.007 sec.) Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав - Пожаловаться на публикацию