Главная Случайная страница


Полезное:

Как сделать разговор полезным и приятным Как сделать объемную звезду своими руками Как сделать то, что делать не хочется? Как сделать погремушку Как сделать так чтобы женщины сами знакомились с вами Как сделать идею коммерческой Как сделать хорошую растяжку ног? Как сделать наш разум здоровым? Как сделать, чтобы люди обманывали меньше Вопрос 4. Как сделать так, чтобы вас уважали и ценили? Как сделать лучше себе и другим людям Как сделать свидание интересным?


Категории:

АрхитектураАстрономияБиологияГеографияГеологияИнформатикаИскусствоИсторияКулинарияКультураМаркетингМатематикаМедицинаМенеджментОхрана трудаПравоПроизводствоПсихологияРелигияСоциологияСпортТехникаФизикаФилософияХимияЭкологияЭкономикаЭлектроника






Раздел II. Основные формы освоения мира человеком





 

Тема 10. Материально-производственная практика

 

1. Практика как способ отношения человека к миру:

а) понятия деятельности и практики;

б) структура человеческой деятельности в ее историческом движении;

в) история общества как процесс развертывания творческой деятельности человека;

г) формы практики (материально-производственная, социально-историческая, научно-экспериментальная).

2. Материально-производственная практика:

а) объект, средства, субъекты и цель материально-производственной практики;

б) человек в структуре производства;

в) диалектика производительных сил и производственных отношений в развитии общества;

г) техническая деятельность как форма практики.

3. Взаимодействие человека и природы:

а) понятие природы;

б) природа и общество (“естественная” и “искусственная” среда обитания, природная и социальная обусловленность производства и воспроизводства человека);

в) противоречие природы и общества в процессе исторического развития человечества.

4. Экологические проблемы современного общества: границы воздействия человека на природу, причины экологического кризиса и пути выхода из него.

 

Рекомендуемая литература

 

Ахутин А.В. Понятие “природа” в античности и в Новое время (“фюсис” и “натура”). – М., 1988.

Бердяев Н.А. Человек и машина // Бердяев Н.А. Философия творчества, культуры и искусства. В 2-х т. – Т.1. – М., 1994.

Булгаков С.Н. Философия хозяйства // Булгаков С.Н. Сочинения в 2-х т. – Т.1. – М., 1993.

Вебер М. Протестантская этика и дух капитализма // Вебер М. Избранные произведения. – М., 1990.

Вернадский В.И. Биосфера и ноосфера. – М., 2009.

Гумилев Л.Н. Этногенез и биосфера Земли. – Л., 1990.

Карпинская Р.С., Лисеев И.К., Огурцов А.П. Философия природы: коэволюционная стратегия. – М., 1995.

Клеман О. Смысл Земли. – М., 2005.

Маркс К. Тезисы о Фейербахе // Маркс К., Энгельс Ф. Сочинения. 2-е изд. – Т.3.

Маркс К. К критике политической экономии. Предисловие // Маркс К., Энгельс Ф. Сочинения. 2-е изд. – Т.13.

Огурцов А.П. Практика // Философская энциклопедия. Т.4. – М., 1967.

Розанов В.В. Собрание сочинений. Природа и история (Статьи и очерки 1904-1905 гг.). – М.-СПб., 2008.

Страхов Н.Н. Мир как целое. – М., 2007.

Федоров Н.Ф. Сочинения. – М., 1982.

Философия природы в античности и в средние века. Ч.1-3. – М., 1998-2002.

Философия техники в ФРГ. – М., 1989.

Хайдеггер М. Вопрос о технике // Хайдеггер М. Время и бытие. – М., 1993.

Шпенглер О. Человек и техника // Логика культуры. Антология. – СПб., 2009.

Энгельс Ф. Роль труда в процессе превращения обезьяны в человека // Маркс К., Энгельс Ф. 2-е изд. – Т.20.

Юнгер Ф.Г. Совершенство техники. – СПб., 2002.

Юнгер Э. Рабочий. Господство и гештальт; Тотальная мобилизация; О боли. – СПб., 2000.

 

Вопросы для самоконтроля

 

1. Каковы особенности практического отношения человека к миру?

2. В чем причины возникновения противоречий между человеком и природой?

3. Что такое техника и каковы особенности ее развития в современном мире?

4. Что такое ноосфера и каково ее соотношение с биосферой и техносферой?

5. Что такое экологический кризис и какова его связь с материально-производственной практикой?

 

Тема 11. Социальная практика

 

1. Понятие социально-исторической практики:

а) исторические общности (род, семья, этнос), классы, личность как субъекты социально-исторической практики;

б) социально-историческая практика как сфера взаимодействия социальных субъектов;

в) средства социально-исторических отношений.

2. Социальная практика как основа общественно-исторического процесса:

а) формы социально-исторической практики (политическая, правовая, экономическая);

б) социальная практика как фактор коренных качественных изменений в развитии общества;

в) понятие общественно-исторической формации;

г) социальная революция.

 

Рекомендуемая литература

 

Арон Р. Этапы развития социологической мысли. – М., 1992.

Бергер П., Лукман Т. Социальное конструирование реальности. Трактат по социологии знания. – М., 1995.

Бодрийяр Ж. Общество потребления. Его мифы и структуры. – М., 2006.

Вебер М. Избранное. Образ общества. – М., 1994.

Данилевский Н.Я. Россия и Европа. – СПб., 1995.

Дюркгейм Э. О разделении общественного труда. – М., 1991.

Зиммель Г. Социальная дифференциация // Зиммель Г. Избранное. Т.2. – Созерцание жизни. – М., 1996.

Зиновьев А.А. Коммунизм как реальность. – М., 1994.

Зомбарт В. Буржуа. – М., 1994.

Кара-Мурза С.Г. Маркс против русской революции. – М., 2008.

Лукач Д. К онтологии общественного бытия. Пролегомены. – М., 1991.

Парето В. Компендиум по общей социологии. 2-е издание. – М., 2008.

Парсонс Т. О структуре социального действия. – М., 2000.

Полатайко С.В. Образовательные идеалы социальной философии. – СПб., 2007.

Поршнев Б.Ф. Социальная психология и история. М., 1979.

Принцип историзма в познании социальных явлений. М., 1972.

Прудон П.Ж. Что такое собственность? или Исследование о принципах права и власти. – М., 1998.

Розанов В.В. Собрание сочинений. Семейный вопрос в России. – М., 2004.

Сорокин П.А. Человек. Цивилизация. Общество. – М., 1992.

Франк С.Л. Духовные основы общества. – М., 1992.

Фуко М. Надзирать и наказывать. Рождение тюрьмы. – М., 1999.

Фукуяма Ф. Конец истории и последний человек. – М., 2004.

Хабермас Ю. Демократия. Разум. Нравственность. Московские лекции и интервью. – М., 1995.

Хардт М., Негри А. Империя. – М., 2004.

Шацкий Е. Утопия и традиция. – М., 1990.

Шпет Г.Г. Введение в этническую психологию // Шпет Г.Г. Сочинения. – М., 1989.

Энгельс Ф. Происхождение семьи, частной собственности и государства // Маркс К., Энгельс Ф. Сочинения. 2-е изд. – Т.21.

Ясперс К. Смысл и назначение истории. – М., 1991.

 

Вопросы для самоконтроля

 

1. Каковы особенности социально-исторической практики?

2. Раскройте роль социально-исторической практики в познании объективных законов общества.

3. Какова роль социально-исторической практики в изменении и совершенствовании общественных отношений.

4. Назовите основные компоненты социальной структуры общества.

5. Каковы причины социальной революции?

 

Тема 12. Политическая практика

 

1. Понятие политики и политической практики. Субъекты и объекты политики.

2. Политическая организация и политическая система общества.

а) происхождение и сущность государства;

б) государство как форма политической организации общества;

в) государство и политические партии.

3. Соотношение политики и экономики, политики и права.

4. Политическая практика и идеология.

5. Война как форма выражения политики.

 

Рекомендуемая литература

 

Бакунин М.А. Философия. Социология. Политика. – М., 1989.

Бурдье П. Политическая онтология Мартина Хайдеггера. – М., 2003.

Власть: Очерки современной политической философии Запада. – М., 1991.

Вебер М. Политика как призвание и профессия // Вебер М. Избранные произведения. – М., 1990.

Гегель Г.В.Ф. Политические произведения. – М., 1978.

Данилевский Н.Я. Политическая философия. Дополнения к книге «Россия и Европа». – М., 2013.

Доусон К.Г. Боги революции. – СПб., 2002.

Дугин А. Консервативная революция. – М., 1994.

Ильин И.А. О монархии и республике // Ильин И.А. Собрание сочинений в 10-ти т. – Т.4. – М., 1994.

Кассирер Э. Техника современных политических мифов // Феномен человека: Антология. – М., 1993.

Клаузевиц К. О войне. – М., 2003.

Ленин В.И. Государство и революция // Ленин В.И. Полное собрание сочинений. – Т.33.

Леонтьев К.Н. Византизм и славянство // Леонтьев К.Н. Восток, Россия и Славянство. – М., 1996.

Лукач Г. Ленин и классовая борьба. – М., 2008.

Маркс К. Восемнадцатое брюмера Луи Бонапарта // Маркс К., Энгельс Ф. Сочинения. 2-е изд. – Т.8.

Ницше Ф. Воля к власти: опыт переоценки всех ценностей. – М., 2005.

Розанов В.В. Собрание сочинений. Русская государственность и общество. – М., 2003.

Хабермас Ю. Политические работы. – М., 2005.

Хаусхофер К. О геополитике. Работы разных лет. – М., 2001.

Хомский Н. Классовая война: Интервью с Д. Барзамяном. – М., 2003.

Шмитт К. Политическая теология. Сборник. – М., 2000.

Шпенглер О. Пруссачество и социализм. – М., 2002.

Штраус Л. Введение в политическую философию. – М., 2000.

 

Вопросы для самоконтроля

 

1. Назовите субъекты и объекты политики.

2. Что такое политическая организация общества?

3. Дайте определение государства, а также обозначьте его место в политической организации общества.

4. Каково соотношение политики и идеологии.

5. Почему войну часто называют продолжением политики другими средствами?

 

Тема 13. Диалектика процесса познания

 

1. Познание как социально опосредованное, исторически развивающееся отношение человека к миру. Человек как субъект познания.

а) субъект и объект познания;

б) проблема сознания в философии;

в) общественное и индивидуальное сознание.

2. Чувственное отражение как деятельность социально-исторического субъекта и его роль в познании:

а) единство образного и знакового в чувственном отражении;

б) формы чувственного отражения.

3. Социально-историческая природа рационального знания, его связь с практикой:

а) рациональное познание как качественно новая ступень постижения действительности;

б) формы рационального познания;

в) классический и неклассический идеалы рациональности.

4. Соотношение чувственного и рационального аспектов познания.

5. Творчество и интуиция.

6. Проблема истины в философии и науке:

а) диалектика абсолютной и относительной истины;

б) проблема критерия истины;

в) истина и ценность в познании.

 

Рекомендуемая литература

 

Автономова Н.С. Рассудок, разум, рациональность. – М., 1988.

Башляр Г. Новый рационализм. – М., 1987.

Бородай Ю.М. От фантазии к реальности. – М., 1995.

Витгенштейн Л. Философские работы. Ч.I. – М., 1994.

Гайденко П.П. Научная рациональность и философский разум. – М., 2003.

Ерунов Б.А. Гносеология и социальная психология (новые возможности человеческого познания). – СПб., 2007.

Ильенков Э.В. Идеальное // Философская энциклопедия. Т.2. – М., 1962.

Лекторский В.А. Эпистемология классическая и неклассическая. – М., 2001.

Ленин В.И. Материализм и эмпириокритицизм // Ленин В.И. ПСС. – Т.18.

Лосский Н.О. Обоснование интуитивизма // Лосский Н.О. Избранное. – М., 1991.

Мамардашвили М. Классический и неклассический идеалы рациональности // Мамардашвили М. Необходимость себя. – М., 1996.

Ницше Ф. Об истине и лжи во вненравственном смысле // Ницше Ф. Философия в трагическую эпоху. – М., 1994.

Патнэм Х. Разум, истина и история. – М., 2002.

Портнов А.Н. Язык и сознание. Основные парадигмы исследование проблемы в философии XIX-XX вв. – Иваново, 1994.

Проблема сознания в современной западной философии. – М., 1989.

Розанов В.В. Сочинения. – О понимании: Опыт исследования природы, границ и внутреннего строения науки как цельного знания. – М., 1995.

Рубинштейн С.Л. Бытие и сознание. Человек и мир. – СПб., 2003.

Франк С.Л. Предмет знания. Душа человека. – СПб., 1995.

Хайдеггер М. Введение в метафизику. – СПб., 1997.

 

Вопросы для самоконтроля

 

1. Сформулируйте необходимость познания как философскую проблему.

2. Определите основные параметры чувственного образа и его место в познавательной деятельности.

3. В чем состоит смысл дискуссии о первичных и вторичных качествах?

4. Раскройте основные параметры рационального знания, а также его связь с чувственным познанием.

5. Какую роль в познании играют творчество и интуиция?

 

Тема 14. Формы и методы философского познания

 

1. Категории философии как универсальные формы духовного освоения мира человеком:

а) субстанциальные и атрибутивные категории (субстанция, материя, объект, субъект, пространство, время, движение);

б) категории структуры (общее и единичное, сущность и явление, форма и содержание, часть и целое);

в) категории детерминизма (причина и следствие, необходимость и случайность, возможность и действительность);

г) категории группы законов диалектики (различие, тождество, противоположность, противоречие, количество, качество, мера, отрицание, снятие).

2. Диалектика как метод уяснения взаимоотношений человека и мира:

а) основные принципы диалектики (принципы развития, детерминизма, историзма, метод восхождения от абстрактного к конкретному и т.д.);

б) тождество диалектики, логики и теории познания;

в) диалектика и формальная логика.

3. Герменевтика как метод осмысления бытия мира и человека:

а) проблема объяснения и понимания в истории познания;

б) тема языка в философской герменевтике;

в) герменевтический круг (проблема взаимоотношения части и целого, текста и контекста в герменевтической традиции).

4. Феноменология как метод философского познания:

а) интерпретация сознания в феноменологической традиции;

б) проблема трансцендентального субъекта и метод феноменологической редукции;

в) понятие “жизненного мира”.

 

Рекомендуемая литература

 

Батищев Г.С. Введение в диалектику творчества. – СПб., 1997.

Брудный А.А. Психологическая герменевтика. – М., 1998.

Вэленс А. де. Феноменология Гуссерля и феноменология Гегеля // Феномен человека: Антология. – М., 1993.

Гадамер Х.-Г. Истина и метод: Основы философской герменевтики. – М., 1988.

Гайденко П.П. Прорыв к трансцендентному: Новая онтология XX века. – М., 1997.

Гегель Г.В.Ф. Феноменология духа. – М., 2000.

Герменевтика и деконструкция. – СПб., 1999.

Герменевтика: история и современность (критические очерки). – М., 1985.

Гуссерль Э. Картезианские размышления. – СПб., 1998.

Дильтей В. Собрание сочинений в 6-ти тт. – Т.4. Герменевтика и теория литературы. – М., 2001.

Идеалистическая диалектика в XX столетии. – М., 1987.

Ильенков Э.В. Диалектическая логика. Очерк истории и теории. – М., 1984.

Кожурин А.Я., Кучина Л.И. Философская герменевтика и гуманитарные науки: Учебное пособие. – СПб., 2008.

Лапшин И.И. Философия изобретения и изобретение в философии: Введение в историю философии. – М., 1999.

Макаров М.Г. Сложность и вариативность категорий диалектики. – Л., 1988.

Ортега-и-Гассет Х. Что такое философия? – М., 1991.

Очерки феноменологической философии. – СПб., 1997.

Рикер П. Конфликт интерпретаций. Очерки о герменевтике. – М., 1995.

Розанов В.В. Сочинения. – О понимании: Опыт исследования природы, границ и внутреннего строения науки как цельного знания. – М., 1995.

Сартр Ж.-П. Проблемы метода. Статьи. – М., 2008.

Тисельтон Э. Герменевтика. – Черкассы, 2011.

Хайдеггер М. Основные проблемы феноменологии. – СПб., 2001.

Шелер М. Феноменология и теория познания // Шелер М. Избранные произведения. – М., 1994.

Шлейермахер Ф. Герменевтика. – СПб., 2004.

Шпет Г.Г. Герменевтика и ее проблемы // Шпет Г.Г. Философия и психология культуры. – М., 2007.

 

Вопросы для самоконтроля

 

1. В чем состоит отличие познавательной функции философии от познавательных функций конкретных наук?

2. Назовите основные этапы развития учения о категориях в истории философии.

3. Какова специфика действия законов диалектики в природной и социальной реальностях?

4. Какие реальности являются предметом первостепенного внимания философской герменевтики?

5. В чем состоит принципиальное отличие феноменологии Гуссерля от более ранних форм феноменологии?

 

Тема 15. Закономерности научного познания

 

1. Научное познание и его специфические признаки:

а) отличие научного познания от ненаучного (мифологического, религиозного и т.д.);

б) научное и обыденное сознание;

в) специфика языка науки.

2. Строение и динамика научного знания:

а) различие эмпирического и теоретического уровней познания по предметам, средствам и методам исследований, а также их взаимодействие;

б) структура эмпирического и теоретического уровней познания;

в) естественнонаучные картины мира и философские основания науки.

3. Логика, методология и методы научного познания:

а) методы эмпирического исследования: наблюдение, эксперимент, аналогия, классификация;

б) методы теоретического исследования: дедукция, моделирование, формализация;

в) методы построения научной теории, научной картины мира.

4. Наука и ее роль в обществе:

а) социальные функции науки;

б) превращение науки в непосредственную производительную силу;

в) этические нормы и ценности науки;

г) свобода научного поиска и социальная ответственность ученого.

 

Рекомендуемая литература

 

Бернал Дж. Наука в истории общества. – М., 1956.

Вебер М. Наука как призвание и профессия // Вебер М. Избранные произведения. – М., 1990.

Вернадский В.И. Труды по всеобщей истории науки. – М., 1988.

Гайденко П.П. Эволюция понятия науки (Становление и развитие первых научных программ). – М., 1980.

Гайденко П.П. Эволюция понятия науки (XVII-XVIII вв.). – М., 1987.

Гейзенберг В. Избранные философские работы: Шаги за горизонт. Часть и целое. – СПб., 2005.

Гуссерль Э. Кризис европейских наук и трансцендентальная феноменология. – СПб., 2004.

Зубов В.П. Из истории мировой науки: Избранные труды 1921-1963. – СПб., 2006.

Иванов В.Г., Лезгина М.Л. Горизонты науки XXI века. Этюды философии науки. – М., 2006.

Карнап Р. Философские основания физики. Введение в философию науки. – М., 2008.

Кирсанов В.С. Научная революция XVII века. – М., 1987.

Кожурин А.Я. История науки (античность, средневековье, Ренессанс): Учебное пособие. – СПб., 2013.

Кожурин А.Я. История науки (Новое и новейшее время): Учебное пособие. – СПб., 2013.

Койре А. Очерки истории философской мысли (о влиянии философских концепций на развитие научных теорий). – М., 2003.

Косарева Л.М. Рождение науки Нового времени из духа культуры. – М., 1997.

Кун Т. Структура научных революций. – М., 2001.

Лакатос И. Методология исследовательских программ. – М., 2003.

Поппер К. Логика и рост научного знания. – М., 1983.

Свасьян К.А. Становление европейской науки. – М., 2002.

Светлов В.А. История научного метода. – М., 2008.

Сергеев К.А., Слинин Я.А. Диалектика категориальных форм познания. Космос Аристотеля и наука Нового времени. – Л., 1987.

Страхов Н.Н. Мир как целое. – М., 2007.

Фейерабенд П. Избранные труды по методологии науки. – М., 1986.

Франк Ф. Философия науки. Связь между наукой и философией. – М., 2007.

Хабермас Ю. Техника и наука как «идеология» – М., 2007.

Хайдеггер М. Время картины мира // Хайдеггер М. Работы и размышления разных лет. – М., 1993.

Хюбнер К. Критика научного разума. – М., 1994.

 

Вопросы для самоконтроля

 

1. Какие признаки научности являются необходимыми?

2. Сформулируйте основные признаки научной картины мира.

3. Что такое метод и методология? Какие методы научного познания вам известны?

4. Проанализируйте социальные функции науки, ее роль в обществе, а также примеры ее взаимосвязи с этикой и правом.

5. На каком этапе наука превращается в непосредственную производительную силу и каковы социальные последствия данного процесса?

 

Тема 16. Особенности социогуманитарного познания.

 

1. Субъект и объект социогуманитарного познания:

а) особенности философского, социологического и гуманитарного подходов к пониманию жизни и общества;

б) понятия общественного бытия, бытия человека, общественного и индивидуального сознания – их взаимосвязь;

в) деятельность как специфический способ существования социального.

2. Социальный детерминизм:

а) структура и взаимосвязь человеческой деятельности и социально-исторической практики;

б) обусловленность исторического процесса общественными и индивидуальными потребностями, интересами, целями.

3. Специфика гуманитарного познания:

а) “науки о природе” и “науки о культуре” – генезис и особенности методологии;

б) проблема объективной истины и ее критерии в социальном познании;

в) понятие “факта” в гуманитарных науках.

4. Духовное производство:

а) структура духовного производства;

б) значение духовного производства в современном мире;

в) система образования и воспитания в структуре духовного производства.

 

Рекомендуемая литература

 

Бахтин М.М. Автор и герой: К философским основаниям гуманитарных наук. – СПб., 2000.

Бетти Э. Герменевтика как общая методология наук о духе. – М., 2011.

Вебер М. Критические исследования в области логики наук о культуре // Вебер М. Избранные произведения. – М., 1990.

Волошинов В.Н. Философия и социология гуманитарных наук. – СПб., 1995.

Гадамер Х.-Г. Истина и метод: Основы философской герменевтики. – М., 1988.

Грякалов А.А. Письмо и событие (эстетическая топография современности). – СПб., 2004.

Дильтей В. Собрание сочинений в 6-ти т. – Т.1. Введение в науки о духе. – М., 2000.

Дильтей В. Собрание сочинений в 6-ти т. – Т.3. Построение исторического мира в науках о духе. – М., 2004.

Исупов К.Г. Русская философская культура. – СПб., 2010.

Кассирер Э. Логика наук о культуре // Кассирер Э. Избранное. Опыт о человеке. – М., 1998.

Кожурин А.Я. Философские вопросы гуманитарного знания. Ч.I-II.: Учебное пособие – СПб., 2012.

Мейнеке Ф. Возникновение историзма. – М., 2004.

Михайлов А.В. Избранное. Историческая поэтика и герменевтика. – СПб., 2006.

Ницше Ф. О пользе и вреде истории для жизни // Ницше Ф. Сочинения в 2-х т. – Т.1. – М., 1990.

Огурцов А.П., Платонов В.В. Образы образования. Западная философия образования. XX век. – СПб., 2004.

Поппер К. Критика историцизма. – М., 1993.

Рикер П. История и истина. – СПб., 2002.

Риккерт Г. Науки о природе и науки о культуре. – М., 1998.

Розанов В.В. Собрание сочинений. Природа и история (Статьи и очерки 1904-1905 гг.). – М.; СПб., 2008.

Смит Р. История гуманитарных наук. – М., 2008.

Тойнби А. Исследование истории. Т.1-3. – СПб., 2006.

Трельч Э. Историзм и его проблемы. – М., 1994.

Флоренский П.А. У водоразделов мысли // Флоренский П.А. Сочинения в 4-х т. – Т.3. – М., 1999

Фуко М. Слова и вещи. Археология гуманитарных наук. – СПб., 1994.

Хайдеггер М. Разъяснения к поэзии Гельдерлина. – СПб., 2003.

 

Вопросы для самоконтроля

 

1. В чем, на ваш взгляд, заключается различие объекта социогуманитарного и естественнонаучного познания?

2. Чем знания отличаются от ценностей?

3. Объясните различие философского, социологического и гуманитарного подходов к пониманию человека и общества.

4. Каковы исторические предпосылки формирования гуманитарных наук (“наук о культуре”)?

5. Какую роль играют образование и воспитание в системе духовного производства?

 

Тема 17. Духовно-практическое (аксиологическое) освоение мира человеком

 

1. Постановка проблемы ценностей в европейской философии.

2. Ценностные ориентации в системе миропонимания. Ценности, оценки и целеполагания.

3. Классификация ценностей. Ценности религиозные, этические, эстетические и т.д. Свобода как ценность.

4. Формирование ценностных ориентаций в процессе воспитания человека.

5. Образование как ценность.

 

Рекомендуемая литература

 

Бородай Ю.М. Эротика. Смерть. Табу: Трагедия человеческого сознания. – М., 1995.

Брентано Ф. О происхождении нравственного познания. – СПб., 2000.

Булгаков С.Н. Два града: Исследование о природе общественных идеалов. – М., 2008.

Вебер М. Смысл “свободы от оценки” в социологической и экономической науке // Вебер М. Избранные произведения. – М., 1990.

Виндельбанд В. О свободе воли // Виндельбанд В. Избранное: Дух и история. – М., 1995.

Витгенштейн Л. Культура и ценность // Витгенштейн Л. Философские работы. Ч.I. – М, 1994.

Выжлецов Г.П. Аксиология культуры. – СПб., 1996

Вышеславцев Б.П. Этика преображенного Эроса. – М., 1994.

Гадамер Г.-Г. Актуальность прекрасного. – М., 1991.

Гулыга А.В. Эстетика в свете аксиологии. – М., 2000.

Дробницкий О.Г. Мир оживших предметов. Проблема ценностей и марксистская философия. – М., 1967.

Зеньковский В.В. Проблемы воспитания в свете христианской антропологии. – М., 1996.

Каган М.С. Философская теория ценностей. – СПб., 1997.

Кожурин А.Я. Философско-антропологические основания русской традиции просвещения. – СПб., 2008.

Лейси Х. Свободна ли наука от ценностей? Ценности и научное понимание. – М., 2001.

Лосский Н.О. Ценность и бытие // Лосский Н.О. Бог и мировое зло. – М., 1994.

Михайлов А.В. Из истории “нигилизма” // Михайлов А.В. Обратный перевод. – М., 2000.

Ницше Ф. К генеалогии морали // Ницше Ф. Сочинения в 2-х т. – Т.2. – М., 1990.

Новгородцев П.И. Об общественном идеале. – М., 1991.

Риккерт Г. О системе ценностей // Риккерт Г. Науки о природе и науки о культуре. – М., 1998.

Розанов В.В. Сумерки просвещения // Розанов В.В. Собрание сочинений. Эстетическое понимание истории (Статьи и очерки 1889-1897 гг.). Сумерки просвещения. – М.; СПб., 2009.

Флоренский П.А. Статьи и исследования по истории и философии искусства и археологии. – М., 2000.

Хайдеггер М. Феноменология и трансцендентальная философия ценностей. – Киев, 1996.

Шелер М. Ресентимент в структуре моралей. – СПб., 1999.

 

Вопросы для самоконтроля

 

1. Укажите особенности аксиологического способа освоения мира человеком, сравнительно с практическим и духовным способами отношения к миру.

2. Какие процессы в истории европейской культуры привели к оформлению аксиологии как особой дисциплины?

3. Можно ли классифицировать ценности, а если да, то каким образом?

4. Как возможно различение истинных и ложных ценностей?

5. Раскройте смысл образования и воспитания как ценности человеческой жизни и культуры?

 

Раздел III. Человек как феномен цивилизации и культуры

 

Тема 18. Человек, его сущность и существование

 

1. Специфика философского рассмотрения человека:

а) философская концепция человека как основа наук о человеке;

б) проблема человека в истории философии – основные этапы.

2. Антропосоциогенез, его комплексный характер:

а) труд как фактор антропосоциогенеза (орудийная деятельность, производство);

б) роль языка в процессе антропосоциогенеза и в формировании сознания;

в) возникновение нравственности и регулирование брачных отношений как важнейшие этапы становления человека.

3. Природный и социальный аспекты человеческого существования. Биологизаторские и социологизаторские трактовки человека – их достоинства и ограниченность.

4. Конечность индивидуального человеческого существования. Проблема жизни и смерти в духовном опыте человека.

5. Проблема смысла жизни в истории культуры и ее преломление в философских концепциях.

 

Рекомендуемая литература

 

Аверинцев С.С., Гальцева Р.А., Попов Ю.Н., Спиркин А.Г. Философская антропология // Философская энциклопедия. Т.5. – М., 1970.

Арефьев М.А., Давыденкова А.Г., Поздеева Н.В. Человек и мир его духовных потребностей. – СПб., 2007.

Бердяев Н.А. О назначении человека. – М., 1993.

Бубер М. Проблема человека. – Киев, 1998.

Выжлецов П.Г. Философская антропология: Введение. – СПб., 2006.

Вышеславцев Б.П. Этика преображенного эроса. – М., 1994.

Губин В.Д., Некрасова Е.Н. Философская антропология: Учебное пособие для вузов. – М.; СПб., 2000.

Ефимов Ю.И., Мозелов А.П., Стрельченко В.И. Современный дарвинизм и диалектика познания жизни. – Л., 1985.

Кассирер Э. Опыт о человеке // Кассирер Э. Избранное. Опыт о человеке. – М., 1998.

Кожурин А.Я. Проблема человека в философии русского консерватизма. – СПб., 2005.

Корольков А.А. Духовная антропология. – СПб., 2005.

Леви-Строс К. Структурная антропология. – М., 1985.

Марков Б.В. Философская антропология: Учебное пособие. 2-е издание. – СПб., 2008.

Маркузе Г. Одномерный человек. – Киев, 1994.

Мечников И.И. Этюды о природе человека. – М., 1961.

Плеснер Х. Ступени органического в человеке: Введение в философскую антропологию. – М., 2004.

Поршнев Б.Ф. О начале человеческой истории (Проблемы палеопсихологии). – М., 2006.

Проблема человека в западной философии. – М., 1988.

Рабош В.А., Зайцев Д.Ф. Философия человека: эволюция предмета и познавательно-образовательный потенциал: Учебное пособие. – СПб., 2004.

Розанов В.В. Собрание сочинений. В темных религиозных лучах. – М., 1994.

Смысл жизни в русской философии. – СПб., 1995

Феномен человека: Антология. – М., 1993.

Философская и психологическая антропология / Под ред. А.А. Королькова. – СПб., 2009.

Франк С.Л. Реальность и человек. – СПб., 1997.

Фрейд З. Я и Оно: Сочинения. – М.-Харьков, 2002.

Фуко М. Забота о себе. – М.-Киев, 1998.

Хайдеггер М. Бытие и время. – М., 1997.

Чечулин А.В. Негативная антропология. – СПб., 1999.

Это человек: Антология. – М., 1995.

Юнг К.-Г. Человек и его символы. – М., 1997.

 

Вопросы для самоконтроля

 

1. Обозначьте основные этапы развития учения о человеке в истории философии.

2. Сформулируйте проблему сущности человека и основные этапы ее решения в философии XX века.

3. Какие причины обусловили процессы антропосоциогенеза?

4. Раскройте содержание понятия “смысл жизни”, а также варианты решения данной проблемы в различных философских концепциях.

5. Какие философские концепции ставили во главу угла конечность человеческого существования?

 

Тема 19. Личность

 

1. Содержание понятий “индивид”, “индивидуальность” и “личность”.

2. Личность и ее социальные роли. Роль личности в истории.

3. Концепция исторических типов личности в процессе взаимодействия человека и общества.

4. Диалектика исторической необходимости и свободы личности в общественном развитии, их взаимная обусловленность.

5. Проблема воспитания и гармонического развития личности.

 

Рекомендуемая литература

 

Адорно Т. Исследование авторитарной личности. – М., 2001.

Арсеньев А.С. Философские основания понимания личности. – М., 2001.

Баткин Л.М. Итальянское Возрождение в поисках индивидуальности. – М., 1989.

Ильенков Э.В. Что же такое личность? // Ильенков Э.В. Философия и культура. – М., 1991.

Индивидуальность и личность в истории (дискуссия) // Одиссей. Человек в истории: личность и общество. 1990. – М., 1990.

Карсавин Л.П. О личности // Карсавин Л.П. Религиозно-философские сочинения. Т.1. – М., 1992.

Мадди С. Теории личности: сравнительный анализ. – СПб., 2002.

Михайлов Ф.Т. Загадка человеческого Я. – М., 1976.

Плеханов Г.В. К вопросу о роли личности в истории // Плеханов Г.В. Избранные философские произведения в 5-ти т. – Т.II. – М., 1956.

Соловьев Э.Ю. Личность и ситуация в социально-политическом анализе Маркса // Соловьев Э.Ю. Прошлое толкует нас (Очерки по истории философии и культуры). – М., 1991.

Сэв Л. Марксизм и теория личности. – М., 1972.

Хабермас Ю. Понятие индивидуальности // Вопросы философии. 1989. №2.

Хорни К. Невротическая личность нашего времени. – М., 1993.

Хьелл Л., Зиглер Ф. Теории личности. – СПб., 2003.

Человек и культура. Индивидуальность в истории культуры. – М., 1990.

Элиас Н. Общество индивидов. – М., 2001.

Юнг К.Г. Психологические типы. – М., 1995.

 

Вопросы для самоконтроля

 

1. Определите соотношение понятий “личность” и “индивидуальность”?

2. Какие факторы имеют решающее значение в процессе формирования личности?

3. Можно ли считать, что образование и просвещение обеспечивают формирование в человеке личностных качеств? Если да, то при каких условиях?

4. Рассмотрите проблему отчуждения личности.

 

Тема 20. Человек в системе культуры

 

1. Философское понятие культуры. Социальные функции культуры.

2. Единство, многообразие и взаимодействие культур.

3. Традиции общества и общественный прогресс.

4. Культура и цивилизация:

а) культура как мир человека, способ его самовоспроизведения и развития;

б) цивилизация как социокультурное образование.

5. Современная цивилизация. Глобализация и столкновение цивилизаций как характерные для современного мира процессы.

 

Рекомендуемая литература

 

Асоян Ю., Малафеев А. Открытие идеи культуры (Опыт русской культурологии середины XIX – начала XX веков). – М., 2000.

Бахтин М.М. Творчество Франсуа Рабле и народная культура средневековья и Ренессанса. – М., 1990.

Бердяев Н.А. Философия творчества, культуры и искусства. В 2-х тт. – М., 1994.

Вышеславцев Б.П. Кризис индустриальной культуры: Избранные сочинения. – М., 2006.

Гадамер Г.-Г. Актуальность прекрасного. – М., 1991.

Гумбольдт В. Язык и философия культуры. – М., 1985.

Данилевский Н.Я. Россия и Европа. – СПб., 1995.

Доусон К.Г. Религия и культура. – СПб., 2000.

Звучащие смыслы. Альманах. – СПб., 2007.

Зиммель Г. Избранное. – Т.1. Философия культуры. – М., 1996.

Иванов Вяч.И. Родное и вселенское. – М., 1994.

Ильин В.Н. Эссе о русской культуре. – СПб., 1997.

Кассирер Э. Философия символических форм. Т.1-3. – М.; СПб., 2002.

Кожурин А.Я., Кучина Л.И. Европейские культурфилософские концепции XIX-XX веков: Учебное пособие. – СПб., 2002.

Кожурин К.Я. Английская культурология XX века: Учебное пособие. – СПб., 2004.

Корольков А.А. Органика культуры. – Бийск, 2011.

Культурология. XX век: Энциклопедия. Т.1-2 – СПб., 1998.

Логика культуры. Антология. – СПб., 2009.

Лотман Ю.М. Культура и взрыв. – М., 1992.

Михайлов А.В. Языки культуры. – М., 1997.

Ницше Ф. Рождение трагедии. – М., 2001.

Ортега-и-Гассет Х. Эстетика. Философия культуры. – М., 1991.

Потебня А.А. Слово и миф. – М., 1989.

Розанов В.В. Собрание сочинений. Религия и культура (Статьи и очерки 1902-1903 гг.). – М.; СПб., 2008.

Трубецкой Н.С. История. Язык. Культура. – М., 1995.

Тэйлор Э. Первобытная культура. – М., 1989.

Уайт Л. Избранное: Наука о культуре. – М., 2004.

Фрейд З. Психоанализ. Религия. Культура. – М., 1992.

Хейзинга Й. Homo ludens. В тени завтрашнего дня. – М., 1992.

Шпенглер О. Закат Европы. Т.1-2. – М., 1993-1998.

Шпет Г.Г. Философия и психология культуры. – М., 2007.

Юнг К.Г. Архетип и символ. – М., 1991.

 

Вопросы для самоконтроля

 

1. Раскройте содержание понятия “культура”.

2. Укажите различия между культурой и цивилизацией. В каких философских концепциях данные понятия противопоставляются?

3. Какова взаимосвязь культура и творческой деятельности человека?

4. Возможно ли взаимовлияние и преемственность культур в историческом процессе? Если да, то каким образом оно осуществляется?

 

Тема 21. Настоящее и будущее человека

 

1. Проблема направленности исторического процесса:

а) понятие общественного прогресса и его критерии;

б) общественный прогресс как выражение деятельности преследующего свои цели человека;

в) человек и исторические типы общественного прогресса.

2. Человек и глобальные проблемы современности:

а) глобальные проблемы современности (экологические, демографические, экономические и т.д.) как результат развития технической цивилизации;

б) границы человеческой свободы и проблема необратимости общественного прогресса.

3. Перспективы человека:

а) взаимосвязь прошлого, настоящего и будущего человека;

б) предвидение будущего – необходимое условие существования и выживания современного человека;

в) проблема достоверности предвидения будущего и практические последствия футурологических заблуждений.

 

Рекомендуемая литература

 

Белл Д. Грядущее постиндустриальное общество. Опыт социального прогнозирования. – М., 2004.

Булгаков С.Н. Основные проблемы теории прогресса // Булгаков С.Н. Сочинения в 2-х т. – Т.2. – М., 1993.

Бьюкенен П.Дж. Смерть Запада. – М., 2003.

Вернадский В.И. Философские мысли натуралиста. – М., 1988.

Гвардини Р. Конец нового времени // Феномен человека: Антология. – М., 1993.

Гегель Г.В.Ф. Лекции по философии истории. – СПб., 1993.

Грей Д. Поминки по Просвещению: Политика и культура на закате современности. – М., 2003.

Данилевский Н.Я. Россия и Европа. – СПб., 1995.

Зиновьев А.А. Запад. Феномен западнизма. – М., 1995.

Кайзерлинг Г. фон. Америка. Заря нового мира. – СПб., 2002.

Козловски П. Культура постмодерна. – М., 1997.

Космизм и новое мышление на Западе и Востоке. – СПб., 1999.

Лоренц К. Восемь смертных грехов цивилизованного человечества // Лоренц К. Оборотная сторона зеркала. – М., 1998.

Маркс К. К критике политической экономии. Предисловие // Маркс К., Энгельс Ф. Сочинения. 2-е изд. – Т.13.

Панарин А.С. Православная цивилизация в глобальном мире. – М., 2002.

Пую Ю.В. Философия манипулирования: учебное пособие. – СПб., 2009.

Розанов В.В. Собрание сочинений. Апокалипсис нашего времени. – М., 2000.

Тоффлер О. Шок будущего. – М., 2003.

Философия человека и процессы глобализации: Сборник научных статей. – СПб., 2006.

Фукуяма Ф. Сильное государство: Управление и мировой порядок в XXI веке. – М., 2006.

Хайдеггер М. Преодоление метафизики // Хайдеггер М. Время и бытие. – М., 1993.

Хантингтон С. Столкновение цивилизаций. – М., 2003.

Хомский Н. Новый военный гуманизм: Уроки Косова. – М., 2002.

Шеллинг Ф.В.Й. Философские исследования о сущности человеческой свободы и связанных с ней предметах // Шеллинг Ф.В.Й. Сочинения в 2-х т. – Т.2. – М., 1989.

Шмитт К. Новый “номос” Земли // Элементы. 1993. №3.

Шпенглер О. Годы решений. – М., 2006.

Эрн В.Ф. Идея катастрофического прогресса // Эрн В.Ф. Сочинения. – М., 1991.

 

Вопросы для самоконтроля

 

1. Выделите основные критерии прогрессивного развития общества.

2. В какой мере исторический тип общественного прогресса определяет свойства личности?

3. Существует ли взаимосвязь между сознательной деятельностью человека и общественным прогрессом? Если да, то в чем она выражается?

4. Почему прогресс технической цивилизации создает угрозу существованию человека?

5. Можно ли различить достоверную и ошибочную футурологическую концепции?

 

Date: 2015-11-15; view: 716; Нарушение авторских прав; Помощь в написании работы --> СЮДА...



mydocx.ru - 2015-2024 year. (0.007 sec.) Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав - Пожаловаться на публикацию