Главная Случайная страница


Полезное:

Как сделать разговор полезным и приятным Как сделать объемную звезду своими руками Как сделать то, что делать не хочется? Как сделать погремушку Как сделать так чтобы женщины сами знакомились с вами Как сделать идею коммерческой Как сделать хорошую растяжку ног? Как сделать наш разум здоровым? Как сделать, чтобы люди обманывали меньше Вопрос 4. Как сделать так, чтобы вас уважали и ценили? Как сделать лучше себе и другим людям Как сделать свидание интересным?


Категории:

АрхитектураАстрономияБиологияГеографияГеологияИнформатикаИскусствоИсторияКулинарияКультураМаркетингМатематикаМедицинаМенеджментОхрана трудаПравоПроизводствоПсихологияРелигияСоциологияСпортТехникаФизикаФилософияХимияЭкологияЭкономикаЭлектроника






Раздел I. Основные этапы развития философии: западноевропейская и славяно-русская традиции в познании мира и человека





 

Тема 1. Человек в системе античного космологического мировоззрения.

 

1. Культурно-исторические предпосылки возникновения философии:

а) мифологическое и религиозное понимание как необходимые ступени духовного развития человечества;

б) возникновение философии – исторический и логический аспекты;

в) мир и человек, их взаимодействие – главный предмет философских размышлений.

2. Развитие представлений о бытии природы и человека в древнегреческой философии:

а) космоцентризм ранней греческой философии – бытие природы и человека в философии досократиков; атомистическая и идеалистическая трактовка бытия; античная диалектика;

б) антропологический период древнегреческой философии – человек как “мера всех вещей” в учении софистов; проблема человека, образования и воспитания в философии Сократа;

в) учение о мире, обществе и человеке в концепциях Платона и Аристотеля;

г) философские школы эллинистическо-римского периода – киники, стоики, эпикурейцы;

д) неоплатонизм – последняя философская школа античности.

3. Философия античной школы. Значение Академии и Ликея в истории европейской философской традиции.

 

Рекомендуемая литература

 

Адо П. Что такое античная философия? – М., 1999.

Аристотель. Сочинения. В 4-х т. – М., 1976-1983.

Асмус В.Ф. Античная философия. – М., 2003.

Васильева Т.В. Поэтика античной философии. – М., 2008.

Вернан Ж.-П. Происхождение древнегреческой мысли. – М., 1988.

Гадамер Г.-Г. Диалектическая этика Платона. – СПб., 2000.

Гайденко П.П. История греческой философии в ее связи с наукой. – М.; СПб., 2000.

Диоген Лаэртский. О жизни, учениях и изречениях знаменитых философов. – М., 1979.

Зубов В.П. Аристотель. – М., 2000.

История античной диалектики. – М., 1972.

Йегер В. Пайдейя (воспитание античного грека). Т.1-2. – М., 1997-2001.

Лосев А.Ф. История античной философии в конспективном изложении. – М., 1989.

Лосев А.Ф., Тахо-Годи А.А. Платон. Аристотель. – М., 2005.

Маркс К. Различие между натурфилософией Демокрита и натурфилософией Эпикура // Маркс К., Энгельс Ф. Сочинения. 2-е изд. – Т.40.

Материалисты Древней Греции: Собрание текстов Гераклита, Демокрита, Эпикура. – М., 1955.

Никулин Д.В. Метафизика и этика (Сравнительно-критический анализ основоположений теоретической и практической философии античности и Нового времени). – М., 2005.

Ницше Ф. Философия в трагическую эпоху. – М., 1994.

Платон. Собрание сочинения. В 4-х т. – М., 1990-1994.

Римские стоики: Сенека, Эпиктет, Марк Аврелий. – М., 1998.

Романенко И.Б. Образовательные парадигмы в истории античной и средневековой философии. – СПб., 2002.

Светлов Р.В. Античный неоплатонизм и александрийская экзегетика. – СПб., 1996.

Сергеев К.А., Слинин Я.А. Природа и разум: Античная парадигма. – Л., 1991.

Степанова А.С. Мир и человек в философии Стои. – СПб., 2004.

Трубецкой С.Н. Учение о Логосе в его истории. Философско-историческое исследование. – СПб., 2009.

Фрагменты ранних греческих философов. Ч.1. – М., 1989.

Фуко М. Использование удовольствий – СПб., 2004.

Хюбнер К. Истина мифа. – М., 1996.

Цицерон. Философские трактаты. – М., 1985.

Чанышев А.Н. Курс по древней и средневековой философии. – М., 1991.

Элиаде М. Аспекты мифа. – М., 1995.

 

Вопросы для самоконтроля

 

1. Дайте характеристику исторических типов мировоззрения: мифа, религии, философии.

2. Каковы исторические и логические предпосылки возникновения философии?

3. В чем выражается космоцентризм древнегреческой философии?

4. В чем состоит специфика постановки проблемы человека в рамках античной культуры?

5. Отметьте отличительные черты этики эллинистическо-римского периода.

 

Тема 2. Бог и человек в средневековой философии.

 

1. Теоцентризм – определяющая черта средневекового мировосприятия:

а) философия в духовной культуре средневековья;

б) особенности понимания предмета, метода и назначения философии.

2. Проблемы соотношения души и тела, разума и веры, свободы воли, сущности и существования. Спор о природе универсалий – реализм и номинализм:

а) платоническая и аристотелевская линии в философии западноевропейского средневековья;

б) Августин Аврелий, Ансельм Кентерберийский, Фома Аквинский, Уильям Оккам – виднейшие представители западноевропейской мысли данной эпохи.

3. Специфика православного христианства в эпоху средневековья:

а) восточные отцы Церкви – Григорий Нисский, Василий Великий, Максим Исповедник, Иоанн Златоуст;

б) проблема человека в православии;

в) русская мысль периода средневековья.

4. Синтез представлений о Боге, мире и человеке в категориях средневековой культуры как основа системы образования и воспитания.

 

Рекомендуемая литература

 

Августин Аврелий. Исповедь. – М., 1991.

Аверинцев С.С. Поэтика ранневизантийской литературы. – М., 1997.

Антология средневековой мысли (Теология и философия европейского Средневековья). В 2-х т. – СПб., 2008.

Апокрифы Древней Руси: Тексты и исследования. – М., 1997.

Бицилли П.М. Элементы средневековой культуры. – М., 1995.

Боэций С. “Утешение Философией” и другие трактаты. – М., 1990.

Бриллиантов А.И. Влияние восточного богословия на западное в произведениях Иоанна Скота Эригены. – М., 1998.

Гайденко В.П., Смирнов Г.А. Западноевропейская наука в средние века (Общие принципы и учение о движении). – М., 1989.

Громов М.Н., Милькеев В.В. Идейные течения древнерусской мысли. – СПб., 2001.

Григорий Нисский. Об устроении человека. – СПб., 2000.

Гуревич А.Я. Категории средневековой культуры. – М., 1984.

Данте Алигьери. Монархия. – М., 1999.

Жильсон Э. Философия в средние века: От истоков патристики до конца XIV века. – М., 2010.

Златоструй. Древняя Русь XI-XIII вв. – М., 1990.

Карсавин Л.П. Святые отцы и учители Церкви. – М., 1994.

Коплстон Ф.Ч. История средневековой философии. – М., 1997.

Лихачев Д.С. Человек в литературе Древней Руси. – М., 1970.

Лурье В.М. История византийской философии. Формативный период. – СПб., 2006.

Майоров Г.Г. Формирование средневековой философии. Латинская патристика. – М., 1979.

Немезий Эмесский. О природе человека. – М., 1998.

Романенко И.Б. Образовательные парадигмы в истории античной и средневековой философии. – СПб., 2002.

Соколов В.В. Средневековая философия. Учебное пособие. – М., 2008.

Суини М. Лекции по средневековой философии. Выпуски 1-2. – М., 2001-2006.

Флоровский Г.В. Восточные отцы Церкви. – М., 2003.

Фома Аквинский. Сумма теологии. Кн.1-3. – Киев, 2002-2005.

 

Вопросы для самоконтроля.

 

1. Каково было соотношение философии и богословия в эпоху средних веков?

2. В чем состоит центральная идея христианской эсхатологии?

3. Дайте характеристику восточной и западной религиозно-философских традиций в эпоху средневековья.

4. Проблематика и метод схоластической философии. Какое место в данной системе отводилось элементам платонизма и аристотелизма?

5. В чем заключалось существо спора реалистов и номиналистов?

 

Тема 3. Бытие мира и человека в философии эпохи Возрождения.

 

1. Особенности философии эпохи Возрождения как отражение характерных черт социокультурного процесса:

а) ренессансный гуманизм и формирование антропоцентристского мировосприятия;

б) оборотные стороны Ренессанса;

в) пантеизм как специфическая черта натурфилософии Возрождения.

2. Социально-антропологическая проблематика в творчестве мыслителей эпохи Возрождения:

а) антропологические представления основоположников протестантизма (М. Лютер, Ж. Кальвин);

б) “реалистическая” линия в социальной философии Ренессанса (Н. Макиавелли, Ж. Боден);

б) утопическая линия (Т. Мор, Т. Кампанелла).

3. Тема мира и человека в концепциях русских мыслителей XIV-XVII веков:

а) проблема человека в русском исихазме (Нил Сорский);

б) доктрина теократического абсолютизма (Иосиф Волоцкий, Филофей, Иван Грозный);

в) религиозные конфликты XVII века (Никон, Аввакум).

4. Значение философских идей эпохи Возрождения для формирования новых педагогических концепций образования и воспитания.

 

Рекомендуемая литература

 

Аввакум. Житие протопопа Аввакума, им самим написанное, и другие его сочинения. – Архангельск, 1990.

Баткин Л.М. Итальянские гуманисты: стиль жизни и стиль мышления. – М., 1978.

Бахтин М.М. Творчество Франсуа Рабле и народная культура средневековья и Ренессанса. – М., 1990.

Брендлер Г. Мартин Лютер: Теология и революция. – М.; СПб., 2000.

Бруно Дж. Диалоги. – М., 2000.

Горфункель А.Ф. Философия эпохи Возрождения.– М., 1980.

Дильтей В. Воззрение на мир и исследование человека со времен Возрождения и Реформации. – М.- СПб.; Иерусалим, 2000.

История диалектики. XIV-XVIII вв. – М., 1974.

Йейтс Ф.А. Дж. Бруно и герметическая традиция. – М., 2001.

Кожурин К.Я. Протопоп Аввакум: Жизнь за веру. – М., 2011.

Койре А. От замкнутого мира к бесконечной вселенной. – М., 2001.

Лоренцо Валла. Об истинном и ложном благе. О свободе воли. – М., 1989.

Лосев А.Ф. Эстетика Возрождения. Исторический смысл эстетики Возрождения. – М., 1998.

Лютер М. Избранные произведения. – СПб., 1994.

Макиавелли Н. Избранные сочинения. – М., 1982.

Монтень М. Опыты в 3-х книгах. – М., 1992.

Николай Кузанский. Сочинения в 2-х т. – М., 1979-1980.

Переписка Ивана Грозного с Андреем Курбским. – М., 1993.

Рабле Ф. Гаргантюа и Пантагрюэль. – М., 1973.

Сергеев К.А. Ренессансные основания антропоцентризма. – СПб., 2007.

Соколов В.В. Европейская философия XV-XVII вв. – М., 2003.

Сочинения итальянских гуманистов эпохи Возрождения (XVв.). – М., 1985.

Фрайер Х. Макьявелли. – СПб., 2011.

Эразм Роттердамский. Философские произведения. – М., 1986.

Эстетика Ренессанса. Т.1-2. – М., 1981.

 

Вопросы для самоконтроля

 

1. Дайте краткую характеристику основных черт философии эпохи Возрождения, а также тех социокультурных процессов, которые вызвали их к жизни.

2. Что такое гуманизм и какое место в мироздании занимает человек в концепциях мыслителей данного направления?

3. В чем заключается различие в понимании социально-политической реальности между реалистической и утопической линиями ренессансной мысли?

4. В чем состоит осмысление диалектики философами эпохи Возрождения?

5. Укажите черты сходства и различия в понимании человека западных и русских мыслителей XV-XVII веков.

 

Тема 4. Образы мира и человека в философии Нового времени

 

1. Основные черты философии Нового времени:

а) предпосылки возникновения новоевропейской философии и науки;

б) две линии философии данного периода – рационализм и эмпиризм;

в) учение о субстанции;

г) проблема метода познания.

2. Социально-политические и антропологические воззрения философов XVII-XVIII вв.

а) теория “общественного договора”;

б) тема человека в учениях просветителей;

в) первые концепции прогрессивного развития общества.

3. Специфика Просвещения в России:

а) секуляризация русской культуры в первой половине XVIII;

б) проблема взаимоотношений человека и общества в концепциях русских просветителей;

в) религиозно-философский синтез Г.С. Сковороды.

4. Образовательная программа Нового времени. Просветители XVIII как популяризаторы новоевропейских философских и научных концепций.

 

Рекомендуемая литература

 

Аверинцев С.С. Два рождения европейского рационализма // Вопросы философии. 1989. №3.

Артемьева Т.В. От славного прошлого к светлому будущему: Философия истории и утопия в России эпохи Просвещения. – СПб., 2005.

Бэкон Ф. Сочинения в 2-х т. – М., 1971-1972.

Виндельбанд В. История новой философии в ее связи с общей культурой и отдельными науками. В 2-х т. – Т.1. – М., 2000.

Вольтер. Философские сочинения. – М., 1988.

Гайденко П.П. История новоевропейской философии в ее связи с наукой. – М.; СПб., 2000.

Гоббс Т. Сочинения в 2-х т. – М., 1989-1991.

Декарт Р. Сочинения в 2-х т. – М., 1989-1994.

Койре А. От замкнутого мира к бесконечной вселенной. – М., 2001.

Косарева Л.М. Социокультурный генезис науки Нового времени (Философский аспект проблемы). – М., 1989.

Лейбниц Г.В. Сочинения в 4-х т. – М., 1982-1989.

Локк Д. Сочинения в 3-х т. – М., 1985-1988.

Лопатин Л.М. Декарт как основатель нового философского и научного миросозерцания // Лопатин Л.М. Философские характеристики и речи. – М., 1995.

Ломоносов М.В. Избранные произведения в 2-х т. – М., 1986.

Нарский И.С. Западноевропейская философия XVIII века. – М., 1974.

Никулин Д.В. Метафизика и этика (Сравнительно-критический анализ основоположений теоретической и практической философии античности и Нового времени). – М., 2005.

Руссо Ж.-Ж. Трактаты. – М., 1969.

Сковорода Г.С. Сочинения в 2-х т. – М., 1973.

Соколов В.В. Европейская философия XV-XVII вв. – М., 2003.

Спиноза Б. Избранные произведения в 2-х т. – М., 1957.

Татищев В.Н. Избранные произведения. – Л., 1979.

Философия эпохи ранних буржуазных революций. – М., 1983.

Шмитт К. Левиафан в учении о государстве Томаса Гоббса. – СПб., 2006.

Хесле В. Гении философии Нового времени. – М., 1992.

 

Вопросы для самоконтроля

 

1. В чем состоит принципиальное отличие идеалов знания в Новое время и в предшествующие периоды?

2. На каких представлениях основывается механистическая картина мира?

3. Каковы антропологические основания теории “общественного договора” у Гоббса и Руссо?

4. Дайте общую характеристику особенностей русского Просвещения.

5. Какой след оставили в истории педагогики мыслители эпохи Просвещения?

 

Тема 5. Диалектика мира и человека в немецкой классической философии

 

1. Новые горизонты в осмыслении феномена человека представителями немецкой классической философии:

а) человек как активный субъект познания и деятельности;

б) свобода человека как источник нравственности;

в) творческая роль сознания в учениях немецких классиков.

2. Разработка идеалистической концепции диалектики в трудах немецких идеалистов:

а) понятие диалектического метода;

б) идея тождества идеального и реального, мышления и бытия;

в) историзм в истолковании человека, общества и познания;

3. Течение младогегельянцев. Антропологический принцип в философии (Л. Фейербах).

4. Преломление идей немецкого идеализма в русской философии первой половины XIX века:

а) влияние идей Шеллинга на русских мыслителей;

б) русское гегельянство;

в) развитие антропологического принципа в русской философии этого периода.

 

Рекомендуемая литература

 

Виндельбанд В. История новой философии в ее связи с общей культурой и отдельными науками. В 2-х т. – Т.2. – М., 2000.

Гайденко П.П. Философия Фихте и современность. – М., 1979.

Гегель Г.В.Ф. Энциклопедия философских наук в 3-х т. – М., 1974-1977.

Гейне Г. К истории религии и философии в Германии. – М., 1994.

Гулыга А.В. Немецкая классическая философия. – М., 2001.

Ильин И.А. Философия Гегеля как учение о конкретности Бога и человека. – СПб., 1994.

История диалектики. Немецкая классическая философия. – М., 1978.

Каменский З.А. Русская философия начала XIX века и Шеллинг. – М., 1980.

Кант И. Трактаты и письма. – М., 1980.

Кузнецов В.Н. Немецкая классическая философия второй половины XVIII – начала XIX века. – М., 2003.

Лазарев В.В. Философия раннего и позднего Шеллинга. – М., 1990.

Лукач Д. Молодой Гегель и проблемы капиталистического общества. – М., 1987.

Малинин В.А., Шинкарук В.И. Левое гегельянство. – Киев, 1983.

Мамардашвили М. Кантианские вариации. – М., 1997.

Мотрошилова Н.В. Социально-исторические корни немецкой классической философии. – М., 1990.

Пушкин В.Г. Философия Гегеля: абсолютное в человеке. – СПб., 2000.

Фейербах Л. Сочинения в 2-х томах. – М., 1995.

Философия Канта и современность. – М., 1974.

Фихте И.Г. Сочинения в 2-х т. – СПб., 1993.

Чернышевский Н.Г. Антропологический принцип в философии // Чернышевский Н.Г. Сочинения в 2-х т. – Т.2. – М., 1987.

Чижевский Д.И. Гегель в России. – СПб., 2007.

Шеллинг Ф.В. Й. Сочинения в 2-х т. – М., 1987-1989.

Штирнер М. Единственный и его собственность. – Харьков, 1994.

Энгельс Ф. Людвиг Фейербах и конец немецкой классической философии // Маркс К., Энгельс Ф. Сочинения. 2-е изд. – Т.20.

 

Вопросы для самоконтроля

 

1. В чем заключается принципиальная новизна в понимании человека в немецком идеализме, сравнительно с концепциями предшествующих философов?

2. Выделите диалектические моменты в понимании мира и человека представителями немецкой классической философии.

3. В истолковании каких областей немецкие идеалисты использовали метод историзма и в чем состоит его значение?

4. Какая сфера духовной жизни стала предметом особого внимания младогегельянцев и Фейербаха? Почему?

5. Какие из идей Шеллинга и Гегеля получили наибольшее распространение в России?

 

Тема 6. Формирование традиции постклассической философии

 

1. Родоначальники современной философии:

а) мир как “воля” и “представление” в философии А. Шопенгауэра;

б) “позитивная” философия Ф.В.Й. Шеллинга;

в) экзистенциализм С. Кьеркегора.

2. Разработка позитивистских концепций в XIX веке (О. Конт, Г. Спенсер, Д.-С. Милль).

а) сциентизм как основа позитивистского учения;

б) три стадии исторического развития в концепции О. Конта;

в) оформление социологии в качестве особой дисциплины в работах О. Конта.

3. Философские аспекты учения К. Маркса и Ф. Энгельса:

а) марксистская концепция человека, проблема отчуждения;

б) материалистическое понимание истории;

в) разработка концепции материалистической диалектики.

4. Основные положения философии Ф. Ницше:

а) европейский нигилизм и переоценка всех прежних ценностей;

б) воля к власти;

в) сверхчеловек.

Рекомендуемая литература

 

Андреева И.С., Гулыга А.В. Шопенгауэр. – М., 2003.

Асмус В.Ф. Огюст Конт // Асмус В.Ф. Историко-философские этюды. – М., 1984.

Виндельбанд В. Философия в немецкой духовной жизни XIX столетия // Виндельбанд В. Избранное: Дух и история. – М., 1995.

Гайденко П.П. Прорыв к трансцендентному: Новая онтология XX века. – М., 1997.

История марксистской диалектики. От возникновения марксизма до ленинского этапа. – М., 1971.

Конт О. Дух позитивной философии. – СПб., 2001.

Кьеркегор С. Страх и трепет. – М., 1993.

Левит К. От Гегеля к Ницше. – СПб., 2002.

Лукач Г. Что такое ортодоксальный марксизм? // Лукач Г. Ленин и классовая борьба. – М., 2008.

Маркс К. Экономическо-философские рукописи 1844 года // Маркс К., Энгельс Ф. Сочинения. 2-е изд. – Т.42.

Маркс К., Энгельс Ф. Немецкая идеология // Маркс К., Энгельс Ф. Сочинения. 2-е изд. – Т.3.

Ницше Ф. Сочинения в 2-х т. – М., 1990.

Подорога В.А. Выражение и смысл: ландшафтные миры философии. – М., 1995.

Роде П. Серен Киркегор. – [Челябинск], 1998.

Рокмор Т. Маркс после марксизма: Философия Карла Маркса. – М., 2011.

Хайдеггер М. Ницше. Т.1-2. – СПб., 2006-2007.

Шеллинг Ф.В.Й. Философия откровения. Т.1-2. – СПб., 2000-2002.

Шопенгауэр А. Мир как воля и представление. Т.1-2. – М., 1993.

Юнгер Ф.Г. Ницше. – М., 2001.

 

Вопросы для самоконтроля

 

1. Назовите причины формирования постклассической традиции философии в первой половине XIX века, а также ее родоначальников.

2. В чем состоит специфика позитивистского отношения к познанию и философии?

3. Каковы социально-антропологические истоки марксистской концепции? Проблема отчуждения в творчестве молодого Маркса.

4. Раскройте сущность материалистического понимания истории в трудах Маркса и Энгельса.

5. Основные понятия и значение философии Ницше.

 

Тема 7. Специфические черты русской философии XIX века

 

1. Русская философия – проблематика, характерные черты.

2. Проблема национального самосознания и путей исторического развития России в дискуссиях славянофилов и западников:

а) историософия П.Я. Чаадаева;

б) философия культуры и антропология славянофилов (И.В. Киреевский, А.С. Хомяков);

в) проблема человека и истории в трудах революционных демократов (В.Г. Белинский, А.И. Герцен).

3. Понятие русской идеи (Ф.М. Достоевский, Л.Н. Толстой, В.С. Соловьев).

4. Проблемы философии истории в работах Н.Я. Данилевского и К.Н. Леонтьева.

5. Темы образования и воспитания в русской философской традиции.

 

Рекомендуемая литература

 

Бакунин М.А. Анархия и порядок: Сочинения. – М., 2000.

Бахтин М.М. Проблемы творчества Достоевского. – Киев, 1994.

Белинский В.Г. Избранные философские сочинения в 2-х т. – М., 1948.

Гайденко П.П. Владимир Соловьев и философия Серебряного века. – М., 2001

Герцен А.И. Сочинения в 2-х т. – М., 1985-1986.

Гулыга А.В. Творцы русской идеи. – М., 2006.

Данилевский Н.Я. Россия и Европа. – СПб., 1995.

Каптерев П.Ф. История русской педагогии. – СПб., 2004.

Киреевский И.В. Разум на пути к Истине. – М., 2002.

Кожурин А.Я. Русская философия науки (XIX век): Учебное пособие. – СПб., 2011.

Койре А. Философия и национальная проблема в России начала XIX века. – М., 2003.

Левицкий С.А. Очерки по истории русской философии. – М., 1996.

Леонтьев К.Н. Восток, Россия и Славянство. – М., 1996.

Лосев А.Ф. Владимир Соловьев и его время. 2-е изд., исправ. – М., 2009.

Мережковский Д.С. Л. Толстой и Достоевский. Вечные спутники. – М., 1995.

О Достоевском: Творчество Достоевского в русской мысли. – М., 1990.

О России и русской философской культуре. – М., 1990.

Розанов В.В. Сумерки просвещения. – М., 1990.

Русская идея. – М., 1992.

Сербиненко В.В. Русская философия: Учебное пособие. – М., 2006.

Соловьев В.С. Сочинения в 2-х т. – М., 1989.

Страхов Н.Н. Борьба с Западом. – М., 2010.

Султанов К.В. Социальная философия Н.Я. Данилевского: конфликт интерпретаций. – СПб., 2001.

Толстой Л.Н. Избранные философские произведения. – М., 1992.

Флоровский Г. Из прошлого русской мысли. – М., 1998.

Хестанов Р. Александр Герцен: импровизация против доктрины. – М., 2001.

Хомяков А.С. О старом и новом. – М., 1988.

Чаадаев П.Я. Полное собрание сочинений и избранные письма. Т.1-2. – М., 1991.

Шпет Г.Г. Очерк развития русской философии // Шпет Г.Г. Сочинения. – М., 1989.

 

Вопросы для самоконтроля

 

1. Укажите черты сходства и различия воззрений славянофилов и западников.

2. Раскройте специфику социально-политических и антропологических взглядов революционных демократов.

3. Выделите характерные черты религиозно-философских концепций Ф.М. Достоевского, Л.Н. Толстого и В.С. Соловьева.

4. Какие положения философии истории Н.Я. Данилевского и К.Н. Леонтьева получили развитие в мысли XX века?

5. В чем заключается специфика русских педагогических концепций XIX – начала XX века?

 

Тема 8. Основные направления развития западной философии XX века

 

1. Неопозитивистские течения в философии XX века (“второй позитивизм” – Э. Мах и Р. Авенариус; логический позитивизм – Г. Фреге, Р. Карнап). Аналитическая философия (Б. Рассел, Л. Витгенштейн). Философия науки (К. Поппер, Т. Кун, П. Фейерабенд).

2. Американский прагматизм (У. Джеймс, Д. Дьюи).

3. Феноменология (Ф. Брентано, Э Гуссерль).

4. Экзистенциализм (К. Ясперс, Ж.-П. Сартр, А. Камю).

5. Философская герменевтика (М. Хайдеггер, Г.-Г. Гадамер, П. Рикер).

6. Философская антропология (М. Шелер, Х. Плеснер, А. Гелен).

7. Западный марксизм (Д. Лукач, Т. Адорно, М. Хоркхаймер, Г. Маркузе).

8. Структурализм и постструктурализм (К. Леви-Строс, Р. Барт, М. Фуко). Постмодернистские течения в современной философии (Ж. Делез, Ж. Деррида, Ф. Лиотар).

 

Рекомендуемая литература

 

Андерсон П. Размышления о западном марксизме. – М., 1991.

Витгенштейн Л. Философские работы. Ч.I-II. – М., 1994.

Гадамер Х.-Г. Пути Хайдеггера: исследования позднего творчества. – Мн., 2005.

Гайденко П.П. Прорыв к трансцендентному: Новая онтология XX века. – М., 1997.

Грякалов А.А. Структурализм в эстетике: критический анализ. – Л., 1989.

Гуссерль Э. Философия как строгая наука. – Новочеркасск, 1994.

Декомб В. Современная французская философия. – М., 2000.

Делез Ж. Логика смысла. – М., 1998.

Дьюи Д. Демократия и образование. – М., 2000.

Ильин И.И. Поструктурализм, деконструктивизм, постмодернизм. – М., 1996.

Камю А. Бунтующий человек. – М., 1990.

Кун Т. Структура научных революций. – М., 2001.

Огурцов А.П., Платонов В.В. Образы образования. Западная философия образования. XX век. – СПб., 2004.

Поппер К. Логика и рост научного знания. – М., 1983.

Сартр Ж.-П. Бытие и ничто. Опыт феноменологической онтологии. – М., 2000.

Соловьев Э.Ю. Прошлое толкует нас (очерки по истории философии и культуры). – М., 1991.

Фейерабенд П. Избранные труды по методологии науки. – М., 1986.

Фуко М. Воля к истине: по ту сторону знания, власти и сексуальности. Работы разных лет. – М., 1996.

Хайдеггер М. Бытие и время. – М., 1997.

Хоркхаймер М., Адорно Т. Диалектика Просвещения (философские фрагменты). – М.-СПб., 1997

Шелер М. Избранные произведения. – М., 1994.

Ясперс К. Смысл и назначение истории. – М., 1991.

 

Вопросы для самоконтроля

 

1. Перечислите основные направления западной философии XX века, дайте их краткую характеристику.

2. Каковы причины оформления альтернативы сциентизма и антисциетизма в западной мысли XX века?

3. Специфика обоснования науки в неопозитивистской и постпозитивистской концепциях – точки соприкосновения и различия.

4. Каковы особенности философско-антропологического и экзистенциального подходов к проблеме человека?

5. Что такое “понимание” в герменевтике, каково различие между процедурами понимания и объяснения?

6. Каковы основные направления критики структурализма с позиции поструктурализма? Антропологический смысл постмодернизма.

 

Тема 9. Русская философия XX века

 

1. Метафизика всеединства и “онтологическая гносеология” (С.Н. Булгаков, П.А. Флоренский, Л.П. Карсавин, Н.О. Лосский, С.Л. Франк).

2. Русский экзистенциализм (Н.А. Бердяев, Л. Шестов).

3. Философия космизма (Н.Ф. Федоров, К.Э. Циолковский, В.И. Вернадский).

4. Антропология и философия истории В.В. Розанова.

5. Социально-философские воззрения мыслителей русской эмиграции (И.А. Ильин, Г.П. Федотов).

6. Проблемы философии науки и техники в русских версиях «второго позитивизма» и неокантианства (А.А. Богданов, П.К. Энгельмейер, И.И. Лапшин).

7. Специфика русского марксизма (Г.В. Плеханов, В.И. Ленин, И.В. Сталин).

8. Разработка философских проблем в СССР в 60-80-е годы (А.Ф. Лосев, М.М. Бахтин, Э.В. Ильенков).

9. Проблематика воспитания и образования в работах отечественных мыслителей XX века.

 

Рекомендуемая литература

 

Альтюссер Л. Ленин и философия. – М., 2005.

Бердяев Н.А. Философия творчества, культуры и искусства. В 2-х т. – М., 1994.

Богданов А.А. Эмпириомонизм: Статьи по философии. – М., 2003.

Булгаков С.Н. Сочинения в 2-х т. – М., 1993.

Гессен С.И. Основы педагогики. Введение в прикладную философию. – М., 1995.

Гулыга А.В. Творцы русской идеи. – М., 2006.

Ермичев А.А. О философии в России. Исследования, полемика, заметки. – СПб., 1998.

Ильенков Э.В. Школа должна учить мыслить. – М.; Воронеж, 2002.

Ильин И.А. Сочинения в 2-х т. – М., 1993.

История марксистской диалектики. Ленинский этап. – М., 1973.

Карсавин Л.П. Религиозно-философские сочинения. Т.1. – М., 1992.

Кожурин А.Я. Русская философия науки (первая половина XX века). Ч.I-II: Учебное пособие. – СПб., 2011-2012.

Ленин В.И. Материализм и эмпириокритицизм // Ленин В.И. ПСС. – Т.18.

Лосский Н.О. Избранное. – М., 1991.

Мареев С.Н. Из истории советской философии: Лукач – Выготский – Ильенков. – М., 2008.

Плеханов Г.В. Избранные философские произведения в 5-ти т. – М., 1956-1958.

Розанов В.В. Листва. – М.; СПб., 2010.

Сербиненко В.В. Русская философия: Учебное пособие. – М., 2006.

Сталин И.В. О диалектическом и историческом материализме // Сталин И.В. Вопросы ленинизма. 11-е издание. – М., 1947.

Трубецкой Е.Н. Избранное. – М., 1995.

Федоров Н.Ф. Сочинения. – М., 1982.

Флоренский П.А. Сочинения в 4-х т. – М., 1994-1999.

Франк С.Л. Сочинения. – М., 1990.

Хоружий С.С. После перерыва. Пути русской философии. СПб., 1994.

Циолковский К.Э. Гений среди людей. – М., 2002.

Шестов Л. Сочинения в 2-х т. – М., 1993.

 

Вопросы для самоконтроля

 

1. Почему метафизику всеединства можно назвать магистральной линией русской религиозной философии XIX – начала XX века?

2. В чем состоит специфика русского экзистенциализма?

3. Почему космизм может быть интерпретирован как уникальная попытка синтеза религии, философии и науки?

4. Западный и русский марксизм – точки совпадения и расхождения.

5. Какие направления получили наибольшее распространение в советской философии 60-80-х годов XX века?

 

Date: 2015-11-15; view: 615; Нарушение авторских прав; Помощь в написании работы --> СЮДА...



mydocx.ru - 2015-2024 year. (0.005 sec.) Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав - Пожаловаться на публикацию