Полезное:
Как сделать разговор полезным и приятным
Как сделать объемную звезду своими руками
Как сделать то, что делать не хочется?
Как сделать погремушку
Как сделать так чтобы женщины сами знакомились с вами
Как сделать идею коммерческой
Как сделать хорошую растяжку ног?
Как сделать наш разум здоровым?
Как сделать, чтобы люди обманывали меньше
Вопрос 4. Как сделать так, чтобы вас уважали и ценили?
Как сделать лучше себе и другим людям
Как сделать свидание интересным?
Категории:
АрхитектураАстрономияБиологияГеографияГеологияИнформатикаИскусствоИсторияКулинарияКультураМаркетингМатематикаМедицинаМенеджментОхрана трудаПравоПроизводствоПсихологияРелигияСоциологияСпортТехникаФизикаФилософияХимияЭкологияЭкономикаЭлектроника
|
Раздел I. Основные этапы развития философии: западноевропейская и славяно-русская традиции в познании мира и человека
Тема 1. Человек в системе античного космологического мировоззрения.
1. Культурно-исторические предпосылки возникновения философии: а) мифологическое и религиозное понимание как необходимые ступени духовного развития человечества; б) возникновение философии – исторический и логический аспекты; в) мир и человек, их взаимодействие – главный предмет философских размышлений. 2. Развитие представлений о бытии природы и человека в древнегреческой философии: а) космоцентризм ранней греческой философии – бытие природы и человека в философии досократиков; атомистическая и идеалистическая трактовка бытия; античная диалектика; б) антропологический период древнегреческой философии – человек как “мера всех вещей” в учении софистов; проблема человека, образования и воспитания в философии Сократа; в) учение о мире, обществе и человеке в концепциях Платона и Аристотеля; г) философские школы эллинистическо-римского периода – киники, стоики, эпикурейцы; д) неоплатонизм – последняя философская школа античности. 3. Философия античной школы. Значение Академии и Ликея в истории европейской философской традиции.
Рекомендуемая литература
Адо П. Что такое античная философия? – М., 1999. Аристотель. Сочинения. В 4-х т. – М., 1976-1983. Асмус В.Ф. Античная философия. – М., 2003. Васильева Т.В. Поэтика античной философии. – М., 2008. Вернан Ж.-П. Происхождение древнегреческой мысли. – М., 1988. Гадамер Г.-Г. Диалектическая этика Платона. – СПб., 2000. Гайденко П.П. История греческой философии в ее связи с наукой. – М.; СПб., 2000. Диоген Лаэртский. О жизни, учениях и изречениях знаменитых философов. – М., 1979. Зубов В.П. Аристотель. – М., 2000. История античной диалектики. – М., 1972. Йегер В. Пайдейя (воспитание античного грека). Т.1-2. – М., 1997-2001. Лосев А.Ф. История античной философии в конспективном изложении. – М., 1989. Лосев А.Ф., Тахо-Годи А.А. Платон. Аристотель. – М., 2005. Маркс К. Различие между натурфилософией Демокрита и натурфилософией Эпикура // Маркс К., Энгельс Ф. Сочинения. 2-е изд. – Т.40. Материалисты Древней Греции: Собрание текстов Гераклита, Демокрита, Эпикура. – М., 1955. Никулин Д.В. Метафизика и этика (Сравнительно-критический анализ основоположений теоретической и практической философии античности и Нового времени). – М., 2005. Ницше Ф. Философия в трагическую эпоху. – М., 1994. Платон. Собрание сочинения. В 4-х т. – М., 1990-1994. Римские стоики: Сенека, Эпиктет, Марк Аврелий. – М., 1998. Романенко И.Б. Образовательные парадигмы в истории античной и средневековой философии. – СПб., 2002. Светлов Р.В. Античный неоплатонизм и александрийская экзегетика. – СПб., 1996. Сергеев К.А., Слинин Я.А. Природа и разум: Античная парадигма. – Л., 1991. Степанова А.С. Мир и человек в философии Стои. – СПб., 2004. Трубецкой С.Н. Учение о Логосе в его истории. Философско-историческое исследование. – СПб., 2009. Фрагменты ранних греческих философов. Ч.1. – М., 1989. Фуко М. Использование удовольствий – СПб., 2004. Хюбнер К. Истина мифа. – М., 1996. Цицерон. Философские трактаты. – М., 1985. Чанышев А.Н. Курс по древней и средневековой философии. – М., 1991. Элиаде М. Аспекты мифа. – М., 1995.
Вопросы для самоконтроля
1. Дайте характеристику исторических типов мировоззрения: мифа, религии, философии. 2. Каковы исторические и логические предпосылки возникновения философии? 3. В чем выражается космоцентризм древнегреческой философии? 4. В чем состоит специфика постановки проблемы человека в рамках античной культуры? 5. Отметьте отличительные черты этики эллинистическо-римского периода.
Тема 2. Бог и человек в средневековой философии.
1. Теоцентризм – определяющая черта средневекового мировосприятия: а) философия в духовной культуре средневековья; б) особенности понимания предмета, метода и назначения философии. 2. Проблемы соотношения души и тела, разума и веры, свободы воли, сущности и существования. Спор о природе универсалий – реализм и номинализм: а) платоническая и аристотелевская линии в философии западноевропейского средневековья; б) Августин Аврелий, Ансельм Кентерберийский, Фома Аквинский, Уильям Оккам – виднейшие представители западноевропейской мысли данной эпохи. 3. Специфика православного христианства в эпоху средневековья: а) восточные отцы Церкви – Григорий Нисский, Василий Великий, Максим Исповедник, Иоанн Златоуст; б) проблема человека в православии; в) русская мысль периода средневековья. 4. Синтез представлений о Боге, мире и человеке в категориях средневековой культуры как основа системы образования и воспитания.
Рекомендуемая литература
Августин Аврелий. Исповедь. – М., 1991. Аверинцев С.С. Поэтика ранневизантийской литературы. – М., 1997. Антология средневековой мысли (Теология и философия европейского Средневековья). В 2-х т. – СПб., 2008. Апокрифы Древней Руси: Тексты и исследования. – М., 1997. Бицилли П.М. Элементы средневековой культуры. – М., 1995. Боэций С. “Утешение Философией” и другие трактаты. – М., 1990. Бриллиантов А.И. Влияние восточного богословия на западное в произведениях Иоанна Скота Эригены. – М., 1998. Гайденко В.П., Смирнов Г.А. Западноевропейская наука в средние века (Общие принципы и учение о движении). – М., 1989. Громов М.Н., Милькеев В.В. Идейные течения древнерусской мысли. – СПб., 2001. Григорий Нисский. Об устроении человека. – СПб., 2000. Гуревич А.Я. Категории средневековой культуры. – М., 1984. Данте Алигьери. Монархия. – М., 1999. Жильсон Э. Философия в средние века: От истоков патристики до конца XIV века. – М., 2010. Златоструй. Древняя Русь XI-XIII вв. – М., 1990. Карсавин Л.П. Святые отцы и учители Церкви. – М., 1994. Коплстон Ф.Ч. История средневековой философии. – М., 1997. Лихачев Д.С. Человек в литературе Древней Руси. – М., 1970. Лурье В.М. История византийской философии. Формативный период. – СПб., 2006. Майоров Г.Г. Формирование средневековой философии. Латинская патристика. – М., 1979. Немезий Эмесский. О природе человека. – М., 1998. Романенко И.Б. Образовательные парадигмы в истории античной и средневековой философии. – СПб., 2002. Соколов В.В. Средневековая философия. Учебное пособие. – М., 2008. Суини М. Лекции по средневековой философии. Выпуски 1-2. – М., 2001-2006. Флоровский Г.В. Восточные отцы Церкви. – М., 2003. Фома Аквинский. Сумма теологии. Кн.1-3. – Киев, 2002-2005.
Вопросы для самоконтроля.
1. Каково было соотношение философии и богословия в эпоху средних веков? 2. В чем состоит центральная идея христианской эсхатологии? 3. Дайте характеристику восточной и западной религиозно-философских традиций в эпоху средневековья. 4. Проблематика и метод схоластической философии. Какое место в данной системе отводилось элементам платонизма и аристотелизма? 5. В чем заключалось существо спора реалистов и номиналистов?
Тема 3. Бытие мира и человека в философии эпохи Возрождения.
1. Особенности философии эпохи Возрождения как отражение характерных черт социокультурного процесса: а) ренессансный гуманизм и формирование антропоцентристского мировосприятия; б) оборотные стороны Ренессанса; в) пантеизм как специфическая черта натурфилософии Возрождения. 2. Социально-антропологическая проблематика в творчестве мыслителей эпохи Возрождения: а) антропологические представления основоположников протестантизма (М. Лютер, Ж. Кальвин); б) “реалистическая” линия в социальной философии Ренессанса (Н. Макиавелли, Ж. Боден); б) утопическая линия (Т. Мор, Т. Кампанелла). 3. Тема мира и человека в концепциях русских мыслителей XIV-XVII веков: а) проблема человека в русском исихазме (Нил Сорский); б) доктрина теократического абсолютизма (Иосиф Волоцкий, Филофей, Иван Грозный); в) религиозные конфликты XVII века (Никон, Аввакум). 4. Значение философских идей эпохи Возрождения для формирования новых педагогических концепций образования и воспитания.
Рекомендуемая литература
Аввакум. Житие протопопа Аввакума, им самим написанное, и другие его сочинения. – Архангельск, 1990. Баткин Л.М. Итальянские гуманисты: стиль жизни и стиль мышления. – М., 1978. Бахтин М.М. Творчество Франсуа Рабле и народная культура средневековья и Ренессанса. – М., 1990. Брендлер Г. Мартин Лютер: Теология и революция. – М.; СПб., 2000. Бруно Дж. Диалоги. – М., 2000. Горфункель А.Ф. Философия эпохи Возрождения.– М., 1980. Дильтей В. Воззрение на мир и исследование человека со времен Возрождения и Реформации. – М.- СПб.; Иерусалим, 2000. История диалектики. XIV-XVIII вв. – М., 1974. Йейтс Ф.А. Дж. Бруно и герметическая традиция. – М., 2001. Кожурин К.Я. Протопоп Аввакум: Жизнь за веру. – М., 2011. Койре А. От замкнутого мира к бесконечной вселенной. – М., 2001. Лоренцо Валла. Об истинном и ложном благе. О свободе воли. – М., 1989. Лосев А.Ф. Эстетика Возрождения. Исторический смысл эстетики Возрождения. – М., 1998. Лютер М. Избранные произведения. – СПб., 1994. Макиавелли Н. Избранные сочинения. – М., 1982. Монтень М. Опыты в 3-х книгах. – М., 1992. Николай Кузанский. Сочинения в 2-х т. – М., 1979-1980. Переписка Ивана Грозного с Андреем Курбским. – М., 1993. Рабле Ф. Гаргантюа и Пантагрюэль. – М., 1973. Сергеев К.А. Ренессансные основания антропоцентризма. – СПб., 2007. Соколов В.В. Европейская философия XV-XVII вв. – М., 2003. Сочинения итальянских гуманистов эпохи Возрождения (XVв.). – М., 1985. Фрайер Х. Макьявелли. – СПб., 2011. Эразм Роттердамский. Философские произведения. – М., 1986. Эстетика Ренессанса. Т.1-2. – М., 1981.
Вопросы для самоконтроля
1. Дайте краткую характеристику основных черт философии эпохи Возрождения, а также тех социокультурных процессов, которые вызвали их к жизни. 2. Что такое гуманизм и какое место в мироздании занимает человек в концепциях мыслителей данного направления? 3. В чем заключается различие в понимании социально-политической реальности между реалистической и утопической линиями ренессансной мысли? 4. В чем состоит осмысление диалектики философами эпохи Возрождения? 5. Укажите черты сходства и различия в понимании человека западных и русских мыслителей XV-XVII веков.
Тема 4. Образы мира и человека в философии Нового времени
1. Основные черты философии Нового времени: а) предпосылки возникновения новоевропейской философии и науки; б) две линии философии данного периода – рационализм и эмпиризм; в) учение о субстанции; г) проблема метода познания. 2. Социально-политические и антропологические воззрения философов XVII-XVIII вв. а) теория “общественного договора”; б) тема человека в учениях просветителей; в) первые концепции прогрессивного развития общества. 3. Специфика Просвещения в России: а) секуляризация русской культуры в первой половине XVIII; б) проблема взаимоотношений человека и общества в концепциях русских просветителей; в) религиозно-философский синтез Г.С. Сковороды. 4. Образовательная программа Нового времени. Просветители XVIII как популяризаторы новоевропейских философских и научных концепций.
Рекомендуемая литература
Аверинцев С.С. Два рождения европейского рационализма // Вопросы философии. 1989. №3. Артемьева Т.В. От славного прошлого к светлому будущему: Философия истории и утопия в России эпохи Просвещения. – СПб., 2005. Бэкон Ф. Сочинения в 2-х т. – М., 1971-1972. Виндельбанд В. История новой философии в ее связи с общей культурой и отдельными науками. В 2-х т. – Т.1. – М., 2000. Вольтер. Философские сочинения. – М., 1988. Гайденко П.П. История новоевропейской философии в ее связи с наукой. – М.; СПб., 2000. Гоббс Т. Сочинения в 2-х т. – М., 1989-1991. Декарт Р. Сочинения в 2-х т. – М., 1989-1994. Койре А. От замкнутого мира к бесконечной вселенной. – М., 2001. Косарева Л.М. Социокультурный генезис науки Нового времени (Философский аспект проблемы). – М., 1989. Лейбниц Г.В. Сочинения в 4-х т. – М., 1982-1989. Локк Д. Сочинения в 3-х т. – М., 1985-1988. Лопатин Л.М. Декарт как основатель нового философского и научного миросозерцания // Лопатин Л.М. Философские характеристики и речи. – М., 1995. Ломоносов М.В. Избранные произведения в 2-х т. – М., 1986. Нарский И.С. Западноевропейская философия XVIII века. – М., 1974. Никулин Д.В. Метафизика и этика (Сравнительно-критический анализ основоположений теоретической и практической философии античности и Нового времени). – М., 2005. Руссо Ж.-Ж. Трактаты. – М., 1969. Сковорода Г.С. Сочинения в 2-х т. – М., 1973. Соколов В.В. Европейская философия XV-XVII вв. – М., 2003. Спиноза Б. Избранные произведения в 2-х т. – М., 1957. Татищев В.Н. Избранные произведения. – Л., 1979. Философия эпохи ранних буржуазных революций. – М., 1983. Шмитт К. Левиафан в учении о государстве Томаса Гоббса. – СПб., 2006. Хесле В. Гении философии Нового времени. – М., 1992.
Вопросы для самоконтроля
1. В чем состоит принципиальное отличие идеалов знания в Новое время и в предшествующие периоды? 2. На каких представлениях основывается механистическая картина мира? 3. Каковы антропологические основания теории “общественного договора” у Гоббса и Руссо? 4. Дайте общую характеристику особенностей русского Просвещения. 5. Какой след оставили в истории педагогики мыслители эпохи Просвещения?
Тема 5. Диалектика мира и человека в немецкой классической философии
1. Новые горизонты в осмыслении феномена человека представителями немецкой классической философии: а) человек как активный субъект познания и деятельности; б) свобода человека как источник нравственности; в) творческая роль сознания в учениях немецких классиков. 2. Разработка идеалистической концепции диалектики в трудах немецких идеалистов: а) понятие диалектического метода; б) идея тождества идеального и реального, мышления и бытия; в) историзм в истолковании человека, общества и познания; 3. Течение младогегельянцев. Антропологический принцип в философии (Л. Фейербах). 4. Преломление идей немецкого идеализма в русской философии первой половины XIX века: а) влияние идей Шеллинга на русских мыслителей; б) русское гегельянство; в) развитие антропологического принципа в русской философии этого периода.
Рекомендуемая литература
Виндельбанд В. История новой философии в ее связи с общей культурой и отдельными науками. В 2-х т. – Т.2. – М., 2000. Гайденко П.П. Философия Фихте и современность. – М., 1979. Гегель Г.В.Ф. Энциклопедия философских наук в 3-х т. – М., 1974-1977. Гейне Г. К истории религии и философии в Германии. – М., 1994. Гулыга А.В. Немецкая классическая философия. – М., 2001. Ильин И.А. Философия Гегеля как учение о конкретности Бога и человека. – СПб., 1994. История диалектики. Немецкая классическая философия. – М., 1978. Каменский З.А. Русская философия начала XIX века и Шеллинг. – М., 1980. Кант И. Трактаты и письма. – М., 1980. Кузнецов В.Н. Немецкая классическая философия второй половины XVIII – начала XIX века. – М., 2003. Лазарев В.В. Философия раннего и позднего Шеллинга. – М., 1990. Лукач Д. Молодой Гегель и проблемы капиталистического общества. – М., 1987. Малинин В.А., Шинкарук В.И. Левое гегельянство. – Киев, 1983. Мамардашвили М. Кантианские вариации. – М., 1997. Мотрошилова Н.В. Социально-исторические корни немецкой классической философии. – М., 1990. Пушкин В.Г. Философия Гегеля: абсолютное в человеке. – СПб., 2000. Фейербах Л. Сочинения в 2-х томах. – М., 1995. Философия Канта и современность. – М., 1974. Фихте И.Г. Сочинения в 2-х т. – СПб., 1993. Чернышевский Н.Г. Антропологический принцип в философии // Чернышевский Н.Г. Сочинения в 2-х т. – Т.2. – М., 1987. Чижевский Д.И. Гегель в России. – СПб., 2007. Шеллинг Ф.В. Й. Сочинения в 2-х т. – М., 1987-1989. Штирнер М. Единственный и его собственность. – Харьков, 1994. Энгельс Ф. Людвиг Фейербах и конец немецкой классической философии // Маркс К., Энгельс Ф. Сочинения. 2-е изд. – Т.20.
Вопросы для самоконтроля
1. В чем заключается принципиальная новизна в понимании человека в немецком идеализме, сравнительно с концепциями предшествующих философов? 2. Выделите диалектические моменты в понимании мира и человека представителями немецкой классической философии. 3. В истолковании каких областей немецкие идеалисты использовали метод историзма и в чем состоит его значение? 4. Какая сфера духовной жизни стала предметом особого внимания младогегельянцев и Фейербаха? Почему? 5. Какие из идей Шеллинга и Гегеля получили наибольшее распространение в России?
Тема 6. Формирование традиции постклассической философии
1. Родоначальники современной философии: а) мир как “воля” и “представление” в философии А. Шопенгауэра; б) “позитивная” философия Ф.В.Й. Шеллинга; в) экзистенциализм С. Кьеркегора. 2. Разработка позитивистских концепций в XIX веке (О. Конт, Г. Спенсер, Д.-С. Милль). а) сциентизм как основа позитивистского учения; б) три стадии исторического развития в концепции О. Конта; в) оформление социологии в качестве особой дисциплины в работах О. Конта. 3. Философские аспекты учения К. Маркса и Ф. Энгельса: а) марксистская концепция человека, проблема отчуждения; б) материалистическое понимание истории; в) разработка концепции материалистической диалектики. 4. Основные положения философии Ф. Ницше: а) европейский нигилизм и переоценка всех прежних ценностей; б) воля к власти; в) сверхчеловек. Рекомендуемая литература
Андреева И.С., Гулыга А.В. Шопенгауэр. – М., 2003. Асмус В.Ф. Огюст Конт // Асмус В.Ф. Историко-философские этюды. – М., 1984. Виндельбанд В. Философия в немецкой духовной жизни XIX столетия // Виндельбанд В. Избранное: Дух и история. – М., 1995. Гайденко П.П. Прорыв к трансцендентному: Новая онтология XX века. – М., 1997. История марксистской диалектики. От возникновения марксизма до ленинского этапа. – М., 1971. Конт О. Дух позитивной философии. – СПб., 2001. Кьеркегор С. Страх и трепет. – М., 1993. Левит К. От Гегеля к Ницше. – СПб., 2002. Лукач Г. Что такое ортодоксальный марксизм? // Лукач Г. Ленин и классовая борьба. – М., 2008. Маркс К. Экономическо-философские рукописи 1844 года // Маркс К., Энгельс Ф. Сочинения. 2-е изд. – Т.42. Маркс К., Энгельс Ф. Немецкая идеология // Маркс К., Энгельс Ф. Сочинения. 2-е изд. – Т.3. Ницше Ф. Сочинения в 2-х т. – М., 1990. Подорога В.А. Выражение и смысл: ландшафтные миры философии. – М., 1995. Роде П. Серен Киркегор. – [Челябинск], 1998. Рокмор Т. Маркс после марксизма: Философия Карла Маркса. – М., 2011. Хайдеггер М. Ницше. Т.1-2. – СПб., 2006-2007. Шеллинг Ф.В.Й. Философия откровения. Т.1-2. – СПб., 2000-2002. Шопенгауэр А. Мир как воля и представление. Т.1-2. – М., 1993. Юнгер Ф.Г. Ницше. – М., 2001.
Вопросы для самоконтроля
1. Назовите причины формирования постклассической традиции философии в первой половине XIX века, а также ее родоначальников. 2. В чем состоит специфика позитивистского отношения к познанию и философии? 3. Каковы социально-антропологические истоки марксистской концепции? Проблема отчуждения в творчестве молодого Маркса. 4. Раскройте сущность материалистического понимания истории в трудах Маркса и Энгельса. 5. Основные понятия и значение философии Ницше.
Тема 7. Специфические черты русской философии XIX века
1. Русская философия – проблематика, характерные черты. 2. Проблема национального самосознания и путей исторического развития России в дискуссиях славянофилов и западников: а) историософия П.Я. Чаадаева; б) философия культуры и антропология славянофилов (И.В. Киреевский, А.С. Хомяков); в) проблема человека и истории в трудах революционных демократов (В.Г. Белинский, А.И. Герцен). 3. Понятие русской идеи (Ф.М. Достоевский, Л.Н. Толстой, В.С. Соловьев). 4. Проблемы философии истории в работах Н.Я. Данилевского и К.Н. Леонтьева. 5. Темы образования и воспитания в русской философской традиции.
Рекомендуемая литература
Бакунин М.А. Анархия и порядок: Сочинения. – М., 2000. Бахтин М.М. Проблемы творчества Достоевского. – Киев, 1994. Белинский В.Г. Избранные философские сочинения в 2-х т. – М., 1948. Гайденко П.П. Владимир Соловьев и философия Серебряного века. – М., 2001 Герцен А.И. Сочинения в 2-х т. – М., 1985-1986. Гулыга А.В. Творцы русской идеи. – М., 2006. Данилевский Н.Я. Россия и Европа. – СПб., 1995. Каптерев П.Ф. История русской педагогии. – СПб., 2004. Киреевский И.В. Разум на пути к Истине. – М., 2002. Кожурин А.Я. Русская философия науки (XIX век): Учебное пособие. – СПб., 2011. Койре А. Философия и национальная проблема в России начала XIX века. – М., 2003. Левицкий С.А. Очерки по истории русской философии. – М., 1996. Леонтьев К.Н. Восток, Россия и Славянство. – М., 1996. Лосев А.Ф. Владимир Соловьев и его время. 2-е изд., исправ. – М., 2009. Мережковский Д.С. Л. Толстой и Достоевский. Вечные спутники. – М., 1995. О Достоевском: Творчество Достоевского в русской мысли. – М., 1990. О России и русской философской культуре. – М., 1990. Розанов В.В. Сумерки просвещения. – М., 1990. Русская идея. – М., 1992. Сербиненко В.В. Русская философия: Учебное пособие. – М., 2006. Соловьев В.С. Сочинения в 2-х т. – М., 1989. Страхов Н.Н. Борьба с Западом. – М., 2010. Султанов К.В. Социальная философия Н.Я. Данилевского: конфликт интерпретаций. – СПб., 2001. Толстой Л.Н. Избранные философские произведения. – М., 1992. Флоровский Г. Из прошлого русской мысли. – М., 1998. Хестанов Р. Александр Герцен: импровизация против доктрины. – М., 2001. Хомяков А.С. О старом и новом. – М., 1988. Чаадаев П.Я. Полное собрание сочинений и избранные письма. Т.1-2. – М., 1991. Шпет Г.Г. Очерк развития русской философии // Шпет Г.Г. Сочинения. – М., 1989.
Вопросы для самоконтроля
1. Укажите черты сходства и различия воззрений славянофилов и западников. 2. Раскройте специфику социально-политических и антропологических взглядов революционных демократов. 3. Выделите характерные черты религиозно-философских концепций Ф.М. Достоевского, Л.Н. Толстого и В.С. Соловьева. 4. Какие положения философии истории Н.Я. Данилевского и К.Н. Леонтьева получили развитие в мысли XX века? 5. В чем заключается специфика русских педагогических концепций XIX – начала XX века?
Тема 8. Основные направления развития западной философии XX века
1. Неопозитивистские течения в философии XX века (“второй позитивизм” – Э. Мах и Р. Авенариус; логический позитивизм – Г. Фреге, Р. Карнап). Аналитическая философия (Б. Рассел, Л. Витгенштейн). Философия науки (К. Поппер, Т. Кун, П. Фейерабенд). 2. Американский прагматизм (У. Джеймс, Д. Дьюи). 3. Феноменология (Ф. Брентано, Э Гуссерль). 4. Экзистенциализм (К. Ясперс, Ж.-П. Сартр, А. Камю). 5. Философская герменевтика (М. Хайдеггер, Г.-Г. Гадамер, П. Рикер). 6. Философская антропология (М. Шелер, Х. Плеснер, А. Гелен). 7. Западный марксизм (Д. Лукач, Т. Адорно, М. Хоркхаймер, Г. Маркузе). 8. Структурализм и постструктурализм (К. Леви-Строс, Р. Барт, М. Фуко). Постмодернистские течения в современной философии (Ж. Делез, Ж. Деррида, Ф. Лиотар).
Рекомендуемая литература
Андерсон П. Размышления о западном марксизме. – М., 1991. Витгенштейн Л. Философские работы. Ч.I-II. – М., 1994. Гадамер Х.-Г. Пути Хайдеггера: исследования позднего творчества. – Мн., 2005. Гайденко П.П. Прорыв к трансцендентному: Новая онтология XX века. – М., 1997. Грякалов А.А. Структурализм в эстетике: критический анализ. – Л., 1989. Гуссерль Э. Философия как строгая наука. – Новочеркасск, 1994. Декомб В. Современная французская философия. – М., 2000. Делез Ж. Логика смысла. – М., 1998. Дьюи Д. Демократия и образование. – М., 2000. Ильин И.И. Поструктурализм, деконструктивизм, постмодернизм. – М., 1996. Камю А. Бунтующий человек. – М., 1990. Кун Т. Структура научных революций. – М., 2001. Огурцов А.П., Платонов В.В. Образы образования. Западная философия образования. XX век. – СПб., 2004. Поппер К. Логика и рост научного знания. – М., 1983. Сартр Ж.-П. Бытие и ничто. Опыт феноменологической онтологии. – М., 2000. Соловьев Э.Ю. Прошлое толкует нас (очерки по истории философии и культуры). – М., 1991. Фейерабенд П. Избранные труды по методологии науки. – М., 1986. Фуко М. Воля к истине: по ту сторону знания, власти и сексуальности. Работы разных лет. – М., 1996. Хайдеггер М. Бытие и время. – М., 1997. Хоркхаймер М., Адорно Т. Диалектика Просвещения (философские фрагменты). – М.-СПб., 1997 Шелер М. Избранные произведения. – М., 1994. Ясперс К. Смысл и назначение истории. – М., 1991.
Вопросы для самоконтроля
1. Перечислите основные направления западной философии XX века, дайте их краткую характеристику. 2. Каковы причины оформления альтернативы сциентизма и антисциетизма в западной мысли XX века? 3. Специфика обоснования науки в неопозитивистской и постпозитивистской концепциях – точки соприкосновения и различия. 4. Каковы особенности философско-антропологического и экзистенциального подходов к проблеме человека? 5. Что такое “понимание” в герменевтике, каково различие между процедурами понимания и объяснения? 6. Каковы основные направления критики структурализма с позиции поструктурализма? Антропологический смысл постмодернизма.
Тема 9. Русская философия XX века
1. Метафизика всеединства и “онтологическая гносеология” (С.Н. Булгаков, П.А. Флоренский, Л.П. Карсавин, Н.О. Лосский, С.Л. Франк). 2. Русский экзистенциализм (Н.А. Бердяев, Л. Шестов). 3. Философия космизма (Н.Ф. Федоров, К.Э. Циолковский, В.И. Вернадский). 4. Антропология и философия истории В.В. Розанова. 5. Социально-философские воззрения мыслителей русской эмиграции (И.А. Ильин, Г.П. Федотов). 6. Проблемы философии науки и техники в русских версиях «второго позитивизма» и неокантианства (А.А. Богданов, П.К. Энгельмейер, И.И. Лапшин). 7. Специфика русского марксизма (Г.В. Плеханов, В.И. Ленин, И.В. Сталин). 8. Разработка философских проблем в СССР в 60-80-е годы (А.Ф. Лосев, М.М. Бахтин, Э.В. Ильенков). 9. Проблематика воспитания и образования в работах отечественных мыслителей XX века.
Рекомендуемая литература
Альтюссер Л. Ленин и философия. – М., 2005. Бердяев Н.А. Философия творчества, культуры и искусства. В 2-х т. – М., 1994. Богданов А.А. Эмпириомонизм: Статьи по философии. – М., 2003. Булгаков С.Н. Сочинения в 2-х т. – М., 1993. Гессен С.И. Основы педагогики. Введение в прикладную философию. – М., 1995. Гулыга А.В. Творцы русской идеи. – М., 2006. Ермичев А.А. О философии в России. Исследования, полемика, заметки. – СПб., 1998. Ильенков Э.В. Школа должна учить мыслить. – М.; Воронеж, 2002. Ильин И.А. Сочинения в 2-х т. – М., 1993. История марксистской диалектики. Ленинский этап. – М., 1973. Карсавин Л.П. Религиозно-философские сочинения. Т.1. – М., 1992. Кожурин А.Я. Русская философия науки (первая половина XX века). Ч.I-II: Учебное пособие. – СПб., 2011-2012. Ленин В.И. Материализм и эмпириокритицизм // Ленин В.И. ПСС. – Т.18. Лосский Н.О. Избранное. – М., 1991. Мареев С.Н. Из истории советской философии: Лукач – Выготский – Ильенков. – М., 2008. Плеханов Г.В. Избранные философские произведения в 5-ти т. – М., 1956-1958. Розанов В.В. Листва. – М.; СПб., 2010. Сербиненко В.В. Русская философия: Учебное пособие. – М., 2006. Сталин И.В. О диалектическом и историческом материализме // Сталин И.В. Вопросы ленинизма. 11-е издание. – М., 1947. Трубецкой Е.Н. Избранное. – М., 1995. Федоров Н.Ф. Сочинения. – М., 1982. Флоренский П.А. Сочинения в 4-х т. – М., 1994-1999. Франк С.Л. Сочинения. – М., 1990. Хоружий С.С. После перерыва. Пути русской философии. СПб., 1994. Циолковский К.Э. Гений среди людей. – М., 2002. Шестов Л. Сочинения в 2-х т. – М., 1993.
Вопросы для самоконтроля
1. Почему метафизику всеединства можно назвать магистральной линией русской религиозной философии XIX – начала XX века? 2. В чем состоит специфика русского экзистенциализма? 3. Почему космизм может быть интерпретирован как уникальная попытка синтеза религии, философии и науки? 4. Западный и русский марксизм – точки совпадения и расхождения. 5. Какие направления получили наибольшее распространение в советской философии 60-80-х годов XX века?
|