Главная Случайная страница


Полезное:

Как сделать разговор полезным и приятным Как сделать объемную звезду своими руками Как сделать то, что делать не хочется? Как сделать погремушку Как сделать так чтобы женщины сами знакомились с вами Как сделать идею коммерческой Как сделать хорошую растяжку ног? Как сделать наш разум здоровым? Как сделать, чтобы люди обманывали меньше Вопрос 4. Как сделать так, чтобы вас уважали и ценили? Как сделать лучше себе и другим людям Как сделать свидание интересным?


Категории:

АрхитектураАстрономияБиологияГеографияГеологияИнформатикаИскусствоИсторияКулинарияКультураМаркетингМатематикаМедицинаМенеджментОхрана трудаПравоПроизводствоПсихологияРелигияСоциологияСпортТехникаФизикаФилософияХимияЭкологияЭкономикаЭлектроника






Программа курса





 

РАЗДЕЛ I. ОСНОВНЫЕ ЭТАПЫ РАЗВИТИЯ ФИЛОСОФИИ: ЗАПАДНОЕВРОПЕЙСКАЯ И СЛАВЯНО-РУССКАЯ ТРАДИЦИИ В ПОНИМАНИИ МИРА И ЧЕЛОВЕКА

 

Тема 1. Предмет философии. Человек и общество как предмет философии

 

Понятие мировоззрения: отношение человека к миру, отношение мира к человеку, взаимоотношение мира и человека. Философия как процесс осмысления человеком мира и самого себя, процесс исторического движения мысли. Групповые и индивидуальные черты мировоззрения. Чувственные и рациональные аспекты мировоззрения. Мироощущение и миропонимание.

Исторические типы мировоззрения – миф, религия, философия. Особенности мифологического понимания мира, человека и их взаимодействия. Функции мифа – формирование коллективных воззрений различных этнических общностей, обеспечение преемственности поколений, обоснование той или иной системы ценностей и формы поведения. Специфика религиозного мировоззрения. Вера как центральная мировоззренческая позиция и в тоже время психологическая установка религии. Культ и догмат как необходимые элементы религии. Основные типы религий. Происхождение и специфика философского мировосприятия. Философия и религия – точки сходства и отталкивания.

Философское мировоззрение. Основные темы философского осмысления мира, – проблемы взаимоотношений мира и человека, бытия и сознания. Практическое, познавательное и ценностное отношение человека к миру. Структура философского знания. Философия в системе культуры. Философия и наука – родство и различие познавательных функций. Философия и искусство – общее и отличное в их восприятии мира. Личностный характер – специфическая черта философского знания. Человек и общество как ценности.

Философия как форма национального самосознания. Специфика европейского типа рациональности. Особенности постановки и осмысления темы человека в западноевропейской и славяно-русской философских традициях. Русская философия и понятие русской идеи.

Философия и педагогика. Философские основания педагогики. Предмет педагогики как объект философского познания.

 

Тема 2. Человек и общество в системе космологического мировосприятия античности

 

Культурно-исторические предпосылки возникновения философии. Космоцентризм античной философии. Концепции натурфилософов – милетская школа (Фалес, Анаксимандр, Анаксимен), Гераклит, Анаксагор, Эмпедокл. Понятие “архэ”. Борьба противоположностей как основа мирового развития. Значение математики в познании сущности вещей (пифагорейцы). Постановка проблемы “бытия” (Парменид). Тождество бытия и мышления – основа традиции европейской метафизики. Понятие “апории” (Зенон). Возникновение атомизма (Демокрит). Фатализм античного мировосприятия.

Антропологический период античной философии – софисты и Сократ. Человек как мера всех вещей (Протагор). Противопоставление природы и человеческих установлений в учениях софистов. Познавательный и этический релятивизм как основа софистических концепций. Диалектика Сократа в ее обращенности к внутреннему миру человека. Сократ как первооткрыватель “понятия” – значение данного открытия в истории европейской науки. Этический рационализм Сократа. Проблема человека в учениях сократических школ. Философия образования и педагогика софистов и Сократа.

Платон – родоначальник европейского идеализма. Понятие “идеи”. Человек и космос в учении Платона. Человеческое познание с точки зрения учения об идеях. Социально-философские воззрения Платона – учение об идеальном государстве. Взгляды Платона на проблемы образования и воспитания. Основные разделы философии Аристотеля. Учение о материи и форме. Телеологизм мышления Аристотеля. Стагирит – основоположник формальной логики. Естественнонаучные воззрения Аристотеля. Социально-философские и педагогические аспекты учения Стагирита.

Культура самосозидания, “заботы о себе” как основа философии эллинистическо-римского периода. Центральные школы данного периода – киники, стоики, эпикурейцы и скептики. Философские школы эллинистическо-римского периода о смысле жизни и предназначении человека. Атараксия как цель человеческого существования. Натурфилософия этого периода – специфика атомизма Эпикура, мир как организм в истолковании стоиков.

Основные направления религиозно-философского синтеза восточных и западных представлений о мире и человеке. Неоплатонизм – последняя школа античной философии (Плотин, Порфирий, Прокл). Мир и человек в истолковании неоплатоников. Мистицизм как основа неоплатонического мировосприятия. Гностические представления о мире и человеке (Валентин, Василид). Раннехристианские концепции человека (Тертуллиан, Ориген, Климент Александрийский).

Философия античной школы. Платоновская Академия и аристотелевский Ликей – их роль в истории европейского образования. Феномен философской школы эллинистическо-римского периода. Античная образованность и христианское просвещение.

 

Тема 3. Бог и человек в средневековой философии.

 

Специфика христианской мировосприятия эпохи средневековья – философия как “служанка богословия”. Теоцентризм и иерархизм средневекового мировосприятия. Природа и человек как творение Бога. Формирование традиции средневековой историософии. Священное Писание – главный объект исследования средневековых мыслителей. Экзегетика и апологетика как единство богословско-философских методов данной эпохи.

Формирование западноевропейского и восточноевропейского направлений в философии средневековья. Два направления патристики – восточное и западное, различие в их понимании мира и человека (Августин Аврелий и Дионисий Ареопагит). Отношение “отцов Церкви” к античной культуре и философии. “Византизм” как тип восточноевропейской культуры. Рационалистическая и мистическая тенденции византийской мысли (Михаил Пселл, Григорий Палама).

Схоластика как форма реализации средневековой философии. Проблемы соотношения души и тела, разума и веры, свободы воли, сущности и существования в рамках схоластического мировосприятия. Судьбы платонизма и аристотелизма в философии европейского средневековья. Вопрос о природе универсалий (общих понятий). Реализм и номинализм – основные течения схоластической мысли (Альберт Великий, Фома Аквинский, Оккам, Дунс Скотт). Мистика позднего средневековья как предтеча протестантизма (Экхарт, Таулер).

Русская культура в дохристианский период, язычество Древней Руси. Византийское духовное наследие на русской почве. Формирование славяно-русской традиции в истории духовной культуры. Летопись как форма национального самосознания. Философская мысль эпохи Киевской Руси, человек в представлении русских мыслителей этой эпохи (Иларион, Климент Смолятич, Кирилл Туровский).

Судьбы античной школы в эпоху средневековья. Синтез представлений о мире и человеке в категориях средневековой культуры как основа образования и воспитания (Иоанн Дамаскин, Фома Аквинский). Философия образования в средние века (Боэций, Алкуин, Абеляр).

 

Тема 4. Бытие мира и человека в философии эпохи Возрождения.

 

Антропоцентрический характер философии эпохи Возрождения. Гуманизм и проблема человеческой индивидуальности. Человека как микрокосм (Д. Манетти, М. Фичино, Д. Пико делла Мирандола). Диалектические концепции (Николай Кузанский, Дж. Бруно). Возрождение неоплатонических и герметических традиций. Критика схоластики в философии Ренессанса. Натурфилософские представления ренессансных мыслителей. Гелиоцентризм и учение о бесконечности Вселенной (Н. Коперник, Дж. Бруно, И. Кеплер). Антропоцентризм и утрата Землей центрального положения в мироздании – диалектические парадоксы мысли Возрождения.

Государство как “произведение искусства” в теории и практике Возрождения. “Оборотная” сторона – крайний индивидуализм эпохи Ренессанса. Антропологические концепции основоположников протестантизма и их роль в истории западной цивилизации (М. Лютер, Ж. Кальвин). Начало освобождения сферы политики из-под власти религии и морали. Учение Макиавелли о природе человека. Социально-политические воззрения автора “Государя” и их влияние на последующее развитие европейской философии. Политическая концепция Ж. Бодена. Утопическая линия социально-философской мысли эпохи Возрождения (Т. Мор, Т. Кампанелла). Образовательные идеи периода Ренессанса: возрождение античных традиций, идеал гармонической личности и попытки его практической реализации.

Русская мысль XIV-XVII веков. Традиции исихазма в духовной культуре Московской Руси. Человек и власть – спор иосифлян и нестяжателей (Нил Сорский, Иосиф Волоцкий). Социальные эксперименты Ивана Грозного. Проблема человека в работах русских мыслителей данного периода. Церковный раскол XVII века (патриарх Никон и протопоп Аввакум).

 

Тема 5. Образы мира и человека в философии Нового времени

 

Предпосылки возникновения новоевропейской философии – развитие капиталистических отношений, протестантская картина мира. Сущностные черты Нового времени. Философия как учение о научном методе (Ф. Бэкон, Р. Декарт). Научная революция XVII века (Г. Галилей, И. Ньютон). Формирование механистической картины мира.

Рационализм и эмпиризм – основные направления новоевропейской философии. Сомнение как методологический принцип философии Декарта. Базовый принцип картезианской философии: “Мыслю, следовательно, существую”. Разработка правил рационалистического метода. Учение о врожденных идеях. Картезианское учение о субстанции. Проблема истины и заблуждения в философии Декарта. Концепция Спинозы – субстанция и ее атрибуты. Геометризация этики. Спиноза как исследователь Библии. Лейбницевское учение о монадах. Различение истин разума и истин факта в философии Лейбница. Закон достаточного основания. Бэкон и индуктивный метод. Бэконовская теория “идолов”. Учение об опыте в английском эмпиризме (Д. Локк, Дж. Беркли, Д. Юм). Познание как отражение действительности. Концепция первичных и вторичных качеств. Агностицизм и феноменолизм как закономерный финал развития английского эмпиризма (Д. Юм).

Социально-философские концепции Нового времени. Основные версии теории “общественного договора”, ее социально-политические преломления (абсолютистская, либеральная и радикально-демократическая). Феномен “Просвещения” в истории европейской культуры и философии. Просветительский антиклерикализм – его исторические корни и значение для последующего развития европейской цивилизации. Истолкование человека и общества в учениях французских просветителей (Вольтер, Д. Дидро, К.А. Гельвеций). Концепции прогрессивного развития общества в философии Просвещения.

Социальные преобразования Петра I и начало секуляризации русской культуры. Формирование просветительских тенденций в русской общественной мысли первой половины XVIII века (Ф. Прокопович, А.Д. Кантемир, В.Н. Татищев). Философские воззрения М.В. Ломоносова. Проблема мира и человека, человека и общества в концепциях русских просветителей второй половины XVIII века (Д.С. Аничков, С.Е. Козельский, А.Н. Радищев). Консервативные течения русской мысли (М.М. Щербатов, Е.Р. Дашкова, А.С. Шишков). Философские воззрения русских масонов (И.В. Лопухин). Философия Г.С. Сковороды.

Образовательные программы Нового времени. Педагогическая концепция Я.А. Коменского. Философско-педагогические идеи Ж.-Ж. Руссо. Представление о человеке, его образовании и воспитании в работах русских мыслителей XVIII века (В.Н. Татищев, М.В. Ломоносов, А.Н. Радищев).

 

Тема 6. Диалектика мира и человека в немецкой классической философии

 

Немецкая классическая философия – основные представители, специфические черты. Докритический и критический периоды творчества И. Канта. Главные вопросы трансцендентальной философии: Что я могу знать? Что я должен делать? На что я смею надеяться? Что такое человек? Априоризм кантовской философии. Анализ основных познавательных способностей в кантовской философии (чувственность, рассудок и разум). Мышление как интеллектуальное конструирование объекта. Обоснование новоевропейской научности в “Критике чистого разума”. Человек как явление и как вещь в себе. Этика Канта. Учение о категорическом императиве. Философские основания кантовской педагогической концепции.

Философское учение И.Г. Фихте. Понятие “Я” в философии Фихте. Учение об абсолютной суверенности человека. Фихтевское “Наукоучение”. Саморазвитие в процессе деятельности как выражение смысла жизни человека. Практическая философия Фихте – этика, учение о государстве, педагогические воззрения.

Природа в философии Ф.В.Й. Шеллинга. Натурфилософские идеи Шеллинга и их влияние на романтическое движение в Германии и России. Шеллинговское понятие мировоззрения. Учение о “развитии” в природе и обществе. Система трансцендентального идеализма. Шеллинговская философия искусства.

Истоки и смысл гегелевской диалектики. Проблема человека и его самосознания в “Феноменологии духа”. Проблематика отчуждения у Гегеля и ее развитие в философии XIX-XX веков. Субъективный, объективный и абсолютный дух в гегелевской системе абсолютного идеализма. Философия права и философия истории Гегеля. Гегелевская концепция образования и воспитания.

Младогегельянство – противопоставление принципов “субстанции” и “самосознания” (Д. Штраус, Б. Бауэр). Религиозная и социально-политическая проблематика в работах младогегельянцев. Антропологический материализм Л. Фейербаха. “Сущность христианства”. Человек как универсальное существо. Принцип “туизма” и религия любви в философии Фейербаха.

Преломление идей немецкого идеализма в русской философии первой половины XIX века. Русское шеллингианство (Д.М. Велланский, А.И. Галич, М.Г. Павлов). Антропология как центральная дисциплина в системе научного знания. Требование антропологического обоснования системы знания. Кружок Станкевича. Феномен русского гегельянства (М.А. Бакунин, В.Г. Белинский, А.И. Герцен). Социально-философские воззрения русских гегельянцев. Диалектика как алгебра революции (А.И. Герцен). Преломление антропологического принципа в русской философии этого периода (Н.Г. Чернышевский).

 

Тема 7. Формирование традиции постклассической философии

 

Родоначальники традиции постклассической философии. Учение о мировой космической воле А. Шопенгауэра. Этические и эстетические аспекты философии Шопенгауэра. Шеллинг о “позитивной” и “негативной” философии. Философия мифологии и откровения позднего Шеллинга. С. Кьеркегор – основоположник экзистенциализма. Учение о стадиях жизненного пути в работах Кьеркегора.

Разработка позитивистских концепций в XIX веке (О. Конт, Г. Спенсер, Д.-С. Милль). Сциентизм как направление современной мысли. Цели и задачи философии в учениях позитивистов. Оформление социологии в качестве особой дисциплины в трудах Конта и социологические концепции раннего позитивизма.

Философские аспекты учения К. Маркса и Ф. Энгельса. Марксистская концепция сущности человека как совокупности общественных отношений Проблема отчуждения в работах раннего Маркса. Материалистическое понимание истории. Критика идеологии. Отношение классиков марксизма к гегелевской диалектике. Разработка концепции материалистической диалектики в работах Маркса и Энгельса. Судьбы марксистской философии.

Основные положения философии Ф. Ницше. “Рождение трагедии из духа музыки” и критика сократизма, “аполлоническое” и “дионисийское” начала в ницшевской философии культуры. Темы “смерти Бога” и “европейского нигилизма” в творчестве Ницше. Проблема “переоценки всех прежних ценностей”. Разработка концепций “воли к власти” и “сверхчеловека” в последних произведениях Ницше. Политические рецепции философии Ницше в XX столетии.

 

Тема 8. Социально-философские и антропологические воззрения русских мыслителей XIX – начала XX века

 

Русская философия – основные направления, характерные черты. Объективизм и историзм русской философской традиции. Обостренное внимание к социальной реальности как характерная черта русской мысли. Человек в горизонте понимания русских философов. Неразрывная связь отечественной философской традиции и русской литературы.

Проблема национального самосознания и путей исторического развития России в дискуссиях славянофилов и западников. Закономерности и смысл мирового исторического процесса в историософии П.Я. Чаадаева. Тема прошлого, настоящего и будущего России в “Философических письмах”. Философия славянофилов как форма русского национального самосознания. Философия культуры и антропология славянофилов (А.С. Хомяков, К.С. Аксаков, Ю.Ф. Самарин). “О характере просвещения Европы и о его отношении к просвещению в России” (И.В. Киреевский).

Тема человека и истории в трудах революционных демократов (В.Г. Белинский, А.И. Герцен, Н.Г. Чернышевский). Теория русского (общинного) социализма в работах А.И. Герцена. Обоснование анархизма в работах М.А. Бакунина и П.А. Кропоткина. Проблема человека и социального идеала в произведениях идеологов народничества (П.Л. Лавров, П.Н. Ткачев, Н.К. Михайловский).

Органическая теория и течение почвенничества (Ф.М. Достоевский, А.А. Григорьев, Н.Н. Страхов). Философские аспекты творчества Достоевского. Религиозно-философские искания Л.Н. Толстого. Проблемы философии истории в работах Н.Я. Данилевского и К.Н. Леонтьева. “Средний европеец” как объект критики Леонтьева. Философско-антропологические аспекты “метафизики всеединства” В.С. Соловьева. Проблема смысла жизни в русской религиозно-философской мысли (В.В. Розанов, Е.Н. Трубецкой, С.Л. Франк). Темы образования и воспитания в России XIX – начала XX века (Н.И. Пирогов, Л.Н. Толстой, К.Д. Ушинский).

 

Тема 9. Основные направления западной и русской философии XX века

 

Сциентистские течения в философии XX века. Обоснование научного знания в неокантианстве (Г. Коген, Э. Кассирер, Г. Риккерт). Кризис естествознания и эмпириокритицизм (Э. Мах и Р. Авенариус). Логический позитивизм – Г. Фреге, Р. Карнап. Проблемы логики и языка в аналитической философии (Б. Рассел, Л. Витгенштейн). Философия науки второй половины XX века (К. Поппер, Т. Кун, П. Фейерабенд). Социально-философские идеи представителей позитивистского направления. Истолкование феномена человека и педагогические идеи американского прагматизма (У. Джеймс, Д. Дьюи).

Предшественники философской герменевтики (Ф. Шлейермахер, В. Дильтей). М. Хайдеггер и его версия герменевтики. Развитие герменевтической традиции в работах Г.-Г. Гадамера и П. Рикера. Преломление герменевтических концепций в философии образования (Г. Ноль, Э. Венигер, В. Флитнер). Основные идеи феноменологии (Ф. Брентано, Э Гуссерль). Проект “философии как строгой науки” в ранних работах Гуссерля. Кризис европейских наук и понятие “жизненного мира” в произведениях Гуссерля 20-30-х годов. Экзистенциализм – основные представители и проблематика (К. Ясперс, Ж.-П. Сартр, А. Камю). Подлинное и неподлинное существование человека. Антисциентизм и экзистенциалистская диалектика. Экзистенциально-диалогическая традиция (М. Бубер, М.М. Бахтин, Э. Левинас).

Западный марксизм – его специфика и проблематика. “История и классовое сознание” и “К онтологии общественного бытия” (Д. Лукач). “Диалектика Просвещения” (Т. Адорно и М. Хоркхаймер). Концепции “одномерного человека” (Г. Маркузе) и “авторитарной личности” (Т. Адорно). Синтез идей К. Маркса и З. Фрейда в произведениях Э. Фромма. Разработка коммуникативной теории в работах Ю. Хабермаса и К.-О. Апеля.

От идеи “смерти Бога” к идее “смерти человека” в западной мысли XX века (М. Фуко). Структурализм и постструктурализм (К. Леви-Строс, Р. Барт, Ж. Делез). Человек и мир как текст. Программа деконструкции и грамматология (Ж. Деррида). Критика традиционной структуры знака. Разновидности деконструктивизма. Постмодернизм в философии и искусстве как веяние времени.

Особенности развития русской философии XX века. Тема человека в космосе и истории в различных версиях метафизики всеединства (С.Н. Булгаков, П.А. Флоренский, Л.П. Карсавин). Разработка “онтологической гносеологии” в работах Н.О. Лосского и С.Л. Франка. Русский экзистенциализм (Н.А. Бердяев, Л. Шестов). Проблематика философии космизма (Н.Ф. Федоров, К.Э. Циолковский, В.И. Вернадский). Антропология и философия истории В.В. Розанова. Социально-философские воззрения И.А. Ильина и Г.П. Федотова. Русские версии «второго позитивизма» и неокантианства (А.А. Богданов, П.К. Энгельмейер, И.И. Лапшин).

Специфика русского марксизма (Г.В. Плеханов, В.И. Ленин, И.В. Сталин). Разработка философских проблем в СССР в 60-80-е годы – теория диалектики, философия науки, социальная философия. Разработка философских проблем в работах Э.В. Ильенкова, А.А. Зиновьева и М.К. Мамардашвили. Состояние философии в России постсоветского периода.

 

РАЗДЕЛ II. ОСНОВНЫЕ ФОРМЫ ОСВОЕНИЯ МИРА ЧЕЛОВЕКОМ

 

Тема 10. Практическое освоение мира человеком. Материально-производственная практика

 

Понятие практики. Практика как специфически человеческий способ отношения к миру. Практика как предметно-чувственная деятельность, направленная на преобразование природы и общества. Традиция ограничения человеческой деятельности сферой сознания. Возникновение понятия практики. Основные моменты практики – цель, целесообразная деятельность, предмет, средства, результат практической деятельности.

Качественное отличие практики от поведения животных, их приспособительного отношения к среде. Практика в системе форм жизнедеятельности человека и общества. Адаптивное поведение, творческая деятельность. Целесообразность и целеполагание. История общества как процесс развертывания творческой деятельности человека, построение новых программ и способов деятельности. Формы практики: материально-производственная, социально-историческая, политическая, научный эксперимент. Техническая деятельность как форма практики.

Материально-производственная практика. Природа как объект материально-производственной практики. Понятие природы – исторический аспект, понимание природной реальности на разных стадиях развития философии. Природные предпосылки возникновения и существования человека. Человек как живой организм. Общество и природа. “Естественная” и “искусственная” среды обитания.

Общество как саморазвивающаяся система. Понятие общественного производства. Производство социальных связей. Разделение общественного труда как основа прогрессивного развития общества. Диалектика производительных сил и производственных отношений. Противоречия между производительными силами и производственными отношениями.

Научно-технический прогресс и экология. Экологическая проблема – ее научные, социально-философские и гуманистические аспекты. Угроза экологической катастрофы. Концепции путей выхода из экологического кризиса.

 

Тема 11. Практическое освоение мира человеком. Социальная практика.

 

Понятие социально-исторической практики. Общество, его системная организация. Общественные отношения – их материальные и идеологические аспекты. Различие общественных и межличностных отношений.

Специфика социального детерминизма. Понятие об общественном бытии и общественном сознании. Понятие общественно-экономической формации (К. Маркс). Социальная реальность как продукт коллективных представлений (Э. Дюркгейм). Теория социального действия (М. Вебер). Социальная реальность с точки зрения структурно-функционального анализа (Т. Парсонс). Коммуникативная теория человеческого действия и взаимодействия (Ю. Хабермас).

Социальная структура общества. Малые и большие социальные группы. Понятия рода, семьи, этноса, нации, класса. Субъекты и движущие силы исторического процесса. Роль личности в истории. Отношения необходимости в социальной деятельности людей, в жизни и развитии общества.

Формирование и развитие социальной структуры. Социальная практика как сфера производства и воспроизводства человека. Социальная практика и культура. Понятие социальной революции, человек и социальная революция. Система образования как социальный институт.

 

Тема 12. Практическое освоение мира человеком. Политическая практика

 

Понятие политической сферы в жизни общества. Политическая организация общества. Соотношение политики и права, политики и экономики. Государство, политические партии и другие учреждения в жизни общества и человека. Политическая практика и идеология.

Происхождение и сущность государства. Функции и формы государства. Проблема соотношения бюрократии и гражданского общества. Война как форма реализации политики (К. Клаузевиц). “Ограниченная” и тотальная война (К. Шмитт). Государство и революция (В.И. Ленин). Взаимоотношения человека и власти. Проблема политико-правового статуса школы.

 

Тема 13. Духовное освоение мира человеком. Диалектика процесса познания

 

Познание как социально опосредованное, исторически развивающееся отношение человека к миру. Субъект и объект познания. Проблема сознания в философии. Природа идеального и проблема генезиса сознания. Сознание и язык. Сознание и бессознательное. Общественное и индивидуальное сознание.

Чувственное отражение как деятельность социально-исторического субъекта и его роль в познании. Единство образного и знакового аспектов чувственного отражения. Формы чувственного отражения.

Познание и мышление. Социально-историческая природа рационального знания, его связь с практикой. Рациональное познание как качественно новая ступень постижения действительности. Формы рационального познания. Соотношение чувственного и рационального аспектов познания. Рационализм и эмпиризм. Классический и неклассический идеалы рациональности.

Проблема возможностей и границ человеческого познания. Познание и практическая деятельность людей. Современные теории познания.

 

Тема 14. Духовное освоение мира человеком. Формы и методы философского познания

 

Специфика философского познания. Категории философии как универсальные формы духовного освоения мира человеком: а) субстанциальные и атрибутивные категории; б) категории структуры; в) категории детерминизма. Основные методы философского познания – диалектика, герменевтика, феноменология.

Диалектика как учение об универсальных связях и развитии, как метод уяснения взаимоотношений человека и мира. Исторические формы и основные этапы развития диалектики. Принципы диалектики (системность, развитие, детерминизм, историзм, метод восхождения от абстрактного к конкретному и т.д.). Тождество диалектики, логики и теории познания. Диалектика и формальная логика.

Герменевтика как метод осмысления бытия мира и человека. Проблема объяснения и понимания в истории познания, ее герменевтическая интерпретация. Тема языка в философской герменевтике. Принцип герменевтического круга (проблема взаимоотношения части и целого, текста и контекста в герменевтической традиции).

Феноменология как метод философского познания. Интерпретация сознания в феноменологической традиции. Проблема трансцендентального субъекта и метод феноменологической редукции. Понятие “жизненного мира” и тематика интерсубъективности.

 

Тема 15. Духовное освоение мира человеком. Закономерности научного познания.

 

Научное познание и его специфические признаки. Отличие научного познания от ненаучного (мифологического, религиозного и т.д.). Научное и обыденное сознание. Философия и наука. Специфика языка науки.

Строение и динамика научного знания. Соотношение категорий “эмпирическое” и “теоретическое” с “категориями “чувственное” и “рациональное”. Различие эмпирического и теоретического уровней познания по предметам, средствам и методам исследований, а также их взаимодействие. Структура эмпирического и теоретического уровней познания. Естественнонаучные картины мира и философские основания науки.

Логика, методология и методы научного познания. Методы эмпирического исследования: наблюдение, эксперимент, аналогия, классификация. Методы теоретического исследования: дедукция, моделирование, формализация. Методы построения научной теории, научной картины мира.

Наука и ее роль в обществе. Социальные функции науки. Наука как непосредственная производительная сила, ее включенность в процессы социального развития. Роль науки в решении глобальных проблем современности. Этические нормы и ценности науки. Свобода научного поиска и социальная ответственность ученого.

 

Тема 16. Духовное освоение мира человеком. Особенности социогуманитарного познания.

 

Специфика социального познания. Субъект и объект социального познания. Деятельность как специфический способ существования социального. Роль социальных установок в познании общественных явлений. Особенности философского, социологического и гуманитарного подходов к пониманию жизни и общества. Специфика гуманитарного познания. Понятия “социального бытия” и “социального факта” в гуманитарных науках.

Проблема объективности истины и ее критерии в социальном познании. Социальная прогностика и футурология. Формы и методы социогуманитарного познания. Науки о природе и науки о культуре – точки сходства и расхождения. Объяснение и понимание в социогуманитарном познании.

Понятия общественного бытия, бытия человека, общественного и индивидуального сознания – их взаимосвязь. Социально-историческая практика, общественные потребности, интересы и цели. Социальный детерминизм. Структура и взаимосвязь человеческой деятельности и социально-исторической практики. Обусловленность исторического процесса общественными и индивидуальными потребностями, интересами, целями. Роль субъективного фактора в истории.

Специфика духовного производства. Духовное производство и духовная сфера жизни общества. Духовное производство как создание, хранение, распространение и обучение теоретическому знанию. Теоретическая модель и реальность. Философские основания теоретической модели общества. Проблема социального эксперимента. Образовательный, педагогический эксперимент – теоретические и социально-этические условия его допустимости и оправданности.

 

Тема 17. Духовно-практическое (аксиологическое) освоение мира человеком. Философские концепции ценностей

 

Понятие ценности. Аксиология как теория ценностей и философское учение о человеке. Исторические предпосылки возникновения философской проблематики ценностей. Постановка проблематики ценностей в работах неокантианцев (Г. Коген, В. Виндельбанд) и Ф. Ницше.

Ценность как “значимость” – в противоположность тому, что “есть”. Оценка как специфический способ установления ценностей. Вопрос иерархической организации ценностей – трансцендентальный и исторический подходы (Г. Риккерт, М. Вебер). Ценности познавательные, этические, эстетические, религиозные. Ценности индивидуальные и универсальные. Социальная обусловленность ценностных ориентаций. Свобода как ценность.

Аксиология и современность. Соотношение цели и средств как аксиологическая проблема. Ценности культуры и цивилизации. Отношение к прошлому как проблема аксиологии. Искусство как ценность. Проблема формирования ценностных ориентаций в процессе воспитания и обучения.

 

РАЗДЕЛ III. ЧЕЛОВЕК КАК ФЕНОМЕН ЦИВИЛИЗАЦИИ И КУЛЬТУРЫ

 

Тема 18. Человек, его сущность и существование

 

Специфика философского рассмотрения проблемы человека, ее актуальность. Основные этапы развития философских учений о человеке. Человек как комплексная проблема науки и философии. Философская концепция человека как основа наук о человеке. Природа, сущность, предназначение человека.

Проблема антропосоциогенеза и различные варианты ее решения. Труд как фактор антропосоциогенеза. Генезис труда, орудийная деятельность, производство на ранних стадиях формирования человеческого общества. Роль языка в процессе антропосоциогенеза, формировании сознания и предметно-практической деятельности. Становление социальных отношений и их качественное отличие от отношений биологических. Возникновение первобытно-родовой общины, регуляция брачных отношений. Нравственность как фактор антропосоциогенеза.

Природная и социальная составляющие человека. Недопустимость пренебрежительного отношения к природной стороне человека. Воздействие научно-технической революции на условия существования человека как биологического вида. Проблема выживания человечества.

Конечность индивидуального человеческого существования. Проблема жизни и смерти в духовном опыте человечества. Проблема смысла жизни в истории философской мысли. Социальная и биологическая продолжительность человеческой жизни. Тема эвтаназии в современных условиях.

 

Тема 19. Личность

 

Содержание понятий “индивид”, “индивидуальность” и “личность”. Личность и ее социальные роли в обществе. Проблема исторических типов личности и их роли во взаимоотношениях человека и общества. Роль личности в истории. Нравственные основы деятельности личности в обществе.

Диалектика исторической необходимости и свободы личности в общественном развитии, их взаимная обусловленность. Исторический детерминизм и свобода выбора деятельности человека. Проблема воспитания и гармонического развития личности.

 

Тема 20. Человек в системе культуры

 

Культура как предмет философского анализа. Философское понятие культуры. Концепции возникновения культуры. Культура и природа. Деятельность и культура. Культура и цивилизация – точки совпадения и расхождения. Развитие культурной традиции и творчество. Диалектический подход к культурному наследию. Социальные функции культуры.

Человек в системе культуры. Культура как мир человека, как способ самовоспроизведения и развития личности. Человек как творец и произведение культуры. Единство, многообразие и взаимодействие культур. Направленность исторического процесса. Проблема общественного прогресса и его критерии. Традиции общества и общественный прогресс.

Цивилизационные основы существования человека. Цивилизация как социокультурное образование. Роль культуры и цивилизации в развитии человека и общества. Проблема кризиса цивилизации. Соотношение философской и педагогической антропологии.

 

Тема 21. Настоящее и будущее человека

 

Противоречивый и целостный характер современного мира. Человек и глобальные проблемы современности. Глобальные проблемы современности (экологические, демографические, экономические и т.д.) как результат развития техногенной цивилизации. “Столкновение цивилизаций” как глобальная проблема. Необходимость решения глобальных проблем для выживания человечества. Иерархия глобальных проблем.

Границы человеческой свободы и проблема необратимости общественного прогресса. Становление будущего как реальный исторический процесс столкновения противоборствующих тенденций в современном мире. Существуют ли “пределы роста”? Процессы “глобализации” в современном мире – тенденции и опасности.

Перспективы человека. Взаимосвязь прошлого, настоящего и будущего человека. Предвидение будущего – необходимое условие существования и выживания современного человека. Основные методы прогнозирования: экстраполяция, историческая аналогия, компьютерное моделирование, сценарии будущего и экспериментальные оценки. Типы социальных прогнозов: поисковые, нормативные, аналитические и предостерегающие. Проблема достоверности предвидения будущего и практические последствия футурологических заблуждений.

 

 

Рекомендуемая литература

 

Основная

 

Антология мировой философии. Т.1-4. – М., 1969-1972.

Антропологический синтез: религия, философия, образование. – СПб., 2001.

Введение в философию. Ч. I. / Под ред. В.И. Стрельченко и К.В. Султанова. – СПб., 2004.

Введение в философию: Учебник для вузов / Под ред. И.Т. Фролова. – М., 2004.

История философии (Запад-Россия-Восток). Книги 1-4. – М., 1998-2000.

Зеньковский В.В. История русской философии. – М., 2001.

Макаров М.Г. Развитие понятий и предмета философии в истории ее учений. – Л., 1982.

Реале Д., Антисери Д. История западной философии от истоков до наших дней. Т.1-4. – СПб., 1996-1997.

Новая философская энциклопедия. В 4-х т. – М., 2001.

Философский энциклопедический словарь. – М., 1989.

 

Дополнительная

 

Виндельбанд В. Избранное: Дух и история. – М., 1995.

Гаврюшин Н.К. Этюды о разумной вере. – Минск, 2010.

Гайденко П.П. Научная рациональность и философский разум. – М., 2003.

Галактионов А.А., Никандров П.Ф. Русская философия IX-XIX вв. – Л., 1989.

Гегель Г.В.Ф. Лекции по истории философии. Книги 1-3. – СПб., 1993-1994.

Грякалов А.А., Романенко И.Б., Стрельченко В.И. Философия человека и антропология образования. – М., 2007.

Данилевский Н.Я. Россия и Европа. – СПб., 1995.

Ильенков Э.В. Философия и культура. – М., 1991.

История философии. Т.1-2. / Под ред. Г.Ф. Александрова. – М., 1940-1941.

Корольков А.А. Духовный смысл русской культуры. – СПб., 2006.

Ленин В.И. Государство и революция // Ленин В.И. Полное собрание сочинений. Т.17.

Лосев А.Ф. Философия. Мифология. Культура. – М., 1991.

Лосский Н.О. История русской философии. – М., 1991.

Маркс К. К критике политической экономии // Маркс К., Энгельс Ф. Сочинения. 2-е изд. – Т.4.

Ортега-и-Гассет Х. Что такое философия? – М., 1991.

Панибратов В.Н. Закон и муза: Избранное (Философия. Поэтика. Поэзия). – СПб., 2008.

Рассел Б. История западной философии. – СПб., 2008.

Розанов В.В. Сумерки просвещения // Розанов В.В. Собрание сочинений. Эстетическое понимание истории (Статьи и очерки 1889-1897 гг.). Сумерки просвещения. – М.; СПб., 2009.

Султанов К.В. Идея поликультурного образования в русской традиции. – СПб., 2004.

Философия человека и современное образование: Сборник статей. – СПб., 2006.

Хайдеггер М. Что такое метафизика? – М., 2007.

 

Планы семинарских занятий

 

Date: 2015-11-15; view: 366; Нарушение авторских прав; Помощь в написании работы --> СЮДА...



mydocx.ru - 2015-2024 year. (0.007 sec.) Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав - Пожаловаться на публикацию