Главная Случайная страница


Полезное:

Как сделать разговор полезным и приятным Как сделать объемную звезду своими руками Как сделать то, что делать не хочется? Как сделать погремушку Как сделать так чтобы женщины сами знакомились с вами Как сделать идею коммерческой Как сделать хорошую растяжку ног? Как сделать наш разум здоровым? Как сделать, чтобы люди обманывали меньше Вопрос 4. Как сделать так, чтобы вас уважали и ценили? Как сделать лучше себе и другим людям Как сделать свидание интересным?


Категории:

АрхитектураАстрономияБиологияГеографияГеологияИнформатикаИскусствоИсторияКулинарияКультураМаркетингМатематикаМедицинаМенеджментОхрана трудаПравоПроизводствоПсихологияРелигияСоциологияСпортТехникаФизикаФилософияХимияЭкологияЭкономикаЭлектроника






Стратегия использования аутсорсинга в сфере





производства

С момента организации крупных производственных комплексов компании стремились держать под контролем все товарно-материальные потоки, и, тем более, производственные процессы изготовления продукции. «Производим все сами, снижая риски и затраты, в соответствии с требованиями». В середине 90-х заговорили о новом явлении в процессе реорганизации, «обратные диверсификации» (получившие названия «focusing», «divestituire», «spin-off»), т.е. связанные с освобождением от непрофильных производств, продажей активов и концентрацией усилий на основных перспективных видах деятельности. Наиболее продвинутой их фазой стал аутсорсинг. Толчком для его развития стали новые информационные технологии, которые обеспечили в технологическом и техническом плане гибкость и высокую степень кооперации на внутрифирменном и межфирменном уровне для выполнения отдельных бизнес-процессов, независимо от месторасположения и удаленности структурных подразделений, обусловили развитие новых инструментов в процессе делегирования полномочий. Аутсорсинг становится фактором повышения конкурентоспособности и эффективности затрат.

Термин outsourcing (аутсорсинг) определяется как процесс, посредством которого предприятие на основе договорных соглашений передает для постоянного оперативного управления одну или более функций, ранее выполняемых внутри организации. Важная черта аутсорсинга состоит в вынесении вспомогательных функций за границы компании.

Укрупненно можно выделить два направления: аутсорсинг функций и аутсорсинг бизнес-процессов. Аутсорсинг функций – в данном случае имеется в виду, что предприятие передает для выполнения конкретную функцию управленческой деятельности, которая является необходимой для функционирования предприятия (представляет собой вид управленческой работы), но при этом не формирует конкретной прибыли в результате ее реализации, и в принципиальном плане не составляет ядра конкурентных преимуществ (core business). Предприятие осуществляет концентрацию функций, составляющих core business, обособляя те, которые может осуществить в качестве «услуги» специализированная организация. Это может быть функция бухгалтерского учета, обработка информационных массивов, обслуживание оргтехники, поддержка программного обеспечения, управление закупками и ведение канцелярских расходов в организации, обслуживание оргтехники, управление персоналом (передача функции по подбору и обучению персонала), нормативно-правовое обеспечение договорных отношений организации и т.д.

Аутсорсинг бизнес – процессов, или производственный аутсорсинг, предполагает, что предприятие отдает отдельные виды работ своей цепочки производственного процесса для выполнения определенной сторонней организации (или партнеру по бизнесу). Основной особенностью является то, что предприятие отдает процессы, которые не являются для нее основными, бизнес - образующими. В данном случае речь идет о производстве комплектующих, заготовок, обслуживающих процессах: ремонт и обслуживание оборудования, транспортировка. Причем, эти процессы предприятие ранее выполняло самостоятельно, или привлекались отдельные специалисты и организации на временной основе. Схематично концепция производственного аутсорсинга представлена на рис. 7.

В публикациях выделяют следующие виды деятельности, выносимые за пределы организации:

1. Отказ от собственного бизнес-процесса и приобретение услуг по реализации этого бизнес-процесса у других организаций (использование внешних организаций для обработки финансовых данных; обработки информационных массивов).

2. Использование услуг сторонних компаний для выполнения своих задач (заказ на разработку Web сайта и его последующее обслуживание сторонней компанией; заказ для разработки рекламной компании и последующее ее проведение).

3. Перенос компаниями части операций за рубеж с целью использования более дешевой специализированной рабочей силы, например труда программистов.

 

Рис.7. Концепция производственного аутсорсинга

 

4. Использование временного работника без заключения с ним трудового договора (через посредничество специализированного агентства) или «аренда персонала».

5. Обслуживание и ремонт оборудования специалистами внешней фирмы.

6. Кооперация или subcontracting.

7. Применение метода сужения собственной производственной деятельности, когда организация перестает заниматься каким–либо направлением и передает его внешним исполнителям.

По оценкам разных источников, компании, использующие аутсорсинг, снижают издержки на 50-70%, при этом качество выполняемых работ, повышается на 40 и более процентов. В Европе рынок аутсорсинга развивается стремительно, эксперты считают, что Индия занимает лидирующее положение в предоставлении услуг в ИТ - индустрии. Итальянские фирмы, занимающиеся изготовлением и продажей машиностроительного оборудования, последние 5 лет активно используют аутсорсинг сервиса, реализуя новую концепцию технического обслуживания «глобальный сервис». Эта концепция базируется на содержании европейского стандарта «глобальный сервис», норма UNI 10685 «Критерии для формулирования контракта, базирующегося на результате («глобальный сервис»). В сфере маркетинга и рекламы активно используются специализированные компании, которые собирают и исследуют информацию по результату проведенных рекламных акций. На российском рынке аутсорсинг набирает темпы развития, однако отсутствие правового обеспечения сдерживает этот процесс. На рис. 8 представлены характеристики аутсорсинга с точки зрения определения его сущности и важнейших характеристик.

Суть аутсорсинга как инструмента повышения конкурентоспособности и эффективности затрат находит проявление в сокращении издержек, ускорения адаптации к условиям внешней среды, улучшения качества продукции и услуг, уменьшения рисков. Предприятие может сконцентрировать внимание на собственных конкурентных преимуществах,

Рис. 8. Ключевые характеристики аутсорсинга

 

уделяя внимание перспективному развитию, а процессы и виды деятельности второстепенного характера, такие как вспомогательное и заготовительное производство, обслуживающие процессы передать специализированной организации на долгосрочной основе, выделив или передав для этих целей собственные ресурсы, содержание которых является нерентабельным. Например, перенос компаниями части операций за рубеж с целью использования труда программистов. Услуги по обработке информации являются наиболее емкой областью применения аутсорсинга. Содержание собственных подразделений, специалистов по системной интеграции, высококвалифицированных программистов для небольших компаний достаточно проблематично, наиболее простой путь воспользоваться услугами специализированной компании и тем самым снизить затраты.

В последнее время получает распространение практика лизинга (аренды) персонала, основные преимущества заложены во временном использовании персонала для офисных работ, организации специальных мероприятий, имеющих определенную цикличность (исследования, выставки, презентации). В этом случае не возникает проблемы с условиями трудового контракта, если работник не устраивает компанию, проблема решается на межфирменном уровне. Преимуществом является специализация и квалифицированное выполнение работы подготовленным специалистом, имеющим опыт решения подобных задач. Существуют некоторые преимущества в налоговом законодательстве для предпринимателей, которые могут предоставлять персонал в аренду. Аутсорсинг выступает как инструмент снижения затрат на содержание специалистов, необходимых для выполнения определенных задач.

Отличие аутсорсинга от обычного контракта на выполнение определенных работ заключается в длительном партнерстве, контракт заключается на 5 и более лет, могут передаваться собственные ресурсы, в том числе и персонал, передаются определенные «знания» и информация компании, применение аутсорсинга – это стратегическое решение, цель которого повысить эффективность. В условиях глобализации предприятие переносит ряд процессов в регионы с низкими затратами на ресурсы (ранее выполняемые собственными силами), что способствует конкурентоспособности продукции. Практика широкого применения аутсорсинга становится одним из конкурентных преимуществ как для крупного, так и для мелкого бизнеса.

 

Развитие аутсорсинга ассоциируют с проблемой повышения компетенции и специализации, речь идет о том, что организация сосредотачивается на ключевых процессах или составляющих «core business», развивая и совершенствуя собственные процессы, не отвлекаясь на процессы второстепенные. Например, передать внешней компании на долгосрочной основе производство и поставку запасных частей и комплектующих, разработку и производство упаковки для новой продукции, осуществление таможенных процедур при оформлении документов на экспорт и импорт. Делегирование полномочий как инструмент формирования новых внутрифирменных отношений становится в начале 90-х годов прошлого столетия рычагом инновационных процессов в сфере обособления отдельных бизнес-процессов и функций управления с целью повышения предпринимательской активности компаний. Эволюция отношений заключается в формировании доверительных и надежных отношений с партнером, которому передаются важные для стратегии бизнеса и конкурентоспособности функции. Речь идет не просто о выборе партнера для кооперации, а о том, что эта кооперация увеличивает ценность компании, в том смысле, что увеличивает конкурентоспособность поставки, создавая дополнительную стоимость.

Чаще всего аутсорсинг в сфере производства выражается в виде контрактного производства, получил распространение термин «manufacturing servece» в дословном переводе «услуги по производству». Контрактным производством считается сделка, базовым условие которой – выполнение производственной функции одной компании для другой, носителя бренда. Речь идет о долгосрочном партнерстве. Компания сосредотачивает свои усилия на разработку изделия, дизайн, проектную документацию, а выполнение производственной функции передает на другое производственное предприятие на основе контрактных отношений (subcontracting). Понятие subcontracting используют для определения отношений при передаче изготовления заготовок, комплектующих малыми и средними партиями по чертежам и требованиям заказчика [12].

Выход российских компаний на рынок производственных услуг, по оценке специалистов, определяется следующими причинами: возможность эффективно использовать производственное оборудование, так как многие предприятия обладают незагруженными производственными мощностями; использование аутсорсинга как альтернативной стратегии выживания в условиях падающего спроса на продукцию; формирование нового вида бизнеса – оказание производственных услуг, в том числе и сервисных услуг. Предпосылкой для развития в России спроса на производственные услуги, появление заказчиков, обусловливается реструктуризацией крупных предприятий, распадом монополий, а также появлением иностранных компаний производителей, например автомобилестроительных сборочных заводов.

Пример. Если продукция имеет длительный период гарантийного обслуживания (например, станки и оборудование различного назначения), а клиент находится на значительном расстоянии, конкурентоспособность поставки увеличивается, если имеется контракт на техническое обслуживание с компанией, территориально близкой, авторизованной для выполнения данной функции и которая обеспечит обслуживание «24х24» часа. Процесс поставки оборудования с учетом тенденций рыночного спроса включает: изготовление, поставку, монтаж, сдачу под ключ и гарантийный период. В данном случае все затраты для потребителя покрываются стоимостью контракта на поставки (т.е. оговариваются и входят в контрактную стоимость). Осуществление всей цепочки для поставщика может стать проблематичным, по ряду обстоятельств, например, монтажные работы требуют специального оборудования и оснащения, гарантия сервиса означает наличие организационной, структуры способной отвечать на запросы клиента и т. д., невозможность решать все задачи может означать потерю заказа. Преимущество отношений аутсорсинга, который может быть применен на любом этапе, заключается в возможности предоставить клиенту комплексный продукт (как показано на рис. 7). В этом случае возникает дополнительная качественная целостность контрактного предложения, повышается его стоимость и привлекательность с точки зрения комплектности поставки и гарантирования качества, так как сервисное обслуживание выступает гарантом качественного и безотказного функционирования оборудования.

Актуальность применения аутсорсинга возрастает, когда речь идет об экспортной поставке оборудования, так как возникают дополнительные проблемы с выполнением нормативных требований по технике безопасности, знания конкретных особенностей и условий, связанных, в том числе, и с местным законодательством. Для того чтобы обеспечить требуемое качество и комплектность поставки самостоятельно, поставщик должен инвестировать средства в развитие базы для обеспечения гарантированного сервиса, в обучение персонала, приобретение оснащения. Рационально использовать специализированную фирму на долгосрочной контрактной основе, делегируя определенные виды работ, предоставляя эксклюзивное право на их выполнение. Такой подход не лишен проблем, так как сервисное обслуживание предполагает передачу документации и технологии, ноу-хау обслуживания, отношения аутсорсинга должны базироваться на надежных и доверительных партнерских отношениях.

 

Применение стратегии аутсорсинга меняет концепцию партнерских отношений, которые выстраиваются на взаимовыгодных условиях, общих целях и интересах. Должны присутствовать интеграционные механизмы взаимодействия, объединенная информационная система, обеспечивающая партнеров всей полнотой информации, прозрачность деятельности и намерений для партнеров. Традиционно передача функций «третьим лицам» касалась процессов периферийных для бизнеса, в настоящее время outsourcing все ближе к целевым бизнес процессам. Аутсорсинг формирует новую концепцию распределения внутрифирменных процессов, вынося часть из них за пределы организации, и таким образом трансформируется представление об организационной модели предприятия. Схематично это можно представить, как показано на рис. 9.

Рис.9. Организационная модель предприятия на базе

использования интегрированной модели аутсорсинга

 

Использование аутсорсинга формирует новую концепцию углубления сервиса и его интегрирующего значения. Постоянные отношения в процессе реализации услуг дают преимущества обеспечения непрерывности спроса. Рынки продукции, как правило, быстро достигают насыщенности, и новые заказы выдаются редко, спрос же на услуги отличается постоянством. Важное значение имеет взаимное влияние предложения товаров и услуг. Оказанная услуга может инициировать спрос на товар, и наоборот. У предприятия появляется возможность с помощью услуг стимулировать спрос на новую продукцию. Постоянный сервис способствует контакту технических служб, создается некая форма совместного решения проблем клиента, что, в свою очередь, стимулирует новые конструкторские идеи и совместные проекты. Длительные контакты трансформируют отношения. Схематично это можно представить, как показано на рис.10, с другой стороны, схема не отражает сетевых взаимоотношений, которые могут развиваться, замыкая цикл бизнеса.

Рис.10. Схематичное представление о синергии отношений аутсорсинга для развития бизнеса

 

По сути, с применением аутсорсинга вступает в действие принципиально новое разделение труда между предприятиями на основе концепции партнерства и взаимодействия на рынке. Успех поддержки конкурентных преимуществ предприятия зависит от способности управлять цепочкой ценностей. Предприятие может повышать свою производительность, не только изучая свою цепочку ценностей (от разработки и производства до продажи), но также согласуя и сочетая ее с цепочкой ценностей своих поставщиков и потребителей.

Тенденции развития сильных кооперационных связей, повышение производительности, конкурентоспособности, открытые границы и глобализация, разукрупнение предприятий, приоритеты в стратегиях размещения - близость к потребителям, все эти аспекты острее ставят дилемму «производить или покупать». Решение этой дилеммы для производственного предприятия является важнейшим стратегическим выбором, определяющим все последующие шаги в организации производственного процесса. На производственные услуги растет спрос, и по оценкам специалистов аутсорсинг в сфере производственных услуг будет развиваться очень высокими темпами. На решение о применении аутсорсинга влияют различные факторы, в табл. 5 представлены наиболее распространенные причины отказа от аутсорсинга и его применение.

Таблица 5

Факторы, влияющие на выбор применения или отказ

от аутсорсинга

Причины отказа Причины применения
1. Слишком маленький объем продукции, нет заинтересованного поставщика 1. Желание сосредоточиться на основных видах деятельности
2. Высокие требования к качеству, методам обработки, которыми не обладают поставщики (уникальные технологии) 2. Необходимость повышение качества обслуживания, параметры – времени 24х24; оснащение
3. Ненадежность поставщика – баланс гарантированности 3. Возможности снижения издержек
4. Сохранение технологических секретов 4. Параметры качества, сертификации, торговой марки, предпочтения клиентов по компонентам
5. Стоимость / высокие расходы 5. Необходимость инвестировать большие средства для поддержания непрофильного производства
6. Наличие собственных производственных мощностей 6. Отсутствие компетенций
7. Наличие определенных сдерживающих условий – политические, экологические, региональные факторы (проблема занятости, безработицы, условия эксплуатации источника сырья и земельных угодий, и т.д.) 7. Гибкость в выборе

Стратегические приоритеты введения аутсорсинга:

· Интеграция стратегии производства и обслуживания клиента

· Совместное с ключевыми поставщиками поддержание конкурентоспособности в вопросах качества, стоимости, доставки, времени.

· Модификация структуры каналов снабжения и сбыта

· Стратегия в сфере логистики

· Стратегическое партнерство

· Модификация устаревших моделей и процессов, упрощение производственных схем, конструкций, сокращение количества комплектующих узлов.

Возможные риски использования аутсорсинга: потеря контроля; риски поставщиков – нестабильность, неудовлетворительное качество; дополнительные расходы; вероятность ошибочного партнерства. При выборе поставщика услуг аутсорсинга используют следующие параметры для оценки: доверие, надежность, гибкость, базовые навыки и компетенции, возможность экономии, предполагается сравнение поставщика продукции и поставщика услуги, так как услуга по аутсорсингу шире, чем простая поставка, кадровая политика.

Таким образом, современные тенденции развития бизнеса предопределяют концептуальные изменения в стратегиях организационного развития. Глобализация экономики сформировала предпосылки использования аутсорсинга для интернационализации предприятия. Создавая сеть предприятий - аутсорсеров компания повышает свою конкурентоспособность и снижает издержки, проникая и осваивая новые рынки. Использование стратегии аутсорсинга меняет традиционные рамки компании, производственную и организационную структуру компании, создает предпосылки изменения структуры рынка, предложения в сфере услуг становятся наиболее востребованными и повышают конкурентные преимущества и качество продукции.

Вопросы для самостоятельной подготовки и проверки

Знаний

1. Определите сущность и содержание понятия «аутсорсинг»

2. Приведите примеры использования аутсорсинга в производственной сфере.

3. Определите сущность и содержание контрактного производства.

4. Приведите примеры использования контрактного производства.

5. Дилемма «производить или покупать», что собой представляет, почему возникает проблема выбора?

6. Как глобальные факторы влияют на стратегические решения при выборе стратегии аутсорсинга в сфере производства.

7. Определите значение аутсорсинга для конкурентоспособности предприятия.

8. Почему предприятия отказываются от аутсорсинга, какие риски?

9. Каковы стратегические приоритеты при использования аутсорсинга?

Date: 2015-10-21; view: 745; Нарушение авторских прав; Помощь в написании работы --> СЮДА...



mydocx.ru - 2015-2024 year. (0.005 sec.) Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав - Пожаловаться на публикацию