Главная Случайная страница


Полезное:

Как сделать разговор полезным и приятным Как сделать объемную звезду своими руками Как сделать то, что делать не хочется? Как сделать погремушку Как сделать так чтобы женщины сами знакомились с вами Как сделать идею коммерческой Как сделать хорошую растяжку ног? Как сделать наш разум здоровым? Как сделать, чтобы люди обманывали меньше Вопрос 4. Как сделать так, чтобы вас уважали и ценили? Как сделать лучше себе и другим людям Как сделать свидание интересным?


Категории:

АрхитектураАстрономияБиологияГеографияГеологияИнформатикаИскусствоИсторияКулинарияКультураМаркетингМатематикаМедицинаМенеджментОхрана трудаПравоПроизводствоПсихологияРелигияСоциологияСпортТехникаФизикаФилософияХимияЭкологияЭкономикаЭлектроника






Определение содержания производственной стратегии предприятия





Существуют различные определения понятия «стратегии предприятия». Артур Томпсон [5] определяет, что «стратегия» - это обобщающая модель действий, необходимых для достижения поставленных целей путем координации и распределения ресурсов компании. По существу, стратегия есть набор правил для принятия решений, которыми организация руководствуется в своей деятельности. Стратегию определяют как генеральную программу действий компании, установление приоритета проблем, ресурсов и последовательности шагов для достижения стратегических целей. Современные тенденции, связанные с ориентацией на запросы клиентов, на удовлетворение потребностей и требований клиента, формируют новое представление о стратегии. Стратегия компании – комбинация методов конкуренции и организации бизнеса, направленная на удовлетворение клиентов и достижение организационных целей. А.Томпсон подчеркивает, что именно стратегия определяет методы конкуренции и ведения бизнеса компании.

Стратегия предполагает переход от исходного существующего состояния к образу желаемого будущего (рис.1).

Рис.1

 

Стратегия создает ориентиры производительности, представление о конкурентных преимуществах. Следует отметить четкость данных определений, но для более широкого понимания содержания стратегии следует акцентировать внимание на том, что стратегия должна подразумевать развитие предприятия. И следовательно, под стратегией понимается долгосрочное качественно определенное направление развития предприятия, касающееся сферы, средств и формы ее деятельности, системы внутрипроизводственных отношений, а также позиций предприятия в окружающей среде. Главная задача стратегии состоит в том, чтобы привести предприятие к ее будущему развитию, к достижению поставленных долгосрочных целей.

И. Ансофф [6] определяет: «стратегия есть набор правил для принятия решений, которыми организация руководствуется в своей деятельности». Существуют четыре различные группы.

1. Правила, используемые при оценке результатов деятельности фирмы в настоящем и в перспективе. Качественную сторону критериев оценки обычно называют ориентиром, а количественное содержание — заданием.

2. Правила, по которым складываются отношения фирмы с ее внешней средой, определяющие, какие виды продукции и технологии она будет разрабатывать, куда и кому сбывать свои изделия, каким образом добиваться превосходства над конкурентами. Этот набор правил называется продуктово-рыночной стратегией или стратегией бизнеса.

3. Правила, по которым устанавливаются отношения и процедуры внутри организации. Их нередко называют организационной концепцией.

4. Правила, по которым фирма ведет свою повседневную деятельность, называемые основными оперативными приемами.

Стратегия — сложное и потенциально мощное орудие, с помощью которого современная фирма может противостоять меняющимся условиям. Стратегия — это инструмент, который может серьезно помочь фирме, оказавшейся в условиях нестабильности».

Стратегия компании состоит из множества ответов на вопрос «как»:

Ø как, в какой степени развито «дело», предприятие;

Ø как удовлетворить потребности клиентов;

Ø как достичь конкурентных преимуществ и опередить конкурентов;

Ø как реагировать на изменения;

Ø как управлять определенными подразделениями;

Ø как правильно поставить цели и задачи персоналу;

Ø как осуществить выбор методов и средств достижения целей

и бесконечные вопросы должны найти ответы в стратегии, иначе цели не будут достигнуты.

Очень редко можно встретить фирму, которая по характеру своего бизнеса является монопроизводственной, т.е ведущей только один вид деятельности, и каждому из видов бизнеса должна соответствовать определенная бизнес-стратегия. Кроме того, на корпоративном уровне предприятие представлено как многоотраслевая, многопродуктовая, многорыночная организация, имеющая соответствующее число специализированных бизнес подразделений. На отдельно взятом рынке конкурируют не сами корпорации, а их соответствующие бизнес-подразделения. Иерархия стратегической пирамиды представлена на рис. 2.

Рис. 2. Стратегическая пирамида предприятия

 

Стратегия — это план достижения целей. Если считать цель организации пунктом назначения, то стратегия будет дорожной картой, указывающей путь к этому месту назначения. Стратегии дают фокус для принятия производственного ре­шения. Собственно говоря, у каждой компании есть общая стратегия — стратегия ор­ганизации, относящаяся ко всему предприятию, и функциональные стратегии, от­носящиеся к каждой из функциональных сфер предприятия. Функциональные стратегии лежат в основе обшей стратегии организации, точно так же, как стратегия организации дает обеспечение целям и общей задаче компании. Тактика — методы и дейст­вия для осуществления стратегии [1].

Назначение функциональных стратегий – обеспечение и решение задач, поставленных на корпоративном и бизнес уровне, с максимально возможной эффективностью. Функциональная стратегия – план деятельности функциональных единиц (НИОКР, производство, маркетинг, обслуживание покупателей, сбыт, финансы, кадры и пр.) в рамках подразделения [5]. Главное отличие функциональных стратегий - их внутрифирменная направленность. Функциональные стратегии разрабатываются функциональными отделами и службами предприятия. В табл. 2 представлены характеристики основных различий корпоративных, бизнес и функциональных стратегий по параметрам стратегического фокуса.

 

Таблица 2

Характеристики основных различий корпоративных,

бизнес и функциональных стратегий

Критерии сравнения Корпоративные стратегии Бизнес стратегии Функциональные стратегии
       
Стратегический фокус Капитал Конкурентные преимущества Эффективность
Стратегическая область Фирма в целом как целостная организация Стратегические области Стратегические единицы бизнеса Внутрифирменные процессы и организация

 

Продолжение табл. 2

       
Стратегические ресурсы Капитал Внутренний потенциал Внутренние ресурсы функциональной подсистемы
Критерии оценки Эффективность капитала Стратегические позиции /Доходность Достижение результата (Выполнение поставленных целей и задач)
Ответственность за разработку стратегии Собственники и топ-менеджмент Руководители предприятия Руководители среднего звена

 

Предприятие выстраивает стратегию для каждой функциональной области. Функциональная стратегия хотя и является более узкой по сравнению с деловой стратегией, но ее значение определяется стратегическим фокусом на эффективность. Функциональная стратегия конкретизирует отдельные детали в общем плане развития компании за счет определения подходов и способов проведения практических мероприятий по каждому конкретному подразделению. Но при этом очень важно, чтобы все функциональные стратегии были взаимоувязаны между собой, а не преследовали узкие цели.

 

Производственная функция предприятия включает в себя все действия, непосредственно связанные с производством товаров или услуг [1]. Используя рис. 3, представим функциональные области организации с целью определения роли и места производственной стратегии предприятия. Производственная сфера занимает исключительное положение, так как интегрирует все другие области, является реальным воплощениемвсех планов организации.

Производственная стратегия — это подсистема корпоративной стратегии, представленная в виде долгосрочной программы конк­ретных действий по созданию и реализации продукта организации; подсистема предусматривает использование и развитие всех произ­водственных мощностей организации в целях достижения стратеги­ческого конкурентного преимущества [7].

 

 


Рис. 3. Функциональные области организации

 

В специальной литературе используют как термин «производственные стратегии предприятия», так и «операционная стратегия». Следует остановиться на терминологии и интерпретации сущности и содержания стратегии развития в производственной сфере предприятия. А. Томпсон [5] при построении стратегической пирамиды иерархию выстраивает в порядке, показанном на рис. 4.

 

 

 

 
 
Рис. 4

 

 


Операционная стратегия определяет принципы управления звеньями организационной структуры (заводами, отделами продаж, центрами распространения) и решение стратегически важных оперативных задач (закупка, управление запасами, ремонт, транспортировка, реклама). Операционные стратегии дополняют и детализируют бизнес-план работы компании и служат основанием стратегической пирамиды. [5, с.83-84]. Этот уровень стратегических планов разрабатывается руководителями среднего звена, и, следовательно, по сути, представляет собой план действий по реализации функциональных стратегических планов (в том числе и производственной стратегии).

Р. Чейз [4] определяет: «Операционная стратегия (Operations Strategy) заключа­ется в разработке общей политики и планов использования ресурсов фирмы, нацеленных на максимально эф­фективную поддержку ее долговременной конкурентной стратегии». Операционная стратегия в совокупности с корпоративной стратегией (Corporate Strategy) охватывает весь спектр деятельности компании и предполагает долго­временный процесс, что призвано обеспечить фирме воз­можность быстро реагировать на любые неизбежные из­менения в будущем. Операционная стратегия выражается в принятии ре­шений, связанных с разработкой производственного про­цесса и инфраструктуры, необходимой для его поддержа­ния. Разработка процесса заключается в выборе подходя­щей технологии, составлении временного графика процесса, определении товарно-материальных запасов, а также способа размещения данного процесса. Решения, связанные с инфраструктурой, касаются систем планиро­вания и управления, способов обеспечения качества и контроля качества, структуры оплаты труда и организации операционной функции компании. Суть в том, что для многих людей термин «производство ассоциируется с образом завода, производственного процесса продукции. В последнее время сфера действия управления производством значительно расширилась. Производственная функция существует не только в производстве или сборочных процессах на промышленном предприятии, производящем товары, но и в таких областях деятельности, как здравоохранение, транспорт, общественное питание, торговля, т.е. в областях, ориентированных на обслуживание. Производственная теория и методология применяются теперь к широкому спектру действий и ситуаций. Такое расширение границ дало области управления производством более широкое название – операционное управление [1]. Операционный менеджмент заключается в эффективном и рациональном управлении любыми операциями, имеющими ключевое значение для клиентов и организации [2].

Производственные возможности любого предприятия можно рассматривать как потенциальные возможности, позволяющие предприятию адаптироваться к изменяющимся запросам клиентов относительно ее продукции и/или услуг. С.А. Попов [7] подчеркивает использование в качестве синонимов термина «произ­водственная стратегия» термины: «производственно-операционная стратегия» и «операционная стратегия».

Таким образом, подводя итог, в исследовании определения сущности и содержания понятия «п роизводственная стратегия предприятия» будем придерживаться следующего определения: «Производственная стратегия»это долгосрочное направление производственного развития предприятия, это конкретная программа действий по созданию и реализации продукции предприятия, базирующаяся на стратегических приоритетах деловой стратегии предприятия и нацеленная на эффективное использование ресурсов предприятия. Производственная стратегия относится к изделиям, процессам, методам и ресурсам производства, качеству, ценам, срокам изготовления и графикам работы. Стратегические решения в сфере производства принимаются по следующим направлениям:

· фокусирование производственных мощностей;

· размещение производства и инфраструктуры;

· использование производственного персонала;

· развитие организации производства;

· управление качеством продукции;

· развитие производственной инфраструктуры;

· организация взаимоотношений с поставщиками и другими партнерами по кооперации;

· управление производством.

Для того чтобы производственная стратегия была эффективной, важно обеспечить ее взаимосвязь с общей стратегией предприятия, т.е. общая и производственная стратегия должны разрабатываться не изолированно, а во взаимосвязи всех аспектов деятельности предприятия.

Для того чтобы увидеть эти взаимосвязи, в табл. 3 рассмотрим сравнение задач предприятия, ее общей стратегии и производственной стратегии.

Для обеспечения эффективности производственной стратегии необходимо ее разрабатывать, базируясь на конкретных планах общей стратегии. Общая стратегия должна учитывать все сильные и слабые стороны производства, а производственная

 

стратегия должна быть сформулирована так, чтобы обеспечить достижение целей организации. Необходимо, чтобы руководители компании работали в контакте со всеми функциональными подразделениями. Проблема в том, что существует разрыв во взаимопонимании между руководителями производства и общим руководством, так как чаще всего производство возглавляют инженеры, хорошо знающие технологию, но при этом, порой, они совершенно забывают о клиентах, маркетинге и финансовых аспектах современного бизнеса. Важно, чтобы руководство компании оценивало текущее размещение производственных мощностей и способность гибко реагировать на изменение целей компании.

Пример. Взяв в качестве приоритетной цели ориентацию на экспорт, руководство текстильного комбината пришло к выводу, что для эффективного экспорта необходимо внести изменения в размещение оборудования. Вместо двух производств (каждое из которых состоит из трех фабрик: прядильной, ткацкой и отделочной) выделить группу единиц оборудования, задействованного на выполнение экспортных заказов, и разместить их в отдельном помещении. Работа потребовала перемещения многих единиц оборудования. В результате предприятие от технологической специализации перешло к предметной специализации, было достигнуто существенное снижение себестоимости и повышение качества [2].

В завершение важно отметить, что производственный менеджер должен четко представлять свою отличительную компетенцию, уметь оценивать производственную стратегию, выявлять приоритеты производственного развития, находить несоответствия в организации производственных процессов, в размещении производственных мощностей или расположении оборудования, в соответствии подготовки производственного персонала, в системах контроля, и по результату комплексного анализа уметь разрабатывать стратегию производственного развития предприятия.

Вопросы для самостоятельной подготовки и проверки

Знаний

1. Дайте развернутое определение сущности и содержания понятия «стратегия».

2. Определите отличительные характеристики общей стратегии и функциональной.

3. Каковы основные задачи операционной стратегии?

4. Есть ли отличия в понятиях «производственная стратегия» и «операционная стратегия»?

5. Какие стратегические решения находятся в компетенции производственного менеджера?

6. Дайте развернутое представление о взаимосвязи общей и производственной стратегии предприятия.

 

Date: 2015-10-21; view: 1097; Нарушение авторских прав; Помощь в написании работы --> СЮДА...



mydocx.ru - 2015-2024 year. (0.006 sec.) Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав - Пожаловаться на публикацию