Главная Случайная страница


Полезное:

Как сделать разговор полезным и приятным Как сделать объемную звезду своими руками Как сделать то, что делать не хочется? Как сделать погремушку Как сделать так чтобы женщины сами знакомились с вами Как сделать идею коммерческой Как сделать хорошую растяжку ног? Как сделать наш разум здоровым? Как сделать, чтобы люди обманывали меньше Вопрос 4. Как сделать так, чтобы вас уважали и ценили? Как сделать лучше себе и другим людям Как сделать свидание интересным?


Категории:

АрхитектураАстрономияБиологияГеографияГеологияИнформатикаИскусствоИсторияКулинарияКультураМаркетингМатематикаМедицинаМенеджментОхрана трудаПравоПроизводствоПсихологияРелигияСоциологияСпортТехникаФизикаФилософияХимияЭкологияЭкономикаЭлектроника






Производственного развития предприятия





Основы формирования производственной стратегии предприятия

 

Введение в проблематику стратегии

производственного развития предприятия

Рассмотрение тенденций и факторов современного развития бизнеса следует начать с осмысления истории развития теорий и концепций управления организацией/бизнесом, что позволит выявить основные проблемы и сформулировать наиболее актуальные направления развития производства. В табл. 1 представлены основные этапы развития производственных концепций и критерии оценки (табл. 1 интерпретирована с использованием материалов [1, 2]).

Таблица 1

Хронология развития подходов к управлению производством

Стратегические подходы совершенствования производственных процессов Временные этапы развития Стадии развития производства Конкурентные преимущества Критерии оценки процесса Источник добавочной стоимости
           
Бюджетный контроль/ Стратегическое планирование   1920-1960 Массовое производство/ Массовый сбыт Издержки Уровень эффективности / Прибыльность и рациональное использование ресурсов Капитал/ мощности

Продолжение табл. 1

           
Стратегическое управление 1960-1990 Постиндустриальное развитие / Ненасыщен-ное производство Качество   Время /скорость реакции Рабочие группы/Информационные системы
1990-1995 Скорость поставок Конкурентоспособность /Гибкость Системы снабжения
Управление бизнес процессами   1995-2000   Динамичное производство Непрерывные улучшения Способность к интеграции / способность создавать ценность для клиентов Информационные технологии/Персонификация
 
Управление предпринимательскими процессами 2000 и далее   Стратегическая динамика Саморазвивающаяся организация/ Фабрика знаний Знания, опыт, ключевые компетенции Глобальные сети /Интеллектуальные системы

 

Исторический аспект рассмотрения проблемы развития стратегий управления производством позволяет выявить некоторые важные особенности. Специалисты отмечают, что после второй мировой войны компании США переживали пе­риод резкого всплеска потребительского спроса, который сдерживался во время войны. В результате, чтобы удовле­творить возросшие потребности населения, американские производители сосредоточились на выпуске больших объ­емов продукции, т.е. так называемый период массового выпуска. В тот же период японские промышлен­ные компании направили свои усилия на повышение ка­чества выпускаемых товаров. Данный пример позволяет сделать вывод, что для обеспе­чения своей конкурентоспособности компании разных стран руководствовались совершенно разными приорите­тами. Сегодня каждая компания (фирма), успешно действующая на рынке, признает, что ее способ­ность успешно конкурировать на рынке в огром­ной степени зависит от того, насколько правильно выбрана ее общая деловая стратегия, насколько правильно разработана производственная стратегия и насколько она соответст­вует миссии обслуживания потребителей.

В настоящее время действует ряд факторов, которые оказывают существенное влияние на развитие бизнеса в целом и на выбор стратегии развития предприятия. Очевидно, что глобализация бизнеса является базовым фактором, так как расширение границ компаний и перемещение бизнеса за пределы национальных границ меняет идеологию и логику как бизнеса, так и организации производства. Суть процессов глобализации заключается в открытости «новой» экономики, во взаимозависимости поставок сырья и материалов и рынков продукции, что в результате, с одной стороны, усиливает конкуренцию, а с другой – способствует повышению эффективности производства за счет разделения труда, увеличения экономии на масштабах производства и снижении издержек на основе рационализации размещения производств.

Рассмотрим проявления глобализации:

1. Глобализация создает единую сеть в сфере экономики, глобальные предприятия перемещают производственные мощности. Следствием глобализации становится формирование предприятия с расширенной и переменной сетевой структурой. Отличительными признаками такой организационной структуры являются следующие: на головном предприятии сосредоточены важнейшие ресурсы и накапливаются знания; менее значимые процессы и компоненты выводятся «наружу» и доверяются поставщикам, подрядчикам и прочим внешним партнерам; создается переменная, настраиваемая на внешнюю среду структура.

Проблемы в сфере управления производством: выбор ключевых компетенций и производственных приоритетов; фокусирование производственных мощностей; стратегия размещения производственных мощностей; стратегия выбора географического расположения предприятий; выбор поставщиков, подрядчиков, партнеров; оптимизация планирования производственных мощностей.

2. Глобализация способствует выстраиванию бизнеса на основе целесообразности распределения ресурсов, в результате предприятие предстает в виде автономных модульных структур, позволяющих выстраивать бизнес, непосредственно приближаясь к ресурсам, сосредотачивать конкурентные преимущества, выделяя вспомогательные процессы.

Проблемы в сфере управления производством: баланс производственных мощностей; стратегия размещения производственных мощностей; стратегия выбора «производить или приобретать»; оценка географического расположения ресурсов предприятия; оптимизация планирования производственных мощностей.

3. Интернационализация бизнеса. Слияние предприятий является выражением конкуренции, адаптацией к международным масштабам. Рост транснациональных компаний формирует принципиально новую культуру организации: многонациональная культура сотрудников; размытые «прозрачные границы» для проникновения новых ценностей и установок; дистанционные команды сотрудников; интеграция национальных различий и особенностей. Интернационализациякомпаниипредполагает выбор способа продвижения продукции, а именно: посредством агентской сети, создания торгового представительства, создания производства за границей. Интернациональная компания должна учитывать национальные особенности и географическое расположение ресурсов, законодательные и экологические нормы; разнообразие культуры потребления и организации производственных процессов, особенности национальной рабочей силы и уровень ее подготовки и т.д.

Проблемы в сфере управления производством: стратегия размещения производственных мощностей; стратегия выбора географического расположения предприятий; выбор поставщиков, подрядчиков, партнеров; стратегия размещения производства и инфраструктур; стратегия подготовки производственного персонала.

4. Мобильными и гибкими становятся рынки труда.Происходят существенные изменения в структуре рабочей силы не только за счет роста миграции рабочей силы, и в этом плане работодатель имеет дело не только с мультинациональной рабочей силой, а и с демографическим изменением показателей рабочей силы, имя в виду: рост доли работающих женщин; рост продолжительности работоспособного возраста; изменения в уровне образования и профессиональной подготовке по категориям рабочей силы. Появляется категории персонала – экспатрианты, персонал живущий и работающей за границей в течение длительного времени. Важным фактором перемещения производств и подразделений, является оценка степени развития кадровых ресурсов, имея в виду квалификационный аспект подготовки по региону.

Проблемы в сфере управления производством: стратегия использования производственного персонала (на региональном уровне); стратегия размещения производственных мощностей в соответствии с ресурсным обеспечением.

5. Развитие новых технологий и Internet технологий усиливают эффект глобализации. Принципиальное значение для развития имеют новые технологии и их многообразное применение в телекоммуникационных процессах. Информационные технологии и глобальный рынок фактически меняют отношения в цепочке «поставщик – клиент». Информационная прозрачность и доступ к любым видам коммуникационных сетей ставят клиента в привилегированное положение, переориентируя производство с безликого потребителя на персонализируемый выпуск под конкретного заказчика. Новые технологии создают возможности создавать не только новые продукты, но и более качественные, более дешевые, усиливают эффект обучаемости, вносят изменения в производственные мощности, каналы распределения, логистику. Информационные технологии проникают непосредственно в процесс производства, сокращая производственный цикл, а также количество производственных рабочих и управленческий персонал. Активно развивается процесс даунсайзинга (downsizing), или процесс снижения численности работников для достижения эффективности функционирования, этот процесс называют райтсайзигом (rightsizing) – оптимизация размера [3]. Интернет и новые информационные технологии создают условия для формирования новых способов использования продукции, появляются новые способы продвижения и продажи товаров, новые виды сервисных услуг, новые средства размещения и доставки информации. Информационная технология делает новые виды бизнеса технологически осуществимыми.

Проблемы в сфере управления производством: выбор ключевых компетенций и производственных приоритетов; фокусирование производственных мощностей; стратегия подготовки производственного персонала; стратегия подготовки производственного персонала; стратегия оптимизации производственных мощностей, стратегии выбора технических и технологических решений для обеспечения производственных процессов; стратегические решения в сфере логистики.

6. Сокращается время распространения прогрессивных технологий (ноу-хау). Распространение передовых технологических процессов и новых идей увеличивается с появлением глобальных компаний и появлением открытого «безграничного» информационного пространства. Конкуренция и скорость изменений в сфере производства растет. Телекоммуникации, автомобилестроение, производство компьютеров – это те отрасли, которые наглядно демонстрируют проявление глобализации.

Проблемы в сфере управления производством: стратегии размещения и оптимизации производственных мощностей; стратегия подготовки производственного персонала; стратегия технического перевооружения.

7. Экологические проблемы приобретают первостепенное значение. Контроль над загрязнением окружающей среды, переработкой отходов – являются ключевыми проблемами производственного менеджера. Законы и постановления, регулирующие эти вопросы, становятся все более многочисленными и сложными, а штрафы и наказания за несоблюдение экологических норм могут быть очень суровыми. Конечно, все это обременительно для некоторых отраслей промышленности, однако общество очень выигрывает от чистого воздуха, воды и более благополучной экологической ситуации в целом [1]. Регулирующие нормы по использованию и переработке отходов выстраивают ряд требований как технологического, природоохранного характера, так и экономического, что, с одной стороны, создает определенные барьеры, а с другой – дает импульс для развития новых технологий, производств, создания рабочих мест и новых направлений в бизнесе, значительно повышаются возможности предприятий, специализирующихся на рециклизации и переработке отходов производства.

Проблемы в сфере управления производством: стратегии организации безотходных и экологически чистых производств; стратегии развития и размещения производственных мощностей; обучение производственного персонала; стратегии создания новых производств.

Таким образом, все современные процессы, связанные с изменением конкурентной среды так или иначе затрагивают в большей степени аспекты производства, технологий, процессов, рабочей силы, территорий, информационные технологии, чем категории «товара», «продукта».

 

Специалисты отмечают, в течение долгих лет компании не уделяли должного внимания стратегиям в про­изводственной сфере (или операционным процессам - Operating Processes). Как правило, относительно производственных стратегий предприятия ограничивались сокращением издержек производства и стремлением максимально эффективно использовать рабочую силу. Такая стратегия разрабатыва­лась на уровне тактических решений, и обычно этим за­нимались инженеры, ориентированные на техническую сторону дела. Крайне мало внимания уделялось тому, на­сколько процессы, в результате которых фирмой создает­ся продукция и услуги, соответствуют ее стратегии.

В 70-е и 80-е годы в этой области возникли принципиально новые тенденции. В этот период в основных производственных отраслях, таких как автомобилестроение, выпуск мотоциклов, бытовой техники и практически всей бытовой электроники, нача­ли доминировать преимущественно японские производи­тели, и менеджеры всерьез задумались о причинах их ус­пеха. Как выяснилось, в большинстве случаев они заклю­чались в высочайшей эффективности производства, в результате чего быстрыми темпами производились товары отличного качества. Японские фирмы не только выпуска­ли высококачественную продукцию, но еще и научились быстро выводить ее на рынки сбыта, избегая при этом проблем стартового периода, типичных для любого про­изводителя. Такие компании — производители мирового класса – создали новые критерии по качеству и производи­тельности, а производственные процессы вышли на первый план как основ­ное оружие конкурентной борьбы, необходимое для дос­тижения успеха в глобальном масштабе. Осознав это, менеджеры из западных стран поняли, что для восстановления своего главенствующего положе­ния необходимы принципиальные перемены. Необходимо было сделать производственные стратегии неотъемлемой частью корпора­тивной стратегии фирмы, которая, в свою очередь, долж­на была научиться максимально быстро и точно реагиро­вать на изменение потребностей своих покупателей. Производственная стратегия перестает быть синонимом мак­симального снижения издержек производства [4].

Производственная (операционная) стратегия предлагает принципиально новый подход к проблемам, связанным с операциями (производственными процессами), а также ряд новых концепций и методов. Этот подход каса­ется общего контекста, в котором принимаются решения, согласно которому, наряду с общей стратегией фирмы, учитываются потребности покупателей. Для поддержки такого нового подхода были разработаны новые инстру­менты и концепции, такие как всеобщее управление ка­чеством, так называемое ненасыщенное производство (Lean Manufacturing), и обновление процесса. Скудное производство – система, использующая минимальное количество ресурсов для производства большого объема высококачественной и разнообразной продукции [1]. Для этого производства требуется меньшее, чем в массовом производстве, производственное пространство, меньшие материальные запасы и меньший штат персонала. В скудном производстве используют гибкое оборудование и высококвалифицированный производственный персонал.

Компании, в 90-х годах преуспевшие во внедрении описанных выше преобразований, сегодня являются лидерами рынков сбыта. Несомненно, немаловажную роль в этом успехе сыграл их огромный опыт в маркетинге и общая финансовая ситуация, однако решающим оружием в кон­курентной борьбе стало резкое повышение внимания к операционным процессам. Каждая фирма, считающаяся сегодня произво­дителем мирового класса, признает, что ее способ­ность успешно конкурировать на рынке в огром­ной степени зависит от того, насколько правильно разрабо­тана ее операционная стратегия и насколько она соответст­вует миссии обслуживания потребителей [4].

Анализируя деятельность российских предприятий, следует выделить, что на первых этапах перехода к рыночной экономики внимание специалистов было сконцентрировано на развитии маркетинга, формировании маркетинговых стратегий, так как основная проблема адаптации отечественных предприятий – научиться продвигать и продавать продукцию в условиях конкуренции. За последние 10 лет произошло осознание необходимости производить то, что требует рынок, то, за что готов платить потребитель. Анализ сайтов наиболее эффективных компаний позволяет сделать вывод, что российские предприятия четко формулируют деловую бизнес-стратегию, миссию и преимущества. Однако на практике существует проблема согласования общей стратегии и функциональных стратегий предприятия, недостаточного внимания производственной стратегии, существует «скрытое и открытое» противостояние производства и маркетинга.

В последнее время лидирующие российские предприятия стремятся по своим характеристикам приблизиться к компаниям мирового уровня. Меняются общепринятые модели производства в отраслях. Например, крупные заводы по производству полупроводников уступают место мелким, подвижным, с современными технологиями, которые способны быстро реагировать на инновации разработчиков. Автомобильные компании от огромных комплексных сборочных заводов переходят к более экономичным производствам, которые строятся на партнерских и субподрядных отношениях. Развивается аутсорсинг(outsourcing), т.е. процесс, связанный с освобождением от непрофильных производств, продажей активов и концентрацией усилий на основных перспективных видах деятельности. Предприятия передают в аутсорсинг любую часть цепочки (проектирование, закупки, сбыт, маркетинг, сборка, ремонт и техническое обслуживание и т.д.), в фокусе бизнеса остаются ключевые компетенции. По оценкам разных источников, компании, использующие аутсорсинг, снижают издержки на 50-70%, при этом качество выполняемых работ повышается на 40 и более процентов.

Производственно-технологическая структура существует не сама по себе, она должна соответствовать целям бизнеса компании. Собственно планирование и размещение станков и оборудования нередко определяет 60-80% себестоимости продукции [2]. Основные производственные фонды большинства российских предприятий устаревшие, а их планировка не соответствует требованиям оптимальной организации производства и эффективности использования производственных мощностей. В тоже время в России заметна динамика развития среднего и малого бизнеса в промышленной сфере, который формирует новые производственные структуры, и поэтому актуальность сочетания деловой стратегии бизнеса и производственной стратегии предприятия становится все более очевидной.

 

Вопросы для самостоятельной подготовки и проверки

Знаний

1. Охарактеризуйте эволюцию концепций и подходов в производственном развитии.

2. Дайте представление о сущности глобальных тенденций в развитии бизнеса.

3. Как процесс глобализации в экономике влияет на производственные стратегии предприятия?

4. Обоснуйте актуальность производственной стратегии предприятия.

5. Выделите ключевые проблемы дисциплины «производственные стратегии предприятия».

 

Date: 2015-10-21; view: 665; Нарушение авторских прав; Помощь в написании работы --> СЮДА...



mydocx.ru - 2015-2024 year. (0.005 sec.) Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав - Пожаловаться на публикацию