Полезное:
Как сделать разговор полезным и приятным
Как сделать объемную звезду своими руками
Как сделать то, что делать не хочется?
Как сделать погремушку
Как сделать так чтобы женщины сами знакомились с вами
Как сделать идею коммерческой
Как сделать хорошую растяжку ног?
Как сделать наш разум здоровым?
Как сделать, чтобы люди обманывали меньше
Вопрос 4. Как сделать так, чтобы вас уважали и ценили?
Как сделать лучше себе и другим людям
Как сделать свидание интересным?
Категории:
АрхитектураАстрономияБиологияГеографияГеологияИнформатикаИскусствоИсторияКулинарияКультураМаркетингМатематикаМедицинаМенеджментОхрана трудаПравоПроизводствоПсихологияРелигияСоциологияСпортТехникаФизикаФилософияХимияЭкологияЭкономикаЭлектроника
|
МощностейИменно производственная стратегия может обеспечить производительное конкурентоспособное производство. Производительность (Productivity) — это наиболее общий критерий эффективности использования страной, отраслью промышленности или предприятием своих ресурсов (или факторов производства); обычно выражается отношением выхода продукции к затратам [2,4]. Производственный менеджер ответственен за достижение производительности. Производительность представляет собой относительный показатель, которыйможет быть выражен отношением: Производительность = Суммарный выход / Суммарный вход или выпуск / затраты. На «входе» используют показатели: объем продаж/ выпуска; объемы продаж в натуральных единицах; объем дохода. На «выходе»: затраты труда в чел/час; затраты материалов; затраты капиталов и т.д. Чтобы повысить производительность компании, необходимо стремиться к наибольшему увеличению этого соотношения. Оценка по данному показателю производится путем сравнения по динамике изменения во времени (сопоставление с плановыми показателями, динамика изменений) или при сравнении равнозначных объектов (сравнение с конкурентами). Норма производительности может быть вычислена для отдельного производственного процесса, производственного отдела, предприятия в целом. Производительность можно выразить в виде частных (неполная производительность), многофакторных показателей (мультифакторная) и общего показателя. При определении коэффициента соотношения "выхода" и какого-либо отдельного ресурса на "входе", может быть получен частный показатель производительности. При определении соотношения "выход" и определенной группы ресурсов на "входе" (но не всех), получим многофакторный показатель производительности. При определении коэффициента соотношения суммарного "выхода" к сумме "входов" получается общий показатель производительности, который можно использовать для описания производительности организации в целом или даже всего государства. Например, производственного менеджера может интересовать общий объем единиц продукции, выпущенный его компанией, а технического директора — общий объем производства. Такой анализ показателей производительности обеспечивает анализ деятельности компании на любом уровне управления, на котором оценивается достижение различных целей. Показатели, используемые для расчета производительности представлены в табл. 4. Таблица 4 Показатели расчета производительности
Продолжение табл. 4
Специалисты подчеркивают трудности точного измерения общих показателей производительности. На производительность влияют многие факторы: технология, оборудование, методы работы, качество и организация управления и т.д. Установление критериев производительности на всех уровнях и для всех процессов, контроль за производительностью может способствовать повышению эффективности и конкурентоспособности предприятия. «Представьте на время верхнюю границу производительности, которая составляет сумму всех существующих лучших методов организации производственных работ в любой конкретный момент... Граница производительности может применяться к отдельному виду деятельности, к группе связанных видов деятельности по обработке и производству продукта и к общей деятельности компании. Увеличивая операционную эффективность, компания приближается к указанной границе. Это может потребовать капиталовложений, привлечения различного персонала или просто новых способов управления. Граница сдвигается наружу по мере развития новых технологий и подходов к менеджменту, а также по мере того, как становятся доступны новые мощности»[8, с. 52]. Производительность тесно связана с возможностями производственной мощности предприятия.
В сложившейся терминологии стратегического менеджмента слово "capacity" (мощность) может иметь значения "способность владеть, получать, хранить или приспосабливать". Понятие мощность чаще всего рассматривается, как объем вывода продукции (или услуг), которого способно достичь предприятие в определенный период времени. В сервисной сфере это может быть количество клиентов, обслуживаемых, например, между 12 и 13 часами; в производственной отрасли — количество автомобилей, выпущенных за одну рабочую смену. Например, предприятие, производящее широкий ассортимент продукции, при конкретных ресурсах неизбежно будет выпускать одни виды изделий в большем объеме, чем другие. Скажем, автомобилестроительный завод выпускает 50 тысяч двухдверных моделей или 40 тысяч четырехдверных автомобилей (либо в другой комбинации). В отечественной терминологии производственная мощность определяется как максимально возможный выпуск продукции за определенный период времени в заданной номенклатуре и количественных соотношениях при полном использовании производственного оборудования и площадей [10]. Производственная мощность измеряется как в натуральных показателях, так и в стоимостном выражении. Исходные данные для расчета производственной мощности: · Номенклатура продукции · Объем производства каждого вида продукции · Трудоемкость изготовления единицы каждого вида продукции · Количество установленного оборудования каждого вида · Эффективный фонд времени работы оборудования · Проектируемый ввод или сокращение оборудования · Меры по сбалансированию производственной мощности. Иерархия производственных мощностей: корпорация à предприятие à цех à участок à оборудование. Определяется по мощности ведущего цеха, участков, оборудования, пропускной способности. Термин производственная мощность подразумевает достижимую норму выработки. Например, 300 автомобилей в день, но данная оценка ничего не говорит о том, как производятся эти 300 машин — каждый день или это средний за год показатель производительности завода. Широко применяют понятие «наилучшего оперативного уровня», в России применяли термины «проектная мощность», «максимальная мощность», «входная и выходная мощность». Это уровень производственной мощности, на который был изначально спроектирован производственный процесс, а следовательно, и объем производства (выхода продукции), при котором средняя стоимость единицы продукции минимальна. Определение этого минимума представляет собой сложную задачу, поскольку в ходе ее решения необходимо учитывать соотношение между распределением постоянных накладных расходов и стоимостью сверхурочных работ, степенью износа оборудования, уровнем брака и другими издержками. Могут быть рассчитаны следующие показатели [1]: 1. Проектная мощность: максимальный объем выпуска, которого может достигнуть предприятие. 2. Эффективная мощность: максимально возможный объем выпуска с учетом видов продукции, рабочих графиков, эксплуатации оборудования, факторов качества и т.д. 3. Реальный выпуск: действительный объем выпуска. Он не может превышать эффективную мощность, так как отражает реальные факторы - поломка оборудования, процент брака, нехватка материалов, нарушения графиков работы. Важным показателем является также коэффициент использования производственных мощностей (Capacity Utilization Rale), отражающий, насколько близка фирма к наилучшему оперативному уровню (т.е. к изначальнозапланированной мощности) [4]:
Коэффициент использования производственной мощности представляется процентным соотношением, и поэтому числитель и знаменатель должны быть выражены в одних и тех же единицах и относиться к одному и тому же периоду времени (машинное время/в день, баррелей нефти/в день, продукции в долларах/в день).
При определении производственных мощностей с точки зрения стратегического менеджмента во внимание принимается также их временной аспект. Следовательно, различают долгосрочное (перспективное), среднесрочное и краткосрочное (текущее) планирование загрузки мощностей. Долгосрочное планирование — с периодом планирования свыше одного года. К такому планированию обращаются в тех случаях, когда на приобретение производственных ресурсов или на их реализацию требуется продолжительное время, т.е. когда речь идет о таких ресурсах, как здания, оборудование, производственные помещения и т.д. Долгосрочным планированием загрузки мощностей должны заниматься руководители высшего звена и они же должны утверждать составленный план. Среднесрочное планирование — обычно это месячные или квартальные планы. В данном случае производственную мощность можно варьировать, принимая дополнительную рабочую силу, приобретая новые инструменты, закупая оборудование в незначительных объемах и заключая субконтракты. Краткосрочное планирование — меньше одного месяца. Эта процедура предусматривает процесс составления графиков на день или на неделю и заключается в корректировке производственного процесса для устранения разницы между запланированными и реально достигаемыми результатами этого процесса. В данном случае манипулируют временем сверхурочной работы, перемещают персонал с одной операции на другую и отыскивают альтернативные технологические маршруты. Например, распределение ответственности в компании может быть следующим: Вице-президент компании по производственным вопросам занимается проблемами общей мощности всех предприятий фирмы, и его главная задача заключается в оценке и обеспечении финансовых ресурсов, необходимых для поддержания производственных ресурсов в нормальном состоянии. Директор отдельного предприятия компании занимается проблемами производственных мощностей своего завода и фабрики. В данном случае принимаются решения относительно наиболее эффективных вариантов использования этих мощностей для удовлетворения прогнозируемого спроса на выпускаемую заводом или фабрикой продукцию. В силу того, что кратковременный спрос на протяжении года часто значительно превышает наличные мощности, директор предприятия должен уметь определить, когда и какой объем товарно-материальных запасов ему необходимо создать с учетом этих пиковых периодов. На низшем уровне руководство занимается вопросами загрузки оборудования и рабочей силы в своем цеху или подразделении. Такие специалисты разрабатывают подробные календарные графики работы для упорядочения потока операций на протяжении дня. Таким образом, производственный менеджер должен знать, какое количество продукции способно изготовить предприятие с учетом наличных ресурсов (т.е. имеющихся в данный момент оборудования и рабочей силы), а также какой ассортимент продукции можно произвести при данных ресурсах Цель стратегического планирования производственных мощностей (Strategic Capacity Planning) заключается в обеспечении методов определения такого общего уровня мощности капиталоемких ресурсов — производственных помещений, оборудования и совокупного объема рабочей силы, который наилучшим образом поддерживал бы долговременную конкурентную стратегию компании. Выбранный уровень производственной мощности оказывает огромное влияние на способность фирмы реагировать на действия конкурентов, на структуру ее издержек, на политику управления запасами и на необходимость организации эффективной работы управленческого персонала и всего штата. Если мощность неадекватна, компания может потерять клиентов из-за медленного обслуживания, либо позволит конкурентам выйти на рынок сбыта. Если производственная (илисервисная) мощность избыточна, вполне возможно, что компании, чтобы остаться в бизнесе и стимулировать спрос на свою продукцию, придется либо снизить цены на свою продукцию (или услуги), либо только частично использовать трудовые ресурсы, либо создавать чрезмерно большие товарно-материальные запасы, либо осваивать дополнительную, менее доходную продукцию. Самый первый шаг в планировании производственного процесса — это решить: самим производить или покупать часть продукта или весь продукт (или же нанять субподрядчика для производства части услуг или полностью всей услуги). Производитель может решить, что лучше закупить определенные части, чем производить их; иногда все комплектующие закупаются, а производитель лишь осуществляет сборку изделия. Многие фирмы заключают контракт на ремонтные услуги или обслуживание оборудования. В решении по производству или закупкам обычно учитывается ряд факторов: 1. Имеющиеся мощности. Если у организации имеются достаточные мощности, то разумнее самим производить комплектующие. 2. Специальные знания. Если фирме недостает опыта и квалификации для качественного выполнения работы, то разумной альтернативой будет закупка. 3. Факторы качества. Предприятия узкой специализации обычно могут предложить более высокое качество, чем может обеспечить сама организация. И наоборот, специальные требования к качеству или способность самостоятельно контролировать качество могут позволить компании полностью выполнять все работы. 4. Природа спроса. Когда спрос на изделие высок и стабилен, то для организации бывает выгоднее выполнять работу самой. Однако при больших колебаниях спроса или малом объеме заказов обычно бывает лучше приобретать на стороне, т.к. поставщик обладает заказами от различных потребителей и компенсирует колебания спроса объемами выпуска. 5. Расходы. Л юбая экономия затрат за счет закупок или производства должна соотноситься с предшествующими факторами. Экономия затрат может происходить из самого изделия или из экономии на транспортных расходах. В некоторых случаях компания может принять решение выполнять часть работы самостоятельно, а оставшуюся часть передать субподрядчику, чтобы сохранить гибкость своего производства и предотвратить возможную потерю подрядчика. При решении проблемы «производить или покупать» важное значение имеет связь между производством и маркетингом. С помощью заказов потребителей, демографического анализа и прогнозов маркетинг может представлять жизненно важную информацию для определения требований по мощности как для долгосрочного, так и для краткосрочного планирования. При стратегическом планировании производственных мощностей выделяют два ключевых фактора: гибкость и сбалансированность. Долгосрочная природа решений по производственным мощностям неизбежно формирует определенные риски, и в данном случае специалисты подчеркивают потенциальные преимущества от разработки гибких систем. Например, проект системы, изначально предусматривающий возможность будущего расширения производства, обойдется в большинстве случаев гораздо дешевле, чем перестройка уже существующей структуры, которая не предусматривала подобной возможности. Другие элементы гибкого проекта касаются размещения оборудования, выбора места под производство, производственного планирования, составления рабочих графиков, политики в области производственных ресурсов. Понятие гибкость производственных мощностей (Capacity Flexibility)означает способность предприятия быстро увеличивать или уменьшать объем производства либо переводить мощности с выпуска одной продукции или предоставления услуги на выпуск других товаров или предложение других услуг. Такая гибкость достигается благодаря гибкости самих предприятий, технологических процессов и рабочей силы, а также вследствие реализации стратегий, в соответствии с которыми компания может использовать мощности других организаций. На абсолютно сбалансированном предприятии выход продукции с первой производственной стадии точно соответствует возможностям производственных ресурсов второй стадии, которая, в свою очередь, дает объем продукции, оптимальный для третьей стадии, и т.д. Однако на практике такие "совершенные"' проекты невозможны, да и не нужны. Одной из причин этого является то, что для разных стадий, как правило, характерны разные наилучшие оперативные уровни. Например, цех № I может работать эффективнее всего, выпуская 90—110 единиц продукции в месяц, в то время как цех № 2, который является следующей стадией технологического процесса, наиболее эффективен при выпуске 75—80 изделий, а цех № 3, т.е. третья стадия процесса, работает с наилучшими показателями при производстве 150—200 единиц продукции ежемесячно. На сбалансированность производственных мощностей оказывают влияние колебания спроса на продукцию и изменения в технологических процессах, исключение могут составлять автоматизированные производственные линии, которые, по сути, представляют собой не что иное, как один большой станок. Существует несколько способов борьбы с несбалансированностью системы: Ø Повышение производственной мощности тех стадий, которые выступают "узкими местами". Это достигается с помощью временных мер, таких как составление графиков сверхурочных работ, долгосрочная аренда оборудования или привлечение дополнительных мощностей путем заключения контрактов с субподрядчиками. Ø Возможно решение проблемы за счет создания резервных товарно-материальных запасов, гарантирующих бесперебойный выход продукции, т.е. путем метода синхронизации производств. Ø Выявление товаров (услуг) с взаимодополняющими структурами спроса, т.е. которые уравновешивают друг друга. Например, спрос на обычные и водные лыжи является взаимодополняющим — спрос на обычные лыжи растет осенью и зимой, а на водные — весной и летом.
В стратегическом планировании производственных мощностей одно из ключевых решений - это специализация или фокусирование мощностей. Специализация и оптимизация производственных мощностей зависят от многих факторов. Например, мощности могут быть сфокусированы по географическому признаку, по группам продуктов или фактору технологии, по объему производства, в зависимости от стадии жизненного цикла продукта и т.д. Конкретные стратегические решения по фокусированию должны приниматься с учетом специфики данного производства и особенностей конкретной бизнес – ситуации. Суть концепции фокусирования производства заключается в том, что предприятия работают с наибольшей эффективностью в том случае,если они нацелены на выполнение ограниченного количества конкретных производственных задач. Это означает, например, что ни одна фирма не может рассчитывать на то, что одновременно достигнет наивысших результатов по всем показателям эффективности производства: себестоимость, качество продукции, гибкость производства, частота освоения новой продукции, надежность продукции, время подготовки новой продукции к выпуску, размеры капиталовложений и т.д. Наиболее известны работы по проблеме фокусирования производственных мощностей профессора Гарвардской бизнес - школы, Викхэма Скиннера (Wickham Skinner), автора концепции “фокусированной фабрики” (‘focused factory’). Скиннер считает, что бизнес должен установить однородный и последовательный комплекс норм и правил для разнообразных элементов своих операций, который будет отвечать не только требованиям производственного процесса, но и требованиям маркетинга. Для того чтобы нормы и правила были согласованными и последовательными, необходимо признать наличие естественных противоречий и компромиссов. От производства требуют гнаться сразу за такими “зайцами”, как низкая себестоимость, высокая скорость и надежность поставки, высокое качество и гибкость. Единое производство, утверждает Скиннер, не способно продемонстрировать наивысшие результаты по всем параметрам одновременно. Напротив, каждая компания должна выбратьограниченное число задач, выполнение которых наилучшим образом способствовало бы реализации ее основных корпоративных целей. Скиннер утверждает [11], что хорошо сконцентрированное предприятие отличается своим вниманием к пяти ключевым параметрам производственных операций. Эти параметры представляют собой удобное средство анализа и оценки состояния любых операций, осуществляемых производством. Это: Ø возраст и разнообразие используемых производственных технологий; Ø тип и спектр требований, предъявляемых рынком; Ø ассортимент и объемы производимых продуктов/услуг; Ø единообразие и распространенность используемых стандартов качества; Ø спектр “основных задач”, решаемых производством. Концепция фокусирования мощностей (Capacity Focus) на практике часто реализуется через так называемый механизм "завод в заводе" (Plant Within Plant — PWP) по терминологии, предложенной В. Скиннером (Wickham Skinner). Сфокусированное предприятие может включать в себя несколько таких PWP, каждый из которых имеет отдельную организационную структуру, оборудование и политику использования технологического процесса и управления рабочей силой, методы производственного контроля и так же для каждой отдельной продукции, даже если эта продукция производится под одной крышей. Простота и однородность производственных систем способствует повышению конкурентного положения фирмы на рынке. В условиях, когда конкретное производство вынуждено разрешать конфликты между множеством противоречивых параметров или обслуживаемых рынков, Скиннер предлагает систему “завод-в-заводе”, в которой существующее производство разделяется как организационно, так и физически. Такой подход, по сути, позволяет находить оптимальный уровень функционирования каждого подразделения (цеха) организации и, таким образом, переносит концепцию фокусирования мощностей на операционный уровень [4,11].
Вопросы для самостоятельной подготовки и проверки Знаний 1. Что такое производительность, почему важна эта категория для предприятия? 2. Кто отвечает за достижение производительности на предприятии? 3. Назовите факторы, влияющие на производительность. 4. Объясните важность понятия «производственные мощности». 5. Какие существуют способы определения производственной мощности? 6. Какие факторы влияют на эффективность производственных мощностей? 7. Какое значение имеет гибкость производственных мощностей? Всегда ли необходимо иметь оборудование, обеспечивающее гибкость? 8. В чем суть стратегического планирования производственных мощностей? 9. В чем суть сбалансированности мощностей? 10. Какое влияние оказывает сезонность спроса? Приведите примеры сезонности спроса. 11. Сравните проектную и эффективную мощность. 12. Каким образом решения по производственной мощности влияют на производительность? 13. Что означает фокусирование мощностей?
|